Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 362
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В с е м с п а с и б о !
Д о с л е д у щ е й в с т р е ч и ! ! !
Итоговый вывод:
Наркотики – это дорога в никуда!
Надеюсь, что на этом занятии вы получили представление об этом. Это па-
губный путь.
Дайте вспомним шаги в пропасть:
Первый шаг – это первый прием наркотика.
Второй шаг – это втягивание в этот процесс, прием более сильного наркоти-
ка.
Третий шаг – это зависимость со всеми вытекающими последствиями: ломкой,
ВИЧ, алкоголизмом, воровством, продажей своего имущества.
Четвертый шаг – это продажа себя в наркобизнес за дозу. Распространение
наркотиков, втягивание других, только бы самому добыть дозу.
Стоит ли наша жизнь того, чтобы вот так ее закончить?
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
148
Приложение №1.
Наркотическая зависимость
(В помощь ведущему для более подробного ознакомления с темой).
Все зависимости можно разделить на две группы – нехимические и химические. Химические – это зависимости, вызванные потреблением веществ растительного или синтетического происхождения, веществ, которые вызывают у человека измененное состояние сознания.
Особенностью химических зависимостей является то, что принимаемое вещество становиться ча- стью обменных процессов организма.
Все наркотики – это химические вещества.
В организме человека существуют специальные вещества – эндорфины. Они отвечают за тормо- жение боли, снятие ее остроты. Эндорфины просто блокируют часть болевых импульсов в нервных клетках.
Кроме того, они поддерживают у человека нормальный эмоциональный фон, оказывая влияние на зоны головного мозга, отвечающие за удовольствие. Эндорфины человеческий организм выраба- тывает сам. Когда у человека в жизни происходят радостные и приятные события, таких веществ вырабатывается больше, когда печальные – меньше.
Наркотики очень похожи на эндорфины. Клетки нашего организма путают их с эндорфинами. Пре- жде всего, воздействию наркотика подвергаются клетки головного мозга. Как и эндорфин, наркотик оказывает влияние на зоны головного мозга, отвечающие за удовольствие.
Попадая в организм, наркотик с током крови разносится по всему организму. Проникая в нервную систему, он блокирует все болевые импульсы. Болевой импульс не проходит, т.е. человек не чувству- ет боли.
Боль – уникальная функция нервной системы, это сигнал опасности. Если что-то начинает разрушать клетку, она подает болевой сигнал. Регулярный прием наркотиков неизбежно приводит к разруше- ниям в клетках организма. В первую очередь, наркотики разрушают нервные клетки человека. Сами клетки нервной системы начинают подавать сигнал опасности – болевые импульсы. Но их «никто не слышит», т.к. наркотик блокирует эти сигналы. Со временем человеку нужно потреблять все больше и больше наркотика, чтобы сдерживать боль.
Привыкнув к наличию наркотика, организм человека перестает вырабатывать эндорфины. Зависи- мый человек уже не может без наркотика испытывать положительные эмоции, не может справляться с болезненными ситуациями, просто общаться «на трезвую голову».
Когда наркоман лишается наркотика, возникает так называемый абстинентный синдром. Человека начинают мучить мышечные и головные боли, желудочные колики, тошнота, резкая боль в суставах.
Суставная боль бывает такой сильной, что наркоманы говорят: «кости ломаются». Отсюда появился просторечный синоним абстинентного синдрома – «ломка».
Зависимость – непреодолимое стремление к уходу от реальной действитель-
ности путем изменения психического состояния искусственным образом: при
помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики …) либо осущест-
вляя какой-либо вид деятельности, активности (азартные игры, коллекциони-
рование …).
149
Наркотики: не влезай — убьёт!
Приложение №2 (к упражнению «Ночной клуб»)
Опасная ситуация
Пояснение
— Привет, помоги, а? Мне нужно наклеить на конверт марку, а у меня от танцев во рту пересохло… В общем, нужно марку лизнуть.
Вот она.
Существуют наркотики, в которых наркотический эффект достигается после того, как человек лиз- нет марку
— Привет! Держи, это тебе! Да это обычная кола! От меня - в честь нашего знакомства!
В бокал с напитком, который вам подает незна- комый человек (а не работник заведения), могут быть подмешены наркотики.
— Привет! Как дела? Давай закуривай скорей! У меня отличные сигареты! Таких в магазине не купишь!
Существуют наркотики, которые курят. Поэтому не курите вообще, а уж тем более сигареты со- мнительного происхождения.
— Эй, друг, голова болит? Так у меня есть аспирин! Мне один друг из Европы привез!
Видишь, символ Евро на таблетке?
