Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 356
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
завершение, сказав это вслух. По окончании 1 минуты попросите остановиться в любом случае. После этого попросите их повесить свои листочки на стены комнаты, как картины, используя скотч и ножницы. Важно, чтобы к этим листочкам можно было легко подойти и без труда прочитать.
Сейчас вы будете ходить по комнате и изучать эти листочки, как будто вы - в кар-
тинной галерее.
Все это делается под музыку. Время на это определите сами. Главное, чтобы участники мог- ли посмотреть и прочитать как можно больше листочков.
Следите (!), чтобы ребята делали эту часть упражнения молча и ни в коем случае не подшучи- вали друг над другом. По окончании упражнения сядьте в круг и приступите к обсуждению.
Анализ упражнения:
Попросите высказаться каждого по кругу.
Что было сложнее всего писать: достоинства или недостатки?
Как вы справились с этой сложностью?
Какие чувства вы испытывали, когда ходили по комнате, а другие читали то,
что вы написали?
Возникло ли у вас желание после прочтения того, что написали другие, допол-
нить свои списки?
Если вам труднее всего было написать достоинства, то на критику, скорее всего,
z
вы реагируете пассивно, принимаете ее безропотно и вам тяжело ответить на
нее.
Если же вам труднее было писать недостатки, то соответственно, вам тяжело
z
их и признавать, а это значит, что когда вас критикуют вы, скорее всего, займете
агрессивную позицию.
Обратите внимание на те достоинства/недостатки, которые вам захотелось до-
писать после прочтения других листочков, когда вы ходили по галерее. Скорее всего,
именно эти качества не являются для вас заметными, и именно по поводу них вам
труднее всего принять критику. Вы вроде бы о них знаете, но когда на них вам указы-
вают другие, вы не признаете их и «отнекиваетесь», раздражаясь на человека, кото-
рый вам на них указал.
Бывает так, что мы путаем наши достоинства и недостатки.
Было ли у вас при выполнении упражнения такое, что вы не знали, куда записать то
или иное качество – в достоинства или недостатки?
Расскажите.
Все дело в том, что все наши качества – это две стороны одной медали. Наши недо-
статки часто бывают продолжением наших достоинств, и наоборот. Это лишний
раз подтверждает наше мнение о том, что, формулируя ответ на критику, мы с чем-
то можем согласиться, а с чем-то нет.
Завершите занятие традиционными блоками:
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак- туальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Если осталось мало времени от занятия и/
или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии (см. Введение в про- грамму)
105
Критическое мышление
Сейчас вы будете ходить по комнате и изучать эти листочки, как будто вы - в кар-
тинной галерее.
Все это делается под музыку. Время на это определите сами. Главное, чтобы участники мог- ли посмотреть и прочитать как можно больше листочков.
Следите (!), чтобы ребята делали эту часть упражнения молча и ни в коем случае не подшучи- вали друг над другом. По окончании упражнения сядьте в круг и приступите к обсуждению.
Анализ упражнения:
Попросите высказаться каждого по кругу.
Что было сложнее всего писать: достоинства или недостатки?
Как вы справились с этой сложностью?
Какие чувства вы испытывали, когда ходили по комнате, а другие читали то,
что вы написали?
Возникло ли у вас желание после прочтения того, что написали другие, допол-
нить свои списки?
Если вам труднее всего было написать достоинства, то на критику, скорее всего,
z
вы реагируете пассивно, принимаете ее безропотно и вам тяжело ответить на
нее.
Если же вам труднее было писать недостатки, то соответственно, вам тяжело
z
их и признавать, а это значит, что когда вас критикуют вы, скорее всего, займете
агрессивную позицию.
Обратите внимание на те достоинства/недостатки, которые вам захотелось до-
писать после прочтения других листочков, когда вы ходили по галерее. Скорее всего,
именно эти качества не являются для вас заметными, и именно по поводу них вам
труднее всего принять критику. Вы вроде бы о них знаете, но когда на них вам указы-
вают другие, вы не признаете их и «отнекиваетесь», раздражаясь на человека, кото-
рый вам на них указал.
Бывает так, что мы путаем наши достоинства и недостатки.
Было ли у вас при выполнении упражнения такое, что вы не знали, куда записать то
или иное качество – в достоинства или недостатки?
Расскажите.
Все дело в том, что все наши качества – это две стороны одной медали. Наши недо-
статки часто бывают продолжением наших достоинств, и наоборот. Это лишний
раз подтверждает наше мнение о том, что, формулируя ответ на критику, мы с чем-
то можем согласиться, а с чем-то нет.
