Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 363

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ности, НЕ индивидуальности. Им надо заманить нас в ловушку, они заинтересованы
только в том, чтобы продать нам свой товар и потом продавать его все время.
Подведите итог обсуждению: Для того чтобы научиться противостоять давлению,
давайте сделаем одно упражнение.
Пояснение:
Из группы выбирается 1-2 до- бровольца (если группа небольшая – 10-12 человек, пусть будет 1 доброволец; однако если доброволец нерешительный, тогда луч- ше выбрать ему пару). Добровольцы выходят за дверь. Внимание! Инструкция дается от- дельно добровольцам и отдельно – группе так, чтобы они друг друга не слышали.
И н с т ру к ц и я :
Добровольцам: Вы – вам-
пиры. Вам жизненно необходима кровь,
поэтому всеми возможными способами вы
должны собрать у группы как можно боль-
ше крови.
Например, вы можете упрашивать, умолять спасти вас от голодной смерти, или угро-
жать, или брать «на слабо», или хитростью выманивать кровь, сказав, что она нужна
больным детям и т.д. Также вы можете придумать и свой оригинальный способ. По-
нятно?
Инструкция группе:
Они (добровольцы) – вампиры, и им нужна ваша кровь, вы може-
те ее дать, а можете отказать. Но вы ведь знаете, чем грозит вам потеря крови?
Каждый участник группы получает небольшой бумажный жетон, символизирующий
кровь. Эти жетоны вампиры и должны попытаться выманить.
Далее вампиры пытаются выполнить свою задачу. Кто-то из группы дает кровь, а кто-то – нет.
Отведите на это 3 минуты. Если действие быстро завершается, то перейдите к обсуждению.
Анализ упражнения:
После того, как группа поделится на тех, кто дал свою кровь, и тех, кто отказался ее давать, ведущий сообщает: Те, кто решился свою кровь дать или хотя бы
допустил мысль об этом, больше предрасположен к тому, чтобы поддаться социаль-
ному давлению и провокации. Таким людям труднее сказать «нет!».
Очень часто бывает в жизни, что умом мы понимаем, что нам не нужно соглашаться
на чьи-то просьбы и предложения, но предлагающие часто бывают очень изобрета-
тельны и артистичны, пытаясь нас убедить.
Спросите у тех, кто отдал «вампирам» свои жетоны, на каком аргументе они «сломались».
Говорить «нет» и противостоять социальному давлению действительно сложно, и
этому стоит поучиться, чтобы действительно быть готовым в жизни, если понадо-
бится, сказать твердое «нет!».
Если же участники будут защищаться, утверждая, что они, наоборот, проявили доброту, дали свою кровь, чтобы помочь вампиру, в этом случае ведущий должен показать, что иногда просьба о помощи – это та же самая манипуляция.
Упражнение
«Вампиры»
128


Иногда люди пользуются нашей добротой, играют на наших добрых чувствах, чтобы
заманить нас в ловушку. Поэтому ваша основная задача – разобраться в ситуации, а
только потом принимать решение. Нужно понять, когда необходимо проявить добро-
ту, а когда вами просто пользуются.
Далее следует перейти к обсуждению темы: «Как сказать «нет»?» и для начала задать вопрос:
В каких ситуациях может пригодиться умение сказать «Нет»?

Все ответы участников запишите на доске, если нужно, дополните их такими пунктами: когда предлагают наркотики, таблетки, алкоголь или сигарету, z
когда хотят от вас что-то получить (деньги, вещь и пр.), z
когда вас пытают заманить в ловушку (лохотрон), z
когда хотят, чтобы вы купили некий товар, который вам особо не нужен.
z
Сейчас мы постараемся отработать этот навык пошагово, для того чтобы вы могли
им пользоваться в своей жизни. Овладение этим навыком имеет большое значение,
так как нам, порой, бывает сложно отказать другому, особенно, если другой человек
настойчив. Иногда трудно решить, отказывать нам или соглашаться.
Сказать «Да» – может означать сделать хуже себе, а сказать «Нет» – сделать хуже
другим. Если мы говорим «Нет», то чувствуем себя виноватыми и одинокими.
Как отказать, когда тебя о чем-то просят.
Шаги (запишите их кратко на доске):
1. Выслушать другого (его просьбу, предложение) спокойно, доброжелательно.
2. Попросить разъяснения, если что-то неясно
(спросить: «Что вы имеете в виду?» или перефразировать: «То есть вы хотите,
чтобы я..»).
3. Оставаться спокойным и сказать «нет».
4. Объяснить, почему вы говорите «нет»
1 5. Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений.
(Если вы отказали, человек может попытаться манипулировать вами, вызывая чув-
ство вины. Важно не реагировать на манипуляции и оставаться внутренне сосредо-
точенным на главном содержании просьбы (предложения) и причине вашего отказа).
Однако отказ не означает разрыв отношений с человеком, особенно если речь не идет
о ситуации, потенциально опасной для вас. Для того чтобы не оттолкнуть другого,
Как сказать
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   33

