Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 348

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КОНфЛИКТы

План занятия
Время
Примечания
Вводные слова. Оглашение темы занятия
1-2 мин
Разминка
Упражнение «Рисунок в парах»
10 мин
Чистые листы и карандаши
Блок «Вспомним все»
Что было на предыдущем занятии?
5 мин
Основная часть занятия
Упражнение «Давка»
3-5 мин
Теория «Что такое конфликт?»
10 мин
Упражнение «Предупреждаем конфликты»
15 мин
Карточки с ситуациями
Упражнение-демонстрация «Ослики»
10 мин
Веревка
Перерыв
Теория: «Способы выхода из конфликта»
20 мин
Упражнение «Разрешаем конфликты»
15 мин
Карточки с ситуациями
Дискуссия «Плюсы и минусы конфликтов»
15 мин
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Необходимый материал:
1. Чистые листы А4 для половины группы;
2. Карандаши каждому в группе;
3. Музыка спокойная, под которую можно рисовать;
4. Доска;
5. Карточки с ситуациями каждому участнику группы;
6. Веревка или тесьма диаметром 2-6 мм и длиной 5 м (главное, чтобы была крепкой).
Задачи тренинга:
1. Познакомить участников с понятием «конфликт»;
2. Сформировать у подростков стремление к предупреждению конфликтов, пози- тивному выходу из конфликтных ситуаций;
3. Научить предотвращать развитие конфликта, показать и отработать способы вы- хода из конфликтных ситуаций.
Разрешаем конфликты
78

Всем привет! Очень рад (рада) вас всех видеть! Сегодня мы будем говорить о конфлик-
тах. С конфликтами мы сталкиваемся в разных сферах нашей жизни. Это случается
очень часто, ведь мы живем в мире людей, и наши желания и интересы не всегда совпа-
дают. Так что сегодня мы поговорим о том, что такое конфликт, почему он возника-
ет и как можно его разрешить. Но давайте начнем с разминки, которая плавно введет
нас в тему сегодняшнего занятия.
П оя с н е н и е :
Перед началом упражнения необходимо разделить группу на пары. Если в группе нечетное количество участников, ве- дущий также участвует в упражнении. Каждая пара получает по одному листу бумаги и одно- му карандашу и садится так, чтобы не мешать остальным парам.
И н с т р у к ц и я :
Сейчас мы с вами будем
рисовать. Пусть каждый участник пред -
ставит небольшой рисунок, который он хо-
тел бы нарисовать. Представили? Каждая
пара, держась вдвоем за один карандаш, должна нарисовать картину на своем листе
бумаги, Общаться словами при этом нельзя. На выполнение этого задания вам дается
5 минут. Начали.
Анализ упражнения:
Какую тактику вы применяли во время совместного рисования?

Какой рисунок получился в результате?

Все пары довольны получившимся результатом?

Чьи идеи не реализовались?

Кому так и не удалось договориться о том, что рисовать?

Обратите внимание участников на следующее:
Посмотрите на ваши рисунки. Они, как вы видите, далеки от совершенства. Чаще
всего это «каляка-маляка». Собственно, это и есть конфликт. Конфликт – это когда
есть две стороны, со своими идеями, мнениями, интересами, и только один путь, ко-
торый позволяет эти мнения реализовать. У вас был один карандаш и у каждого свой
рисунок в голове, поэтому получилось то, что получилось. Но это очень хорошее ото-
бражение конфликтной ситуации. На сегодняшнем занятии мы постараемся понять,
как разрешать эти ситуации и как их не допускать.
Если у кого-то все-таки получился осмысленный рисунок, спросите:
Как вы договаривались?
В процессе обсуждения выделите все тактики, которые были найдены, запишите их на до- ске. Подчеркните, что вы к этим тактикам ещё вернетесь в процессе занятия.
А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии?
По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.
Разминка
«Рисунок в парах»
Блок «Вспомним все»
79
Разрешаем конфликты


