Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 344
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
спиной рисунок и нарисовать то же самое на спине того, кто сидит перед ним. И так
далее. Когда картинка «дойдет» до участника, сидящего во главе паровозика, он должен
будет взять лист и нарисовать тот рисунок, который до него дошел. Для рисования на
спине вы можете использовать только указательный палец. Рисовать вам нужно очень
тщательно и быстро, потому что группа, которая первой решит задачу, побеждает.
Предпочтение отдается той команде, у которой рисунок хоть как-то совпадает с из-
начальным. Например, если команда закончила раунд раньше, но при этом их рисунок
далек от изначального, а другая команда была медленнее, но рисунок имеет что-то
общее с изначальным, то победа будет за второй командой. После каждого раунда я буду
объявлять счет. После этого участник, сидевший во главе паровозика (тот, кто рису-
ет окончательный рисунок на бумаге), садится в его конец, а все остальные сдвигаются
на одно место вперед. И все повторяется. Понятно? Тогда начали!
Постарайтесь сделать так, чтобы сначала были не слишком сложные рисунки: дом, цветок в вазе, дерево. Потом можно усложнить их и предоставить рисунки по темам предыдущих тренингов, например, знак «Курение запрещено» – перечеркнутая сигарета.
В конце объявляется победитель.
Анализ упражнения:
Легко ли тебе было «видеть» картины спиной?
Почему возникали ошибки?
Ты был доволен своей командой?
Хорошо ли понимал твой партнер нарисованные тобой картины?
Прислушиваться к себе не так-то просто, этому надо учиться, это надо тренировать
в себе. Это упражнение показало вам ваши ощущения, а ваши ощущения вызывают
ваши эмоции. Старайтесь понимать свои ощущения и тогда вы поймете, что ощуща-
ют другие.
А теперь вопросы «на засыпку»: (обсудите в кругу)
Почему так важно понимать, что мы чувствуем?
Для чего нужны эмоции?
Поддержите всех отвечающих, а потом сами дополните, если понадобится:
Эмоции позволяют (это надо пересказать участникам и особенно остановиться на послед- нем пункте):
разряжать напряженную для нас ситуацию (покричали, поплакали, и легче стало);
z предвосхищать ситуацию (ожидать и предполагать). От этого жизнь становится насы- z
щенной, яркой, красочной, интересной. Помните цитату, которую мы упоминали в начале нашего занятия: «Полнота жизни определяется по одному единственному критерию: сколько чувств в этой самой жизни»?
искать смыслы нашей жизни, нашей деятельности. Благодаря чувствам, мы понимаем, z
что для нас наиболее значимо;
оценивать ситуацию. Эмоции могут выступать в роли аварийного сигнала, который мо- z
жет нас предупредить и дать определенное преимущество в разрешении конфликтных ситуаций. Благодаря эмоциям, нам легче понять, как мы на самом деле относимся к той или иной ситуации. Конечно, иногда бывает трудно поступить так, как мы чувствуем: ска- зать «нет», уйти и т.д., мы боимся показаться слабаками или «упасть в грязь лицом» (на- пример, в случае, когда нас берут на «слабо», предлагая наркотик, алкоголь, сигарету).
Но очень важно сделать первый шаг – осознать свои эмоции в такой ситуации и понять свое истинное отношение к ней.
61
Эмоции
На последнем пункте мы остановимся более подробно.
Положите в пакет или коробку какой-нибудь предмет, например, ручку или печенье. По- ложите так, чтобы через пакет этот предмет не прощупывался и не просматривался, но так, чтобы его можно было быстро и просто достать и посмотреть.
Устройте, например, 5-минутный перерыв, во время которого разыграйте с напарником сценку между собой, как будто вы готовитесь к следующему занятию или какой-либо другой сюжет. При этом участники группы должны вас слышать – это очень важно.
— А что это такое?
— Лучше не смотри, кошмар, тут не только здоровье потерять можно… Лучше даже
не смотреть. У меня один раз посмотрели... Лучше, в общем, не смотреть. Ну ладно,
пойдем пока, раз перерыв у нас. Мы сейчас... Одну минуточку, мы скоро придем.
