Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 355

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комментарий:
Не сообщайте участникам, сколько в мешке было бумажек с «плюсами», а сколько – с «минусами».
Инструкция:
Сейчас, вытянув жребий, вы получили «плюс» или «минус». Я попрошу
вас не сообщать никому до конца упражнения, что вам выпало. Если вам достался
«плюс», то вы должны сейчас вспомнить какую-нибудь правдивую историю из своей
жизни и чуть позже рассказать ее нам. Если вам достался «минус», то история, ко-
торую вы расскажете, должна быть выдумана или сильно приукрашена, она якобы с
вами произошла, но на самом деле это не так. Но все-таки она должна быть похожа на
правду, чтобы вас сразу не раскусили.
Я дам вам немного времени, чтобы вы подумали над тем, что вы расскажете, а потом
мы начнем. Каждый по кругу расскажет свою историю. Прошу вас рассказывать крат-
ко (вам дается 40-60 сек.), а в конце сказать заключительную фразу: «Вот и все!» или
что-то в этом роде.
Наша с вами задача – после того как мы выслушаем историю участника, догадаться,
правдивая она или нет.
Я напоминаю тем, кому достался «минус», придумать историю, которая
могла бы с
вами случиться на самом деле, но не случилась, чтобы мы не сразу догадались о вашем
«минусе».
После каждого рассказа участники могут задавать вопросы рассказчику на уточнение (но только после истории, а не во время ее). Все по очереди дают оценку истории - правдивая она была или нет. Самое главное, чтобы каждый четко для себя определил, врет человек или говорит правду. Ни в коем случае после каждой истории автор не должен говорить, правди- вая она на самом деле или нет.
Замотивируйте подростков тем, что в конце упражнения будет определен самый лучший
«детектив», пообещайте ему приз (если, действительно, можете что-то подарить).
Пусть ребята заполняют для себя бланк. Бланки для участников лучше подготовить заранее

Имя рассказчика
Плюс или минус
На самом деле
1)
2)
3)
В конце упражнения попросите больше никого не делать никаких исправлений (можно даже собрать ручки), заполните со всеми последний столбец «На самом деле». Пусть каждый по очереди покажет свой листочек с «плюсом» или «минусом». Заполните последний столбик в выданном бланке. Подсчитайте, кто совершил меньше всего ошибок. Поаплодируйте ему и приступите к обсуждению.
Анализ упражнения:
Сколько ошибок вы совершили?

Почему вы поверили/не поверили кому-то?

Комментарий:
Лучше разобрать историю каждого участника в отдельности.
99
Критическое мышление


Давайте подумаем, по каким
признакам вы определяли, правду вам говорят или
ложь?
Участники говорят о признаках (критериях доверия-недоверия к получаемой информации), а ведущий записывает их на доске в два столбика:
Доверие и Недоверие.
Очень часто понять, кому доверять можно, а кому – нет, бывает трудно. Но это в
наших силах. Вы не должны принимать поспешное решение, как бы на вас ни давили,
если у вас мало информации для этого. Вы должны собрать достоверную информацию
и только тогда сделать выбор или принять решение.
Если вас просят принять решение, попросите дать вам время подумать, даже если вы
уже склоняетесь к какому-либо ответу. В этом нет ничего плохого, так работают
в бизнесе многие партнеры. Скорее, дурным тоном считается просить кого-то при-
нять решение немедленно.
Чтобы принять правильное решение, вам необходимо собрать как можно больше ин-
формации, а для этого вы должны уметь задавать вопросы. Кажется, это очень про-
сто? Поверьте, это только так кажется! Сейчас мы поговорим об этом подробно.
Давайте сначала разберемся в том, какие бывают вопросы. Их существует несколько
типов:
Это информация, которую надо в виде плана записывать на доске.
1.
Закрытые вопросы
Это такие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Пример: «Тебе нравится рэп?» «Нет». «У тебя есть велосипед?» «Да».
Такие вопросы очень опасны, они требуют от человека четкого ответа, заставляют его принимать решение (а значит, нести потом ответственность), поэтому часто людям легче сказать «нет», чем «да». Следовательно, если вы не хотите получить отрицательный от- вет, таких вопросов лучше не задавать.
Пример: «Ты останешься с нами ужинать?». Наиболее вероятный ответ, который вы по- лучите «Нет». Если вы хотите, чтобы человек остался, лучше сказать: «Мама нас с тобой зовет ужинать. Как ты на это смотришь?». Здесь вопрос относится уже к следующему типу – открытых вопросов.
2.
Открытые вопросы
Это вопросы, которые начинаются с вопросительного слова (что, как, почему, когда и т.д.). Пример: «Как тебя зовут?».
Ответы на эти вопросы обычно бывают развернуты. Следовательно, если вы хотите узнать субъективное мнение человека по какому-либо вопросу, узнать, что он думает, задайте ему открытый вопрос.
Пример: «Где ты живешь?», «Чем ты увлекаешься?».
Сейчас мы проведем упражнение на закрепление этих вопросов. Нам предстоит пере-
Теория «Какие бывают
вопросы»
Упражнение
«Задавание вопросов»
100