«Нет»
1
Объяснять, почему вы говорите «Нет», можно только в том случае, если вы находитесь «в равных весовых категориях» с тем, кто пытается оказать на вас давление, т.е. в разговоре «один на один» и с человеком, которого вы хорошо знаете. Но если это малознакомый человек или их несколько, и вы чувствуете, что на вас начинают давить, объяснять причины вашего отказа не следует. Лучше твердо сказать НЕТ.
129
Сопротивление давлению

надо проявить сочувствие, сопереживание, «послушать сердце» этого человека. Дру-
гими словами, «нет» надо говорить, учитывая чувства другого человека и при этом
знать свои цели. Например: «Я вижу, вы очень расстроены, но я сейчас действительно
не могу вам помочь. Однако, как только освобожусь, я сделаю все, что в моих силах».
Способность сказать «нет» в сложной ситуации делает вас «круче» в глазах других людей.
При помощи следующего упражнения мы с вами потренируемся отказывать. Как по-
казывает практика, просто сказать «нет» проще, чем объяснить причину отказа.
Поэтому в следующем упражнении мы не будем с вами употреблять слово «нет», а
будем искать другие формы отказа. Кстати, в японском языке слова «нет» вообще не
существует. Если японец не хочет выполнять чью-либо просьбу, он будет говорить о
чем угодно, но не даст прямого отказа. Вот такие японцы!
Пояснение:
Вся группа делится на пары.
Работа идет одновременно во всех парах.
Если в группе нечетное количество человек, ведущий также участвует в упражнении.
Инструкция:
Сейчас один человек из пары
(решите, кто им будет) должен просить
о чем-либо, а другой – отказывать, но при
этом тот, кто отказывает, не должен
говорить «нет» и грубить, и так продол-
жается столько, сколько он может про-
держаться. Нужно отвечать как угодно,
но прямого отказа не давать. Тот, кто просит, тоже должен стараться быть изо-
бретательным в своих аргументах, объясняя, почему нужно обязательно выполнить
его просьбу. Потом по моему сигналу через 4 мин. вы поменяетесь ролями, и тот, кто
просил о чем-либо, будет отказывать, а тот, кто отказывал – просить. Понятно?
Если участники затрудняются придумать, что просить, можно предложить свои варианты.
Например, попросить…
помощи в разрешении конфликта z
о важном разговоре z
позаботиться о вашей собаке во время каникул z
решить задачу z
денег взаймы z
пойти вместе погулять z
любимое украшение на вечер z
передать посылку для сомнительного человека z
пойти на вечеринку/дискотеку z
из интереса попробовать покурить травку z
за компанию покурить z
Анализ упражнения:
В чем было особенно трудно отказать?

Что вам запомнилось больше всего?

Что ты чувствовал, когда просил, отказывал, когда тебе отказывали?

Упражнение
«Просьба-отказ»
130


Бывает ли в жизни трудно отказать? В каких случаях?

