Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 363
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ности, НЕ индивидуальности. Им надо заманить нас в ловушку, они заинтересованы
только в том, чтобы продать нам свой товар и потом продавать его все время.
Подведите итог обсуждению: Для того чтобы научиться противостоять давлению,
давайте сделаем одно упражнение.
Пояснение:
Из группы выбирается 1-2 до- бровольца (если группа небольшая – 10-12 человек, пусть будет 1 доброволец; однако если доброволец нерешительный, тогда луч- ше выбрать ему пару). Добровольцы выходят за дверь. Внимание! Инструкция дается от- дельно добровольцам и отдельно – группе так, чтобы они друг друга не слышали.
И н с т ру к ц и я :
Добровольцам: Вы – вам-
пиры. Вам жизненно необходима кровь,
поэтому всеми возможными способами вы
должны собрать у группы как можно боль-
ше крови.
Например, вы можете упрашивать, умолять спасти вас от голодной смерти, или угро-
жать, или брать «на слабо», или хитростью выманивать кровь, сказав, что она нужна
больным детям и т.д. Также вы можете придумать и свой оригинальный способ. По-
нятно?
Инструкция группе:
Они (добровольцы) – вампиры, и им нужна ваша кровь, вы може-
те ее дать, а можете отказать. Но вы ведь знаете, чем грозит вам потеря крови?
Каждый участник группы получает небольшой бумажный жетон, символизирующий
кровь. Эти жетоны вампиры и должны попытаться выманить.
Далее вампиры пытаются выполнить свою задачу. Кто-то из группы дает кровь, а кто-то – нет.
Отведите на это 3 минуты. Если действие быстро завершается, то перейдите к обсуждению.
Анализ упражнения:
После того, как группа поделится на тех, кто дал свою кровь, и тех, кто отказался ее давать, ведущий сообщает: Те, кто решился свою кровь дать или хотя бы
допустил мысль об этом, больше предрасположен к тому, чтобы поддаться социаль-
ному давлению и провокации. Таким людям труднее сказать «нет!».
Очень часто бывает в жизни, что умом мы понимаем, что нам не нужно соглашаться
на чьи-то просьбы и предложения, но предлагающие часто бывают очень изобрета-
тельны и артистичны, пытаясь нас убедить.
Спросите у тех, кто отдал «вампирам» свои жетоны, на каком аргументе они «сломались».
Говорить «нет» и противостоять социальному давлению действительно сложно, и
этому стоит поучиться, чтобы действительно быть готовым в жизни, если понадо-
бится, сказать твердое «нет!».
Если же участники будут защищаться, утверждая, что они, наоборот, проявили доброту, дали свою кровь, чтобы помочь вампиру, в этом случае ведущий должен показать, что иногда просьба о помощи – это та же самая манипуляция.
Упражнение
«Вампиры»
128
Иногда люди пользуются нашей добротой, играют на наших добрых чувствах, чтобы
заманить нас в ловушку. Поэтому ваша основная задача – разобраться в ситуации, а
только потом принимать решение. Нужно понять, когда необходимо проявить добро-
ту, а когда вами просто пользуются.
Далее следует перейти к обсуждению темы: «Как сказать «нет»?» и для начала задать вопрос:
В каких ситуациях может пригодиться умение сказать «Нет»?
Все ответы участников запишите на доске, если нужно, дополните их такими пунктами: когда предлагают наркотики, таблетки, алкоголь или сигарету, z
когда хотят от вас что-то получить (деньги, вещь и пр.), z
когда вас пытают заманить в ловушку (лохотрон), z
когда хотят, чтобы вы купили некий товар, который вам особо не нужен.
z
Сейчас мы постараемся отработать этот навык пошагово, для того чтобы вы могли
им пользоваться в своей жизни. Овладение этим навыком имеет большое значение,
так как нам, порой, бывает сложно отказать другому, особенно, если другой человек
настойчив. Иногда трудно решить, отказывать нам или соглашаться.
Сказать «Да» – может означать сделать хуже себе, а сказать «Нет» – сделать хуже
другим. Если мы говорим «Нет», то чувствуем себя виноватыми и одинокими.
Как отказать, когда тебя о чем-то просят.
Шаги (запишите их кратко на доске):
1. Выслушать другого (его просьбу, предложение) спокойно, доброжелательно.
2. Попросить разъяснения, если что-то неясно
(спросить: «Что вы имеете в виду?» или перефразировать: «То есть вы хотите,
чтобы я..»).
3. Оставаться спокойным и сказать «нет».