Ну что ж, теперь давайте начнем сегодняшнюю тему. Итак, для начала проведем сле-
дующее упражнение.
Пояснение:
На полу мелом (чтобы можно было потом легко стереть) рисуется квадрат или ограничивается каким-то образом (на- пример, веревкой) пространство, в которое с трудом (стоя) помещаются все участники.
Инструкция:
Представьте, что ограни-
ченное пространство – переполненный
автобус. Встаньте в это пространство.
Ваша задача - «отвоевать» себе как можно
больше места. Упражнение прекращается
по моей команде, а сейчас – начали!
Примерно через 30 секунд «давки» дается команда «СТОП».
Оставайтесь все там, где стоите.
Ведущий ставит рядом с группой стул (на рас- стоянии 2-3 м), садиться на него и дает сле- дующую инструкцию: Вы все в том же переполненном автобусе, свободных сидячих мест
нет и, если появляется свободное место, вы стремитесь его занять. Вдруг вы видите,
что освобождается одно из мест.
Ведущий встает со стула.
То самое, на котором я только что сидел(а). Ваши действия… Начали !!!
Эта часть упражнения заканчивается так же, как и предыдущая – через 30 секунд после её начала.
Анализ упражнения:
Комфортно ли вам было в этой давке?
z
Как вы себя вели, легко ли было «отвоевывать» себе место?
z
Кто занял «свободное место»?
z
Как он этого добился?
z
Почему остальные участники остались стоять?
z
Кто добровольно отказался от борьбы, уступил место?
z
Какие варианты развития этой ситуации вы могли бы назвать?
z
В нашей жизни часто бывает, что мест на всех не хватает. И когда мы хотим занять
это место, то вдруг понимаем, что мы такие не одни, в этот момент и происходит
внутренний всплеск эмоций, который заставляет нас совершать те или иные дей-
ствия. Действия, которые могут затронуть других людей. Поэтому в любой ситуа-
ции нужно сохранить свое достоинство и уважать достоинство других.
Каждый из нас хотя бы раз в жизни попадал в конфликтную ситуацию.
Давайте разберемся, что же такое конфликт.
Упражнение
«Давка»
Ведение в тему
80

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкновение интересов,
противоборство.
Противоборство порождается нашими целями (например, в упражнении, где вам при-
шлось занять одно свободное место, было противоборство, да еще какое). Так, если 2 и
более участников хотят обладать чем-то одновременно, то может возникнуть про-
тивоборство, конкуренция, особенно если желаемый «объект» неделим (как стул).
Или, например, в семье один телевизор, но все в одно и то же время хотят смотреть
разные передачи.
Другим основанием для противоборства является ситуация, в которой цели у людей
разные, и продвижение к цели одного отдаляет от цели другого.
Например, представьте себе комнату, где один человек хочет спать, а второй - смо-
треть телевизор или слушать тяжелый рок. Если один достигает своей цели – смо-
треть телевизор, то другой, наоборот, отдаляется от своей – спокойно заснуть.
Как выглядит сам конфликт, давайте попробуем рассмотреть в деталях.
Комментарий: далее формулы надо написать на доске.
Существует 2 формулы конфликта:
Конфликт (К) = Конфликтная Ситуация (КС) + Повод (П)
(сокращенно: К= КС + П)
Конфликтная Ситуация отличается от Конфликта тем, что Конфликтная Си-
туация может складываться на протяжении очень длительного времени (даже не-
скольких лет, например), и из-за какого-нибудь мелкого
Повода может разразиться
серьезный
Конфликт. А участники конфликта могут удивляться, как это они «по-
ссорились навеки» из-за какой-то ерунды.
Например, юноша и девушка достаточно долго общаются, любят друг друга, но при
этом не говорят о своих обидах, а потом могут из-за какой-то мелочи (например,
юноша забыл про годовщину их первой романтической встречи) поссориться и рас-
статься. На самом деле, виной тому - долго копившиеся обиды.
Вывод:
надо говорить о своих чувствах, это очень важно. Ведь аналогичные примеры
есть и в вашей жизни, когда вы ссоритесь со своими друзьями, родными и любимыми
из-за пустяка. Вспомните себя.
Поднимите руку те, у кого такое было… Хорошо!
А ведь есть очень действенный способ не доводить до этого, и чуть позже вы о нем
узнаете.
А мы пойдем дальше…ко второй формуле. Но прежде – пример.
В стакан капает вода, долго и медленно, чем все закончится?
Комментарий:
надо нарисовать на доске стакан и капли воды.
Возможно, участники выскажут разные версии и даже назовут правильную.
Да, рано или поздно стакан наполнится, и вода прольется. Вот так и в жизни. Эти
капли являются конфликтогенами, которые - вольно или невольно - задевают нас, но
мы их стараемся не замечать. Но как только их становиться слишком много, наше
терпение лопается.
А выглядит это так:
Конфликт = Конфликтоген_1 (Кф_1) + Кф_2 +…+ Кф_n
81
Разрешаем конфликты


