Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 354
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
которой есть жертва, а есть охотник. Так вот, если мы боимся, как боится жертва охотника, то волей
– неволей мы это показываем. Поэтому мы долж- ны быть стойкими и в словах. Отвечать нужно всегда уверенно и позитивно для себя. Значит, это «УРА».
Если, разобрав эти примеры, у ребят еще остались какие-то вопросы, вы должны ответить на них и разобрать каждый конкретный случай отдельно.
После разбора задайте еще некоторые вопросы.
Как вы думаете, зависит ли что-либо в ситуации, когда вас оценивают, от вас
самих или нет?
Выслушайте все ответы, если ответов и желаний высказаться много, то пусть выскажется каждый, для этого пустите какой-нибудь предмет по кругу для последовательного выска- зывания. Мнения участников – и разные, и похожие, – надо поддержать и поблагодарить каждого за его слова.
О чем это упражнение? Чему оно вас научило?
Вы можете услышать стандартный ответ: «Чтобы научиться правильно входить в поме- щение»
☺
. Естественно, упражнение не о том.
Это упражнение – об уверенности вообще. Оно было нам нужно для того, чтобы вы могли это ощутить на себе, чтобы могли почувствовать, как вы умеете справляться со сложной ситуацией. Вы получили много информации для размышления: где ваши «слабые места», сколько попыток вам понадобилось, чтобы получить «Ура», то есть добиться успеха, и т.д.
Подведите все ответы к тому, что:
На человека не будут давить, если видят, что он сильный и умеет противостоять
давлению.
На неуверенного человека проще давить, им легче манипулировать и его легче превра-
тить в жертву. Но даже, если ты внутренне (в себе) пока еще не уверен, есть внешние
проявления, которыми можно овладеть, чтобы создать имидж уверенного человека. А
уже впоследствии к вам придет и само внутреннее чувство уверенности. Очень часто,
совершая какие-либо действия в первый раз, мы себя чувствуем неуверенно, но потом
для нас это же действие становиться обыденным. И если вы пока не чувствуете уве-
ренности в своем поведении, то вам надо овладеть техниками уверенного поведения.
Некоторые «хитрости» уверенного поведения вы уже прочувствовали на себе в предыдущем
упражнении, но есть и другие, которые важны для нас сейчас и пригодятся в будущем.
С одной из таких техник мы сейчас познакомимся. От того, какими нас видят окру-
жающие, зависит их отношение к нам. Мы часто оказываемся в незнакомых для нас си-
туациях, в которых не знаем, как себя вести. А решить эту проблему довольно легко.
Например, многое зависит от… нашей позы. И в частности – то, как мы себя будем
чувствовать в той или иной ситуации. Не верите? Давайте проверим.
– неволей мы это показываем. Поэтому мы долж- ны быть стойкими и в словах. Отвечать нужно всегда уверенно и позитивно для себя. Значит, это «УРА».
Если, разобрав эти примеры, у ребят еще остались какие-то вопросы, вы должны ответить на них и разобрать каждый конкретный случай отдельно.
После разбора задайте еще некоторые вопросы.
Как вы думаете, зависит ли что-либо в ситуации, когда вас оценивают, от вас
самих или нет?
Выслушайте все ответы, если ответов и желаний высказаться много, то пусть выскажется каждый, для этого пустите какой-нибудь предмет по кругу для последовательного выска- зывания. Мнения участников – и разные, и похожие, – надо поддержать и поблагодарить каждого за его слова.
О чем это упражнение? Чему оно вас научило?
Вы можете услышать стандартный ответ: «Чтобы научиться правильно входить в поме- щение»
☺
. Естественно, упражнение не о том.
Это упражнение – об уверенности вообще. Оно было нам нужно для того, чтобы вы могли это ощутить на себе, чтобы могли почувствовать, как вы умеете справляться со сложной ситуацией. Вы получили много информации для размышления: где ваши «слабые места», сколько попыток вам понадобилось, чтобы получить «Ура», то есть добиться успеха, и т.д.
Подведите все ответы к тому, что:
На человека не будут давить, если видят, что он сильный и умеет противостоять
давлению.