Выйдите секунд на 40 или 60 из помещения. Если кто-то из группы во время вашего диалога спросит, что в пакете, не отвечайте. Изобразите, что заняты, и все равно выйдите.
После этого вернитесь в аудиторию и спросите:
Ну что, теперь ответьте мне, кто туда все же посмотрел?
Обычно все уже видели, что там лежит.
Итак, давайте разберемся, что же вами двигало? Ведь я предупредил(а), что там
страшная и опасная вещь.
Признайтесь, кто первый посмотрел?
Обсудите, по каким причинам люди поступают так, а не иначе. Что вынуждает их рисковать своим здоровьем?
В любом случае, не всегда следует идти на поводу у своего любопытства.
Итак, подведу итог всему занятию:
Эмоции можно сравнить с предупреждающими знаками в правилах дорожного движе-
Упражнение-провокация
«Коробочка»
62
ния, например, «Опасный поворот», «Крутой спуск», «Сужение дороги». Они ничего не
запрещают, просто предупреждают о том, что нужно быть внимательными. Так и
эмоции. Они сигналят нам: будь внимателен! Пойми, как ты на самом деле относишь-
ся к этой ситуации! Понял? Тогда можно переходить к принятию решения. И здесь
уже нельзя полагаться исключительно на эмоции. Они плохой советчик, если нужно,
взвесив все «за» и против», найти выход. Эмоции хороши, когда ты ими управляешь, а
не они – тобой.
Завершите занятие традиционными блоками:
В с е м с п а с и б о !
Д о с л е д у щ е й в с т р е ч и ! ! !
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак- туальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Если осталось мало времени от занятия и/
или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии (см. Введение в про- грамму)
Итоговый вывод:
Да, непростой была сегодня наша встреча! Ну, очень эмоциональная! Я хочу
сказать главное. Не бойтесь своих эмоций: только они могут нас научить по-
нимать язык, общий для всех людей.
И еще несколько мыслей вслух:
1. Нужно научиться понимать свои эмоции. (Злишься на родителей? А может,
просто боишься идти к зубному врачу?).
2. Каждый имеет право выражать свои эмоции. (Весь вопрос - как? Лучше из-
лить свой гнев на боксерскую грушу, а не голову стоящего рядом человека).
3. Верх совершенства – уметь управлять своими эмоциями. (А я в танке!).
Все в наших руках, ведь эмоции-то всегда при нас. Дерзайте! Изучайте!
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
63
Эмоции
Приложение (к упражнению «Изобрази эмоцию»)
Распечатать для ведущего и каждого участника в группе.
j9D7DAR
GH7>:
WD9FDGHR
e<>7A:C>:
j9D7A:H7DF:C>:
jB>FDH7DF:C>:
X:G:
AR:
g59DGHR
XDD9IN:7A:C>:
]>=C:F
59DGH
CDGHR
XDGK>O:C>:
b>@D75C>:
XDGHDF8
iDF<:GH7D
t@GH
5=
e8
DF
M:C>:
YFI
GHR
e9>CDM:GH7D
YDF:
MR
jCQC>:
iDG@5
f:
M5AR
hH
F595C>:
W:GEDBDOCDGHR
j8
C:H:CCDGHR
fD957A:CCDGHR
W:=QGKD9CDGHR
YDF:
eH
M5UC>:
d:9D7DAR
GH7D
g5=9F
5<:C>:
ZDG
595
X=7>CM:CCDGHR
g5GG:F<:CCDGHR
^ADGHR
XF
5<9:6CDGHR
V8
F:GG>U
W:N:CGH7D
vFDGHR
d:C57>GHR
YC:7
g5GH:FUCCDGHR
d:F:N>H:
AR
CDGHR
d:I7:F:CCDGHR
_GEI8
h@D75CCDGHR
WDU=CR
W:GED@D?GH7D
iF:7D8 5
f5C>@5
j<5G
eL:E:C:C>:
aDNB5F
io
Wi
jt
\
g\
oWct
_cfi
jt
ijh
Wm
Xrhea_`
hg[Zd_`
d_^a_`
i
VW
b_mVènjXh iX
64
Эмоции
МУЖЧИНА
И ЖЕНщИНА
План занятия
Время
Примечания
Вводные слова. Оглашение темы занятия
1-2 мин
Разминка
Упражнение «Апельсин»
10 мин
Блок «Вспомним все»
Что было на предыдущем занятии?
