Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 360

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

120
В с е м с п а с и б о !
Д о с л е д у щ е й в с т р е ч и ! ! !
Приложение (к упражнению «За и против»).
В помощь ведущему – для дополнительного ознакомления с темой.
Немного статистики
В Российской Федерации курит около 50% взрослого населения, а около 100.000 россиян ежегодно умирает от курения. Ученые полагают, что в настоящее время на нашей планете насчитывается око- ло миллиарда курильщиков. Заболевания, которые прямо или косвенно связаны с курением, каж- дый год уносят три с половиной миллиона жизней. Через двадцать лет общая смертность от таких болезней достигнет десяти миллионов и превысит число жертв ВИЧ-инфекции.
Наиболее часто встречающиеся причины преждевременной смерти:
Курение:
1 из 25
Мотоциклетные аварии:
1 из 60
Автокатастрофы:
1 из 600
Авиакатастрофы:
1 из 10.000.000.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   33

Последствия курения
Рак легких. Курение – причина трети всех смертей от злокачественных заболеваний, опухолей. Если вы ежедневно выкуриваете более 10 сигарет, то тем самым в 24 раза повышаете вероятность забо- леть раком легкого.
Хронический бронхит
При этом заболевании дыхательные пути, ведущие к легким, сужены и повреждены, а большая часть легочной ткани разрушена. К моменту, когда появляется одышка, почти вся поверхность слизистой бронхов разрушена. Только в прошлом году от хронического бронхита в нашей стране умерло более
30000 человек. Ты можешь быть следующим.
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак- туальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Если осталось мало времени от занятия и/
или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии (см. Введение в про- грамму)
Итоговый вывод:
Вы самостоятельные люди, и вам решать – курить или не курить. Только вы
несете ответственность за свое здоровье!
Хорошо, что сегодня многие молодые люди, которые нацелены на успех в своей
жизни, считают, что «курение – это отстой!».
Есть масса способов сказать «нет», когда тебе предлагают сигарету, и не уро-
нить свое достоинство. Главное – не бояться! Давайте в трудных ситуациях
будем вспоминать классное высказывание: «Ничего страшного, если над тобой
смеются... Гораздо хуже, когда над тобой плачут...».
Удачи!
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»

Болезни сердца и сосудов
Причиной умерших внезапной смертью людей, на фоне общего благополучия, является спазм со- судов в результате курения и как следствие ишемической болезни сердца (ИБС). В нашей стране в цветущем возрасте основной причиной смерти является ИБС. Курящие люди в два раза чаще уми- рают, чем некурящие.
Влияние курения на половую функцию
В 3 раза чаще встречаются случаи импотенции у мужчин по сравнению с некурящими. Фригидных женщин среди курящих в 2,5 раза больше, чем среди некурящих. Это связано с тем, что никотин спо- собствует сужению сосудов половых органов.
Влияние курения на здоровье женщины
Курящие женщины чаще бывают бесплодными, беременность у них наступает реже, чем у некуря- щих. Кроме этого, у первых быстрее наступает менопауза. Это свидетельствует о том, что курение неблагоприятно влияет на функции яичников. У курящих женщин несколько повышен риск спон- танного аборта, кровотечения во время беременности. Курящие женщины в несколько раз быстрее стареют, чем некурящие.
Влияние курения на развитие плода
Масса тела ребенка, рожденного курящей матерью, примерно на 200 грамм меньше, чем у некуря- щей. У детей, рожденных курящими женщинами, несколько чаще риск смерти в раннем возрасте. Это связано с ослаблением и задержкой развития плода из-за токсинов, входящих в состав сигарет.
Кожа, зубы, дыхание
Дым сигарет имеет отвратительный запах, который прочно въедается в одежду, пропитывает кожу и дыхание. У вас есть все шансы приобрести желто-серые зубы, дурной запах изо рта, от которого не избавят ни полоскания, ни жвачка. Кожа рук и лица из-за никотина приобретет желто-серый цвет.
Кожа лица будет напоминать морщинистое печеное яблоко.
Пассивное курение
Отравлению никотином подвергается не только человек, страдающий от курения, но все окружаю- щие, находящиеся с ним в непосредственной близости.
121
Курить или не курить


