Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 364
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В с е м с п а с и б о !
Д о с л е д у щ е й в с т р е ч и ! ! !
Итоговый вывод:
Ну что ж, в завершение нашего занятия хочу сказать вам всем большое спасибо!
Мы с вами сегодня замечательно поработали.
Эта тема – одна из самых важных в рамках нашего курса.
Сопротивляться давлению, быть индивидуальностью, четко знать, чего вы
хотите, и не соглашаться на компромиссы, когда на вас давят или пользуются
вашей добротой и мягкостью – очень важные навыки.
С ними мы познакомились на сегодняшнем занятии.
Манипуляторы очень хитры, их не всегда легко распознать. Будьте наблюда-
тельны! Учитесь замечать, когда вами пытаются манипулировать! Прояв-
ляйте стойкость и не говорите «Да» только из страха обидеть человека или
показаться невежливым.
И удачи вам!
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
133
Сопротивление давлению
НАРКОТИКИ:
НЕ ВЛЕЗАЙ — УБЬёТ!
План занятия
Время
Примечания
Вводные слова. Оглашение темы занятия
10 мин
Разминка
Упражнение «Гимнастика»
5-7 мин
Блок «Вспомним все»
Что было на предыдущем занятии?
5 мин
Основная часть занятия
Введение в тему
5 мин
Упражнение «Дерево проблем»
15 мин
Плакат и стикеры
Упражнение «Игра»
30 мин
Набор палочек
Перерыв
Упражнение «Аргументы отказа от пробы наркотиков»
15 мин
Листочки и ручки для инди- видуальной работы.
Информационный блок «Правила сопротивления уговорам»
Плакат с правилами
Упражнение «Ночной клуб»
15 мин
Упражнение проводится, если позволяет время. Кар- точки с ситуациями.
Упражнение «Подстава»
10 мин
Шприц
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Необходимый материал:
1. Палочки – 80 шт. (см. упр. «Игра»);
2. Плакат и стикеры для упражнения «Дерево проблем»;
3. Плакат «Правила сопротивления уговорам»;
4. Карточки для упражнения «Ночной клуб»;
5. Приложения (распечатать, как указано в упражнениях);
6. Шприц без иглы.
Задачи тренинга:
1. Дать представление о причинах и последствиях наркозависимости;
2. Сформировать у подростков негативное отношение к наркотикам;
3. Сформировать навык отказа от приема наркотиков, даже легких;
Наркотики: не влезай — убьёт!
136
Здравствуйте! Рад (рада) всех видеть вновь на сегодняшнем занятии.
Надеюсь, все готовы работать. И для начала давайте каждый из вас сейчас расскажет
о самом ярком событии, которое произошло с ним за прошлую неделю. Итак, давайте
по кругу.
По ходу рассказа ведущий и группа могут делать какие-либо дополнения и задавать уточ- няющие вопросы.
Хорошо. А теперь давайте немного разомнёмся.
Пояснение:
Ведущий просит всех участников тренинга встать перед ним так, чтобы всем было его видно. Лучше всего для этих целей разместить группу полукругом вокруг ведуще- го. Это упражнение хорошо настраивает группу на работу с информационным материалом, когда необходимо концентрироваться на ведущем и слушать, что он говорит. «Гимнастику» можно делать под музыку. Ритм и темп музыки – на усмотрение ведущего.
Инструкция:
Сейчас вам предстоит повторять мои действия.
Ведущий начинает с простейших движений, таких, например, как поднятие руки, наклон корпуса, кивки головы. Затем движения усложняются: он изображает умывание под руко- мойником, боксирование, кидание камня, поиски авторучки по карманам и проч. Можно выполнять и мимические действия, например, показывать язык и гримасничать. В какой-то момент можно передать свою роль кому-то из участников группы, затем другому. Стоит по- буждать к участию в упражнении всех членов группы, однако принуждения быть не может.
А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии.
По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.
Сегодня тема нашего занятия – «Наркозависимость».
Что такое наркотики, как вам кажется?
