Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 350

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На полу рисуется или выкладывается из веревки кривая линия. Желательно сделать всего один изгиб. Участники группы выстраиваются в шеренгу чётко по контуру линии с одной стороны. При этом участники встают плечом к плечу, или кладут руки друг другу на плечи
(как делают матросы), или цепляются локтями. Главное, чтобы вся группа прочно стояла по этой линии, не шаталась и не падала. Таким образом, шеренга символизирует скалу, где с одной стороны линии – твердая поверхность, а с другой – пропасть.
На двух рисунках ниже показаны разные способы проведения. При желании можно даже комбинировать их, создавая свои схемы. Можно, например, пускать двух добровольцев с разных сторон или поставить всех участников на стулья (при этом ведущий должен страхо- вать добровольца, чтобы тот не упал на самом деле).
Инструкция:
Выберите первого добровольца и скажите ему: «Твоя задача – пройти по
краю пропасти, держась за скалу так, чтобы твоя нога не заступала за линию, а была
как бы в уступах скалы. Если большая часть ноги у тебя будет располагаться за лини-
ей, там, где пропасть, считай, что ты упал». Всего даётся три попытки. Ведущий пред- лагает каждому пройти это препятствие. Нужно попытаться убедить всех пройти «по краю пропасти», однако если кто-то будет резко сопротивляться, не настаивайте.
Комментарий:
Можно и не анализировать это упражнение, если вы его проводите для
«разогрева» участников и сплочения их для дальнейшей работы или если ведущий сам хочет посмотреть, кого группа принимает, а кого нет, но не афишировать пока этого. Тем не менее, если у группы, вы видите, возникли какие-то эмоции и появилась напряженность, то обсудить упражнение надо, иначе это станет «миной замедленного действия».
Анализ упражнения:
Кому удалось пройти быстрее всего?

Кто больше всех опирался, держался за «скалу», т.е. за группу? Кто меньше всего?

Кто не прошел это упражнение? Почему?

Мы все вместе справились с этим испытанием. Молодцы! (можно поаплодировать друг другу) На нашей скале можно было удержаться, только если крепко держаться за нее.
Ваше умение «держаться» поможет вам в преодолении кризисных ситуаций, которым
и будет посвящено наше сегодняшнее занятие.
А сейчас давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии?
По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.
Давайте начнем наше занятие с того, что поделимся некоторыми своими историями
9D6FD7DA:L
7:9IO>?
IM5GHC>@>
GHIARUèI6F5CQ
A>C>U
9D6FD7DA:L
GHIARUèI6F5CQ
A>C>U
7:9IO>?
IM5GHC>@>
GHIA
Блок «Вспомним все»
200