Отказывать нужно уметь, чтобы потом не упрекать себя, что не смогли проявить
твердость и сказать «Нет», когда это было необходимо. Это жизненно важно – нау-
читься устанавливать границы, чтобы сохранить свое собственное «Я», а в некото-
рых ситуациях и свое здоровье.
Давайте теперь обобщим всё.
Как выходить из-под давления?
Когда вам говорят слова, которые на вас оказывают давление, главное - вовремя это
заметить и понять, что на вас «давят». Осознать, что вами пытаются манипу-
лировать – это очень важное умение, а манипулировать могут не только люди, но и
общество, реклама, СМИ.
После того, как вы осознали, что на вас давят,
не оправдывайтесь
z
;
не отвечайте словами
z
, если вы не чувствуете в себе силы (в этом состоянии ваш
язык – враг ваш, т.к. слова слишком эмоциональны и не всегда контролируемы вами);
посмотрите этому человеку в глаза
z
(ваша победа – если этот человек свои глаза
отведет хоть на мгновение);
будьте уверены в себе и спокойны, не проявляйте агрессивности
z
;
отказ начинайте всегда со слова «
z
НЕт»;
повторяйте свое «
z
НЕт» вновь и вновь без объяснения причин и без оправданий:
«НЕт! Это мое решение. Я не должен объяснять, почему НЕт»;
всегда повторяйте одну и ту же фразу отказа;
z
при усилении давления откажитесь продолжать разговор:
z
«Я не хочу об этом
больше говорить»;
если давление продолжается, желательно покинуть эту компанию и это место.
z
А сейчас мы будем учиться отвечать на словесные выпады других людей при помощи
следующего упражнения.
Пояснение:
Группа делится на две команды, участники становятся друг напротив друга.
Каждая получившаяся пара говорит по очереди. Члены одной команды словесно нападают на другую команду, а члены другой команды стараются вежливо им ответить.
Цель этого упражнения – научиться нейтрализовать словесную агрессию.
Инструкция:
Иногда в жизни мы сталкиваемся с ситуациями, когда люди вымещают
на нас свое плохое настроение, негативные эмоции, внутреннюю агрессию. Как прави-
ло, агрессия вызывает ответную агрессию, и так по цепочке этот заряд передается
дальше. Что нужно сделать, чтобы его остановить? Нужно повести себя так, как от
вас не ожидают и этим обезоружить «агрессора». Главное правило – говорить ровно
и выдержанно. Важно отвечать на нападки вежливо. Это очень сложно, но постарай-
тесь сделать все, на что вы способны. Сохраняйте самообладание. Если у вас получит-
ся, вы сразу это почувствуете. Если нет, то ничего страшного, попробуйте еще раз – с
другим человеком. Ведь мы только учимся!
Итак, каждый игрок первой команды придумывает что-то обидное, оскорбительное
для своего партнера из другой команды. Запомните главное – вы оскорбляете не кон-
Упражнение
«А мы не поддаемся!»
131
Сопротивление давлению


кретного человека, который стоит напротив вас, и говорите не о его реальных недо-
статках, а просто придумывайте «гадости», фантазируете. Например: «Ну и прикид!
Где такой костюмчик ботанический откопал?». Естественно, тот, кого оскорбляют,
не должен принимать эти слова за чистую монету и думать: «А может, я и правда
как-то не так одет?». Даже и не пытайтесь этого делать, ведь мы просто играем.
Каждый игрок второй команды должен обезоружить своего обидчика. Как?
Можно выразить ему свое

понимание и даже поддержку, например: «Как я тебя
понимаю! Я тоже не очень люблю деловой стиль одежды. Но у меня сегодня повод
есть – обязательно нужно быть в костюме. А ты что такой нервный? Проблемы
какие-то?».
Можно

перевести разговор на другую тему и проигнорировать оскорбление: «Да
ладно тебе на мелочах циклиться! Лучше скажи, у тебя на компе какие антивирус-
ники установлены?».
Можно просто все

обратить в шутку: «Не прикид красит человека, а человек –
прикид!».
Высшим пилотажем и проявлением незаурядной силы духа будет

комплимент,
сказанный в ответ на обидное замечание. Главное, чтобы этот комплимент не
звучал, как издевательство: «Ты молодец! Всегда говоришь то, что думаешь! По
крайней мере, можно быть уверенным, что ты не держишь камень за пазухой».
Понятно? Начали.
После того, как пары все сказали друг другу, дайте команду о смене партнера. Пусть каждый из отвечающей команды совершит как минимум 3 попытки. Потом поменяйте команды местами: пусть теперь команда, которая говорила гадости, потренируется в умении отвечать вежливо.
Анализ упражнения:
Что вас больше всего задело?

Получалось ли у вас отвечать комплиментом на обидное замечание?

Какая ваша попытка была самой удачной?

На что вам не удалось ответить вежливо? Почему?

Подумайте над ответом вместе со всей группой.
Это упражнение называется «А мы не поддаемся!». Почему? Очень часто оскорбления
бывают абсолютно несправедливы, а цель обидчика – не сказать нам «правду», а вы-
звать ответную агрессию, спровоцировать скандал. А мы не поддаемся на эту про-
вокацию, не ведемся и не оправдываем этих ожиданий! Выходить с достоинством из
сложной ситуации – это очень важно! И если у вас что-то не получилось – нестрашно.
Этому можно научиться.
Завершите занятие традиционными блоками:
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак- туальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Если осталось мало времени от занятия и/
или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии (см. Введение в про- грамму)
132