5 мин
Основная часть занятия
Упражнение «Что нам нравится?»
10 мин
Упражнение «Звезда Голливуда»
15 мин
Фотографии актеров
Упражнение «Знакомство»
15 мин
Упражнение «Идеальное свидание»
15 мин
Перерыв
Упражнение «Слепой и поводырь»
15 мин
Упражнение «Помоги принять решение»
20 мин
Заранее приготовить таб- лицу
Правила безопасного сексуального поведения
10 мин
Заранее сделать плакат
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Необходимый материал:
1. Доска или ватман с маркером в центре круга;
2. Листы А4 по количеству участников в группе, ручки на каждого;
3. Мячик для большого тенниса, апельсин и любые предметы (см.разминку «Апельсин»);
4. Фотографии актеров или известных людей (например, из журналов) (см. упр.
«Звезда Голливуда»);
5. Повязки на глаза (для половины группы);
6. Таблица для упражнения «Помоги принять решение»;
7. Плакат «Правила безопасного сексуального поведения».
Задачи тренинга:
1. Познакомить с правилами безопасного сексуального поведения и показать их связь с сохранением репродуктивного здоровья;
2. Научить осознавать свои потребности и ожидания по отношению к своему партнеру;
3. Сформировать навыки общения с противоположным полом.
Мужчина и женщина
66
Всем привет! Очень рад ( рада) всех вас видеть!
Сегодня мы будем говорить о взаимоотношениях мужчины и женщины.
Как начать общаться? Чего от нас ждут? Как поддерживать взаимоотношения? Се-
годня мы постараемся ответить на эти важные вопросы. Но для начала давайте не-
множко разомнемся и настроимся на работу в группе.
Пояснение:
Участники встают в круг поочередно: юноша – девуш- ка и т.д. Ведущий тоже участвует в упражнении. Для этой игры не- обходим определенный предмет
(чаще всего это апельсин, мячик или что-то другое), который пере- дается по кругу. Сначала «апель- син» передается руками, потом при помощи локтевого сгиба при- жимается головой к плечу, затем передается по коленям сидящих участников без помощи рук, и, на- конец, по стопам ног. Можно при- думать массу других способов передачи предмета или внести «дух соревновательности», разделившись на команды и передавая «апельсин» – кто быстрей.
Комментарий:
В этом упражнении происходит телесный контакт участников, поэтому ведущему надо определить самому, насколько группа готова делать те или иные задания.
Всегда можно предложить группе: «Ну что, давайте попробуем передать вот этот предмет теперь так? Ну как?» и посмотреть на реакцию участников. Это упражнение – очень откры- тое и откровенное для участников. Если группа «зажата», не давайте слишком «открытых» заданий, начните с простых и старайтесь чувствовать группу по ходу упражнения.
Инструкция:
Сейчас мы будем передавать по кругу этот предмет (показывается предмет). Наша задача - передавать его как можно аккуратнее, чтобы он не упал на
пол, но в то же время делать это нужно достаточно быстро. Для начала мы будем
передавать его руками. Начали.
Ведущий пускает мячик по кругу. Когда предмет «пройдет» по кругу и снова окажется у ве- дущего, дается следующее задание.
Замечательно, а теперь помещаем наш предмет в сгиб локтя руки и передаем его
таким способом. Следующий участник должен взять предмет, также используя сгиб
локтя, т.е. тереть без помощи рук. Начали.
