Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 349
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды.
✓
Стряхните капельки воды со спины...
✓
Теперь стряхните воду с волос...
✓
Теперь
✓
– с верхней части ног и ступней...
Анализ упражнения:
Удавалось ли вам полностью расслабиться?
Что труднее было делать
– напрягаться или расслабляться?
Иногда бывает очень важно – суметь быстро расслабиться, чему это упражнение и
помогает научиться. Вы можете его делать сами, когда есть свободная минута. Если
человек расслаблен, его боль притупляется. Ему легче справиться со своими эмоциями
и пережить сложную для него ситуацию.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
Как вы справляетесь с негативными эмоциями?
Выслушайте все ответы ребят, поблагодарите их и запишите наиболее удачные варианты на доске. Когда участники закончили предлагать свои варианты, дополните их ниже приведен- ными пунктами, которые не были названы:
Успокаивать себя.
z
Сосчитать до 10.
z
Покричать в поле/в лесу/дома в подушку.
z
Поговорить с кем-то, кому доверяешь. Рассказать о своих чувствах.
z
Рассказать все домашнему любимцу (котенку, собаке и др.), поиграть с ним.
z
Рассказать все любимой игрушке.
z
Сделать расслабляющее упражнение.
z
Посмотреть на рыбок в аквариуме.
z
Позаниматься спортом.
z
Поспать. z
Поплакать.
z
Побыть одному.
z
Попробовать сочинять стихи. z
Напевать веселую песенку.
z
Затем раздайте каждому участнику лист из Приложения № 3 «
Алгоритмы работы с нега-
тивными эмоциями».
Дайте ребятам время познакомиться с материалом, а затем обсудите предложенные в та- бличках варианты.
Справляться с гневом в ситуации «здесь и сейчас» – очень важное умение. Однако, как
показывает практика, негативные эмоции намного сильнее, если гнев, злость и раз-
дражение живут у нас долго и копятся, копятся. Давайте сейчас наведем порядок в сво-
их чувствах и попытаемся при помощи следующего упражнения поработать с нашей
злостью, которая уже, возможно, давно пылится на наших полочках.
Теория «Как справиться с
негативными эмоциями»
191
Я абсолютно спокоен!
Пояснение:
Для этого упражнения следует приготовить
крепкие воздушные шарики для каждого участника, в том числе и для ведущего, 1 кг гороха или фасоли. Перед началом упражнения шарики раздаются участникам, которые сидят в кругу, а в центре круга ставится миска с горохом. Рекомендуем в миску высыпать 2/3 части гороха, чтобы оставить на слу- чай, если горох будет заканчиваться. Попросите участников не надувать шары, т.к. если они лопнут, то заменить их нечем. Цель упражнения: «поработать» со своим гневом и показать участникам, что плохими или хорошими могут быть поступки, а не люди.
Инструкция:
Сейчас мы будем с вами делать мешочки гнева, для этого я попрошу
каждого из вас вспомнить ситуации, когда вы раздражались или злились на кого-нибудь
или на что-нибудь. Лучше вспоминать те ситуации, по поводу которых ваши чувства
еще сохранились. Каждый из нас по кругу будет подходить к миске с горохом и закан-
чивать предложение: «Я злюсь на …», «Я раздражена ... », «Меня бесит …». После чего
этот человек будет брать горсть гороха – соразмерно его злости или раздражению – и
засыпать его в свой шарик. И так по очереди. У нас будет несколько кругов, поэтому не
говорите все сразу. Если вам нечего сказать, можете пропустить свою очередь. Если
гороха в миске становится мало можно досыпать.
Упражнение продолжается до тех пор, пока хоть кому-то есть, что сказать. После этого мешочки
(воздушные шарики) завязываются на крепкий узел (не веревкой, т.е. завязывается сам шарик).
Ведущий прикрепляет на доску или стену ватман (
только не на стекло или хрупкую стену), на котором рисует мишень. И говорит дальнейшую инструкцию: В этом мешочке содер-
жится ваш гнев. Он пока с вами. Чтобы выпустить свой гнев окончательно, мы с вами
по очереди будем бросать свой мешочек гнева в эту мишень. НО! Представлять мы в
качестве этой мишени будем не тех людей, которые нам сделали неприятно и больно,
а их поступки. Мы будем представлять саму ситуацию, из-за которой мы злимся, а не
людей. Потому что (
Внимание! Сейчас я открою вам одну важную вещь!) нет пло-
хих или хороших людей, есть плохие или хорошие поступки. Запомните это!
Готовы? Кто хотел бы быть первым?
