Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 345
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А теперь перейдем к стратегиям выхода из кризисных ситуаций.
Сначала сделаем упражнение.
Пояснение:
Данное упражнение позволяет погрузиться в те эмоции (хотя бы частично), которые испытывает человек, когда попадает в кризисную ситуацию. Это позволит более реально обсуждать и вопросы выхода из подобных ситуаций.
Для этого упражнения нужна веревка, чтобы сделать на полу прямоугольник 2х1,5 метра и тревожная музыка. Это упражнение-пантомима. Разложите веревку на полу.
Инструкция:
Сейчас каждый из вас должен будет побывать в одной очень необычной
комнате. Стенами этой комнаты будут служить границы этой веревки. Дверь будет
вот здесь (покажите, где будет дверь). Вам нужно будет показать пантомиму (без
звука! это важно!) следующего содержания: «Вы входите в комнату через дверь, в
комнате нет никаких вещей, вы спокойны и находитесь в умиротворенном состоянии.
Ничего не предвещает беду. Но вдруг через какое-то время вы неожиданно обнаружива-
ете, что потолок в этой комнате начинает медленно опускаться. Вы направляетесь
к выходу, но обнаруживаете, что дверь закрыта. Вы начинаете стучаться, кричать,
звать на помощь, но никто не откликается, а потолок все продолжает опускаться. Вы
в панике! Вы знаете, что потолок опустится до конца».
Вы должны проиграть эту пантомиму от начала до конца не более, чем за 1 мин. По-
старайтесь отразить все эмоции, которые бы вы ощутили в данной ситуации. Звуков
быть не должно. Только музыка, которую я поставлю.
Как только один человек закончит, эту же пантомиму должен проиграть следующий
человек и так далее до тех пор, пока все ее не покажут. Вы можете сами выбрать оче-
редность, в какой вы будете показывать свой вариант.
Комментарий:
(участникам не говорится!): Сначала сами задайте тон и покажите свою пантомиму. Для этого лучше потренироваться дома. В вашей пантомиме пусть концовка будет трагичной, т.к. если вы сделаете ее позитивной, то ребята просто за вами все повто- рят, и упражнение потеряет смысл. Однако при объяснении инструкции не программируйте участников, не говорите, что должно произойти в конце. Возможно, они сделают концовку счастливой – это их право.
Показывая свою пантомиму, будьте как можно более эмоциональны. Постарайтесь
войти в эту ситуацию, почувствовать ее.
Во время этого упражнения ребята могут реагировать очень эмоционально и даже плакать.
Это нормальная реакция. Можете поддержать их, подойдя к ним.
Анализ упражнения:
Удалось ли вам погрузиться в эту ситуацию?
Почувствовать реально те чувства, которые человек испытывает в подобной си-
туации?
Что вы чувствуете сейчас, после упражнения?
Чья пантомима вам понравилась больше всего?
Оказавшись в кризисной ситуации, что нужно было сделать, чтобы найти выход из нее?
На примере этого упражнения можно выделить несколько поведенческих стратегий:
1. ждать, пока кризис накроет тебя окончательно, и не совершать при этом никаких
действий (лечь и ждать пока потолок опустится);
Упражнение «Опускающийся
потолок»
206
2. сопротивляться обстоятельствам, которые сильнее нас (стараться остановить
потолок, сопротивляться тому, что он опускается);
3. искать помощи (стучаться в дверь – авось откроется? – и звать на помощь);
4. бороться изо всех сил и найти единственный выход (биться в дверь, сломать ее в
итоге и выйти на свободу – выжить!)
Смотрите, в такой ситуации кажется, что нет спасения, но если его искать и бороть-
ся, выход найдется.
Комментарий:
Далее идет теоретический материал, который ведущий должен донести то участников. Рекомендуем кратко записывать на доске основные ситуации.
Существует четыре основных стратегии поведения в кризисных ситуациях:
1
. Преобразование
Мы пытаемся что-то изменить в сложившейся ситуации, ищем ресурсы – внутренние или внешние. Стараемся. Боремся. Занимаем активную позицию. Это самый эффективный спо- соб выхода из кризиса. Есть такая притча о лягушке, которая попала в кувшин с молоком.