4. Объяснить, почему вы говорите «нет»
1 5. Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений.
(Если вы отказали, человек может попытаться манипулировать вами, вызывая чув-
ство вины. Важно не реагировать на манипуляции и оставаться внутренне сосредо-
точенным на главном содержании просьбы (предложения) и причине вашего отказа).
Однако отказ не означает разрыв отношений с человеком, особенно если речь не идет
о ситуации, потенциально опасной для вас. Для того чтобы не оттолкнуть другого,
Как сказать
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 33
«Нет»
1
Объяснять, почему вы говорите «Нет», можно только в том случае, если вы находитесь «в равных весовых категориях» с тем, кто пытается оказать на вас давление, т.е. в разговоре «один на один» и с человеком, которого вы хорошо знаете. Но если это малознакомый человек или их несколько, и вы чувствуете, что на вас начинают давить, объяснять причины вашего отказа не следует. Лучше твердо сказать НЕТ.
129
Сопротивление давлению
надо проявить сочувствие, сопереживание, «послушать сердце» этого человека. Дру-
гими словами, «нет» надо говорить, учитывая чувства другого человека и при этом
знать свои цели. Например: «Я вижу, вы очень расстроены, но я сейчас действительно
не могу вам помочь. Однако, как только освобожусь, я сделаю все, что в моих силах».
Способность сказать «нет» в сложной ситуации делает вас «круче» в глазах других людей.
При помощи следующего упражнения мы с вами потренируемся отказывать. Как по-
казывает практика, просто сказать «нет» проще, чем объяснить причину отказа.
Поэтому в следующем упражнении мы не будем с вами употреблять слово «нет», а
будем искать другие формы отказа. Кстати, в японском языке слова «нет» вообще не
существует. Если японец не хочет выполнять чью-либо просьбу, он будет говорить о
чем угодно, но не даст прямого отказа. Вот такие японцы!
Пояснение:
Вся группа делится на пары.
Работа идет одновременно во всех парах.
Если в группе нечетное количество человек, ведущий также участвует в упражнении.
Инструкция:
Сейчас один человек из пары
(решите, кто им будет) должен просить
о чем-либо, а другой – отказывать, но при
этом тот, кто отказывает, не должен
говорить «нет» и грубить, и так продол-
жается столько, сколько он может про-
держаться. Нужно отвечать как угодно,
но прямого отказа не давать. Тот, кто просит, тоже должен стараться быть изо-
бретательным в своих аргументах, объясняя, почему нужно обязательно выполнить
его просьбу. Потом по моему сигналу через 4 мин. вы поменяетесь ролями, и тот, кто
просил о чем-либо, будет отказывать, а тот, кто отказывал – просить. Понятно?
Если участники затрудняются придумать, что просить, можно предложить свои варианты.
Например, попросить…
помощи в разрешении конфликта z
о важном разговоре z
позаботиться о вашей собаке во время каникул z
решить задачу z
денег взаймы z
пойти вместе погулять z
любимое украшение на вечер z
передать посылку для сомнительного человека z
пойти на вечеринку/дискотеку z
из интереса попробовать покурить травку z
за компанию покурить z
Анализ упражнения:
В чем было особенно трудно отказать?
Что вам запомнилось больше всего?
Что ты чувствовал, когда просил, отказывал, когда тебе отказывали?
Упражнение
«Просьба-отказ»
130
Бывает ли в жизни трудно отказать? В каких случаях?
Отказывать нужно уметь, чтобы потом не упрекать себя, что не смогли проявить
твердость и сказать «Нет», когда это было необходимо. Это жизненно важно – нау-
читься устанавливать границы, чтобы сохранить свое собственное «Я», а в некото-
рых ситуациях и свое здоровье.
Давайте теперь обобщим всё.
Как выходить из-под давления?
Когда вам говорят слова, которые на вас оказывают давление, главное - вовремя это
заметить и понять, что на вас «давят». Осознать, что вами пытаются манипу-
лировать – это очень важное умение, а манипулировать могут не только люди, но и
общество, реклама, СМИ.
