Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 361

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
организма может содержаться ВИЧ.
Инструкция:
1. В предыдущей игре вы лично столкнулись с тем, насколько быстро может распро-
страняться ВИЧ-инфекция. Но главное – это предупредить проблему заранее, пока
она вас не коснулась. Для этого каждый должен знать, какими путями ВИЧ переда-
ется, а какими – нет.
2. Давайте сейчас перечислим все возможные жидкости человеческого организма (не
только те, в которых может присутствовать ВИЧ).
Ведущий записывает все варианты на доске, а потом задает вопрос:
В каких из них, по вашему мнению, может содержаться ВИЧ?
z
В получившемся списке жидкостей нужно подчеркнуть те, в которых ВИЧ может присутство- вать в концентрации, достаточной для того, чтобы быть опасным для человека.
Это:
Кровь

Сперма

Вагинальный секрет (выделения из влагалища)

Грудное молоко

Слюна, пот и моча не содержат того количества вируса, которое может привести к зараже- нию. ВИЧ не может проникнуть через неповрежденную кожу или передаваться воздушно- капельным путем, в отличие от вируса простуды или гриппа.
Комментарий:
Обычно участники забывают назвать среди жидкостей вагинальный се- крет, и тогда вам нужно добавить его к списку, объяснив, что это такое (выделения из вла- галища). Далее ведущий рассказывает группе об основных путях передачи ВИЧ-инфекции и способах защиты.
Через инъекционные наркотики
Употребление инъекционных наркотиков – самый верный способ заразиться ВИЧ.
Инфицированная кровь может содержаться в общей посуде для смешивания и забора
наркотика, общем шприце или игле. При инъекции наркотик вместе с кровью и виру-
сом попадает непосредственно в кровоток человека. На практике же все ситуации,
связанные с употреблением даже «легких» наркотиков и алкоголя, могут привести к
заражению ВИЧ, потому что человек теряет контроль над собой.
Способ защиты: Полностью отказаться от употребления любых видов наркотиков и
злоупотребления алкоголем.
Через сексуальный контакт
Сперма, кровь и вагинальные выделения ВИЧ-инфицированных людей содержат вирус.
При незащищенных сексуальных контактах риск передачи ВИЧ через них очень высок.
Единственное средство, которое предотвращает заражение при сексуальном контак-
те, это презерватив.
Способ защиты: Использовать качественные презервативы при любых сексуальных
контактах.
От ВИЧ-инфицированной матери – ребенку
ВИЧ-инфицированная мать может родить здорового ребенка. Однако во время бе-
ременности, в процессе родов при соприкосновении ребенка с кровью и другими жид-
костями материнского организма либо при грудном вскармливании ребенка ему
157
ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить


может передаться вирус от ВИЧ-
инфицированной матери.
Способ защиты: Мать проходит
курс специального лечения во время
беременности и не кормит новорож-
денного грудью. Сразу после появле-
ния на свет ребенок получает специ-
альное профилактическое лечение.
Тогда риск заразиться у него очень
низок 0-8%.
ВИЧ не передается при:
рукопожатиях, объятиях и поце-

луях, через пот, слюну, слезы
кашле и чихании

пользовании общей посудой, поло-

тенцами или постельным бельем
посещении туалета и/или душа

коллективных занятиях спортом

в общественном транспорте

укусах насекомых или животных

Комментарий:
Далее можно продолжить сообщение и обсуждение информации. Можно взять такие темы, как:
Что происходит в организме при заражении ВИЧ? (см. Приложение № 1)

Стадии развития ВИЧ-инфекции (см. Приложение № 1 и 2)

Все зависит от уровня информированности участников и от того, сказали ли вы это ранее или нет. Ведущий сам принимает решение, как преподнести этот информационный материал.
Ну что ж, вы уже многое знаете, но прежде чем мы пойдем дальше, давайте проведем
еще одну разминку.
Пояснения:
Цель упражнения – дать участникам почувствовать, как быстро и интенсивно эпидемия распространяется в мире. Все участники сидят в кругу. Ведущий засекает время и каждые 5 секунд просит встать одного человека из группы. Как только на стульях останутся сидеть 2-3 человека, он говорит команду «стоп». Ведущему лучше не пользоваться секундо- мером, а просто про себя считать от 1 до 5.
Инструкция:
Сейчас мы с вами сядем в круг. Когда я хлопну в ладоши, один из вас
встанет и переместится за спинку своего стула. Вставать вы будете по кругу, но
через одного человека. Упражнение продолжается до моей команды «стоп». Все понят-
но? Начали.
Анализ упражнения:
Насколько я понимаю, с момента начала прошло около одной
минуты. Посмотрите, сколько вас стоит за спинками стульев. Дело в том, что, по по-
следним данным,
каждые 5 секунд в мире один человек заражается ВиЧ-инфекцией.
Причем не все вовремя узнают об этом и продолжают жить, не подозревая, что инфи-
цированы.
Упражнение
«5 секунд»
158

