Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 358
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАЗВИТИЕ хАРАКТЕРА
(Уверенное поведение)
План занятия
Время
Примечания
Вводные слова. Оглашение темы занятия
10 мин
Разминка
Упражнение «Зарядка» и введение в тему
10 мин
Подготовить музыку
Блок «Вспомним все»
Что было на предыдущем занятии?
5 мин
Основная часть занятия
Упражнение «Увы-Ура»
30-40 мин
Будьте особенно вниматель- ны в этом упражнении
Упражнение-эксперимент «Поза-Ситуация»
10 мин
Перерыв
Теория «Уверенное поведение»
Упражнение «Уверенное и неуверенное поведение»
40 мин
Приготовить карточки с ситуациями
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца»
15 мин
Листы бумаги, фломастеры каждому участнику группы.
Если вы не укладываетесь во времени, от этого упраж- нения можно отказаться, но лучше его все-таки про- вести
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Необходимый материал:
1. Фломастеры разноцветные (несколько наборов) для упражнения «Мой портрет в лучах солнца»;
2. Карточки с ситуациями для упражнения «Уверенное и неуверенное поведение».
Задачи тренинга:
1. Познакомить участников с различными способами развития характера, с приема- ми и техниками уверенного поведения, а также техниками воздействия на собе- седника;
2. Сформировать желание развивать свой характер, тренировать волю и работать над собой;
3. Отработать способы поведения, которые позволяют развивать свой характер и повышают уверенность в себе.
Развитие характера (Уверенное поведение)
170
Всем привет! Как настроение? Очень рад(-а) снова вас видеть здесь.
Что новенького и интересного произошло с вами за то время, пока мы не виделись?
Пояснение:
Для упражнения необходима «заводная» музыка. Перед началом упражне- ния освобождается пространство, убираются стулья. Участники встают, как на зарядку: в несколько рядов и в шахматном порядке, чтобы всем было видно ведущего.
Цель упражнения:
научиться преодолевать себя и свои «комплексы». Почувствовать, каково это – быть на виду у всех, и, наконец, научиться грамотно и позитивно выходить из подобных ситуаций.
Инструкция:
Сейчас вы будете моим коллективным зеркалом! Все, что я буду де-
лать, вы будете повторять за мной. Потом я буду вызывать на свое место кого-то из
вас, и тогда уже он будет ведущим, а я вместе с вами буду повторять все его движения.
На этом месте побудут все, каждый из вас! Меняться вы будете по моей команде! Все
понятно?
Вы включаете музыку и начинаете двигаться (что-то типа смешного танца: чем смешнее это будет, тем лучше). Следите, чтобы все повторяли. Обычно с этим проблем не бывает. Потом вы начинаете вызывать участников по имени: «А теперь сюда идет Вася!». Вы сами встае- те на место Васи. Все начинают повторять за ним. Следите за этим. После того, как Вася потанцевал около минуты, вы выбираете другого человека: «А теперь Маша!». Вася встает на место Маши. Подбадривайте участников.
Может возникнуть ситуация, что кто-то из группы выйдет, но откажется танцевать со сло- вами: «Я не умею». Не спешите его менять, дождитесь, чтобы он хоть что-то начал делать, можете подсказать: «Поделай зарядку!». Музыка должна быть зажигательной. А когда он что-то сделает, похвалите его: «Это ты сказал, что ничего не умеешь? Да ты просто молодец, любому фору можешь дать!» Хвалите искренне!
Меняйте участников по принципу: если кому-то сложно быть в роли ведущего, подержите его подольше, пусть он преодолеет себя, «пообвыкнется», а если вы сразу видите, что у че- ловека нет никаких стеснений, тогда через полминуты можно его сменить.
Упражнение заканчивается, когда все побыли в роли ведущего.
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 33
Анализ упражнения:
Трудно ли было выйти и танцевать перед всеми?
z
Вы довольны собой?
z
Преодолевать себя – очень важное умение! Иногда мы боимся что-то сделать и не
делаем этого. Иногда от смущения поступаем «с точностью до наоборот», а по-
том жалеем. Нам тяжело отказать, поэтому мы соглашаемся, а потом злимся на
себя. Нам тяжело просить о помощи, поэтому мы стараемся справиться своими
силами, а из-за этого попадаем в сложные ситуации, из которых потом тяжело
выбраться.