Упражнение продолжается до того момента, пока пыл не спадет. Где-то после второго бро- ска попросите ребят не только представлять поступок человека, который их разозлил, но и, перед тем как кинуть мешочек, сосчитать до 10. Главное – чтобы не было хаоса, чтобы
Упражнение
«Мешочки гнева»
192
участники не кидали мешочки куда попало. За порядком надо следить. Если возникает бес- порядок, то попросите тишины и повторите инструкцию.
Будьте готовы, что понадобится веник на случай, если «мешок» порвется и горох рас- сыплется по помещению (только уборку лучше делать в конце занятия, попросите самих участников заняться этим). Именно поэтому нужны плотные шарики и НЕ рекомендуется их завязывать веревкой (ниткой), так они быстрее рвутся, лучше непосредственно завязать кончик шарика узлом.
После того как действо с мишенью закончилось, попросите всех сесть в круг.
Я вижу, насколько вас затронуло это упражнение, давайте теперь его обсудим.
Анализ упражнения:
Поделитесь, что вы чувствуете сейчас, после этого упражнения?
Как вы относитесь к высказыванию, что плохими или хорошими могут быть поступки,
а не люди? Согласны ли вы с этим утверждением? Отстаивайте эту точку зрения.
Изменились ли как-то ваши чувства - злость и раздражение – в связи с этим?
Когда вы считали до 10, что-то менялось?
Самое главное, что необходимо запомнить из этого упражнения: нет плохих или хороших
людей, есть плохие или хорошие поступки. Каждый из нас (не со зла!) может запросто
«достать» другого человека. Все люди хорошие. Все хотят быть счастливыми и стре-
мятся к этому. Может быть, не совсем правильно стремятся, но стремятся. Если это
понять, тогда сразу становится легче справиться с ситуацией и своими эмоциями.
Завершите занятие традиционными блоками:
В с е м с п а с и б о !
Д о с л е д у щ е й в с т р е ч и ! ! !
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак- туальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Если осталось мало времени от занятия и/
или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии (см. Введение в про- грамму)
Итоговый вывод:
Ну что ж, в завершение нашего занятия я хочу сказать вам всем большое спаси-
бо. Мы с вами сегодня замечательно поработали.
Умение справляться со своими эмоциями – это, пожалуй, одно из самых важных
умений в жизни. Ведь от нашего положительного настроя многое зависит:
и наша самооценка, и уверенность в себе, и эффективное взаимодействие с
людьми, и успех в делах… Эмоции контролировать сложно! Но можно! Сегодня
вы узнали несколько способов, как это сделать. Надеюсь, что они помогут вам.
Удачи!
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
193
Будьте готовы, что понадобится веник на случай, если «мешок» порвется и горох рас- сыплется по помещению (только уборку лучше делать в конце занятия, попросите самих участников заняться этим). Именно поэтому нужны плотные шарики и НЕ рекомендуется их завязывать веревкой (ниткой), так они быстрее рвутся, лучше непосредственно завязать кончик шарика узлом.
После того как действо с мишенью закончилось, попросите всех сесть в круг.
Я вижу, насколько вас затронуло это упражнение, давайте теперь его обсудим.
Анализ упражнения:
Поделитесь, что вы чувствуете сейчас, после этого упражнения?
Как вы относитесь к высказыванию, что плохими или хорошими могут быть поступки,
а не люди? Согласны ли вы с этим утверждением? Отстаивайте эту точку зрения.
Изменились ли как-то ваши чувства - злость и раздражение – в связи с этим?
Когда вы считали до 10, что-то менялось?
Самое главное, что необходимо запомнить из этого упражнения: нет плохих или хороших
людей, есть плохие или хорошие поступки. Каждый из нас (не со зла!) может запросто
«достать» другого человека. Все люди хорошие. Все хотят быть счастливыми и стре-
мятся к этому. Может быть, не совсем правильно стремятся, но стремятся. Если это
понять, тогда сразу становится легче справиться с ситуацией и своими эмоциями.
Завершите занятие традиционными блоками:
В с е м с п а с и б о !
Д о с л е д у щ е й в с т р е ч и ! ! !
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак- туальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Если осталось мало времени от занятия и/
или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии (см. Введение в про- грамму)
Итоговый вывод:
Ну что ж, в завершение нашего занятия я хочу сказать вам всем большое спаси-
бо. Мы с вами сегодня замечательно поработали.
Умение справляться со своими эмоциями – это, пожалуй, одно из самых важных
умений в жизни. Ведь от нашего положительного настроя многое зависит:
и наша самооценка, и уверенность в себе, и эффективное взаимодействие с
людьми, и успех в делах… Эмоции контролировать сложно! Но можно! Сегодня
вы узнали несколько способов, как это сделать. Надеюсь, что они помогут вам.