Нелишне вспомнить, что любые таблетки прини- мают по назначению врача. А уж от неизвестных таблеток, да еще без упаковки вообще лучше дер- жаться подальше. Это может быть наркотик.
— Привет! Силен ты танцевать! Взмок весь.
Да ты, я вижу, сильно устал! У меня есть классные витамины! Бери, усталость как ру- кой снимет!
Есть наркотики, которые при первом приеме повышают жизненный тонус, прибавляют сил и энергии и по виду тоже напоминают витамины.
Никогда не употребляйте пилюли или драже, ко- торые вам предлагает незнакомый или малозна- комый человек. Это может быть наркотик.
150
Наркотики: не влезай — убьёт!
ВИЧ/СПИД: мы знаем,
как себя защитить
Необходимый материал:
1. Стаканчики с водой каждому участнику, крахмал и йод;
2. Приложения (распечатать, как указано в упражнениях);
3. Карточки с ситуациями для упражнения «Оценка степени риска»;
Задачи тренинга:
1. Выяснить первоначальный уровень информированности участников о проблеме и сообщить достоверную информацию о ВИЧ/СПИДе, путях передачи и способах профилактики;
2. Сформировать толерантное отношение к больным ВИЧ-инфекцией;
3. Научить подростков избегать ситуаций с высокой степенью риска и закрепить полученные знания в практических навыках.
ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить
План занятия
Время
Примечания
Вводные слова. Оглашение темы занятия
Блок «Вспомним все»
Что было на предыдущем занятии?
5 мин
10 мин
Разминка
Игра «Живая диаграмма»
10-15 мин
Основная часть занятия
Упражнение «Игра с водой»
5 мин
Стаканчики с водой для каж- дого участника, крахмал, йод
Теория ВИЧ
15 мин
Плакат и стикеры
Упражнение «Разница между ВИЧ и СПИДом»
30 мин
Плакат
Как передается ВИЧ
Упражнение «Жидкости организма человека»
10 мин
Упражнение «5 секунд»
5-10 мин
Упражнение «Оценка степени риска»
15-20 мин
Карточки
Что такое тест на ВИЧ?
10 мин
Перерыв
Упражнение «Письмо из больницы»
15-20 мин
Игра «Сделай выбор»
5-10 мин
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали?
Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
152
Всем привет! Как настроение? Очень рад(-а) снова вас видеть здесь. Что нового и ин-
тересного произошло с вами за то время, пока мы не виделись?
Давайте, как всегда, вспомним, что было у нас на предыдущем занятии.
По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.
Пояснения:
Цель упражнения – ввести в тему занятия и выяснить степень информиро- ванности участников по данной проблеме. Все участники выстраиваются в линию в центре помещения, не касаясь друг друга (это важно), и закрывают глаза. Ведущий формулирует ряд утверждений. Если участник согласен с утверждением, он делает шаг вперед, если не согласен – шаг назад, если не знает ответа – остается на месте. Надо максимально освобо- дить пространство – убрать стулья и столы, чтобы участники не боялись двигаться с закры- тыми глазами.
Инструкция:
Прошу всех встать и выстроиться в одну линию по центру так, чтобы вы
никого не касались. Я сейчас буду говорить некоторые утверждения, а вы, если соглас-
ны, будете делать один шаг вперед, если не согласны – один шаг назад, а если не знаете
ответа – оставайтесь на месте. И самое главное – вы все должны при этом закрыть
глаза и не открывать их, пока я не скажу. Итак, закрыли глаза.
Утверждения
Правильный ответ
(информация для ведущего)
ВИЧ и СПИД – это одно и тоже. нет
ВИЧ можно заразиться, если пользоваться общей посудой нет с ВИЧ-инфицированным.
Блок «Вспомним все»
Разминка
«Живая диаграмма»
153
ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить
По внешнему виду человека возможно определить, нет есть ли у него ВИЧ.
Употребление инъекционных наркотиков – да один из основных путей заражения ВИЧ.
ВИЧ передается через кровососущих насекомых. нет
Если человек заразился ВИЧ, то тест сразу же покажет нет наличие вируса в его организме.
Чтобы обезопасить себя, можно сделать прививку против ВИЧ. нет
ВИЧ поддается полному излечению. нет
Теперь можно открыть глаза.
Если бы участники точно знали информацию, которая содержится в утверждениях ведуще- го, они остались бы стоящими в прямой линии. Но, как правило, открыв глаза, ребята видят, что все оказались в разных местах.
Анализ упражнения:
В анализе ведущий должен сам подытожить степень информиро- ванности группы и сделать вывод, в каком темпе и на каком уровне сложности им предстоит пройти этот тренинг.