Далее каждый участник должен брать предмет без использования рук, хотя сами руки в этом упражнении использоваться могут. Важно, чтобы участники передавали предмет одним и тем же способом. Например, если «апельсин» у предыдущего участника находится в сгибе правого локтя, то взять его надо тоже сгибом правого локтя.
Процедура повторяется несколько раз и обычно сильно увлекает участников. Можно пу- стить два предмета, чтобы другие участники долго не ждали своей очереди. При этом участ- никам предлагаются следующие способы передачи предмета:
Разминка
«Апельсин»
67
Мужчина и женщина
предмет прижимается головой к плечу (другой человек тоже должен взять его, прижи- z
мая его головой к плечу. Главное – без использования рук!)
предмет кладется на две сложенные вместе и вытянутые вперед руки и перекатывается z
на руки другому участнику.
можно придумать и другие способы, которые могут предлагать и ведущий, и участники.
z
Комментарий:
можно усложнить задание, взяв мячик от настольного тенниса, линейку или шариковую ручку.
А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии.
По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.
Пояснение:
Группа делится на 2 подгруппы: юношей и девушек. Каждой подгруппе вы- дается по листу бумаги и ручке.
Инструкция:
Каждая из групп сейчас должна будет составить список.
Девушки составляют список того, что им больше всего нравится в юношах, на что они,
прежде всего, обращают внимание, а юноши пишут, что им нравится в девушках.
После составления списков каждая из групп зачитывает его, и получившиеся характеристи- ки обсуждаются в группе.
Анализ упражнения:
Обсудите вопросы:
Сложно ли было составлять списки?
Что для вас оказалось неожиданным?
Как можно использовать информацию, полученную в этом упражнении, в обычной
жизни?
Комментарий:
Скорее всего, участники самостоятельно затронут вопрос о красоте. Отме- тят, что им нравится, когда мальчики/девочки симпатичные и хорошо выглядят. Если участ- ники не затронут эту тему, ведущий должен сам предложить «внешнюю привлекательность» как одну из важных позитивных характеристик.
Теперь мы знаем, что нравится в нас противоположному полу.
Как поется в одной старой песне,
«Я гляжу ей вслед -
Ничего в ней нет,
А я все гляжу,
Глаз не отвожу».
Но мы-то с вами теперь знаем, что за словами «ничего в ней нет» таится очень
многое: да, нет ничего такого особенного, но на самом деле есть все то, о чем сейчас
написала наша мужская половина. Есть все для того, чтобы влюбиться.
А сейчас мы выполним необычное задание.
Блок «Вспомним все»
Упражнение
«Что нам нравится?»
68
мая его головой к плечу. Главное – без использования рук!)
предмет кладется на две сложенные вместе и вытянутые вперед руки и перекатывается z
на руки другому участнику.
можно придумать и другие способы, которые могут предлагать и ведущий, и участники.
z
Комментарий:
можно усложнить задание, взяв мячик от настольного тенниса, линейку или шариковую ручку.
А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии.
По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.
Пояснение:
Группа делится на 2 подгруппы: юношей и девушек. Каждой подгруппе вы- дается по листу бумаги и ручке.
Инструкция:
Каждая из групп сейчас должна будет составить список.
Девушки составляют список того, что им больше всего нравится в юношах, на что они,
прежде всего, обращают внимание, а юноши пишут, что им нравится в девушках.
После составления списков каждая из групп зачитывает его, и получившиеся характеристи- ки обсуждаются в группе.
Анализ упражнения:
Обсудите вопросы:
Сложно ли было составлять списки?
Что для вас оказалось неожиданным?
Как можно использовать информацию, полученную в этом упражнении, в обычной
жизни?
Комментарий:
Скорее всего, участники самостоятельно затронут вопрос о красоте. Отме- тят, что им нравится, когда мальчики/девочки симпатичные и хорошо выглядят. Если участ- ники не затронут эту тему, ведущий должен сам предложить «внешнюю привлекательность» как одну из важных позитивных характеристик.
Теперь мы знаем, что нравится в нас противоположному полу.