Согласитесь, поддаться своим слабостям намного проще, чем проявить силу. А когда
мы им поддаемся, мы начинаем сомневаться в себе, быть неуверенными в себе, зажи-
маемся еще больше. Когда же мы преодолеваем наши комплексы или барьеры, то на-
чинаем больше себя уважать, наша уверенность в себе растет, а это очень важно! Мы
способны на большее! Мы развиваем свой характер!
Упражнение-разминка
«Зарядка»
171
Развитие характера (Уверенное поведение)
Что же такое характер в одно слово? Ответы участников кратко записать на доске.
Вот как определяет психология понятие «характер»:
ХАрАКтЕр – это индивидуальные особенности человека. Основу характера составля-
ют врожденные черты, но развиваться они могут на протяжении всей жизни.
А могут и не развиваться. От чего это зависит? На человека оказывают влияние все
обстоятельства его жизни. Характер развивается в том случае, если мы активно реа-
гируем на эти обстоятельства. Есть такая мудрость: «Человек – только тогда че-
ловек, когда он выходит за пределы самого себя». Не плывет по течению, а старается
узнать то, чего не знает; научиться тому, чего не умеет; сделать то, чего раньше не
делал. Все наши действия – и неудачные, и успешные, все ситуации, когда мы соверша-
ем выбор и принимаем решение, формируют и развивают наш характер.
Есть несколько направлений развития и «закаливания» своего характера:
1. преодоление себя, воспитание силы воли;
2. развитие уверенности в себе и повышение самооценки;
3. противостояние давлению (сохранить за собой право поступать так, как мы по-
ступаем, обладать теми чертами, которыми мы обладаем);
4. развитие умения отстаивать свою точку зрения.
Мы поговорим обо всем этом подробнее чуть позже, а сначала…
Давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии.
По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.
Сегодня мы не будем говорить с вами о том, какой у вас характер. Мы не будем его
определять. Сегодня мы, скорее, будем говорить о том, как разные ситуации помогут
нам «закалить» наш характер. Очень многие из таких ситуаций могут нас провоциро-
вать. Почему-то считается, что если человек пьет пиво, курит, «балуется» наркоти-
ками – он свободнее и сильнее своих сверстников, которые этого не делают. На самом
же деле ситуация выглядит совсем по-другому: такой человек безропотно, как баран,
подчинился воле большинства, толпе, «моде». В принципе, это несчастный человек,
ощущающий недостаток любви и уважения к себе. Вместо того, чтобы научиться
понимать себя и окружающих, научиться по-настоящему решать свои проблемы (а не
бежать от них), он зачем-то хочет умереть, убить себя. Зачем?
Можно поговорить о том, зачем подростки так делают. И на их ответы задать свой вопрос:
«Неужели нет других способов достичь своей цели?». А если они скажут: «Так легче»,
можно возразить: «Действительно, легче потерять себя и свое здоровье» или спро- сить: «Вы так ленивы, что готовы расстаться с жизнью?», «Легче спрыгнуть с тре-
тьего этажа, чем спускаться по лестнице. Почему же мы так не делаем?»
Давайте сейчас сделаем одно упражнение, а потом продолжим разговор.
Блок «Вспомним все»
Введение в тему
172
Пояснение:
Для этого упражнения попро- сите всех ребят встать и подойти к двери.
Сами поставьте стулья (так, чтобы хватило каждому участнику и вам тоже) в ровный круг. Два дополнительных стула (или что- нибудь другое, например, стол) используйте, чтобы сделать ворота. Сами зайдите в круг и сядьте напротив ворот, через которые в этот круг будут входить участники. Желательно положить ногу на ногу, вольготно развалиться на стуле, а руку положить на соседний стул.
Сделайте так, как на рисунке-схеме:
Если у вас маленькое помещение, то пусть участники выйдут за дверь.
Проследите за тем, чтобы все стулья были одинаковыми - как по цвету, так и по высоте. Луч- ше не использовать в этом упражнении стулья, на которых что-то написано или ободрана краска (в этом случае стул сильно выделяется и на него не хочется садиться). Все сумки и одежду следует убрать со стульев.
Инструкция:
Сейчас мы с вами проверим, насколько уверенно вы можете себя вести в
разных ситуациях: простых и трудных. Жизнь, вообще, такова, что все вокруг друг дру-
га оценивают. И для нас всегда важно, как оценят и как воспримут нас окружающие.
Сейчас мы станем участниками жизненного упражнения, где я буду оценивать вас.
Упражнение называется «Увы-Ура», или «Зелёный крокодил».
