Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 351
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КРИТИЧЕСКОЕ
МышЛЕНИЕ
План занятия
Время
Примечания
Вводные слова по теме занятия.
15 мин
Распечатать статью для прочтения ее группе.
Рекламу или распечатать на цветном ксероксе или показывать в самом пособии.
Чтение и обсуждение статьи.
Анализ рекламы.
Блок «Вспомним все»
Что было на предыдущем занятии?
5 мин
Разминка
Упражнение «Запрещенные слова»
15 мин
Подготовить по 5 горошин для участников
Основная часть занятия
Упражнение «Правда или вымысел?»
20 мин
Подготовить бланки для каждого участника
Упражнение «Задавание вопросов»
15 мин
Вопросы на отдельных листочках
Детективная история («данетка»)
10 мин
Перерыв
Теория «Принятие критики»
15 мин
Упр. «Галерея достоинств и недостатков»
15 мин
Подготовить бланки для участников
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак- туальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Итоговый вывод
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 33
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Задачи тренинга:
1. Познакомить участников с понятием «критическое мышление», его аспектами и нюансами;
2. Отработать навыки задавания вопросов и принятия критики, полезные для фор- мирования критического мышления;
3. Определить критерии доверия-недоверия к получаемой информации;
4. Сформировать у подростков позитивное отношение к критике и мнение о том, что она порой помогает не попасть в беду.
Критическое мышление
Необходимый материал:
1. Приложение (распечатать, желательно на цветном ксероксе);
2. Горошины или что-то похожее в количестве 5 штук на каждого участника;
3. Небольшой мешок или коробочку, куда будут складываться свернутые листочки;
4. Набор: скотч для бумаги и ножницы (3-5 наборов).
94
Всем привет! Как настроение? Очень рад(-а) снова вас видеть здесь.
Что нового и интересного произошло с вами за то время, пока мы не виделись?
Знаете, я тут нашел(-ла) одну статью и хотел(-а) бы с вами ей поделиться.
Вот послушайте:
Зачитать этот текст с листа.
В начале 90-ых годов один ужасно научный и неимоверно популярный американский жур- нал опубликовал вот такую статью:
«В последнее время исследователи открыли факт заражения наших водопроводных систем опасным химикатом. Этот химикат бесцветный, безвкусный, не имеет запаха и полностью растворяется в воде. Правительство не предприняло никаких попыток регу- лирования этого опасного заражения. Данный химикат называется дигидрогенмоноксид
(Dihydrogenmonoxide).
Химикат используется для следующих целей:
В производстве как растворитель и охладитель;
✓
В ядерных реакторах;
✓
В производстве пенопласта;
✓
В огнетушителях;
✓
В многих химио- и биолабораториях;
✓
В производстве пестицидов;
✓
В добавках к большинству известных продуктов.
✓
Опасности, представляемые химикатом:
Химикат преобладает в кислотных дождях;
✓
Действует на эрозию почвы;
✓
Ускоряет коррозию и вредит большинству электроприборов;
✓
Долгий человеческий контакт с твердой формой химиката приводит к серьезным по-
✓
вреждениям кожи;
Контакт с газообразной формой химиката приводит к сильным ожогам;
✓
Вдыхание, даже небольшого количества, грозит смертельным исходом;
✓
Химикат обнаружен в злокачественных опухолях, нарывах, язвах и прочих болезнен-
✓
ных образованиях;
Химикат развивает зависимость, жертвам при воздержании от потребления химиката
✓
грозит смерть в течение 168 часов.
Ни один известный очиститель не способен полностью очистить продукты питания и
✓
напитки от этого химиката.
Несмотря на эти опасности, химикат активно и безнаказанно используется индустри- альными гигантами. Многие корпорации ежедневно получают химикат тоннами через специально проложенные подземные трубопроводы. Люди, работающие с химикатом, как правило, не получают спецодежды и инструктажа; отработанный химикат тоннами выливается в реки и моря.