Выслушайте ответы участников
Наркотики – это химические вещества, большинство из которых относятся к токси-
нам, т.е. к ядам. Все они, вызывая отравление, приводят человека в состояние «опья-
нения». Опьянение вызывает большое количество новых ощущений. Наркотики упо-
требляют различными способами. Наркотики вызывают сильнейшую зависимость,
и человек, пристрастившийся к наркотикам, уже никогда не сможет забыть о них.
Наркотики вызывают кучу болезней и часто являются причиной несчастных случаев.
По Российскому законодательству за действия с наркотиками предусмотрена адми-
нистративная или уголовная ответственность.
Внимание: для вводной беседы ведущий может использовать информацию из Приложения №1.
Если участники спросят: «Как можно рассуждать о том, чего не пробовал?», ответьте:
«Не обязательно пробовать яд, чтобы понять, что это такое. Достаточно уметь его
Разминка
«Гимнастика»
Блок «Вспомним все»
Введение в тему
137
Наркотики: не влезай — убьёт!
определять».
Пробуя наркотик, почему-то все верят, что не станут зависимыми, что их это не
коснется, что они смогут удержаться от этой напасти.
Вступая на этот путь, мы даже не представляем, куда он нас приведет. Мы знаем,
что зависимость – это ужасно, но по-настоящему не осознаем это и думаем, что это
«ужасно» именно нас не коснется.
На сегодняшнем занятии я хочу, чтобы вы узнали, что это за дорога, и поняли, что
вступать на нее не стоит. Никогда!
Спросите у участников: Почему люди попадают в зависимость? Что может произойти
в жизни человека, попавшего в зависимость от наркотиков?
Выслушайте ответы участников.
Чтобы разобраться в этих вопросах более подробно, давайте сделаем одно упражнение.
Цель:
показать, что причины приобщения к нар- котикам могут быть разными, а последствия – оди- наково тяжелыми.
Пояснение:
Участники делятся на две группы.
Участники одной из групп в течение 3-х минут должны записать на листе как можно больше причин, почему люди обращаются к наркотикам.
Участники другой – как можно больше послед- ствий. Пока группы работают, сделайте на доске заготовку – рисунок корней и кроны дерева (или используйте заранее заготовленный плакат).
После того, как закончится время, попросите участ- ников подгруппы «причины» подойти к доске и в корнях дерева записать причины, которые они вы- делили. Затем группа «последствия» записывает в кроне последствия потребления наркотиков.
(Для этого упражнения можно использовать не- большие стикеры, на которых участники записыва- ют причины и последствия, а потом приклеивают их к плакату).
Если необходимо, то подскажите им:
Причины:
Одиночество;
За компанию;
Заставили;
Чтобы повеселиться;
Проблемы в семье;
Конфликт с учителем;
Показать другим, что взрослый;
Жизненная трагедия;
Не знал, что ему предлагают;
Любопытство;
Упражнение
«Дерево проблем»
138
Забыть про проблемы;
Болезнь – чтобы было легче;
Был пьян – не помнит;
Как все;
Не смог отказать;
И др.
Последствия:
Потеря друзей;
Проблемы в семье;
Безденежье;
Воровство;
Продажа имущества своего и своей семьи;
Разрыв с семьей;
Болезни, проблемы со здоровьем;
Потеря работы;
Потеря интереса к чему-либо вообще, кроме наркотиков;
Проституция;
ВИЧ/СПИД;
Одиночество;
Проблемы с психикой;
Потеря возможности зачать и родить ребенка;
Потеря интереса к жизни;
Бродяжничество;
Нарушение закона и наказание (тюрьма);
Смерть (сам умрет или убьют).
Анализ упражнения:
Любая зависимость влияет на человека негативно, приво-
дит к печальным, а зачастую страшным последствиям. Употреблять что-то или
нет, заниматься тем или иным делом – этот выбор человек делает сам (мы не будем
говорить о случаях, когда человек подвергся насилию или его вынудили, ведь большин-
ство людей сделали выбор в пользу наркотиков все-таки самостоятельно). Неужели
человек хочет именно этих последствий для себя и своих близких? Скорее всего, нет.
Почему же тогда он делает такой выбор?
