Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 353

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ренности в себе. Если человек грубит, значит, он не знает ответов на вопросы: «Что
делать в этой ситуации?», «Каким образом?» и «Каковы мои возможности?» (а это,
как вы помните, признаки уверенного поведения). Итак, неуверенное поведение – это
не только пассивное поведение, но и грубое, агрессивное.
Варианты неуверенного поведения (записать на доске):
Пассивное поведение
Агрессивное поведение
Далее обсудите важные вопросы неуверенного поведения:
Давайте рассмотрим теперь, что делает нас неуверенными в себе?

Каким образом другие люди могут, ради своей выгоды, дать нам почувствовать

себя слабыми и беззащитными?
У вас есть ответ на этот вопрос? Выслушайте всех. Поощрите за ответы.
Главное в этой дискуссии подчеркнуть, что неуверенным человеком легче манипулировать.
А теперь давайте завершим наше занятие очень «теплым» упражнением.
Сразу хочу предупредить, что делать мы будем его для себя. Если кто-то захочет в
конце упражнения поделиться своими мыслями, мы все будем рады, но заставлять
никого не будем.
Пояснение:
Для этого упражнения каждому участнику понадобится один чистый лист А4 и фломастеры. Включите на время упражнения магнитофон с медитативной музыкой.
Инструкция:
Нарисуйте в центре на листе солнце, в центре которого напишите
свое имя или нарисуйте свое лицо

. На лучах солнца, которых должно быть как
можно больше, напишите, пожалуйста, свои достоинства. Чтобы вспомнить о них,
задайте себе вопрос: «А за что меня можно любить и уважать?». Старайтесь не от-
влекаться от работы. Рисуйте свое солнце самостоятельно. У вас на это есть 7 мин.
Включите музыку, пусть ребята приступают к работе, через 7 мин. скажите, что у вас до за- вершения есть 1 мин. И сколько они успели сделать, пусть столько и останется.
Теперь, кто хочет, может показать и рассказать о своем солнце. Если кому-то это
трудно, то можно просто послушать других. После рассказа любой сможет задать во-
прос, либо высказать свое мнение. Единственное маленькое правило – говорить можно
только позитивные слова, т.е. никакой критики быть не должно.
Важно! Обратная связь, даваемая участнику, не должна быть для него болезненной. Это стоит оговорить заранее, либо запретив всем высказываться относительно чужого солнца, либо предупредив, чтобы все высказывания носили позитивный характер.
Ведущий может показать пример, говоря о первом рисунке:
«Мне кажется, что ты правильно написал, что твоим достоинством является… (указывается достоинство), я сам это заметил, когда мы делали одно упражнение на прошлом занятии».
Анализ упражнения:
Трудно или легко было выполнять это задание?

Упражнение «Мой портрет
в лучах солнца»
183
Развитие характера (Уверенное поведение)


Сколько понадобилось лучей и времени?

Были ли сомнения в выбранных достоинствах?

Почему те, кто показал свое солнце, решились это сделать?

Какие критерии помогали отнести какое-то ваше качество или стиль поведения

к достоинству?
Вы все молодцы, мне очень понравилось, как вы подошли к этому упражнению. Ведь сей-
час вы писали о себе. Вы открывали себя другим. Это требовало мужества и смелости.
Каждого из нас есть за что любить и уважать. Каждый из нас может смело сказать
близкому человеку: «Спасибо мне, что есть я у тебя». Я понимаю, как трудно всегда
работать над собой, оценивать себя, но это очень важно. Именно это и позволяет нам
стать лучше и научиться понимать друг друга.
Завершите занятие традиционными блоками:
В с е м с п а с и б о !
Д о с л е д у щ е й в с т р е ч и ! ! !
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак- туальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Если осталось мало времени от занятия и/
или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии (см. Введение в про- грамму)
Итоговый вывод:
В завершение нашего занятия хочу сказать вам большое спасибо за стойкость,
выносливость, терпение и открытость.
Сегодня был необычный тренинг, который, наверное, для всех был эмоцио-
нальным. Характер человека – это программа его жизни, поэтому его надо
воспитывать и развивать, чтобы потом именно характер помогал вам совер-
шать ваши поступки. И как мы уже поняли, составным элементом характера
является уверенное поведение. Вы смогли на себе проверить, что это такое. Я
желаю вам продолжать работать над собой. И сам факт, что вы сегодня здесь,
говорит о вашем желании научиться понимать себя и других, развивать свой
характер и волю. Теперь надо тренировать полученные навыки. И в этом я же-
лаю вам и себе удачи!
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
184
Развитие характера (Уверенное поведение)