Мы призываем население проявить сознательность и протестовать против дальнейшего использованию этого опасного химиката».
В течение недели статья вызвала взрыв негодования у населения. Тысячи демонстрантов вышли с плакатами с требованиями немедленно прекратить использование дигидрогенмо- ноксида, а один предприимчивый кандидат в мэры города Алисо Виеджо, штат Калифорния,
95
Критическое мышление
даже выступил с обещаниями (в случае его избрания) запретить распространение химиката.
Когда открылась правда, скандал был грандиозный. Опубликовавшего статью уволили из редакции, мэр с треском проиграл избирательную кампанию, а журнал даже хотели судить, но судья отклонил жалобу, учтя аргумент защиты, что все написанное в журнале – абсолют- ная правда.
Для тех, кто еще не догадался: дигидрогенмоноксид = Dihydrogenmonoxide = H2O = обыкно- венная ВОДА.
Комментарий:
После прочтения статьи можно разобрать ее и вместе убедиться, что все написанное действительно имеет отношение к воде.
А потом задать вопрос: Почему так произошло? Почему люди начали митинговать и
требовали запретить использование этого «химиката»?
Ответы участников.
Подведите к ответу, что все поверили этому «ужасно научному и неимоверно популярному» журналу, так как привыкли доверять ему, и ни у кого не хватило ума проверить эту инфор- мацию и разобраться в ней.
С нами это происходит по жизни сплошь и рядом:
Сейчас мы с вами внимательно посмотрим рекламу сигарет. (См. Приложение). Она
взята из одного глянцевого журнала.
На рекламе изображен юноша, протягивающий и показывающий нам пачку сигарет.
Слоган – «Удача внутри!». Давайте рассмотрим рекламу во всех подробностях и по-
стараемся не упустить ни одной детали:
Какое выражение лица у юноши? (Радостное, ликующее и т.д.)
z
Зубы? (Ровные, белоснежные).
z
Что он, по всей видимости, говорит или выкрикивает? (ВАУ!)
z
Почему он одет именно в зеленую майку и фон тоже зеленый с разными оттенка-
z
ми? (Зеленый – цвет природы, естественности, здоровья).
Как изображена пачка сигарет? (Она неестественно крупная, изображена на перед-
z
нем плане, приближена к нам – «на, возьми!, она - твоя, она тебе доступна!». В то
же время, она – нечто очень важное и значимое).
Зачем по всему фону «как бы невзначай» разбросаны названия разных стран? (Как
z
бы говорится: молодежь всего мира курит именно эти сигареты).
Какой смысл несет слоган? (Первый смысл – идет акция, и внутри пачки есть не-
z
кий пароль, чтобы получить какой-то выигрыш. Второй – и главный! смысл – если
будешь курить эти сигареты, удача по жизни тебе обеспечена).
А теперь давайте соберем воедино все скрытые смыслы этой рекламы:
Курение этих сигарет (якобы) приносит счастье, восторг, здоровье, отличный внеш-
ний вид и красивые зубы. Куря эти сигареты, ты (якобы) станешь частью крутой
молодежи всего мира, сексуальным, модным и удачливым. Тебе это доступно!
Насколько эта информация соответствует истине? Что же такое курение на самом
деле? Рак легких или гортани. Хронический бронхит. Болезни сердца и сосудов. Импо-
тенция. Серая кожа, желтые зубы. Запах изо рта и т.д.
Реклама воздействует на подсознание человека, и нужно обладать острым критиче-
ским глазом и умом, чтобы не дать собой манипулировать.
Критическое мышление.
Анализ рекламы.
96
Когда открылась правда, скандал был грандиозный. Опубликовавшего статью уволили из редакции, мэр с треском проиграл избирательную кампанию, а журнал даже хотели судить, но судья отклонил жалобу, учтя аргумент защиты, что все написанное в журнале – абсолют- ная правда.