делать закрытые вопросы в открытые. Делать мы это будем так. Сейчас я положу
в центр нашего круга вот эти листочки (листочки с вопросами нужно приготовить заранее) чистой стороной вверх, так что вы не будете знать, что внутри – как на
экзамене.
Список вопросов на листочках для ведущего:
Ты куришь?
z
Ты выпиваешь?
z
Ты любишь заниматься спортом?
z
Тебя зовут Макс?
z
Ты хочешь поехать в Англию?
z
У тебя есть компьютер?
z
Ты следишь за своим здоровьем?
z
У тебя есть родители?
z
Ты будешь продолжать учиться после школы?
z
Ты любишь гулять по улице?
z
Можно по внешнему виду человека определить, что у него ВИЧ? z
Ты умеешь плавать?
z
Ваши действия:
1. Вам предстоит по очереди взять один листочек, на котором написан закрытый
вопрос.
2. Прочитать его вслух всей группе.
3. Выбрать любого участника группы, которому бы вам хотелось задать этот во-
прос, и прочитать этот вопрос вслух этому человеку.
4. Далее тот, кому задан был этот вопрос, должен переделать его в открытый во-
прос.
5. Выбрать любого другого участника (кроме того, кто задавал) и задать этот во-
прос.
6. Ну и, наконец, тот, кому поступил открытый вопрос, на него и отвечает.
Пример: «Ты сегодня завтракал?» «Что ты ел сегодня на завтрак?».
Все понятно? … Тогда – кто первый? … Начинаем.
Вот все листочки закончились, а мы переходим к знакомству с еще одним очень инте-
ресным и очень действенным типом вопросов.
3.
Альтернативные вопросы
Это вопросы, которые требуют от отвечающего человека совершить выбор: выбрать одну из альтернатив («Ты пойдешь пешком или поедешь на автобусе?»). Это очень хитрые во- просы, их используют, когда хотят натолкнуть человека на определенную мысль, когда хотят, чтобы человек не думал про другие альтернативы, которые существуют, а выбирал из того, что предлагается («Ты сейчас выпьешь или закуришь?». У человека не спраши- вают, чего он хочет вообще, а подталкивают совершить выбор из двух альтернатив).
Альтернативные вопросы формируют у человека псевдомнение.
Бывали ли у вас в жизни ситуации, в которых вы хотели что-то узнать от других
людей, но это не получилось? Были ли у вас в жизни случаи, когда трудно было задать
вопрос, выяснить какую-то информацию?
Если участники затрудняются в нахождении таких случаев, стоит помочь наводящими воп-
101
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   33

Критическое мышление
росами: «Бывало ли так, что у вас возникали какие-то затруднения в школе, в транс-
порте, в магазине, в общении со сверстниками, со взрослыми, на уроке из-за того, что
вы стеснялись или не знали, как вам прояснить что-то, получить ту или иную инфор-
мацию?».
Если ребята все равно затрудняются, можно рассказать о трудной ситуации из своего опыта.
Также можно обсудить с ребятами, почему бывает трудно задать вопрос, что мешает это сде- лать. Возможно, это страх, что тебя не поймут, возможно, ты не чувствуешь себя на равных с человеком, у которого хотел бы спросить. Какие могут быть последствия, если ты вовремя не задал вопроса?
Потренироваться в умении задавать вопросы нам поможет следующее упражнение.
Правда, в нем, по правилам, вы сможете задавать только закрытые и альтернатив-
ные вопросы, но и это, как вы сейчас поймете, достаточно непросто.
Пояснение:
Это загадка из серии «данетка». Подробнее можно посмотреть на сайте www.danetka.ru
Инструкция:
Вам предстоит сейчас разгадать детективную историю. Вы сможете
это сделать, задавая вопросы, на которые я могу отвечать только «да» или «нет»,
или же вопросы, в которых мне (ведущему) предлагается выбрать из нескольких вари-
антов ответа. Задавая вопросы и получая на них ответы, вы постепенно будете при-
ближаться к разгадке. Чем больше вопросов вы зададите, тем быстрее вы разгадаете
эту историю.
После этого ведущий рассказывает часть странной, запутанной истории (см. таблицу, стол- бец «Загадка»), а отгадывающие должны восстановить всю ситуацию.
Пример разгадывания:
Ведущий:
— От тщеславия она лишилась пищи...
Участники: — Она – человек?
Ведущий:
— Нет.
Участники: — Зверь/птица/рыба/другое?
Ведущий:
— Птица.
Участники: — Домашняя/дикая?
Ведущий:
— Дикая.
Участники: — Это ворона?
Ведущий:
— Да.
Участники: — Ворона и сыр?
Ведущий:
— Да.
Загадка отгадана.
Задайте ребятам одну из загадок из столбца «Загадка» (Если решение «данетки» затягивает- ся, скажите правильный ответ или доиграйте вне рамок данного занятия).
Загадка
Разгадка
Мужик пошел в лес и умер. Как его звали?
Иван Сусанин
Упражнение
«Детективная загадка»
102