Удачи!
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
193
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 ... 33
Я абсолютно спокоен!
Приложение № 1 (для вводных слов ведущего)
Распечатать на чистом листе бумаги формата А4 для каждого участника + 2 (в резерв).
k
h
q
r
c
m
e
b
`
b Ç Á É Í ¶ »
Å Æ ¾ Å ¶ º À ¶ µ Æ Ä Ç È ¾
Ç À Ä Â À ¶ È Ò
¾ Î ¸ Ñ Æ Ã É È Ò
¸ É ¹ Ä Á
194
195
Я абсолютно спокоен!
Приложение № 2 (для блока теории «Типы темперамента»)
источник: Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. –
Москва, 2001. Рисунки – Х.Бидструп.
Распечатать для каждого участника.
Сангвиник
Инициативны, общительны, жизнера- достны, склонны к остроумию. Речь живая и быстрая, открытый взгляд.
Разнообразная мимика. Сангвиники с охотой берутся за каждое дело, спо- собны к увлечению. Любят новизну, разнообразие ситуаций, перемену мест. Избегают однообразия, шаблонов работы. Легко пережива- ют неудачи. В работу включаются быстро. Однако, если дело требует терпения, могут отступить, так же как и быстро увлечься. У сангвиников хорошая работоспособность. Больше всего им подходит работа, требующая быстроты реакции и уравновешенности.
флегматик
Флегматик солиден работает неторо- пливо, ритмично. Внимание его в меру устойчивое, переключение внимания замедленное. Чувства внешне прояв- ляются, слабо. Скуп на слова. Взгляд маловыразителен, мимика бедна и однообразна. В меру общителен, предпочитает проверенные методы работы, контролирует свою дея- тельность, излишние самопроверки ему не мешают и не раздражают. Редко проявляет инициативу.
холерик
Для холериков характерна циклич- ность в работе. Они способны со всей страстью отдаться делу, за которое взялись, увлечься им. Однако при подавленном состоянии, при упадке веры в свои возможности начатую работу забрасывают. Замедленный и спокойный темп работы для холерика мало подходит. Для них больше всего подходит работа, требующая немедленного исполнения.
Меланхолик
Сдержанная, неопределенная, неуве- ренная мимика. Тихая, негромкая речь. Осторожные, робкие движения.
Придает большое значение мелочам.
Склонен к внутренним переживани- ям. Болезненно и долго переживает неудачи и наказания. Опасается перемены мест, изменения уклада жизни. В новых, особенно кон- фликтных, ситуациях теряется, работает ниже своих возможностей. Склонен недооценивать свои силы и переоценивать препятствия. Для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения работа. Монотонная работа его не тяготит. В привычной обстановке, в друж- ном коллективе он успешно выполняет порученное дело.
196
Я абсолютно спокоен!
Приложение № 3
(для блока теории «Как справляться с негативными эмоциями»)
Алгоритмы работы с негативными эмоциями (распечатать для каждого участника)
1. Умение справляться со своими эмоциями, если вы одни
Шаги
Вопросы для обсуждения
1. Остановись и досчитай до десяти.
Насколько важно предоставить себе время, чтобы
«остыть» и подумать?
2. Подумай, что чувствует твое тело.
Какие телесные проявления сигнализируют о потере контроля? (Руки начинают потеть, становится жарко или ощущается слабость).
3. Подумай, что выбрать:
а) выйти из ситуации;
б) сделать расслабляющее упражнение;
в) написать о том, что чувствуешь;
г) сказать кому-нибудь об этом.
Имеет ли смысл покинуть помещение на несколько минут, пока не придешь в себя, если чувства слишком бурные? Как можно научиться расслабляться?
Как правильно выбрать человека, который, вероятно, сможет понять твои переживания?
4. Действуй по своему выбору
2. Умение справляться с раздражением (гневом) в свой адрес
Шаги
Вопросы для обсуждения
1. Выслушай, что хочет сказать человек
Насколько важно не перебивать и не начинать оправ- дываться? (Пока слушаешь, полезно повторять про себя фразу: «Я могу оставаться спокойным»).
2. Подумай, что выбрать:
а) продолжать слушать;
б) спросить, почему человек сердится;
в) предложить человеку способ решения проблемы;
г) выйти из ситуации.
Каковы возможные последствия каждого выбора? По- чему, если начинаешь сердиться сам, лучше выбрать пункт (г), пока не почувствуешь себя спокойнее? Этот путь не решит проблемы, но застрахует тебя от допол- нительных неприятностей. Можно ли выбрать другой способ чуть позже?