Для тех, кто еще не догадался: дигидрогенмоноксид = Dihydrogenmonoxide = H2O = обыкно- венная ВОДА.
Комментарий:
После прочтения статьи можно разобрать ее и вместе убедиться, что все написанное действительно имеет отношение к воде.
А потом задать вопрос: Почему так произошло? Почему люди начали митинговать и
требовали запретить использование этого «химиката»?
Ответы участников.
Подведите к ответу, что все поверили этому «ужасно научному и неимоверно популярному» журналу, так как привыкли доверять ему, и ни у кого не хватило ума проверить эту инфор- мацию и разобраться в ней.
С нами это происходит по жизни сплошь и рядом:
Сейчас мы с вами внимательно посмотрим рекламу сигарет. (См. Приложение). Она
взята из одного глянцевого журнала.
На рекламе изображен юноша, протягивающий и показывающий нам пачку сигарет.
Слоган – «Удача внутри!». Давайте рассмотрим рекламу во всех подробностях и по-
стараемся не упустить ни одной детали:
Какое выражение лица у юноши? (Радостное, ликующее и т.д.)
z
Зубы? (Ровные, белоснежные).
z
Что он, по всей видимости, говорит или выкрикивает? (ВАУ!)
z
Почему он одет именно в зеленую майку и фон тоже зеленый с разными оттенка-
z
ми? (Зеленый – цвет природы, естественности, здоровья).
Как изображена пачка сигарет? (Она неестественно крупная, изображена на перед-
z
нем плане, приближена к нам – «на, возьми!, она - твоя, она тебе доступна!». В то
же время, она – нечто очень важное и значимое).
Зачем по всему фону «как бы невзначай» разбросаны названия разных стран? (Как
z
бы говорится: молодежь всего мира курит именно эти сигареты).
Какой смысл несет слоган? (Первый смысл – идет акция, и внутри пачки есть не-
z
кий пароль, чтобы получить какой-то выигрыш. Второй – и главный! смысл – если
будешь курить эти сигареты, удача по жизни тебе обеспечена).
А теперь давайте соберем воедино все скрытые смыслы этой рекламы:
Курение этих сигарет (якобы) приносит счастье, восторг, здоровье, отличный внеш-
ний вид и красивые зубы. Куря эти сигареты, ты (якобы) станешь частью крутой
молодежи всего мира, сексуальным, модным и удачливым. Тебе это доступно!
Насколько эта информация соответствует истине? Что же такое курение на самом
деле? Рак легких или гортани. Хронический бронхит. Болезни сердца и сосудов. Импо-
тенция. Серая кожа, желтые зубы. Запах изо рта и т.д.
Реклама воздействует на подсознание человека, и нужно обладать острым критиче-
ским глазом и умом, чтобы не дать собой манипулировать.
Критическое мышление.
Анализ рекламы.
96
На сегодняшнем занятии мы с вами будем учиться разбираться в обстоятельствах и
формировать свое собственное мнение без оглядки на толпу или большинство. Сегод-
ня мы поговорим с вами о
критическом мышлении.
А пока…
А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии.
По окончании блока, ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.
Чтобы плавно войти в тему нашего сегодняшнего занятия, давайте настроимся на
работу и примем участие в тематической разминке.
Ну, что ж, начнем.
Пояснение:
Это упражнение тренирует речевую гибкость, внимание и скорость реакции.
Оно учит быть максимально сконцентрированным тогда, когда это необходимо, что очень важно для развития критического мышления (нужно не пропустить ни слова и правильно отреагировать, когда мне говорят что-то важное для меня). Также это упражнение позволяет научиться не терять голову и сохранять боевой дух, несмотря на текущие неудачи.
Перед началом игры ведущий раздает всем участникам по пять горошин или аналогичных предметов типа маленьких камушков.
Инструкция:
В этом упражнении нельзя произносить слова «ДА» и «НЕТ» при ответе
на вопросы, которые вам будут задавать.