Попросите участников свободно высказаться на эту тему и выслушайте их.
В конце упражнения обратите внимание участников на то, к каким последствиям может при- вести даже незначительная на первый взгляд причина. Проведите линии по нарисованному дереву от «любопытства» - к «тюрьме», от «за компанию» – к «проституции», от «забыть про проблемы» – к «проблемы со здоровьем» и «смерть».
А теперь давайте перейдем к следующему упражнению.
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 33
Пояснение:
Цель упражнения – показать подросткам, как легко «втянуться» и стать нар- команом и что наркотики – это «игра», в которой невозможно выиграть. Эта цель озвучива- ется не в начале упражнения, а при его анализе.
Вы делите группу на 3-4 подгруппы. Каждую подгруппу посадите за стол и раздайте каждой
Упражнение
«Игра»
139
Наркотики: не влезай — убьёт!
по 17 палочек. (В качестве палочек могут выступать ручки, карандаши, фломастеры, спички, деревянные палочки для барбекю (шашлыка) или то, что вы сами придумаете).
Инструкция:
Ведущий стоит по одну сторону стола, а подгруппа – по другую. Между ними на столе лежат 17 палочек. Палочки лежат, как показано на рисунке ниже.
Сейчас мы с вами сыграем в одну игру. Играть будем так: с одной стороны стола – я, а
с другой стороны – одна из подгрупп.
Суть игры состоит в следующем:
Между нами лежат 17 палочек. Мы по очереди тянем палочки (сначала вы, потом я,
потом опять вы, потом я и т.д.) За один ход можно вытянуть 1, 2 или 3 палочки. Чья
из сторон возьмет последнюю палочку, та и проиграла партию. Во время игры вы мо-
жете советоваться, а можете выдвинуть одного представителя.
Ваша цель – набрать как можно больше баллов. Изначально я дам вам 100 баллов. И
за каждую проигранную партию вы получите –10 баллов (минус 10), а за каждую выи-
гранную партию +20 баллов. В любой момент вы можете остановиться и перестать
играть. Это понятно? Посмотрим, какая подгруппа наберет больше всего баллов.
Учтите, я очень хорошо играю! Поэтому подумайте: может, вовсе не играть ни одной
партии, тогда ваш результат будет 100 очков.
Ведущий должен прочитать следующую информацию перед тем, как проводить
упражнение, а затем еще раз прочитать инструкцию!!!
Играть ведущий будет следующим образом: сначала сыграет партию с подгруппой №1, потом с подгруппой №2, далее с №3, потом с №4, потом заново с №1, №2 и т.д.
Всегда начинайте партию так:
Ведущий: — Ваша подгруппа готова сыграть следующую партию?
Подгруппа: — (дождитесь четкого положительного ответа от подгруппы)
Ведущий: — Тогда начинайте!
fVbena_
140
Инструкция:
Ведущий стоит по одну сторону стола, а подгруппа – по другую. Между ними на столе лежат 17 палочек. Палочки лежат, как показано на рисунке ниже.
Сейчас мы с вами сыграем в одну игру. Играть будем так: с одной стороны стола – я, а
с другой стороны – одна из подгрупп.
Суть игры состоит в следующем:
Между нами лежат 17 палочек. Мы по очереди тянем палочки (сначала вы, потом я,
потом опять вы, потом я и т.д.) За один ход можно вытянуть 1, 2 или 3 палочки. Чья
из сторон возьмет последнюю палочку, та и проиграла партию. Во время игры вы мо-
жете советоваться, а можете выдвинуть одного представителя.
Ваша цель – набрать как можно больше баллов. Изначально я дам вам 100 баллов. И
за каждую проигранную партию вы получите –10 баллов (минус 10), а за каждую выи-
гранную партию +20 баллов. В любой момент вы можете остановиться и перестать
играть. Это понятно? Посмотрим, какая подгруппа наберет больше всего баллов.
Учтите, я очень хорошо играю! Поэтому подумайте: может, вовсе не играть ни одной
партии, тогда ваш результат будет 100 очков.
Ведущий должен прочитать следующую информацию перед тем, как проводить
упражнение, а затем еще раз прочитать инструкцию!!!