После того, как вы осознали, что на вас давят,
не оправдывайтесь
z
;
не отвечайте словами
z
, если вы не чувствуете в себе силы (в этом состоянии ваш
язык – враг ваш, т.к. слова слишком эмоциональны и не всегда контролируемы вами);
посмотрите этому человеку в глаза
z
(ваша победа – если этот человек свои глаза
отведет хоть на мгновение);
будьте уверены в себе и спокойны, не проявляйте агрессивности
z
;
отказ начинайте всегда со слова «
z
НЕт»;
повторяйте свое «
z
НЕт» вновь и вновь без объяснения причин и без оправданий:
«НЕт! Это мое решение. Я не должен объяснять, почему НЕт»;
всегда повторяйте одну и ту же фразу отказа;
z
при усилении давления откажитесь продолжать разговор:
z
«Я не хочу об этом
больше говорить»;
если давление продолжается, желательно покинуть эту компанию и это место.
z
А сейчас мы будем учиться отвечать на словесные выпады других людей при помощи
следующего упражнения.
Пояснение:
Группа делится на две команды, участники становятся друг напротив друга.
Каждая получившаяся пара говорит по очереди. Члены одной команды словесно нападают на другую команду, а члены другой команды стараются вежливо им ответить.
Цель этого упражнения – научиться нейтрализовать словесную агрессию.
Инструкция:
Иногда в жизни мы сталкиваемся с ситуациями, когда люди вымещают
на нас свое плохое настроение, негативные эмоции, внутреннюю агрессию. Как прави-
ло, агрессия вызывает ответную агрессию, и так по цепочке этот заряд передается
дальше. Что нужно сделать, чтобы его остановить? Нужно повести себя так, как от
вас не ожидают и этим обезоружить «агрессора». Главное правило – говорить ровно
и выдержанно. Важно отвечать на нападки вежливо. Это очень сложно, но постарай-
тесь сделать все, на что вы способны. Сохраняйте самообладание. Если у вас получит-
ся, вы сразу это почувствуете. Если нет, то ничего страшного, попробуйте еще раз – с
другим человеком. Ведь мы только учимся!
Итак, каждый игрок первой команды придумывает что-то обидное, оскорбительное
для своего партнера из другой команды. Запомните главное – вы оскорбляете не кон-
Упражнение
«А мы не поддаемся!»
131
Сопротивление давлению
кретного человека, который стоит напротив вас, и говорите не о его реальных недо-
статках, а просто придумывайте «гадости», фантазируете. Например: «Ну и прикид!
Где такой костюмчик ботанический откопал?». Естественно, тот, кого оскорбляют,
не должен принимать эти слова за чистую монету и думать: «А может, я и правда
как-то не так одет?». Даже и не пытайтесь этого делать, ведь мы просто играем.
Каждый игрок второй команды должен обезоружить своего обидчика. Как?
Можно выразить ему свое
понимание и даже поддержку, например: «Как я тебя
понимаю! Я тоже не очень люблю деловой стиль одежды. Но у меня сегодня повод
есть – обязательно нужно быть в костюме. А ты что такой нервный? Проблемы
какие-то?».
Можно
перевести разговор на другую тему и проигнорировать оскорбление: «Да
ладно тебе на мелочах циклиться! Лучше скажи, у тебя на компе какие антивирус-
ники установлены?».
Можно просто все
обратить в шутку: «Не прикид красит человека, а человек –
прикид!».
Высшим пилотажем и проявлением незаурядной силы духа будет
комплимент,
сказанный в ответ на обидное замечание. Главное, чтобы этот комплимент не
звучал, как издевательство: «Ты молодец! Всегда говоришь то, что думаешь! По
крайней мере, можно быть уверенным, что ты не держишь камень за пазухой».
Понятно? Начали.
После того, как пары все сказали друг другу, дайте команду о смене партнера. Пусть каждый из отвечающей команды совершит как минимум 3 попытки. Потом поменяйте команды местами: пусть теперь команда, которая говорила гадости, потренируется в умении отвечать вежливо.
Анализ упражнения:
Что вас больше всего задело?
Получалось ли у вас отвечать комплиментом на обидное замечание?
Какая ваша попытка была самой удачной?
На что вам не удалось ответить вежливо? Почему?
Подумайте над ответом вместе со всей группой.
Это упражнение называется «А мы не поддаемся!». Почему? Очень часто оскорбления
бывают абсолютно несправедливы, а цель обидчика – не сказать нам «правду», а вы-
звать ответную агрессию, спровоцировать скандал. А мы не поддаемся на эту про-
вокацию, не ведемся и не оправдываем этих ожиданий! Выходить с достоинством из
сложной ситуации – это очень важно! И если у вас что-то не получилось – нестрашно.
Этому можно научиться.
Завершите занятие традиционными блоками:
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак- туальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Если осталось мало времени от занятия и/
или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии (см. Введение в про- грамму)
132