На неуверенного человека проще давить, им легче манипулировать и его легче превра-
тить в жертву. Но даже, если ты внутренне (в себе) пока еще не уверен, есть внешние
проявления, которыми можно овладеть, чтобы создать имидж уверенного человека. А
уже впоследствии к вам придет и само внутреннее чувство уверенности. Очень часто,
совершая какие-либо действия в первый раз, мы себя чувствуем неуверенно, но потом
для нас это же действие становиться обыденным. И если вы пока не чувствуете уве-
ренности в своем поведении, то вам надо овладеть техниками уверенного поведения.
Некоторые «хитрости» уверенного поведения вы уже прочувствовали на себе в предыдущем
упражнении, но есть и другие, которые важны для нас сейчас и пригодятся в будущем.
С одной из таких техник мы сейчас познакомимся. От того, какими нас видят окру-
жающие, зависит их отношение к нам. Мы часто оказываемся в незнакомых для нас си-
туациях, в которых не знаем, как себя вести. А решить эту проблему довольно легко.
Например, многое зависит от… нашей позы. И в частности – то, как мы себя будем
чувствовать в той или иной ситуации. Не верите? Давайте проверим.
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 33
Комментарий:
Для этого блока необходима доска.
Вокруг нас много людей, мы постоянно с ними общаемся.
Это общение создает различные ситуации, в которых мы оказываемся: знакомые и не-
от ведущего ответа. Тогда ведущий смотрит на этого участника молча и ждет, когда участник спросит:
Участник: «Ну как?»
Ведущий: «Ну а ты-то сам(а) как дума- ешь?».
Упражнение-эксперимент
«Поза-Ситуация»
178
знакомые. Эти ситуации очень сильно на нас воздействуют, а точнее, мы подвержены
влиянию этих ситуаций. Получается, что не мы управляем ситуацией, а она – нами.
Как она это делает? Давайте посмотрим.
Итак,
первый этап эксперимента.
Все сидят в кругу, ведущий тоже.
1. Представьте, что вам сейчас грустно.
Можете вспомнить какую-либо непри-
ятную для вас историю или ситуацию.
И вот вы сидите на стуле, перепол-
ненные этим чувством (дайте время участникам зафиксировать это состоя- ние). Обратите внимание на свою позу.
Посмотрите на других участников.
Вы замечаете, что ваши позы похожи?
(Посидеть, постоять или походить в этом состоянии 15 сек.)
Хорошо.
2. А теперь представьте, что ваша коман-
да только что победила на областных
соревнованиях (далее – повтор инструк- ции, как в п. 1, посидеть, побегать, попры- гать и т.д. в этом состоянии 15 сек.).
Хорошо.
Можно так представить еще несколько разных ролей и чувств.
Обратите еще раз внимание участников, что позы в каждой ситуации у них чем-то схожи.
Посмотрите, я не говорил(а) вам, какие позы принимать, а задавал(а) определенную
ситуацию: вам грустно или вы победили.
Таким образом,
Ситуация, в которой вы оказались, порождает/создает Позу.
Напишите на доске:
Получается, что когда нам становится грустно или весело, то и поведение наше ме-
няется. Это так?
А теперь давайте проведем
второй этап эксперимента.
Сделаем так: я буду показывать вам, как вы сейчас должны сесть, т.е. позы, которые
нужно принять, а вы будете за мной повторять. Договорились?
Ведущий показывает различные позы (см. ниже). Участники повторяют их. Сидят так около
15 сек. (в каждой позе). В это время ведущий задает участникам вопросы про эту позу: Что
вы чувствуете сейчас? Какие ощущения? В какой ситуации и у кого может возникнуть
данная поза?
Участники отвечают. Не нужно, чтобы отвечали все, делайте это динамично.
Потом поза меняется, и все повторяется, задаются те же вопросы.
h_ijVm_v f e ^ V
179
Развитие характера (Уверенное поведение)
1. Опрокиньтесь на спинку стула, положите ногу на ногу, скрестите руки за головой или на груди.
2. Сядьте на краешек стула, ноги вместе, руки положите на колени, глаза опустите вниз, голову и плечи немного опустите.