Пояснение:
В этом упражнении участники группы работают с вопросами, которые вы- зывают воспоминания или эмоциональные реакции. Это упражнение нацелено на то, чтобы увидеть многообразие жизненных ситуаций. На каждого участника оказывают влияние истории, рассказанные другими, в результате чего все участники в той или иной степени переживают эмоциональную встряску.
Для этого упражнения вам необходимо подготовить карточки с распечатанными вопросами
(см. ниже). Можно дополнить своими вариантами актуальными для вашей группы, при этом все карточки должны начинаться одинаково со слов «Каждый…» или «У каждого…». При- готовьте столько карточек, чтобы каждому участнику досталось по 2-3 штуки. Не беда, если некоторые вопросы будут повторяться.
Важно отметить, что при ответе на эти вопросы, необязательно говорить правду. Во-первых, потому, что быстрый ответ – так или иначе – будет правдой. А во-вторых, чтобы не было фильтрации того, что говорить, а что нет. Если заставить подростков говорить только правду, то они будут тщательно обдумывать, что можно сказать, а что нет, так как могут до конца не доверять группе.
Инструкция:
Перемешайте карточки и положите их текстом вниз на стул, поставленный в центре круга.
Возможные варианты карточек для раздачи участникам:
У каждого есть что-то, чему он благодарен. Чему благодарен ты?
z
Каждый знает, каким образом он может помешать себе сам. Как это можешь сделать ты?
z
Каждый хорошо разбирается в каких-то вещах. В чем разбираешься ты?
z
Каждый добился в жизни успехов. Каких успехов добился ты?
z
Каждый знает, что его волнует. Что волнует тебя?
z
Каждый знает, какими бы вещами он занялся, если бы имел на это время. Чем бы занялся ты?
z
У каждого есть цель, которую он хотел бы реализовать в следующем месяце. Какая цель z
у тебя?
У каждого есть мечта, которую он хотел бы осуществить. Какая мечта у тебя?
z
Каждый чего-то хочет от своего партнера по жизни. Чего хочешь ты?
z
Каждому известно, чего он раньше боялся. Чего боялся ты?
z
Каждый знает, чему он недостаточно доверяет. Чему не доверяешь ты?
z
Каждый знает, чего ему не хватает. Чего не хватает тебе?
z
Каждый в своей жизни что-то приносил в жертву. Что приносил в жертву ты?
z
Каждый обладает талантами. Каким талантом обладаешь ты?
z
Каждый уверен в определенных вещах. В каких вещах уверен ты?
z
Каждый имеет то, что он ценит в жизни. Что ценишь ты?
z
Каждый знает о том, что его отталкивает. Что отталкивает тебя?
z
У каждого есть предубеждения. Какие предубеждения есть у тебя?
z
У каждого есть то, о чем он не хотел бы говорить. О чем не хочешь говорить ты?
z
Каждому известно, на что он может рассердиться. На что можешь рассердиться ты?
z
Каждому известны правила, которые он нарушал в жизни. Какие правила нарушал ты?
z
У каждого есть особенно прекрасные воспоминания детства. Какие воспоминания есть z
у тебя?
Каждый слышал от своих родителей нотации. Какие нотации слышал ты?
z
Каждый знает, что он ненавидит. Что ненавидишь ты?
z
Упражнение
«Каждый...»
201
Кризис: выход есть!


Каждый знает то, что он слышит от других с удовольствием. Что слышишь с удоволь- z
ствием ты?
Каждому известны те решения, которые другие принимали ради нас. Какие решения z
принимались ради тебя?
Каждый знает, чего ждут от него родители. Чего ждут от тебя?
z
Каждый знает то, чего он никогда не рассказывал своим родителям. Чего не расска- z
зывал ты?
Каждый знает, что он хотел бы контролировать. Что хотел бы контролировать ты?
z
У каждого есть проекты, которые он не закончил. Какие проекты не закончил ты?
z
Каждый знает то, что он никогда бы не сделал снова. Чего не сделал бы снова ты?
z
Каждый знает, кого он хотел бы простить. Кого хотел бы простить ты?
z
Каждый знает, что он хотел бы простить себе самому. Что хотел бы простить себе ты?
z
Каждый совершал ошибки. Какие ошибки совершал ты?
z
Каждый знает, что он мог бы перепоручить другим. Что мог бы перепоручить ты?
z
Каждый знает, за что он мог бы взять на себя ответственность. За что мог бы взять от- z
ветственность ты?
Каждый знает вопросы, от которых он уклоняется. От каких вопросов уклоняешься ты?
z
Сейчас вы один за другим по кругу будете отвечать на вопросы. При этом тот, кто
будет отвечать, сам не подходит к стулу и не берет карточку в руки – за него это
будет делать его сосед справа. Он подходит, берет любую карточку в руки и зачи-
тывает ее. Тот, кто отвечает, должен ответить на вопрос как можно быстрее. Вы
можете отвечать на вопрос правдиво, а можете выдумать что-нибудь. Главное усло-
вие – чтобы вы отвечали не задумываясь. При этом не играет роли, соответствует
действительности ваш ответ или нет.
Ответы не комментируем. Никаких дополнительных вопросов не задаем.
Играйте до тех пор, пока каждый участник по 2-3 раза не ответит на вопросы.
Анализ упражнения:
Как вы себя чувствовали во время этой игры?