Если бы вы все ответили правильно, наша линия осталась бы прямой. А что же по-
лучилось у нас? Траектория какой-то сумасшедшей молекулы! Кто ошибся и в каких
вопросах – все это вы поймете сами на сегодняшнем занятии. Дело все в том, что с те-
мой ВИЧ/СПИД связано огромное количество мифов. А мы сегодня постараемся узнать
достоверную информацию об этой проблеме.
После завершения упражнения надо сказать несколько слов о ситуации с ВИЧ-инфекцией в вашем районе, привести конкретные факты (эти данные всегда можно получить в областном центре СПИД или у вашего координатора).
Вы знаете, темпы роста заражения ВИЧ-инфекцией заставляют всех задуматься над
сложностью этой проблемы. А чтобы мы тоже осознали, как стремительно растет
эпидемия, давайте перейдем к следующему упражнению.
Пояснения:
Цель упражнения – показать, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция, и донести до подростков, что здоровье человека во многом зависит от его поведения. Для проведения игры необходимы стаканчики с водой каждому участнику, крахмал и йод.
Важно! Ведущий готовит это упражнение еще до появления на тренинге участников. Перед началом этого упражнения все должно быть готово: все стаканчики стоят на столе, а в одном из них находится крахмал (важно, чтобы разбавленный крахмал не был виден и этот стакан ничем не отличался от других). Если у ведущего есть ассистент, то приготовить это
Упражнение
«Игра с водой»
154
упражнение можно непосредственно перед его началом, но втайне от участников.
Группа не знает, в каком стаканчике крахмал, а ведущий вообще не говорит, что стаканчики чем-то отличаются друг от друга.
Инструкция:
1. Сейчас каждый получит стаканчик с водой, которая символически обозначает кровь
и другие жидкости человеческого организма, с которыми может передаваться ВИЧ.
2. Представьте, что жидкость в этом стаканчике – это жидкость в вашем организме.
Давайте сейчас мысленно перенесемся в другую реальность и станем участниками
тусовки. А что люди делают на тусовке? Отдыхают и общаются. На нашей ту-
совке все чувствуют и ведут себя очень свободно и раскованно. Здесь даже можно
заняться сексом с человеком, которого только что узнал, или употреблять нарко-
тики. Чем больше у вас контактов, тем прочнее ваше положение в этой тусовке.
Чтобы вы не чувствовали себя скованно, представьте не себя, а кого-нибудь друго-
го и сыграйте этого человека. Главное – следовать правилам нашей тусовки, раз вы
на ней оказались.
3. Вы можете просто общаться друг с другом, а можете вступить в «сексуальный кон-
такт» с кем-то из участников тусовки. Контакт символизируется переливанием
небольшого количества воды друг другу в стаканчики. Правила игры понятны? Тогда
начнем. (Можно включить дискотечную музыку и по ее окончании завершить тусовку).
Через три минуты «тусовка» заканчивается, и все со своими стаканчиками садятся в круг.
Дело в том, что один из участников тусовки оказался ВИЧ-инфицированным, – в его
стаканчике находился крахмал.
Кто готов пройти тест на ВИЧ-инфекцию? Здесь ведущий должен объяснить, как
важно знать, заражен ты или нет.
Для тех, кто подошел со своим стаканчиком, ведущий проводит тест – капает в воду йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет. Группа сразу увидит результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь – во многих.
Анализ упражнения:
Что вы ощутили, когда увидели «зараженный стаканчик» с сине-фиолетовой водой?
Что каждый мог сделать, чтобы этого не случилось?
Какие у вас сейчас эмоции?
Что необычного было в этой игре, а что показалось узнаваемым?
Кто знает подобные тусовки?
Да, это было непростое упражнение. Мы увидели то, что происходит в нашем обще-
стве. Вы видели, как просто ВИЧ-инфекция может попасть к нам и как беззащитны
мы оказались перед ней? Но так ли это на самом деле? Ходить или не ходить на такие
тусовки – это ваш выбор, но дело не только в тусовках. Важно ваше поведение. Ведь
опасность чаще всего подстерегает там, где нам хорошо и где мы теряем контроль
над собой. Давайте разберемся, что это за опасность – ВИЧ и СПИД.
Теория:
Группа не знает, в каком стаканчике крахмал, а ведущий вообще не говорит, что стаканчики чем-то отличаются друг от друга.
Инструкция:
1. Сейчас каждый получит стаканчик с водой, которая символически обозначает кровь
и другие жидкости человеческого организма, с которыми может передаваться ВИЧ.