СОПРОТИВЛЕНИЕ
ДАВЛЕНИю

План занятия
Время
Примечания
Вводные слова. Оглашение темы занятия
1-2 мин
Разминка
Упражнение «Да-Нет»
3-5 мин
Упражнение «Борьба руками»
10 мин
Блок «Вспомним все»
Что было на предыдущем занятии?
5 мин
Основная часть занятия
Вводное слово о социальном давлении. Обсуждение.
5 мин
Упражнение «Вырвись из круга»
10 мин
Если не укладываетесь во времени, от этого упражне- ния можно отказаться
Упражнение «Вампиры»
10 мин
Приготовить бумажные же- тоны для участников
Теория «Как сказать «Нет!»»
10 мин
Перерыв
Упражнение «Просьба-отказ»
15 мин
Упражнение «А мы не поддаемся!»
15 мин
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Необходимый материал:
1. Музыка динамичная.
2. Доска.
3. Бумажные жетоны для упражнения «Вампиры».
Задачи тренинга:
1. Познакомить участников с понятием социального давления (каким оно бывает, что мы чувствуем, когда под него попадаем).
2. Сформировать позитивное отношение к стремлению быть индивидуальностью.
3. Научить видеть ситуации манипулирования, сформировать навыки сопротивле- ния давлению.
Сопротивление давлению
124

Всем привет! Очень рад (или рада) вас всех видеть! Сегодня у нас будет очень от-
ветственное занятие, посвященное социальному давлению и умению сказать «НЕТ».
Нам порой бывает трудно отказать, т.к. мы не хотим обидеть другого человека или
хотим, чтобы о нас хорошо думали, признавали нас. В общем, об этом мы сегодня и по-
говорим, а пока давайте разомнемся.
Разминка у нас сегодня будет тематической, т.е. связанной с нашей темой.
Поэтому приготовили языки и руки.
Покажите их. Да-да, показывайте смелее! Вот, например, мой язык. А вот руки.
Ну, что ж, начнем. Давайте встанем, стулья нам пока не понадобятся.
Пояснение:
Группа делится на 2 команды поровну. Если в группе нечетное количество участников, то участвует и ведущий.
Инструкция:
В процессе этого упражнения одна команда должна все время говорить
только слово «Да», а другая – только слово «Нет». Ваша задача – передвигаясь по
комнате, попытаться поговорить с человеком из другой команды только при помощи
своего слова и попытаться его «передакать» или «перенеткать». Если кто-то произ-
нес какое-то другое слово, кроме разрешенного, он проиграл.
Участники ходят по комнате, «дакая» и «неткая», и пытаются переговорить друг друга. В процессе упражнения (после 3-5 минут), можно ввести дополнительную инструкцию:
Можно при помощи своего слова попытаться спеть песенку или рассказать стишок.
Анализ упражнения:
У кого получилось с кем-либо пообщаться?

Удалось ли кого-нибудь переубедить?

Расскажите, как это получилось?

Ну что ж, как я и говорил(а), это была разминка, но очень нужная для нашей темы
разминка: очень важно уметь говорить «ДА» и «НЕТ». Дело в том, что эти простые
слова даются нам иногда с большим трудом. А теперь давайте выполним второе раз-
миночное упражнение.
В предыдущем упражнении мы боролись с вами при помощи слов, а теперь давайте по-
боремся руками.
П оя с н е н и е :
Перед началом упражнения необходимо разделить группу на 2 равные части. Если в группе нечетное количество че- ловек, то участвует и ведущий.
После разделения на две подгруппы ведущий организует внутренний и внешний круг из участников. Участники стоят лицом друг к другу, образуя пары. Можно фоном включить динамичную музыку.
Разминка
«Да-нет»
Разминка
«Борьба руками»
125
Сопротивление давлению


Инструкция:
Сейчас мы с вами будем бороться руками, для этого каждая пара долж-
на встать напротив друг друга и соприкоснуться ладошками (ведущий показывает),
ладошка к ладошке, а ноги вместе. По моей команде вам нужно будет начать борьбу,
но только ладонями (ведущий выбирает любого участника и показывает всей группе, как это делается). Побеждает тот, кто заставил своего партнера сделать хотя бы шаг
вперед или назад. Цель упражнения перебороть своего противника, заставив его
сдвинуться с места. Понятно? Тогда начали.
В течение 1-2 минут участники борются. Если бой закончился быстро, скажите, чтобы они попробовали еще раз. Через 1-2 минуты вы даете сигнал о смене партнера по борьбе. Для этого внутренний круг стоит на месте, а внешний – движется по часовой стрелке до следую- щего участника. Смена участников происходит до тех пор, пока внешний круг не совершит полный оборот. После 1-2-х раундов можно ввести дополнительную инструкцию:
Не старайтесь сдвинуть партнера с места силой, постарайтесь найти свою такти-
ку, используйте хитрость, смекалку. Тогда даже девушки смогут «побороть» юношей,
и весовая категория будет неважна.
Анализ упражнения:
Удалось ли вам найти свою тактику?