Сейчас вам нужно будет ходить по комнате и заговаривать с другими участниками. У
каждого из вас будет по пять горошин. Вы должны задавать вопросы любому в группе
для того, чтобы «выманить» у них слова «ДА» или «НЕТ». Если вам это удастся, вы
забираете одну горошину у своего соперника, забывшего, что в этой игре нельзя гово-
рить запрещенные слова! Сохранить горошины может только тот, кто не нарушит
правила. Когда кто-то заговаривает с вами и задает вам вопрос, вы должны быстро
на него ответить. Если же вы не отвечаете или медлите с ответом больше пяти
секунд, тогда вы также должны будете отдать одну из своих горошин. Если кто-то
из вас проиграл все свои горошины, то он может продолжить упражнение дальше и по-
пытаться заставить кого-нибудь ответить «ДА» или «НЕТ», чтобы таким образом
вернуть себе горошины. Мы будем делать это упражнение 10 минут, а потом снова
сядем на свои места и посмотрим, у кого будет сколько горошин.
Пример: «Ты ведь завтра пойдешь в школу?», «У тебя уже был День рождения?», «Тебя
зовут Маша?» или «Я тебе нравлюсь?» и другие.
Инструкция понятна? Помните, какие слова нельзя произносить?… Тогда начинаем.
Анализ упражнения:
Сколько горошин осталось у вас к концу упражнения?
Какую тактику вы избрали?
Вы чаще сами подходили и задавали вопросы или ждали, когда к вам подойдут и
спросят о чем-либо?
Блок «Вспомним все»
Упражнение-разминка
«Запрещенные слова»
97
Критическое мышление
Было ли трудно отвечать быстро, контролировать себя все время, чтобы не от-
ветить «да» или «нет»?
Сложно ли было искать другие слова вместо запрещенных?
Довольны ли вы собой?
В этой разминке мы говорили о том, как важно быть максимально сконцентриро-
ванным, не пропустить ни слова и правильно отреагировать, когда говорят что-то
очень важное для нас.
В нашей теме «Критическое мышление» есть две составляющие:
1. Как быть самому критичным по отношению к поступающей информации?
2. Как принимать критику от других?
Когда меня (нас/вас) критикуют, очень важно правильно принимать критику, пото-
му что каждый человек видит ситуацию со своей стороны, а раз это так, то каждый
по-своему прав. Научившись принимать критику, вы уменьшите недовольство вами,
количество конфликтов, и вас будут воспринимать как динамического и умного че-
ловека, способного понимать других. А ведь все люди хотят, чтобы их понимали. Так
дайте же им это, и к вам потянуться люди.
В начале занятия мы уже частично затронули первый пункт – как быть самому кри-
тичным. Быть самому критичным достаточно сложно, так как нам надо решить,
кому доверять можно, а кому – нельзя. Иногда даже проверенному человеку не стоит
доверять полностью и с закрытыми глазами. Чтобы решить – доверять или не до-
верять - необходимо обладать нужной информацией. А информацию можно получить,
задавая вопросы. Об умении задавать вопросы вы узнаете сегодня чуть позже.
А сейчас мы сделаем с вами упражнение, в котором вы должны для себя определить,
кому вы доверяете, а кому – нет. Интересно, сможете ли вы отличить «лапшу на
уши» от правды?
Пояснение:
Для этого упражнения необ- ходимо подготовить специальный реквизит
– бумажки с написанными на них плюсами или минусами. Количество бумажек с «+» и
«-» должно быть равное, а сумма соответство- вать количеству участников в группе (если количество участников нечетное, допустимо сделать на одну бумажку больше). Все бу- мажки нужно завернуть и положить в мешок.
Участники в начале упражнения вытаскивают из мешка листочки (тянут жребий): кому-то достается «плюсик», кому-то «минусик». О своем жребии все должны молчать до конца упражнения.
Основная часть
У п р а ж н е н и е « П р а в д а
или вымысел?»
98