Завершите занятие традиционными блоками:
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак- туальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Если осталось мало времени от занятия и/
или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии (см. Введение в про- грамму)
105
Критическое мышление
В с е м с п а с и б о !
Д о с л е д у щ е й в с т р е ч и ! ! !
Итоговый вывод:
Ну что ж, я в завершение нашего занятия хочу сказать вам всем большое спаси-
бо за то, что вы были активными и любознательными.
Эта тема нужна для понимания себя в этом мире. Нас постоянно оценивают
другие люди, с которыми мы встречаемся. И нам свойственно оценивать дру-
гих, чтобы убедиться: мы что-то значим, и от нас что-то зависит. Поэтому
критическое отношение к людям, их поступкам и мыслям будет всегда. А раз
так, то надо спокойно относиться к этому. Критика, которую мы получаем –
это «суперская» информация, помогающая нам стать лучше и мобильней. Она
учит нас понимать мир. Но это не значит, что любая критика полезна. Надо
уметь отстаивать и свое мнение. А для этого надо быть «профи» в том вопро-
се, о котором говоришь.
Информация стоит дорого и умение ее получить – это искусство. Вы приблизи-
лись к этому искусству, теперь вам надо научиться правильно его применять.
И в этом я желаю вам и себе удачи!
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
106
Критическое мышление
Приложение к блоку «Критическое мышление. Анализ рекламы»
107
Критическое мышление
КУРИТЬ ИЛИ НЕ КУРИТЬ?
План занятия
Время
Примечания
Приветствие
5 мин
Блок «Вспомним все»
Что было на предыдущем занятии?
5 мин
Основная часть занятия
Введение в тему
5 мин
Упражнение «Незаметный предмет»
15 мин
Колпачок от фломастера
Дискуссия «Почему люди курят?»
10 мин
Упражнение «ЗА и ПРОТИВ»
15 мин
Показательное упражнение «Банка с окурками»
5 мин
Банка с окурками.
Перерыв
Упражнение «Купи мечту»
10 мин
Карточки: 11000 рублей,
33000 рублей, 55000 ру- блей, 110000 рублей.
Дискуссия «Как бросить курить и не начать заново»
15 мин
Можно раздать памятку же- лающим участникам.
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Необходимый материал:
1. Колпачок от фломастера (или любой маленький предмет, который можно спря- тать) для упражнения «Незаметный предмет»;
2. Приложение (распечатать, если нужно ведущему);
3. Ручки для каждого;
4. Листы ватмана;
5. Банка с окурками в воде (см. упр. «Банка с окурками»);
6. Карточки: 11000 рублей, 33000 рублей, 55000 рублей, 110000 рублей – для упражнения «Купи мечту».
Задачи тренинга:
1. Показать причины и последствия курения;
2. Выработать критическое отношение к курению;
3. Привить навык отказа от сигареты.
Курить или не курить?
110
Здравствуйте! Приятно вновь видеть вас здесь!
Как прошла неделя? Какие новые впечатления появились?
Участники в свободном порядке высказываются.
А сейчас давайте поделимся чувствами, которые каждый из вас испытывает здесь и
сейчас. Участники по кругу высказываются о том, что они чувствуют в данный момент. Если кто-то не может назвать чувство, ведущему следует спросить: «Что ты чувствуешь по
поводу того, что не можешь назвать чувство?». А если участник настаивает, что ничего не чувствует, ведущий говорит: «Значит, ты чувствуешь, что ничего не чувствуешь». В любом случае какое-либо чувство должно быть названо.
А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии
По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.
Итак, тема нашего сегодняшнего занятия – «Курить или не курить?». Знаете такой
детский анекдот?
Орел спрашивает у воробья:
— Ты чего такой маленький?
— Курил…
Мы-то с вами, конечно, все орлы, но давайте ответим на один вопрос. Только попрошу
честного ответа (помните, что все, что происходит на наших занятиях, остается
между нами):
Кто из вас курит?
z
А кто пробовал?
z
Спасибо за ответы. Все ваши мнения и позиции (и тех, кто курит, и тех, кто нет)
будут на нашем занятии очень полезны.
Интересно, почему люди начинают курить, что их к этому побуждает? Чтобы отве-
тить на эти вопросы, давайте сделаем одно упражнение.
Пояснение:
Упражнение позволяет участникам понять, что чаще всего заставляет под- ростков начать курить.
Для этого упражнения необходим какой-нибудь предмет, например, колпачок от фломастера или кольцо, но лучше колпачок – из-за сходства с сигаретой.