2. Представьте, что жидкость в этом стаканчике – это жидкость в вашем организме.
Давайте сейчас мысленно перенесемся в другую реальность и станем участниками
тусовки. А что люди делают на тусовке? Отдыхают и общаются. На нашей ту-
совке все чувствуют и ведут себя очень свободно и раскованно. Здесь даже можно
заняться сексом с человеком, которого только что узнал, или употреблять нарко-
тики. Чем больше у вас контактов, тем прочнее ваше положение в этой тусовке.
Чтобы вы не чувствовали себя скованно, представьте не себя, а кого-нибудь друго-
го и сыграйте этого человека. Главное – следовать правилам нашей тусовки, раз вы
на ней оказались.
3. Вы можете просто общаться друг с другом, а можете вступить в «сексуальный кон-
такт» с кем-то из участников тусовки. Контакт символизируется переливанием
небольшого количества воды друг другу в стаканчики. Правила игры понятны? Тогда
начнем. (Можно включить дискотечную музыку и по ее окончании завершить тусовку).
Через три минуты «тусовка» заканчивается, и все со своими стаканчиками садятся в круг.
Дело в том, что один из участников тусовки оказался ВИЧ-инфицированным, – в его
стаканчике находился крахмал.
Кто готов пройти тест на ВИЧ-инфекцию? Здесь ведущий должен объяснить, как
важно знать, заражен ты или нет.
Для тех, кто подошел со своим стаканчиком, ведущий проводит тест – капает в воду йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет. Группа сразу увидит результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь – во многих.
Анализ упражнения:
Что вы ощутили, когда увидели «зараженный стаканчик» с сине-фиолетовой водой?
Что каждый мог сделать, чтобы этого не случилось?
Какие у вас сейчас эмоции?
Что необычного было в этой игре, а что показалось узнаваемым?
Кто знает подобные тусовки?
Да, это было непростое упражнение. Мы увидели то, что происходит в нашем обще-
стве. Вы видели, как просто ВИЧ-инфекция может попасть к нам и как беззащитны
мы оказались перед ней? Но так ли это на самом деле? Ходить или не ходить на такие
тусовки – это ваш выбор, но дело не только в тусовках. Важно ваше поведение. Ведь
опасность чаще всего подстерегает там, где нам хорошо и где мы теряем контроль
над собой. Давайте разберемся, что это за опасность – ВИЧ и СПИД.
Теория:
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 33
ВИЧ
155
ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить
ВИЧ и СПИД. Расшифровка аббревиатур.
Пояснения:
Цель упражнения – объяснить участникам разницу между ВИЧ и СПИДом и научить их правильно употреблять эти аббревиатуры. Для этого упражнения необходим специальный плакат с расшифровкой аббревиатур «ВИЧ» и «СПИД»
Инструкция:
Ведущий спрашивает участников группы:
Как вы считаете, ВИЧ и СПИД – это одно и то же?
Ведущий просит участников расшифровать аббревиатуры по памяти, а затем дает правиль- ный ответ, показывая плакаты с расшифровкой.
Дальше нужно объяснить, что
ВИЧ – это вирус, попавший в организм и живущий за счет его клеток, а
СПИД – это заболевание, которое возникает из-за резкого снижения иммунитета и развития ряда тяжких заболеваний.
Хочу сразу сказать, что нельзя «заразиться СПИДом» – так не говорят. Правильно
будет сказать: «заразиться ВИЧ». А диагноз «ВИЧ» или «СПИД» может поставить
только врач, проведя соответствующие исследования.
Нарисуйте эту схему на доске, если у вас нет плаката.
Рекомендация ведущему: для более подробной информации см. Приложение № 1.
Любой человек, независимо от своего социального положения, возраста и интересов, в
принципе может заразиться любой инфекцией. Но если точно знать, как передается
ВИЧ, и научиться избегать рискованных ситуаций, заражения вполне можно избежать.
ВИЧ содержится в жидкостях организма человека и передается через них. Во внешней
среде вирус быстро погибает.
Пояснения:
Цель упражнения – помочь группе понять и запомнить, в каких жидкостях
Упражнение «Разница
между ВИЧ и СПИДом»
СПИД
(Синдром Приобретен-
ного Иммунодефицита)
Состояние, когда иммун- ная система слишком ослаблена и не может сопротивляться различ- ным болезням.
ВИЧ
(Вирус Иммунодефицита
Человека)
Вирус, который атаку- ет иммунную систему человека и делает ор- ганизм уязвимым для вирусов и бактерий
Через
10-15 лет
→
Как передается
ВИЧ?
Упражнение-опрос «Жидко-
сти организма человека»
156