3. Действуй по своему выбору
3. Умение справляться со своим раздражением и гневом непосредственно в си-
туации, когда эти чувства возникли.
Шаги
Вопросы для обсуждения
1. Остановись и досчитай до десяти.
Насколько важно предоставить себе время, чтобы
«остыть» и подумать?
2. Подумай, что выбрать:
а) сказать человеку, за что ты сердишься;
б) выйти из ситуации;
в) сделать расслабляющее упражнение.
а) Как сказать человеку о своем гневе так, чтобы он тоже не рассердился? (Говори о своих чувствах, а не пытайся обвинять собеседника).
б) Как можно выйти из ситуации? (Помогут фразы: «Да- вай поговорим об этом позже», «Я сейчас не готов это обсуждать», «Дай мне время, я должен остыть» и др.).
в) Как можно научиться расслабляться?
3. Действуй по своему выбору
Примени один из способов успокоения, рассмотрен- ных на этом занятии. Если один способ не действует, можно попробовать применить другой.
КРИЗИС: ВыхОД ЕСТЬ!
План занятия
Время
Примечания
Вводные слова по теме занятия
5 мин
Разминка
Упражнение «Найди и коснись»
3 мин
Упражнение «Скала»
10 мин
Блок «Вспомним все»
Что было на предыдущем занятии?
5 мин
Основная часть занятия
Упражнение «Каждый…»
10 мин
Заранее приготовить кар- точки
Теория «Ситуации, ведущие к кризису»
10 мин
Упражнение «Мешок идей»
15 мин
Мешок с заранее приготов- ленными предметами
Перерыв
Упражнение «Опускающийся потолок»
30 мин
Теория «Стратегии выхода из кризисных ситуаций»
15 мин
Упражнение «Аутотренинг»
10 мин
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Необходимый материал:
1. Веревка диаметром от 2 до 4 мм и длиной не менее 7 метров;
2. Небольшой мешок или коробочка, куда будут складываться различные вещи;
3. Различные маленькие предметы: зеркальце, степлер, кисточка, пинцет, тетрадь, мячик, зубная щетка и др. - по количеству участников (см. упр. «Мешок идей»);
4. Карточки для упражнения «Каждый…»
Задачи тренинга:
1. Дать представление о кризисных ситуациях и о рискованном поведении, которое к ним приводит;
2. Сформировать отношение к кризису как к возможности для саморазвития;
3. Разработать стратегию поведения в кризисной ситуации.
Кризис: выход есть!
198
Здравствуйте! Рад(а) снова видеть вас на наших занятиях!
Что интересного произошло у вас в жизни за то время, пока мы не виделись?
Ответы участников.
Сегодня у нас очень серьезное занятие, оно связано с темами других наших занятий –
«Эмоции» и «Я абсолютно спокоен!».
Мы поговорим с вами сегодня о кризисных ситуациях и о том, как из них выйти. Слава
Богу, такие ситуации случаются в нашей жизни нечасто, но когда они случаются, то
способны перевернуть всю нашу жизнь вверх тормашками.
А пока давайте начнем наше занятие с простого и веселого упражнения.
Пояснение:
Это упражнение – великолепный «миксер», с помощью которого участники перемешиваются, контактируют между собой, обращая при этом внимание на разные аспек- ты действительности. Игра развивает внимательное отношение к окружающим, активизи- рует наблюдательность и аналитические способности.
Инструкция:
В этой игре я предлагаю вам расхаживать по комнате и касаться ру-
ками разных вещей. Некоторые задания будут очень легкими, а некоторые, возможно,
заставят вас задуматься, но вы должны быстро сообразить и выпутаться из этой
ситуации. В этом упражнении главное – темп! Готовы?
Итак, найдите и коснитесь:
чего-либо красного;
z
холодного на ощупь;
z
шершавого;
z
того, что весит примерно полкилограмма;
z
круглого;
z
железного;
z
голубого;
z
прозрачного;
z
зеленого;
z
чего-нибудь из золота;
z
части одежды, показавшейся вам шикарной;
z
руки, которую вы находите интересной;
z
числа 15;
z
слова «незабудка».
z
Это упражнение для разогрева, оно не требует обсуждения. В конце похвалите группу и плавно перейдите к следующему упражнению.
Пояснение:
Это упражнение помогает выявить отношения в группе: кого группа прини- мает, а кого отвергает, кто сам отделяется от группы и не идёт с ней на контакт. Кроме всего прочего, это неплохая модель кризисной ситуации: человек «висит на скале», и если не будет держаться, то в любой момент может упасть.
У п р а ж н е н и е - р а з м и н к а
«Найди и коснись»
Упражнение
«Скала»
199
Кризис: выход есть!