Я АБСОЛюТНО
СПОКОЕН!

План занятия
Время
Примечания
Вводные слова. Оглашение темы занятия
10 мин
Распечатать Приложение № 1 для каждого участника.
Разминка
Упражнение «Снежки»
10 мин
Нужен мел или веревка
Упражнение «Кричи»
5 мин
Блок «Вспомним все»
Что было на предыдущем занятии?
5 мин
Основная часть занятия
Теория «Типы темперамента»
10 мин
Распечатать Приложение
№2 для каждого участника
Упражнение «Тряпичная кукла»
10 мин
Теория «Как справиться с негативными эмоциями»
20 мин
Распечатать Приложение № 3 для каждого участника
Упражнение «Мешочки гнева»
20 мин
Заранее приготовить воз- душные шарики и горох
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Необходимый материал:
1. Приложения (распечатать, как указано в упражнениях);
2. Мел или веревка, чтобы поделить комнату пополам (но не нитки);
3. Крепкие воздушные шарики для каждого + 2 для ведущих + 3 в резерв (если нет крепких, то можно вложить 2 или 3 шарика друг в друга);
4. Горох или фасоль – 1 кг.;
5. Миска для гороха;
6. Ватман и скотч для его закрепления;
7. Веник и совок.
1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   33

Задачи тренинга:
1. Познакомить участников с типами темперамента;
2. Научить методикам самоконтроля и оценки собственного эмоционального со- стояния;
3. Отработать техники снятия напряжения и релаксации.
Я абсолютно спокоен!
186

Всем привет!
Очень рад(а) видеть вас снова в нашей компании!
Как настроение?
Что-нибудь интересное произошло с вами со времени нашего последней встречи?
Давайте перейдем к нашему сегодняшнему занятию.
Раздайте каждому «Лист гнева» (см. Приложение № 1). После того, как вы это сделали, са- мое время сообщить о теме занятия.
Забавно? У вас еще будет возможность бросить его в угол. Потерпите!
А вообще сегодня наше занятие называется: «Я абсолютно спокоен!». Мы с вами будем
учиться контролировать свои эмоции, именно те, что труднее всего контролиро-
вать: раздражение, гнев, страх. Мы поговорим о том, как справляться со стрессом и
снимать напряжение.
Посмотрите на лист, который вы получили – это очень эффективное средство от
гнева, оно бережет вашу посуду, мебель и другие ценные вещи. Этот удивительный
лист дает мощную разрядку тогда, когда очень хочется что-то побить или пору-
шить.
Скажите, у кого возникали подобные эмоции, когда хотелось кого-то побить или