Что было для вас самым важным в это время?

Какая ситуация «зацепила» больше всего?

Цель этого упражнения – создать у вас эмоциональный настрой на сегодняшнее заня-
тие. Когда мы слышим чужие ответы, мы сравниваем их со своими ответами. Мы вспо-
минаем ситуации, которые были у нас в жизни. Что-то нас цепляет больше, что-то
меньше. Однако многообразие жизненных ситуаций поражает! Некоторые ситуации
могут привести нас к кризису. На сегодняшнем занятии мы узнаем, какие именно.
Комментарий:
Далее идет достаточно объемная информация, которую надо понимать и хорошо знать ведущему, чтобы не зачитывать эти куски.
Так вот, давайте разберемся, что такое кризис?

Послушайте варианты ответов ребят. Подбодрите их. Не отвергайте ни одной из версий.
А после их ответов скажите свою версию.
Теория
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   33

«Ситуации,
ведущие к кризису»
202

Кризис – это личная проблема, которая оттягивает на себя все наше внимание и
которая не позволяет заниматься свободно другими делами, пока эта проблема не
разрешится: позитивно или негативно. Мы должны выйти из кризиса, чтобы продол-
жать жить с новыми силами.
Пример кризиса – несчастная любовь:
Кризис всегда требует выхода. Жизнь как бы останавливается, требуя решения
какой-то очень важной для нас проблемы. Все системы организма задействованы для
этого решения, поэтому мы не можем выйти из кризиса без какого-либо результата
– позитивного или негативного. Когда мы выходим из кризиса, мы приобретаем гро-
мадный опыт.
Так и с несчастной любовью: мы можем выйти из кризиса с ощущением, что «все муж-
чины – сволочи!» или «все женщины – стервы!», но это ничего нам не даст. А можем
проанализировать ситуацию, понять, где мы ошибались, почему так произошло, и
сделать выводы на будущее, чтобы потом не наступать на одни и те же грабли.
Кризис – это возможность для саморазвития, и мы можем воспользоваться ею, а мо-
жем даже не увидеть ее. Однако кризис этим и хорош, что мы получаем возможность
не только научиться преодолевать трудности, но и сделать большой шаг в личност-
ном развитии. К этому и надо стремиться! Об этом и надо помнить всегда, даже в
самой сложной ситуации!
Подведите итог (запишите эти схемы на доске):
Я хочу сейчас разделить понятия:
Есть кризис,
z
а есть ситуации, которые ведут к кризису,
z
а есть поведение, которое приводит к ситуациям, которые ведут к кризису.
z
Рассмотрим поподробнее каждый пункт.
Кризис может сопровождаться:
Девушка бросает молодого человека, или, наоборот, парень бросает девушку.
В любом случае, когда человек не ожидает этого, он начинает сильно пережи-
вать, ему начинает казаться, что жизнь перестала иметь смысл, поэтому не
стоит заниматься другими делами. Пока человек не проживет это, ему трудно
учиться, веселиться, заниматься любимыми делами. В жизни как будто насту-
пает перерыв.
ag_^_h h_ijVm__
ag_^_h feX[Z[d_[
h_ijVm__
ag_^_h
203
Кризис: выход есть!


желанием умереть;
z
кажущейся безвыходностью ситуации;
z
нежеланием никого видеть;
z
ощущением глубокого одиночества;
z
ощущением, что никто не сможет помочь;
z
чувством покинутости.
z
Какие ситуации могут к этому привести?
несчастная любовь,

смерть близкого человека,

изнасилование,

ранняя нежелательная беременность,

наркозависимость,

заражение ВИЧ-инфекцией,

предательство.