Играть ведущий будет следующим образом: сначала сыграет партию с подгруппой №1, потом с подгруппой №2, далее с №3, потом с №4, потом заново с №1, №2 и т.д.
Всегда начинайте партию так:
Ведущий: — Ваша подгруппа готова сыграть следующую партию?
Подгруппа: — (дождитесь четкого положительного ответа от подгруппы)
Ведущий: — Тогда начинайте!
fVbena_
140
Далее вы играете партию.
Суть игры:
Ваша цель –
ВСЕГДА выигрывать. Если знать хитрости этой игры, это очень легко сделать.
Чтобы всегда выигрывать, нужно
ВСЕГДА выполнять два простых правила:
1. Каждую партию должен начинать противник. Т. е. в каждой партии вы тянете вторым. Пер- вой тянет подгруппа или представитель от подгруппы! Затем – вы, после – снова они и т.д.
2. В сумме с противником нужно вытягивать 4 палочки. Например, противник (подгруппа) взял
1 палочку, тогда вы должны взять 3 (1+3=4). Подгруппа взяла 2 палочки, тогда вы – тоже 2
(2+2=4). Если подгруппа взяла 3 палочки, вы берете 1 палочку (3+1=4). Математически это выражается так: если противник вытянул N палочек, вы должны вытянуть 4-N палочек.
Чтобы освоиться с этими правилами, лучше потренироваться дома с друзьями. Если вы все сделали правильно, то перед последним ходом противника на столе должно лежать 5 пало- чек, тогда, сколько бы он ни взял, ему всегда достается последняя.
Психологический смысл игры состоит в следующем:
Вы втягиваете ребят в игру (по аналогии – в принятие наркотиков), они начинают стремить- ся набрать как можно больше баллов (незаметно увеличивается доза наркотиков), но они все время проигрывают, т.к. вы знаете решение (наркотики – это «игра», в которой нельзя выиграть). В итоге, больше всего баллов набирают те, кто остановился как можно раньше, или вообще не играл (точно так же и с наркотиками: не пробуйте их, и вы выиграете!).
Сложности могут для вас возникнуть тогда, когда ребята захотят вторыми вступить в игру.
Постарайтесь все-таки и в этом случае остаться вторым. Если группа настаивает, скажите, что таковы правила, и напомните, что у группы всегда есть право вообще отказаться от игры.
Этапы игры:
1. Инструкция
2. Сама игра (здесь вы играете партии с подгруппами и считаете их баллы)
3. Далее, играя партию за партией, вы дожидаетесь, когда подгруппа скажет «стоп!».
Можно даже спровоцировать подгруппу на такой диалог:
Подгруппа: — Мы больше не хотим играть.
Ведущий: — Боитесь, что я опять у вас выиграю?
Подгруппа: — Нет! Просто ты всегда выигрываешь!
Ведущий: — У меня совсем несложно выиграть. Может, еще партию? Подумайте!
И только если подгруппа четко ответила «Нет!», вы больше к ней не пристаете.
Заметьте!!! Этот диалог напоминает провокацию принять очередную дозу наркотиков.
Когда все подгруппы сказали «стоп!», игра заканчивается.
4. Задайте вопрос: Почему подгруппы сказали «стоп!»? Дождитесь ответов ребят. Рас- кройте им принцип своей победы, расскажите им, как играть в эту игру, чтобы все время выигрывать. Докажите это: сыграйте с кем-то показательную партию.
А потом скажите: Ну, кто теперь хочет попытаться у меня выиграть в эту игру,
при условии, что я буду вторым брать палочки? Дураков нет? Правильно! Кто бу-
дет играть со мной в игру, зная, что выиграть невозможно?!
5. Перейдите к анализу упражнения.
Анализ упражнения:
Сейчас я расскажу, как это упражнение связано с темой нашего сегодняшнего занятия.
Все дело в том, что если вы начинаете употреблять наркотики, то втягиваетесь в
это дело незаметно, как втянулись сейчас в эту игру. Вы желаете получить то, что
141
Наркотики: не влезай — убьёт!