Хочу также заметить, что «емкость» у каждого своя. Поэтому «завестись» вы може-
те от разного количества конфликтогенов…
Конфликтогены – это мелкие и совсем не мелкие поводы, из-за которых может вспых-
нуть конфликт. И сколько таких поводов понадобится, неизвестно. Для каждого чело-
века и для каждого конфликта количество будет разным.
Каждый день мы общаемся со многими людьми: в школе, во дворе, дома, у нас здесь. И
невольно мы можем обидеть (задеть) их, даже не подозревая об этом.
Давайте подумаем, что нас может обидеть в словах собеседника?
Можно записывать на доске по мере объяснения.
1. Прямое оскорбление. Например: «Ты дебил (лох, козел, трепло и т.д.)». Конечно,
это может стать началом конфликта.
2. Упрек. Например: «Из-за тебя я опоздала. А я думала, что на тебя можно поло-
житься!».
3. Обобщение. Это те же упреки, но со словами «ты всегда…», «вечно ты…», «ну, как
обычно…».
4. Сравнение (не в твою пользу). Например: «А вот Серега Кате всегда цветы да-
рит» или «Да я в твои годы уже 2 спортивных кубка имел!».
5. Приказ. Например: «Умойся. Почисти зубы. Не сутулься. Не опоздай» и т.д. Все гла-
голы в повелительном наклонении (даже просьбы) вызывают у нас неосознанный
протест.
Поднимите руку, кто испытал на себе или сам говорил подобные фразы? Эти фразы и
есть конфликтогены. Их намного больше, чем наши примеры.
Как же быть? Мы не можем и не должны загонять внутрь свои обиды. Нужно говорить
о своих чувствах. Вопрос – как? Не оскорбляя человека. Не упрекая и, тем более, не
обобщая: «ты всегда» (тем более, что, чаще всего, это не так, и ваш друг всего лишь
второй раз опаздывает, да и то по объективным причинам). Не сравнивая и не при-
казывая.
Вместо: «Ты дебил! Дыра! Из-за тебя мы проиграли!» – «Выходи сегодня во двор. Будем
тренироваться, ты на воротах. Да выиграем еще, не переживай».
Вместо: «Опять ты опоздала!» можно сказать: «Я так волновался, не случилось ли с
тобой чего в дороге. Ну, рассказывай…».
Вместо: «А вот Серега Кате всегда цветы дарит» – «Я так люблю цветы. Когда ты
мне их подарил на 8 марта, мне хотелось прямо прыгать от счастья!».
Вместо: «Занеси мне мой диск. Срочно!» – «Слушай, мне так нужен диск, который я
тебе давал. Было бы классно, если б ты его занес мне прямо сейчас. Сможешь?»
Давайте сейчас сделаем упражнение и потренируемся предупреждать конфликт, не
доводить до него.
Пояснение:
Вся группа делится на пары. Работа идет одновременно во всех парах. Если в группе нечетное количество человек, ведущий также участвует в упражнении.
Инструкция:
Сейчас один участник из пары (решите, кто им будет) должен «нае-
хать» на другого, провоцируя тем самым конфликт. Он должен по максимуму использо-
У п р а ж н е н и е «Предуп-
реждаем конфликты»
82