Мне хотелось, чтобы вы сами увидели, какими темпами развивается эпидемия. Впе-
чатляет?
Но мы с вами можем не попасть в число зараженных, если будем осознавать степень
риска различных ситуаций. Вот именно на это и направлено следующее упражнение.
Пояснения:
Цель упражнения – проинформировать группу о том, в каких ситуациях риск заражения ВИЧ может быть высоким, а в каких – низким. Для упражнения необходимо за- ранее приготовить карточки с ситуациями. Разместить в разных местах комнаты надписи
«Высокий риск», «Низкий риск», «Риска нет». Раздать участникам карточки с описанием си- туаций, они должны оценить степень риска в той или иной ситуации и прикрепить карточки под соответствующей надписью с помощью магнитов или булаквок.
Инструкция:
Теперь, когда мы знаем основные пути передачи ВИЧ и скорость распро-
странения инфекции, нужно понять, в каких ситуациях это может произойти с вами.
Если мы правильно оцениваем риск, то нам легче защитить себя и своих близких.
Сейчас каждый получит карточку с описанием ситуации. Вам надо будет подумать и
прикрепить вашу карточку под соответствующей надписью.
Делать мы это будем по очереди. Каждый участник (кто готов) подходит к плакату
и объясняет, почему он сделал именно такой выбор.
Для проведения упражнения вы можете воспользоваться приведенной ниже таблицей.
Ситуации высокого риска
z
, когда вирус может передаться непосредственно через кровь или при половом контакте.
Ситуации низкого риска
z
, которые представляют потенциальную опасность.
Безопасные ситуации
z
, при которых ВИЧ заразиться невозможно.
Жизненная ситуация
Уровень
(каждую ситуацию распечатать на отдельной карточке)
риска
Сексуальный контакт без презерватива
Высокий
Сексуальный контакт с неправильным использованием презерватива
Высокий
Использование общего шприца для введения наркотика
Высокий
Использование общей посуды для смешивания и забора наркотика
Высокий
Сексуальный контакт в состоянии наркотического или алкогольного опьянения Высокий
Использование нестерильных инструментов для нанесения татуировок
Высокий
Использование общей бритвы
Высокий
Переливание крови:
С соблюдением правил забора, хранения и транспортировки крови
Низкий
Без соблюдения правил забора, хранения и транспортировки крови
Высокий
У п р а ж н е н и е « О ц е н к а
степени риска»
159
ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить


Различные косметические процедуры, нанесение татуировок,
Низкий /
пирсинг с соблюдением правил и в специальном салоне
Нет
Инъекции в лечебных учреждениях
Нет
Сдача крови
Нет
Укусы насекомых
Нет
Укусы животных
Нет
Использование чужой зубной щетки
Нет
Использование общей посуды для приготовления пищи
Нет
Уход за больным СПИДом
Нет
Объятия с ВИЧ-инфицированным человеком
Нет
Дружеский поцелуй («в щечку»)
Нет
Любовный поцелуй
Нет
Поездка в общественном транспорте вместе с ВИЧ-инфицированным
Нет человеком
Посещение школы вместе с ВИЧ-инфицированным учеником
Нет
Посещение бассейна, бани, сауны вместе с ВИЧ-инфицированным человеком Нет
Массаж
Нет
Касание одеждой
Нет
Рукопожатие
Нет
Использование общественных туалетных комнат
Нет
Питье из общественных питьевых источников
Нет
В случае необходимости ведущий поправляет участников.
Анализ упражнения:
Просто или сложно было определить степень риска?

Почему так важно уметь оценивать степень риска в отношении ВИЧ инфекции?

Что дает нам это умение?

Что такое тест на ВИЧ?
160

Здесь расскажите, какие бывают тесты на ВИЧ и нарисуйте, какие бывают результаты теста
(см. ниже).
По внешним признакам невозможно определить, болен человек ВИЧ/СПИДом или нет.
Диагноз можно поставить только с помощью специального исследования крови те-
ста на ВИЧ. Существуют три вида теста на ВИЧ: иммуноферментный анализ (ИФА),
иммуноблот и полимеразная цепная реакция (ПЦР).
Тест на ВИЧ можно сдать в центре СПИД, кожно-венерологическом диспансере (КВД)
или в обычной поликлинике. Результат теста бывает положительным или отрица-
тельным.
Дополнительная информация:
Тесты на ВИЧ достоверны на 98-99%, но все равно требуют дополнительной проверки. Например, тесты ИФА и иммуноблот показывают, есть ли в крови антитела к ВИЧ. Но существует «период окна» после заражения, когда ВИЧ в ор- ганизме уже есть, а антител к нему еще нет. Если пройти тест ИФА или иммуноблот во время
«периода окна», результат будет неверным. Поэтому такой тест нужно сделать снова спустя некоторое время. Тест ПЦР выявляет, есть ли в организме ДНК и РНК вируса иммунодефици- та человека. Но этот тест тоже может дать ложный результат, и его нужно перепроверить.
Когда человек приходит сдавать кровь на ВИЧ, он имеет право и до, и после теста
получить консультацию. Однако не всегда в лабораториях есть специалисты, кото-
рые могут ответить на все вопросы. Более подробно о тестировании на ВИЧ можно
узнать по телефонам доверия, в общественных организациях, центрах СПИД, молодеж-
ных центрах, центрах помощи подросткам.
Ведущий должен иметь и при необходимости дать участникам координаты:
Мест, где можно пройти тест на ВИЧ.