что-то сломать? И каким способом вы выходили из этих ситуаций? Поделитесь.
Пусть участники поделятся своими историями, только не увлекайтесь.
Запишите интересные способы на доске, поблагодарите авторов этих способов. В течение занятия возвращайтесь к этому списку и пополняйте его.
Пояснение:
это разминочное упражнение. Разделите группу на две команды поровну
(если не получается, участвует ведущий). А комнату разделите линией на 2 части (можно мелом или веревкой). Каждая команда располагается на своей части.
Инструкция:
Давайте, с удовольствием сомнем эти листы гнева, которые я вам
раздал(а), и превратим их в комки, это будут наши снежки. (Дождитесь, пока все это сделают). Сейчас мы с вами будем играть в снежки. Задача вашей команды – победить!
А побеждает та команда, на чьей стороне в итоге окажется меньше всего снежков.
Когда зазвучит музыка, вы начнете кидаться снежками. Увидев на своей части чужие
снежки, вы должны подобрать их и перекинуть на другую сторону, и так до тех пор,
пока музыка не прекратиться. Стоит только музыке умолкнуть, вы сразу же, момен-
тально прекращаете кидаться снежками. Кто кинет снежок после окончания музыки,
зарабатывает для своей команды штрафное очко. У нас будет 3 раунда. Все понятно?
Начнем!
После окончания каждого раунда вам необходимо подсчитывать количество снежков на одной и другой половинах комнаты. У кого меньше – та команда победила в этом раунде!
Комментарий:
Несколько раундов вам, наверняка, придется аннулировать, так как ребята и после окончания музыки будут продолжать кидаться снежками. Если такое произойдет, повторите инструкцию более серьезно.
Скажите, что очень хотите знать, какая команда способна победить честно. Если нарушит правила только одна команда, присвойте победу в этом раунде той команде, которая не на-
У п р а ж н е н и е - р а з м и н к а
«Снежки»
187
Я абсолютно спокоен!

рушила правил, или «прибавьте» к их количеству снежков при подсчете еще 3 снежка, или переиграйте раунд. Действуйте на свое усмотрение.
Анализ упражнения:
Как вы себя чувствуете после этого упражнения? Взбодрились?

Физическая нагрузка – это, между прочим, хороший способ переключить свое внимание
с неприятных и мешающих нам чувств. В такой ситуации можно заняться спортом,
уборкой или просто любимым делом (хобби).
Есть и другие способы выплеснуть свои эмоции без вреда для окружающих. Испробуем их?
П оя с н е н и е :
Внимание! Это очень громкое упражнение, поэтому если рядом есть люди, которым вы можете помешать, лучше предупре- дить их заранее. Упражнение длится не более
5 минут.
Инструкция:
Один из таких способов вы-
плеска эмоций – крик! Давайте сейчас мы его
испробуем и будем кричать изо всех сил ров-
но 1 минуту. Когда я дам сигнал, мы начнем,
а когда я подниму руку – перестаем кричать.
Начали.
Все кричат ровно 1 минуту.
Ну, как вам? Давайте теперь попробуем для контраста помолчать ровно 1 минуту и
ощутить разницу. Только – ни единого звука. Хорошо?
Все молчат ровно 1 минуту.
Анализ упражнения:
Ну, как вам контраст? Выплеснули эмоции?

Что было легче – кричать или молчать?

А что приятнее?

Трудно было выдержать 1 минуту?

Опыт показывает, что некоторым бывает очень сложно кричать 1 минуту – «долго!». Мож- но обсудить этот момент, спросить: может быть, это потому, что не было напряжения, не было истинных эмоций? Можно повторить крик, если будет желание, но изменив немного инструкцию. Попросите сначала вспомнить всех, кто разозлил, «достал», замучил! И толь- ко потом попросите покричать столько, сколько захочется, не ограничивая во времени (в разумных пределах, конечно).
Важно помнить, что кричать нужно не на человека, на которого вы разозлились, а
для выплеска эмоций. В обычной жизни так можно кричать, например, в лесу, чтобы
никому не мешать, если же не хочется так далеко бежать, то всегда под рукой есть
подушка, можно покричать в нее.
Спокойное выражение эмоций все же результативнее. И о способах более эффективного
Упражнение
«Кричи»
188