Хочу сразу предупредить, это упражнение очень и очень сильно может задеть кого-
то из вас, даже до слез. Поэтому не надо сдаваться. Это упражнение укрепляет вашу
Волю и ваш
Характер и, прежде всего, позволяет вам понять себя. Оно тренирует в
вас стойкость и упорство в достижении цели. При столкновении с трудностями я
Упражнение
«Увы-Ура»
7DFDH5è>=èGHIAR:7 97:FR
7:9IO>?
GHIARU
IM5GHC>@>
173
Развитие характера (Уверенное поведение)
прошу вас не останавливаться, а продолжать совершать попытки, даже если у вас за-
кончились варианты. В этой ситуации мы будем вам помогать, но главное - чтобы вы
думали и не совершали одних и тех же ошибок. В конце упражнения мы разберем все по
порядку, поэтому запоминайте все ваши слова и действия.
Как вы видите, я поставил(-а) все стулья в круг и сделал(-а) своеобразные ворота,
через которые вы будете проходить, а я буду оценивать ваше поведение. Все, что вы
делаете до ворот, меня не интересует, и на оценку это не влияет. Я начинаю оцени-
вать ваши слова и действия только тогда, когда вы пересекли линию ворот, а закан-
чиваю, когда вы садитесь на стул.
Итак, задание очень простое.
Представьте, что мы занимаемся с вами уже очень долго, и это наше 6 или 7 занятие
(если так и есть, не надо этого говорить). Вы пришли на очередное занятие, и я вас
жду. Вам необходимо войти в нашу группу как раз через эти ворота и сесть на стул.
Но войти и сесть вы должны, как свой, как хозяин (ведь вы же свой! И мы давно с вами
знакомы! Вы хозяин нашей группы!), а не как гость. В этом упражнении я буду выпол-
нять роль «Зеленого крокодила», который очень наблюдательный и любит оценивать
поведение человека по определенным параметрам.
Комментарий:
ведущий должен говорить участникам, что он оценивает не их достоин- ства и недостатки. Надо всячески подчеркивать, что оценивается внешнее проявление по- ведения, а не сам человек.
Помните: с Зеленым крокодилом лучше не спорить, а то… сами понимаете. Крокодил
будет оценивать ваше поведение с момента входа в ворота и до момента посадки на
стул. Пока вы будете идти и садиться на стул, я буду обращать внимание на разные
составляющие вашего поведения. Хочу предупредить, что Зеленый крокодил оценива-
ет не один параметр, а совокупность параметров. В итоге его оценкой будут только
2 слова: «УВЫ» или «УРА».
«УВЫ» будет означать отрицательную оценку, значит, вы что-то делали не так.
Это значит, что вы должны встать, выйти за ворота и повторить попытку войти в
нашу группу снова.
«УРА» будет означать положительную оценку. Значит, вы делали все правильно и мо-
жете оставаться на месте, на своем стуле.
Входить будем по очереди, по одному человеку, а не сразу все. Как только я сказал(а)
«УВЫ» или «УРА», и пространство в кругу освободилось, можно входить следующему.
Все понятно? (если появляются вопросы, то ведущий отвечает на них)
Следите за тем, чтобы каждый из участников сначала сделал по одной попытке войти, и только потом начали бы свою вторую попытку те, кому вы сказали «УВЫ».
Ну что, начали? Кто первый? Не бойтесь, я вас не съем, хоть я и Зеленый крокодил.
Ведущий должен обращать внимание на следующие основные параметры (этот материал необходимо знать наизусть):
Действия участника
УРА
УВЫ
1. Уверенно ли идет?
Уверенно, остановился в кру- гу, огляделся неуверенно
2. Приветствует ли тех, кто уже находится в кругу?
Говорит: «Здравствуйте», мо- жет, даже жмет руку.
1) Не здоровается
2) Здоровается только с ведущим
174
3. Смотрит ли в глаза других, когда приветствует других участников в кругу?
Смотрит
1) Не смотрит
2) Смотрит только на ведущего
4. Куда сел?
1) На стул рядом с ведущим
2) На стул, где лежала рука ведущего.
3) На крайние два ст ула около ворот, если в кругу при этом остались еще 1-2 свободных места, кроме этих крайних.
4) На крайние два стула, если при этом: осмо- трелся; поздоровался с другими участниками круга, подойдя к ним; осмотрелся; делал все это неторопливо (т.е. его выбор был осознанным и уверенным)
1) На крайние два стула около ворот, если в кругу при этом есть еще более 2-х свободных мест, кроме этих крайних.