Все это вы НЕ озвучиваете, вы просто молча принимаете позу, а участники повторяют за вами, и вы относительно этой позы задаете свои вопросы (см. выше).
А теперь смотрите… Что мы видим? Я показывал(а) вам сейчас только позы.
В первом случае это была поза очень уверенного в себе человека – начальника, лидера
или просто независимого человека. Во втором – поза застенчивого, робкого, неуверен-
ного в себе человека. И просто принимая эти позы, вы начинали что-то чувствовать.
Эти ощущения у вас были похожи, и вы начинали представлять ситуацию, в которой
эта поза может появиться. Потом вы начинали понимать/чувствовать ту роль, ко-
торая соответствует созданной ситуации.
Получается, Поза создает Ситуацию. Запишите на доске:
Смотрите!
На первом этапе эксперимента мы пришли к выводу, что ситуация порождает позу.
Во втором этапе эксперимента мы пришли к противоположному выводу: поза порож-
дает ситуацию. Вы смогли сделать и то, и другое. Какой тогда вывод можно из этого
сделать?
Возможно, кто-то додумается и даст правильный ответ, похвалите его за это. От-
вет: «Можно пользоваться любой из схем, которая подходит в данный момент».
Вот формула (запишите ее на доске):
Смотрите! В нашей жизни мы всегда плывем по течению. А это значит, что возника-
ет ситуация, и мы принимаем ту позу, которую соответствует нашим чувствам. И
так изо дня в день. Это, по сути, ситуация нами управляет, она нами манипулирует,
мы являемся ее жертвой, а ситуация – охотником.
Нет, так дело не пойдет! Мы должны управлять своим поведением и, если возможно,
ситуацией. И в этом нам может помочь Поза.
Например, вы человек робкий и стеснительный, каждый раз, оказавшись в незнакомой
компании, вы впадаете в ступор. Вам такая ситуация уже надоела, но изменить ее вы
не можете и не знаете как. Дело в том, что невозможно изменить ситуацию, не из-
менившись самому. Но и тут у вас сложность – вы не знаете, куда и как вам меняться.
Поэтому оставляете всё, как есть. А решить всё можно просто. Возьмите и сыграйте
какую-нибудь роль, как в кино. Наверняка, среди ваших знакомых есть такие люди, для
которых ситуация, в который оказались вы, решается просто. Вспомните их образ,
их манеру поведения и сыграйте. Дело в том, что как только вы это начнете делать,
роль сама вам подскажет позу, а поза создаст стиль разговора, а стиль разговора из-
f e ^ V
h_ijVm_v f e ^ V
h_ijVm_v
180
менит ситуацию. Думаю, это поможет вам научиться выходить из неприятных си-
туаций. Дерзайте и экспериментируйте сами. Главное – не заигрывайтесь.
Итак, в любой ситуации надо просто изменить позу на ту, которая может вывести
вас из этой ситуации. Для этого надо просто подумать, как бы себя повел в этой си-
туации другой человек, для которого эта ситуация не является проблемной. Далее
необходимо принять позу этого человека. Уверенная поза изменит ваше внутреннее
состояние, а, следовательно, и ситуация для вас будет восприниматься по-другому.
Вот тут-то вы и начинаете влиять на ситуацию, а не она – на вас. И уже ситуация
начинает подчиняться вам.
Чтобы вам было проще это понять или сделать, вспомните актеров. Они, играя роль,
вживаются в нее и создают соответствующие ситуации. Так и вы должны не подда-
ваться тем ситуациям, в которых вы оказываетесь, а менять их, подбирая необходи-
мые роли, или хотя бы для того, чтобы посмотреть на ситуацию «со стороны».
Где этим можно пользоваться?
(обсуждение)
В обсуждении можете привести свой пример и разобрать его:
Ну, например, вам предлагают выпить или закурить. Вы себя чувствуете неуверенно,
отказать не можете, чтобы никого не обидеть или не выглядеть «слабаком», но и при-
нимать это предложение не хотите. На вас «давят». Вот такой заколдованный круг.