вать тот арсенал конфликтогенов, о котором мы только что говорили. Второй участ-
ник пары отвечает по своему усмотрению, так, как он отреагировал бы в жизни.
Пример.
Ситуация: один приятель говорит другому, что раз он занимается танцами, то он
«не мужик».
— Ты ходишь на танцы? Как был ботаником, так им и остался! Танцор, блин! Ты же
не мужик!
— А ты сам-то мужик? Над тобой все девчонки смеются!
И т.д.
Все понятно? Начали.
Участники выполняют это задание. Оно не должно занимать много времени. Как только большинство пар закончили, дается следующая инструкция:
Закончили скандалить. Теперь вы снова повторяете эту ситуацию в парах, но не-
сколько изменяете ее. На этот раз первый участник пары не должен использовать
фраз-конфликтогенов. Его задача – перевести разговор из негатива в позитив, не
допустить конфликта. Сделать так, чтобы не обидеть второго участника. Его на-
парник отвечает по своему усмотрению.
Пример.
— Знаешь, я никак не могу понять, что ты нашел в этих танцах. Мне кажется, не
мужское это дело! Просвети.
— Я буду поступать в театральный. Хочу стать актером. А для этого нужна пластика.
И т.д.
Хорошо, теперь участникам в парах надо поменяться ролями. Придумаете новую ситуацию, и мы проиграем это упражнение снова. Только теперь после негативного варианта (с кон- фликтогенами) сразу же самостоятельно переходите к позитивному варианту.
Если участники затрудняются придумать, в чем обвинить собеседника, можно предложить свои варианты (можно просто зачитать паре или раздать на листочке заранее распечатан- ную ситуацию), например:
Девушка упрекает юношу, что он не дарит ей цветы.
z
Дочь обвиняет мать в том, что она никогда не разрешает ей гулять вечером подольше.
z
Юноша сердится на своего друга за то, что тот опоздал и обвиняет его в неумении пла- z
нировать свое время.
Один одноклассник заявляет другому, что он «слабак», потому что не может подтянуться z
на турнике.
Девушка упрекает свою подругу за то, что та разболтала ее секрет.
z
Девушка обвиняет младшую сестру в том, что она не моет посуду.
z
Юноша сердится на младшего брата за то, что своими играми он «замусорил» весь ком- z
пьютер.
Анализ упражнения:
Что z
вы чувствовали, когда на вас «наезжали»? Хотелось ли в этой ситуации избе-
жать конфликта?
Что вы чувствовали, когда к вам по тому же поводу обращались «в позитиве»?
z
От кого из участников в паре, в первую очередь, зависело, разовьется конфликт или
z
нет?
Что было труднее – негативно или позитивно «начинать» ситуацию?
z
Какими способами (словами, фразами) вам удалось предупредить конфликт?
z
83
Разрешаем конфликты


Выводы:
Предупредить конфликт всегда легче, чем выходить из него.
z
Предупредить конфликт может тот, кто
z
первым начинает «выяснять отноше-
ния».
Не нужно критиковать собеседника и перекладывать всю ответственность за
z
ситуацию на него, лучше попытаться его понять, разобраться в проблеме вместе
или предложить помощь.
Итак, мы теперь умеем предупреждать конфликты. Это классно! Но ведь бывают
ситуации, когда инициатива принадлежит не нам. Представим себе, что конфликт
уже существует, интересы столкнулись лоб в лоб, и вам нужно из всего этого как-то
выйти
Сейчас мне нужны два добровольца для упражнения – демонстрации.
Пояснение:
В группе выбирает- ся одна пара. Она встает в центр круга. В круг ставится 2 стула: один напротив другого. Пара встает между этими стульями и связывается веревкой (веревка обвязывается вокруг талии участ- ников) так, чтобы длина веревки не позволяла участникам доста- вать до стульев.
И н с т р у к ц и я :
Представьте,
что наша пара участников –
это 2 ослика, которые случайно
оказались связаны веревкой, а на каждом из стульев лежит по одинаковой и очень
вкусной охапке сена. Для каждого ослика своя охапка на своем стуле, и он, конечно
же, очень хочет её съесть первым. Пусть символом охапки сена будет несколько ка-
рандашей на каждом стуле. Нашим уважаемым «осликам» предстоит проиграть эту
ситуацию и попытаться найти решение. Начали.
Как вы видите, ослики одновременно бросаются за своей едой и не могут достать её
– мешает веревка.
Стимулируйте осликов к нахождению как можно большего количества решений.
Если «ослики» не найдут быстрого решения, то можно разрешить остальным участникам по- могать советами, как же им поступить.
Итак, какие возможности есть у осликов, чтобы решить проблему?
Если участники затрудняются, ведущий сам может предложить один или два варианта реше- ний в качестве примера:
ослики перегрызают веревку, и каждый сам ест свое сено;
z они перетягивают веревку, и победитель ест первым;
z они вдвоем толкают одну кучу сена поближе к другой, чтобы затем одновременно есть z
каждому свое сено и т.д.
Упражнение - демонстрация
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   33