2) Группируется только в одном месте круга, если это 4-й участник (т.е. все садятся в одном месте, при этом боль- шая часть стульев свободна)
5. Как сел на стул?
Свободно и полно, как будто это его собственный стул. По- трогал его сначала, поправил, а потом сел.
Сел на край стула или неуверенно.
6. Участник сел на стул, но ведущий все-таки в чем-то сомневается, но не может этого понять. При этом участник ждет от ведуще- го ответа. Тогда ведущий смотрит на этого участ- ника молча и ждет, когда участник спросит:
Участник: «Ну как?»
Ведущий: «Ну а ты-то сам(а) как думаешь?».
Если в ответ будет:
Участник: «Думаю, что УРА»
Если в ответ будет:
1. Участник: «Ну, не знаю..»
2. Участник: «УВЫ, наверное»
В процессе проведения этого упражнения могут появиться и ваши собственные параметры.
Запишите их в этой таблице:
№
Действия участника
УРА
УВЫ
1 2
175
Развитие характера (Уверенное поведение)
В этом упражнении всегда остаются несколько участников, которые не могут войти в круг из-за ошибок, которые они делают. У них начинается ступор и паника, которая может дойти до слез. К этому надо быть готовым и предугадывать это состояние, чтобы не доводить до этого. Самое главное – понять, в чем смысл этого упражнения, и в сложной ситуации дать понять (напомнить) этому участнику, почему так важно пройти это упражнение. Помощь может быть такой:
1. Постараться подбодрить участника, например: «Давай, давай у тебя получится»,
«Смелей, ты можешь это сделать» и др.
2. Сказать, что вы обращаете внимание сразу на несколько параметров (сами параметры не раскрывайте).
3. Указать, но не раскрывая, что, исправив один параметр, участник сделал ошибку в дру- гом: «Ты исправил одну ошибку, но при этом допустил другую, которую в предыду-
щий раз не допускал».
4. Призвать на помощь тех участников, которые уже вошли в круг. Для этого они должны выйти из круга и поговорить с этим участником. Зайти обратно они могут потом свобод- но. «Помогите нашим участникам. Только выйдите за круг, потом вы сможете
зайти спокойно, без оценки».
5. Ведущий может негласно смягчить требования для этого участника, чтобы не расстраи- вать его, особенно это важно для последних 2-х человек.
Фразы могут быть такими:
«Ты сделал почти все правильно, кроме одного элемента. Понаблюдай за остальными,
и у тебя все получится».
«Вот если ты вспомнишь, как ты вошел первый раз и прибавишь то, как ты вошел во
второй раз – будет все правильно».
В любом случае, ПОМНИТЕ, что 3-4-я попытка должна быть для участника положительной, это обязательно!!!
Первую попытку обычно все проваливают из-за того, что забывают говорить: «Здравствуй- те» или «Привет». Напомните ребятам, что вы живой человек и ждете их в группе.
Анализ упражнения:
Обсуждение упражнения можно начинать, когда все прошли это упражнение и сидят в кругу.
Итак, вы все молодцы!
Это было непросто для нас всех. Поаплодируйте друг другу. Давайте разберем теперь,
у кого как это получилось?
Спросите сначала у ребят:
Как вам кажется, на что я обращал(а) внимание в оценке вашего поведения?
Если они что-то забыли, дополните их (см. таблицу)
Каждый из этих параметров разберите:
Действия участника
Разбор
Если вы шли, ссутулившись, смотрели в пол, шли медленно, покачиваясь, или, наоборот, слишком быстро – конечно же, это было «УВЫ»!
Можно попросить ребят встать и походить по комнате, как забитые, неуверенные в себе люди.
Когда они будут так ходить, спросите: «Хочется ли им общаться сейчас друг с другом?» Покажите,
1. Уверенно ли идет?
176
что с такими людьми никто не хочет общаться.
А теперь попросите их походить по комнате, как ходят жизнерадостные, уверенные в себе люди.
«Теперь хочется общаться?» Ответ, скорее всего, будет положительным.
Не забывайте здороваться, даже с незнакомыми людьми. Когда вы молчите, значит, вы чего-то стесняетесь или боитесь. Наверняка, у каждого из нас была ситуация, когда, завидев давнего знакомого, с которым очень давно не встречались, мы стараемся спрятаться в толпе или перейти на другую сторону улицы, лишь бы не общаться. Это поведение неуверенного человека.