Что в этой ситуации можно сделать? (участники могут коротко высказаться, возможно, кто- то даст правильный ответ. Вы похвалите этого участника и далее сделаете разбор примера).
Ответ и разбор:
1. Изменить позу, в которой вы на тот момент находитесь, на более уверенную.
Вспомните какую-либо роль, которая подошла бы в этот момент (например, Тер-
минатора). Смените позу. Почувствуйте ее 15 секунд.
2. Далее следуйте своей новой роли при той же внешней обстановке, и она сама даст
вам нужные слова. Иногда достаточно просто спокойно и уверенно сказать: «Я не
хочу» и не вступать в дальнейшие дискуссии.
Подводим итог всему сказанному:
Таким образом, при помощи этой формулы мы можем собой управлять. Это очень
важно знать и делать, если мы хотим измениться, хотим стать более смелыми и
сильными внутренне, хотим развить свой характер.
Теперь давайте обсудим, что же такое уверенное поведение?
z
Выслушайте ответы участников, поддерживайте любое мнение, а потом подведите итог:
Уверенное поведение – основной навык в решении проблем и преодолении конфликтов.
Фундамент уверенного поведения возникает при совпадении трех факторов:
1. Знание целей, задач, намерений («Что делать?»)
2. Знание пути, способов достижения целей («Как делать?»)
3. Осознание своих возможностей («Каковы мои навыки, опыт, знания?»).
Пояснение:
Из участников выбираются 3 пары добровольцев. Каждой паре дается опре- деленная жизненная ситуация.
Инструкция:
Сейчас я раздам каждой паре описание одной жизненной ситуации. Вы
должны будете продумать, как в этой ситуации, которая вам досталась, будет про-
Упражнение «Уверенное и
неуверенное поведение»
181
Развитие характера (Уверенное поведение)
являться уверенное, неуверенное и грубое поведение главного героя. Вам предстоит
поставить, а потом показать всем нам три сценки, в которых ситуация, задаваемая
с помощью второстепенного героя (это инициатор ситуации), будет все время одной
и той же, а вот поведение главного героя – различным: в 1-й сценке – уверенным, во 2-й
– неуверенным, в 3-й – грубым.
На подготовку всех 3-х сценок я даю 10 мин.
Пока 3 пары добровольцев готовятся, с остальными участниками, обсудите с участниками следующие вопросы:
Сталкивались ли вы в жизни с ситуациями, которые вызывали растерянность?
Можете привести примеры таких ситуаций?
Как вы на них реагировали?
А как бы вам хотелось отреагировать?
А теперь посмотрим, как представили варианты поведения наши добровольцы в сценках.
Сейчас каждая пара будет показывать нам все свои сценки. Прошу все пары сделать
итоговый показ сценок в произвольном порядке, т.к. мы, зрители, будем пытаться
угадать, какой тип поведения был показан в каждой сценке. И только после всех 3-х
сценок мы обсудим наши версии поведения главного героя и узнаем правильный вари-
ант. Понятно?
Когда все будут готовы, начинается показ сценок, каждая пара выступает по очереди. И по- сле всех сценок, показанных первой парой, ведущий начинает обсуждение:
Каково было поведение главного героя
– его тип поведения в 1, 2 и 3 сценках?
После разных вариантов пара дает правильный ответ.
Затем свою ситуацию обыгрывает следующая пара.
Анализ упражнения:
Каким типом поведения в жизни вы пользуетесь чаще? Почему?
Какие минусы и плюсы вы в этом видите?
Вспомните, в каких ситуациях у вас не получалось добиться результата? Из-за чего
это произошло?
Как вы думаете, к какому типу относится грубое агрессивное поведение – к уверен-
ному или неуверенному?
Действительно, это может показаться неожиданным, но агрессия – показатель неуве-
Ситуация № 1.
Мама находит в кармане подростка презервативы и просит объяснить, что все
это значит.
Ситуация № 2.
Девушка просит молодого человека купить ей пива и пачку сигарет.
Ситуация № 3.
Одноклассник уже 3 часа сидит у Вас дома за компьютером и играет в разные
игры. Это мешает Вам заняться своими делами.
182