Мест, где можно получить до- и послетестовую консультацию специалиста.

Когда же человек узнает, что неизлечимо болен, перед ним встает множество про-
блем. Это не только боль, плохое самочувствие и необходимость приема лекарств, но
и психологические страдания.
Пояснения:
Цель упражнения – предоставить участникам возможность посмотреть на проблему ВИЧ/СПИДа глазами человека, живущего с ВИЧ/СПИДом (сокр. ЛЖВС – люди, живущие с ВИЧ/СПИДом). Упражнение также дает подросткам возможность выразить соб- ственное отношение к проблеме и разобраться в своих чувствах.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ
НЕТ
ВИЧ-инфекции
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ
ЕСТЬ
ВИЧ-инфекция
Упражнение
«Письмо из больницы»
161
ВИЧ/СПИД: мы знаем, как себя защитить


Инструкция:
Дайте группе прочитать письмо, не торопясь, обдумать его и попытаться сформулировать свои ощущения, мысли – и о самом письме, и о том, кто его написал.
Комментарий:
Данное письмо лучше не вывешивать в качестве плаката, а зачитать или раздать участникам группы на отдельных листках.
После этого обсудите письмо с группой, задавая наводящие вопросы:
Как вы думаете, что чувствовал этот человек, когда писал письмо?

Боитесь ли вы оказаться в его ситуации?

Как проходит его день?

Много ли у него друзей, кто они?

Нужно, чтобы каждый человек в группе понял, прочувствовал эту ситуацию и осознал, како- го отношения с его стороны заслуживают люди, живущие с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВС).
Анализ упражнения:
Трудно ли было читать это письмо?

Изменилось ли что-нибудь в вас после прочтения этого письма?

Какое теперь отношение у вас к ВИЧ-инфицированным?

Людям, живущим с ВИЧ/СПИДом (ЛЖВС), часто приходится труднее, чем больным
раком, диабетом и другими серьезными заболеваниями. Дело в том, что к ВИЧ-
инфицированным многие относятся плохо. Их боятся, избегают, осуждают. Но они
такие же люди, как и мы.
Меня зовут Вадим, мне 19 лет, и у меня ВИЧ. Этот диагноз мне поставили 3 года
назад. Это было очень тяжелое время: я боялся, винил себя за то, что произошло,
чувствовал, что на моей жизни поставлен крест, не знал, как на мою беду будут
реагировать мои близкие, друзья, незнакомые люди. За эти годы я научился жить
со своей болезнью. Иногда мне кажется, что к ВИЧ можно привыкнуть, но на
самом деле очень трудно привыкнуть к мысли, что смерть может настигнуть
тебя еще молодым, что в любой момент ты можешь начать болеть и уже никог-
да не выздоровеешь. Становится еще тяжелее, когда уходят из жизни знакомые
и друзья, страдавшие той же болезнью. И самое обидное это видеть, что огром-
ное количество людей не хочет понять, что они могли оказаться на нашем ме-
сте, и вместо поддержки мы видим страх или презрение. Тем дороже нам дружба
тех, кто понимает, что такое ВИЧ, и знает, что мы такие же люди, как они, со
своими радостями и горестями.
Когда я понял, что болен ВИЧ, я хотел умереть. Но потом я сделал выбор. Я хочу
продолжать свою жизнь и хочу бороться с болезнью. У меня есть друзья, любимое
дело, мне важно и интересно все, что происходит вокруг, все, что важно и инте-
ресно для моих сверстников. Когда меня попросили написать это письмо, я боял-
ся, что не смогу сказать самое главное. А самое главное, наверное, вот что: риск
заразиться этой болезнью не стоит никакого сиюминутного удовольствия. Я до
сих пор не могу поверить, что один мой неосторожный поступок перевернул всю
мою жизнь. Мне хочется думать, что сейчас люди знают о СПИДе гораздо боль-
ше, чем знал я, и стремятся защитить себя и своих близких, понимая, что ВИЧ-
инфекция безразлична к нашему возрасту, сексуальной ориентации, социальному
статусу. Это может случиться с каждым, если, конечно, мы это допустим.
СПИД-центр, 6-е отделение, Вадим».
162


Комментарий:
Для анализа упражнения ведущий может воспользоваться материалом из
Приложения № 3 (Как относиться к людям, живущим с ВИЧ/СПИДом?)
Пояснения:
Цель упражнения - помочь участникам сориентироваться в ситуациях риска, в том числе связанных с употреблением наркотиков. Упражнение направлено на развенча- ние мифов о ВИЧ-инфекции, а также на формирование у подростков установки ответствен- ного отношения к своему здоровью. Необходимо заранее подготовить специальный рекви- зит – таблички с надписями:
«согласен»
,
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   33