выражения эмоций мы также поговорим на сегодняшнем занятии.
А пока…
А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии?
По окончании блока, ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.
После Блока «Вспомним все» скажите:
«А теперь вернемся к нашему сегодняшнему занятию».
Далее переходите к теории (см. курсив ниже).
У каждого человека существует свой тип темперамента и характера. Если характер
еще можно изменить, то темперамент не поддается корректировке.
Благодаря темпераменту мы по-разному реагируем на ситуации дискомфорта и
травмирующие ситуации.
В зависимости от темперамента люди делятся на 4 типа:
1. Сангвиник
2. Флегматик
3. Холерик
4. Меланхолик
Чтобы лучше понять эти темпераменты, я вам раздам полезный материал. Раздайте каждому участнику по листу из Приложения № 2.
Давайте посмотрим с вами на картинки. Люди разных темпераментов по-разному
реагируют на одну и ту же ситуацию. Ситуация такая: человек сидит на скамейке,
рядом лежит его шляпа. К нему подсаживается прохожий и случайно садится на его
шляпу. Так вот, в этой ситуации:
Сангвиник – смеется.
z
Флегматик – не обращает внимания.
z
Холерик – кричит.
z
Меланхолик – плачет.
z
Вы можете взять эти листы с собой, чтобы дома подробнее познакомиться с харак-
теристиками этих типов. А пока ответьте на вопрос:
К какому типу темперамента, исходя из этой ситуации, отнесете себя вы?

Пусть ответит тот, кто хочет.
А к какому типу темперамента относится английский лорд из анекдота, который я
вам сейчас расскажу?
Английский лорд сидит у себя в кабинете, слуга входит с докладом:
— Темза вышла из берегов и затопила набережную, сэр.
— Благодарю вас, Билл.
Через некоторое время:
— Темза вышла из берегов, и вода подошла к дверям дома, сэр.
Блок «Вспомним все»
Теория «Типы
темперамента»
189
Я абсолютно спокоен!


— Благодарю вас, Билл.
Еще через некоторое время:
— Темза вышла из берегов, и первый этаж дома затоплен, сэр.
— Благодарю вас, Билл.
Наконец, двери в кабинет снова открываются, слуга торжественно объявляет:
— Темза, сэр!
Выслушайте ответы участников. (Возможно, перед нами флегматик, но нужно помнить об особой воспитанности и невозмутимости английских аристократов. Так что не все в поведе- нии человека определяет темперамент, многое – воспитание!).
Сделайте вывод в конце:
Темпераменты в чистом виде встречаются очень редко. Как правило, в человеке «сме-
шиваются» сразу несколько темпераментов. Но при этом у каждого все же есть доми-
нантный, главный тип темперамента.
Холерику больше всего подходят два уже знакомых нам способа разрядки негативных
эмоций («лист гнева» и крик).
Меланхолика в подобных ситуациях следует утешить, обнять.
Сангвиника (если ситуация по-настоящему для него травмирующая, то он, конечно,
не смеется) – оставить в покое (дать ему пережить все одному, он к этому и стре-
мится).
А флегматику нужна релаксация, его вообще трудно вывести из себя, но если это
произойдет, то справиться ему будет очень тяжело.
Также релаксация помогает, когда мы находимся в глубоком шоке, когда мы испытыва-
ем резкую боль и напряжение. Давайте сейчас поучимся расслабляться.
Пояснение:
Это упражнение научит ребят расслабляться в ситуации сильного напряже- ния с помощью попеременного напряжения и расслабления мускулатуры.
Инструкция:
Все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было
свободное место.
Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдаты. Застыньте в

этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (веду- щий показывает позу).
А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряп-

ки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла (ведущий показывает позу).
Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а

суставы очень подвижными.
Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку, абсолютно прямого и не-

гнущегося, как будто вырезанного из дерева. Постойте так 10 сек. (ведущий при- мерно засекает в уме время и по окончании говорит «Хорошо»).
Теперь станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.

Снова станьте солдатом...

(примерно 10 секунд).
Теперь опять тряпичной куклой...

У п р а ж н е н и е «Тряпич-
ная кукла и солдат»
190