Когда вы прячете глаза, вы ведете себя как очень неуверенный в себе человек. Вспомните, что глаза обычно прячут люди, которые обманывают, что-то недоговаривают, чего-то боятся. Если же вы смело смотрите в глаза и не избегаете зрительного кон- такта, значит, вы открыты и вам нечего скрывать.
Мы садимся с краю, когда хотим, чтобы нам было удобно, если что, незаметно уйти или сбежать.
Вспомните, когда вас собирают на неинтересные собрания в актовом зале, середина обычно пусту- ет. Если у нас, наоборот, есть интерес, мы садимся в центре (как в кино). Таким образом, тот, кто садился около ворот, был уже настроен уйти (это не касается людей, котором ничего другого не оставалось, кроме как сесть на эти места).
Садятся на край только те люди, которые хотят по- скорее уйти или не планируют здесь долго задер- живаться. Однозначно, это позиция неуверенного человека.
Если вы сели, облокотившись на стул, и даже перед тем, как сесть, поправили его и поставили так, как вам удобно, то это уверенное поведение.
Когда вы трогаете чужой предмет, он как будто на время становится вашим. Вспомните, как фут- болисты бьют пенальти (удар с 11-метровой от- метки). Мячик уже стоит на отметке, так ведь они все равно подойдут к нему, потрогают, покрутят, поставят сами, они как бы делают его своим, про- сят его быть на их стороне. Так и в жизни.
Эта форма является провокационной. Здесь про- веряется внутренняя уверенность человека. Ког- да нас оценивают, мы принимаем правила игры, в
2. Приветствует ли тех, кто уже на- ходится в кругу?
3. Смотрит ли в глаза других, когда приветствует других участников в кругу?
4. Куда сел?
5. Как сел на свой стул?
6. Участник сел на стул, но ведущий все- таки в чем-то сомневается, но не может этого понять. При этом участник ждет
177
Развитие характера (Уверенное поведение)
А теперь попросите их походить по комнате, как ходят жизнерадостные, уверенные в себе люди.
«Теперь хочется общаться?» Ответ, скорее всего, будет положительным.
Не забывайте здороваться, даже с незнакомыми людьми. Когда вы молчите, значит, вы чего-то стесняетесь или боитесь. Наверняка, у каждого из нас была ситуация, когда, завидев давнего знакомого, с которым очень давно не встречались, мы стараемся спрятаться в толпе или перейти на другую сторону улицы, лишь бы не общаться. Это поведение неуверенного человека.
Когда вы прячете глаза, вы ведете себя как очень неуверенный в себе человек. Вспомните, что глаза обычно прячут люди, которые обманывают, что-то недоговаривают, чего-то боятся. Если же вы смело смотрите в глаза и не избегаете зрительного кон- такта, значит, вы открыты и вам нечего скрывать.
Мы садимся с краю, когда хотим, чтобы нам было удобно, если что, незаметно уйти или сбежать.
Вспомните, когда вас собирают на неинтересные собрания в актовом зале, середина обычно пусту- ет. Если у нас, наоборот, есть интерес, мы садимся в центре (как в кино). Таким образом, тот, кто садился около ворот, был уже настроен уйти (это не касается людей, котором ничего другого не оставалось, кроме как сесть на эти места).
Садятся на край только те люди, которые хотят по- скорее уйти или не планируют здесь долго задер- живаться. Однозначно, это позиция неуверенного человека.
Если вы сели, облокотившись на стул, и даже перед тем, как сесть, поправили его и поставили так, как вам удобно, то это уверенное поведение.
Когда вы трогаете чужой предмет, он как будто на время становится вашим. Вспомните, как фут- болисты бьют пенальти (удар с 11-метровой от- метки). Мячик уже стоит на отметке, так ведь они все равно подойдут к нему, потрогают, покрутят, поставят сами, они как бы делают его своим, про- сят его быть на их стороне. Так и в жизни.
Эта форма является провокационной. Здесь про- веряется внутренняя уверенность человека. Ког- да нас оценивают, мы принимаем правила игры, в
2. Приветствует ли тех, кто уже на- ходится в кругу?
3. Смотрит ли в глаза других, когда приветствует других участников в кругу?
4. Куда сел?
5. Как сел на свой стул?
6. Участник сел на стул, но ведущий все- таки в чем-то сомневается, но не может этого понять. При этом участник ждет
177
Развитие характера (Уверенное поведение)