Бывает так, что мы попадаем в кризисные ситуации случайно, не по нашей вине. Здесь
мы не можем ничего сделать. Но самое печальное, что бывают и случаи, когда мы сами
виноваты в том, что загнали себя в тупик. Мы приводим себя к кризису, хотя могли
его избежать. Такое наше поведение называется
рискованным поведением. Если мы
научимся понимать и определять рискованные виды поведения, то мы, соответ-
ственно, научимся предотвращать и кризисные ситуации.
Какое поведение можно назвать рискованным?

Запишите на доске все, что назовут ребята и добавьте свои варианты:
незащищенный секс;
согласие попробовать наркотик, даже легкий;
употребление алкоголя;
агрессивное поведение;
хождение ночью в мини-юбке по темным улицам;
посещение ночных дискотек; и др.
Давайте сейчас сделаем упражнение, которое в жизни поможет нам искать ресурсы
для выхода из кризисных ситуаций – и в себе, и во внешнем мире.
Пояснение:
Для этого упражнения вам понадобится специальный реквизит: мешок с раз- личными вещами, которые встречаются в быту. Это может быть зеркальце, степлер, кисточка,
Упражнение
«Мешок идей»
204
пинцет, тетрадь, мячик, зубная щетка и др. Проявите фантазию! Вещей должно быть столько, сколько участников. Эти вещи кладутся в непрозрачный мешок и в процессе упражнения достаются из него. Вещи достаются как бы на ощупь, та, которая первая попалась в руку.
В этом упражнении участники развивают творческое воображение. Они могут озвучивать любые «бредовые» идеи. Самое главное в этом упражнении – связать несвязанные вещи, предложить новые решения. Это упражнение учит в по-настоящему сложных ситуациях ис- кать выход и находить его. А также упражнение помогает развивать творческое мышление, которое также очень пригодится вам в жизни.
Инструкция:
Выберите первого, кто начнет упражнение. Пусть он вытянет из «мешка идей» любой предмет. После этого произнесите ин- струкцию:
А теперь нужно подумать, как этот пред-
мет может помочь тебе выйти из кризисной
ситуации, в которую ты попал.
И назовите одну из следующих ситуаций:
несчастная любовь;
z
предательство друга;
z
длительный конфликт с родителями из-
z
за учебы;
ревность молодого человека/девушки;
z
провал на вступительных экзаменах в вуз;
z
и др.
z
Нужно начать свободно ассоциировать, мыс-
ленно связывать то, что ты вытянул, с самой ситуацией, а потом с тем, как это
может тебе помочь выйти из кризиса. Критики, оценки быть не должно, пусть идеи,
ассоциации, мысли возникают свободно, спонтанно.
Лучше, если над каждой ситуацией поработает вся группа, таким образом, появится множе- ство свежих решений. После того, как идей больше не осталось, следующий человек вытя- гивает свой предмет, и упражнение повторяется.
Комментарий:
Пусть группа помогает каждому человеку, но только после того, как он сам предложил первые идеи!
Анализ упражнения:
Какие у вас ощущения после этого упражнения?

Как вам кажется, реально ли, что это все может нам как-то помочь при выходе из

кризиса?
Если будет много отрицательных ответов, например, участники будут говорить, что это не- реально, напомните им историю про яблоко и Ньютона, который таким образом, «случайно» открыл закон всемирного тяготения.
На примере этого упражнения видно, что выход всегда есть, главное – увидеть его. К
тому же, если мы готовы преодолевать препятствия, с которыми мы столкнулись,
любой ресурс будет нам в помощь: как внутренний, так и внешний. Решение может
прийти буквально из ниоткуда! Учитесь творчески мыслить! Предлагайте даже са-
мые абсурдные идеи! Они и могут в последующем стать настоящим выходом.
Сегодня мы еще поговорим о том, как искать внутренние ресурсы.
205
Кризис: выход есть!