Как поется в одной старой песне,
«Я гляжу ей вслед -
Ничего в ней нет,
А я все гляжу,
Глаз не отвожу».
Но мы-то с вами теперь знаем, что за словами «ничего в ней нет» таится очень
многое: да, нет ничего такого особенного, но на самом деле есть все то, о чем сейчас
написала наша мужская половина. Есть все для того, чтобы влюбиться.
А сейчас мы выполним необычное задание.
Блок «Вспомним все»
Упражнение
«Что нам нравится?»
68
Пояснение:
Группа сидит в кругу. Ведущий показывает несколько фотографий актеров или известных людей, которые считаются красивыми.
Инструкция:
У меня есть одна знакомая ведьмочка, которая считает, что сейчас
открывается очень много «салонов красоты», но нет ни одного «салона непривлека-
тельности», а то вдруг кто-то захочет стать некрасивым, чтобы с ним люди обща-
лись как можно меньше, а совет ему дать некому. Да и сама ведьмочка очень хочет
быть непривлекательной (так уж им, ведьмам, положено), но совсем не знает, как это
сделать. Давайте ей поможем.
Смотрите, вот перед вами фотографии нескольких людей, которые считаются очень
привлекательными. Давайте подумаем, а что нужно сделать, чтобы они стали «не-
красивыми».
Ответы участников желательно записывать на доске.
Если участники не называют этих моментов, то ведущий должен помочь им: задавать наво- дящие вопросы и приводить примеры из жизни. Желательно, чтобы ведущий только направ- лял дискуссию, а основные ответы все же исходили от участников тренинга.
Анализ упражнения:
А теперь, как вы думаете, что же на самом деле за список мы написали на доске?
Отвечают участники.
Правильно! Это то, что НЕ НУЖНО делать, если мы хотим быть привлекательными
для других. Давайте обсудим, как стать привлекательными.
В ходе обсуждения ведущий обращает особенное внимание участников на следующие мо- менты: важно соблюдать гигиену (если не принимать душ, не чистить зубы, не следить за ногтя- z
ми и не причесываться – люди будут от вас шарахаться);
разумно использовать косметику (если «переборщить» с косметикой, вас могут принять z
за девушку легкого поведения или же вы «состарите» себя лет на 10);
быть красивым внутренне (если вы – мастер исключительно нецензурных выражений, z
то вас никто не назовет привлекательным, даже если внешне вы сказочно красивы, и наоборот, умение общаться на разнообразные темы делает любого человека привлека- тельным и интересным).
Помните, в предыдущем упражнении мы говорили, что в человеке противоположного
пола нам нравится красота. Это действительно так! Кому не нравятся красивые
люди? Поэтому, я уверен(-а), что каждый раз, когда вы выходите из дома, вы старае-
тесь выглядеть как можно более привлекательными. Но вот беда! Иногда, стараясь
быть красивыми, мы начинаем злоупотреблять косметикой, надеваем не сочетающи-
еся между собой вещи, вызывающе красим волосы, делаем тату и пирсинг. И забываем,
что основа настоящей красоты – это гигиена: вымытое тело, чистое белье, опрят-
ная одежда, здоровые ногти и зубы, причесанные ухоженные волосы. Очень приятно
общаться с человеком, от которого хорошо пахнет, у которого нет запаха изо рта,
который одет, может, и не супермодно, но в чистые вещи. Поэтому, покупая очеред-
ную модную «шмотку» и накладывая очередной слой косметики, давайте подумаем:
может, моя красота вовсе не в этом?
Как мы с вами выяснили, внутренняя красота человека тоже очень важна. Конечно,
Упражнение
«Звезда Голливуда»
69
Мужчина и женщина
нужно уметь общаться. Но прежде чем начать общаться, нам необходимо познако-
миться с человеком. Правда?
Давайте посмотрим, как это можно сделать. Ведь особенно сложно нам бывает позна-
комиться с человеком противоположного пола.
Комментарий:
Упражнение состоит из 2-х частей.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 33