Экзамен в военном училище. Студент бе- рет билет, идет готовиться. Через минуту студент подходит к преподавателю. Тот, ничего не спрашивая, ставит 5. Счастливый студент уходит. Проясните ситуацию
Преподаватель на языке азбуки Морзе на- бивал карандашом по столу: «Кому нужна пятерка, подходите, поставлю». Всего один студент был по-военному бдителен и обратил внимание на шифровку преподавателя. За это он и получил 5.
Анализ упражнения:
Трудно ли было формулировать вопросы?

А найти нужный путь к решению загадки?

Не бойтесь задавать вопросы, они помогут вам сделать выбор, принять правильное
решение или просто в чем-то разобраться. От себя скажу, что, на мой взгляд, королем
всех вопросов является вопрос: «ПОЧЕМУ». Его можно задавать до бесконечности и по-
лучать все больше и больше информации.
Ну вот, с вопросами мы вроде как разобрались, а теперь переходим ко второй части
нашей сегодняшней темы – принятие критики.
Знаете, что говорят про того, кто не умеет прини-
мать критику? Он похож на человека с длинными паль-
цами на ногах, на которые очень легко наступить.
Шаги (в виде краткого конспекта записать на доске):
1.
Выслушай, что тебе говорят, и постарайся остаться спо- койным.
Здесь можно привести образное сравнение. На вас
наводят пушку и стреляют. Попадет в вас ядро
или нет, зависит от вашего хладнокровия и от-
ветной реакции.
2.
Попроси разъяснения
Ядро пролетит мимо, если вы в ответ на крити-
ку зададите простой вопрос: «Что вы имеете в
виду?».
3.
Скажи, с чем ты согласен, а с чем - нет и почему.
Пример: «Я согласен с тем, что я иногда не выполняю своих обещаний, но не согла-
сен, что я ВСЕГДА так поступаю» (при этом надо чувствовать себя свободно).
Этот шаг дается нам нелегко. Приходится признать, что в каждой критике есть
доля правды, здоровое зерно. Надо принять какую-то часть неприятных слов о
себе. Критика всегда связана с каким-то разочарованием в нас. И важно признать
факт своего несовершенства. «Да, я не могу быть идеальным. Если я признаю, что
я не идеал, то этим я позволяю и другим людям видеть себя несовершенным. Я могу
Теория «Учимся
принимать критику»
103
Критическое мышление

не нравиться кому-то, и я принимаю это, и тогда мне удается принять критику.
Я с чем-то из сказанного соглашаюсь, а с чем-то - нет».
4.
Отметь реакцию партнера.
Посмотри, как партнер отреагировал на твои слова. Обычно после шага №3 беседа
меняет свое русло, и критика становится более конструктивной, а беседа более
добродушной. Если после шага №3 партнер еще сильнее начинает критиковать,
повторите попытку: поступите так, как описано в шаге №3. Если не подействова-
ло, сохраняйте спокойствие и невозмутимость и просто слушайте. Главное здесь
– удержаться от скандала.
Как мы уже сказали, самое сложное – это признать, что кое-что из критики является
правдой. Нам сразу хочется защититься, и это, на самом деле, нормальная реакция
человека.
Давайте сейчас сделаем одно упражнение, в котором попытаемся разобраться в соб-
ственных достоинствах и недостатках.
Пояснение:
Упражнение позволяет ребятам задуматься о своих достоинствах и недостат- ках, осознать, что им дается сложнее – понимание своих достоинств или своих недостатков.
И, в связи с этим, они смогут оценить свое поведение в ситуациях, когда их критикуют.
Инструкция:
Сейчас вам предстоит на листочках, которые я вам раздам, написать
свои достоинства и свои недостатки. Вам необходимо будет вспомнить
не меньше
пяти своих достоинств и недостатков, не меньше (!), можно больше.
Листочки для участников приготовить заранее.
Мои достоинства
Мои недостатки
1) _________________________________
2) _________________________________
3) _________________________________
4) _________________________________
5) _________________________________
1) _________________________________
2) _________________________________
3) _________________________________
4) _________________________________
5) _________________________________
Не торопитесь! Времени у вас будет достаточно. Эта работа индивидуальная, тре-
бующая максимальной концентрированности и самоотдачи. Не надо ни с кем совето-
ваться, здесь важно именно ваше видение себя. Пишите искренне, будьте максимально
открыты.
На все время упражнения включите музыку и следите за тем, чтобы ребята работали инди- видуально. Если кто-то закончил достаточно быстро, попросите этого участника дополнить свой список. Если около половины группы все сделали, то дайте остальным 1 минуту на
Упражнение «Галерея досто-
инств и недостатков»
104