Как вы действовали?

В процессе обсуждения выделите все тактики, которые были найдены, и запишите их на доске.
Как мы увидели в этом упражнении, не обязательно силой сопротивляться давлению,
можно справляться с ним при помощи ловкости или хитрости. Есть много способов.
Назовите все найденные тактики, которые вы записали на доске.
Несмотря на то, что данное упражнение посвящено физическому давлению, найденные
тактики можно применить и к словесному давлению. Об этом мы будем еще говорить
на нашем сегодняшнем занятии. Главное здесь то, что вес или пол вашего партнера не
важны, если вы используете более мощное оружие против него – тактику.
Именно с помощью тактики многие полководцы побеждали неприятельские армии
при малой численности. Запомните это.
А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии?
По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.
Мы часто оказываемся в ситуации, когда на нас «давят» – это так называемое психо-
логическое давление.
Давление может быть как вербальное, так и невербальное.
Вербальное давление – это давление при помощи слов. Например, такие фразы: «Ну
что, тебе слабо…», «А я думал, что ты настоящий мужик» и др.
Невербальное давление – это давление, оказываемое без помощи слов. Это может
Блок «Вспомним все»
Введение в тему
126


быть давление с применением физической силы, а может быть и просто давление без
физического контакта (например, когда нам объявляют бойкот). При этом нас не
бьют, с нами просто не разговаривают и показывают, что мы не со всеми, и это нас
угнетает, эта ситуация давит на нас.
Невербальное давление – самое сложное и сильное давление, оно задевает нас намного
сильнее, чем словесное.
Трудным в обоих случаях является выход из состояния, когда на тебя «давят». Этому
нам предстоит научиться на сегодняшнем занятии.
Приходилось ли вам на себе испытывать давление толпы, группы, друзей?

Что это были за ситуации?

Как мы видим, тема эта очень важна и серьезна. Чтобы лучше ее понять, давайте при
помощи следующего упражнения попытаемся хотя бы чуть-чуть погрузиться в нее и
ощутить на себе давление со стороны окружающих.
Пояснение:
Группа встает в круг, держась за руки. Выбирается один доброволец. Далее вся инструкция говорится при всех.
Инструкция:
Добровольцу: Тебе предстоит вырваться из круга любыми способами,
которые тебе доступны, но не обязательно силой.
Группе: Вы должны всячески препятствовать выходу добровольца из круга, вы не долж-
ны его выпускать до тех пор, пока действительно этого не захотите.
Всем: Каждый из вас тоже сможет побыть на месте добровольца.
В процессе упражнения напоминайте добровольцам, что выйти из круга можно и без по- мощи силы, скажите, что есть и другие способы. Если добровольцы не догадались, какие способы возможны, то подскажите им: можно договориться с кем-то, или упросить, или встать на колени.
Обязательно поощряйте нестандартные способы выхода из круга. После выхода каждого добровольца из круга (неважно, как он это сделал) поаплодируйте ему всей группой.
Комментарий:
Для усложнения задания (если в группе более 13 чел.) через некоторое время можно выбрать двух добровольцев, которые либо будут находиться по разные сторо- ны круга и должны поменяться местами, либо оба в кругу и должны вырваться из него.
Анализ упражнения:
Сложно ли было для вас выйти из круга?

Что вы чувствовали, когда находились в кругу?

Чей выход запомнился вам больше всего? Почему?

Подведите итог упражнению:
Наши нестандартные поступки и способы поведения помогают снизить социальное
давление. Когда мы поступаем так, как от нас никто не ждет, мы показываем силу
своей индивидуальности и вводим остальных во временное оцепенение, тем самым,
выигрывая драгоценное время.
Какие жизненные ситуации, когда на нас давят и создается такое ощущение, что дав-
ление – со всех сторон, вам напомнило предыдущее упражнение?
Выслушайте ответы участников. Подведите к ответу, что это может быть СМИ, реклама.
Обсудите с ребятами, как СМИ на нас влияют.
Они манипулируют нашим сознанием. Заставляют нас покупать пиво, сигареты, де-
монстрируют это как модную тенденцию, как стиль жизни. Мы же в данном случае
выступаем в качестве «пешек», мы становимся для них толпой, мы для них – НЕ лич-
127
Сопротивление давлению