Инструкция:
Сейчас вы все выйдете за дверь, а я спрячу вот этот колпачок от флома-
стера (показывает всем колпачок), точнее говоря, не спрячу, а положу на какое-нибудь
видное место так, чтобы вы могли его увидеть, ничего не поднимая, не открывая, ни-
куда специально не заглядывая. Иными словами, он будет лежать на каком-то видном
месте, однако сразу не будет заметен, т.к. это небольшой предмет. Вашей задачей
Блок «Вспомним все»
Введение в тему
Упражнение «Незамет-
ный предмет»
111
Курить или не курить?
будет найти этот колпачок:
увидеть,
но не брать (!) и тихо, никому не говоря,
что вы его нашли, немного запутав следы,
сесть в круг. Если вы сели в круг – это озна-
чает, что вы знаете, где лежит колпачок.
Я буду подходить к сидящим в кругу, чтобы
уточнить, действительно ли они нашли
колпачок. А все остальные будут продол-
жать искать колпачок. Упражнение про-
должается до тех пор, пока все не будут
сидеть в кругу, а значит, знать, где лежит
колпачок.
Далее спрятать предмет может и кто-то из участников.
Комментарий:
Подростки обычно с азар- том играют в эту игру. Однако задача веду- щего – сделать правильные выводы после упражнения. Первое, на что должен обратить внимание ведущий: упражнение от начала до конца должно быть проведено правильно.
Если кто-то, кто первым найдет колпачок, за- кричит: «Вот же он!», то вам необходимо на- чать игру заново и еще раз обратить внимание ребят на инструкции.
Если упражнение проведено правильно, то чем больше участников уже будет сидеть в кру- гу, тем больше остальным, которые еще ищут предмет, будет хотеться его найти. Особенно сильный дискомфорт будет испытывать последний человек. Вы можете подсказать, указав, на какой половине или четверти комнаты спрятан предмет, но не больше. Помните: те чув- ства, которые он испытывает, очень важны для анализа упражнения.
Анализ упражнения:
Начнем наше обсуждение с простых вопросов:
Как вы искали?
На что ориентировались в поиске?
Что чувствовали, когда находили предмет?
А что испытывали, когда долго его не могли найти?
Послушайте ребят, пусть все выскажутся и ответят на ваши вопросы. Во время высказыва- ний обратите внимание на несколько моментов. Этим можно подвести итог упражнению:
1. Попросите всех: Поднимите руку те, кто хотел, как можно быстрее отыскать
предмет. Скорее всего, таких будет заметное большинство или даже все. Если нет, можно спросить: Неужели вы не хотели как можно скорее найти колпачок, чтобы
побыстрее оказаться в кругу? Обратитесь к каждому, кто не поднял руку, персонально:
То есть ты, Маша, стремилась не найти предмет, поэтому ты ходила и искала его?
Количество ребят, поднявших руку, возрастет.
На самом деле, выполняя это упражнение, все хотят найти предмет как можно
быстрее: это позволяет нам почувствовать свою успешность, превосходство над
другими. Или хотя бы не оказаться позади всех. Точно так же, начиная пробовать
сигареты, мы стремимся быть продвинутыми, взрослыми, казаться интересными
и успешными. К сожалению, курение – это легкий, да к тому же обманчивый способ
достичь всего этого. Кому хочется прикладывать усилия, чтобы действительно
112
быть интересным? А скажите, какие люди кажутся вам интересными? Послушайте ответы, поблагодарите, скажите: «Да, и мне такие люди интересны», а потом подведи- те ненавязчивый итог: «Видите, оказывается, не обязательно курить, чтобы быть
интересным и взрослым».
2. Обратите внимание участников на чувства людей, которые оставались искать колпачок, когда все уже сидели в кругу (на чувства последних и предпоследних ищущих). Скажите:
Когда остаешься последним, очень хочется поскорее присоединиться к большинству,
так как чувствуешь, что отличаешься от всех, чувствуешь, что ты не такой, как
все. Это угнетает. Человек начинает защищаться. Выслушайте высказывания участ- ников.
Давайте проведем аналогию с курением. Когда большинство твоих друзей курит,
тебе хочется быть с ними, так как они часто уходят покурить и поговорить, а
ты как бы одинок. Очень похожие ощущения. Мы поддаемся чувству стадности,
начинаем курить тоже. А чтобы не поддаться этому чувству и не присоединиться
к толпе, не начать курить, надо быть самодостаточной личностью, индивидуаль-
ностью, что, безусловно, трудно. Некоторые мои знакомые ходили с курящими на
перекур, но не курили, хотя это тоже курение, только пассивное. Другие знакомые
находили время и место пообщаться со своими друзьями, чтобы не попадать в та-
кую ситуацию, например, когда в компании есть и некурящие люди. Можно общать-
ся один на один, тогда и курящий друг будет курить реже.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 33