Она стала так сильно барахтаться, что молоко преобразовалось в масло, и она спаслась.
2
. Приспособление
Мы приспосабливаемся к кризису, адаптируемся к нему, спокойно ждем, что он с нами сделает. Мы как бы плывем по течению (в случае с опускающимся потолком – ложимся и ждем).
3
.Поиск защиты
Мы ищем защиты и помощи у других людей или у себя (становимся агрессивны).
Что же делать, если человек находится в состоянии кризиса? Как ему помочь? Ведь бесполезно ему говорить: «Успокойся!», «Все будет хорошо», «Это пустяк». Такие слова вряд ли на него подействуют.
В таких ситуациях хорошо применять некоторые формы активного слушания. Они по- зволяют просто слушать собеседника, показывая ему тем самым, что он не один, что мы готовы его поддержать.
мы даем понять собеседнику, что он не один, когда просто слушаем его;
z не прерываем рассказ собеседника, пока он не «остынет»;
z применяем «ага-угу реакции» (такие фразы, как «да-да, угу, ну конечно…»);
z когда собеседник прекращает говорить, задаем уточняющие вопросы;
z главная задача – оставаться спокойным и не заразиться от собеседника его эмоциями.
z
Такое слушание позволяет:
показать собеседнику, что мы его слушаем;
z дать время собеседнику успокоиться.
z
4
. Саморазрушение
Это алкоголизм, наркозависимость, суицид и др.
Теория «Стратегии выхода
из кризисных ситуаций»
207
Кризис: выход есть!
Существуют техники, которые помогают выйти из кризисной ситуации. Одна из
таких техник называется Аутотренинг. Она доступна каждому человеку. Аутотре-
нинг можно активно использовать, когда вы ощущаете себя одиноким и неспособным
выйти из кризиса, когда вы думаете, что у вас нет сил и нет рядом людей, которые
бы вас поддержали…
Попробуйте в эти минуты остаться с собой наедине, включите спокойную музыку, и
вы обязательно отыщите внутренние ресурсы, которые помогут вам справиться с
этой ситуацией.
Давайте попробуем сейчас ощутить на себе действие этой техники.
Пояснение:
Включите спокойную музыку. Настройте ребят на серьезный лад, попросите их ничего не говорить во время этого упражнения. Скажите, что если кого-то не затронет это упражнение, не нужно портить его для остальных участников. Просто пусть посидят тихо до конца упражнения. Объясните: для того, чтобы проникнуться этим упражнением, надо внимательно слушать голос ведущего и делать то, что он говорит.
Ведущий должен заранее потренироваться в чтении текста, чтобы на самом занятии не за- пинаться и не торопиться!
Инструкция:
Пожалуйста, сядьте так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза.
Далее ведущий говорит под медитативную музыку размеренным, спокойным голосом. Не торопитесь! Делайте паузы между предложениями (где-то секунд 5-10).
Дышите ровно! Расслабьтесь! Вы ощущаете приятную тяжесть в руках и ногах. Ваши
веки становятся тяжелыми. Дышите ровно и глубоко. Вы ощущаете приятное тепло
в вашем теле. Вы ощущаете приятную тяжесть в руках и ногах. Ваши веки становят-
ся еще тяжелее… Дышите ровно и глубоко… Вдох… Выдох… Вдох… Выдох…
Вы перестаете ощущать свои ноги и руки. Вы как будто парите в воздухе. Вы ощущае-
те невероятную легкость. Такую легкость, что вот-вот полетите… Перед вашими
глазами всплывают самые приятные случаи из вашей жизни… Вы вспоминаете и
видите перед собой самое приятное, самое хорошее, что случилось с вами за послед-
нее время…Вы видите ситуации, с которыми вы когда-то с успехом справились…
Зарядитесь от них силой и уверенностью, энергией и бодростью…Почувствуйте уве-
ренность в себе! Найдите место этой силе в вашем теле… Это ваш неисчерпаемый
запас! Когда вам будет плохо, вы сможете обратиться к нему, и он вам поможет…
Почувствуйте, как вы сильны! Насладитесь этим ощущением…Вы как будто стоите
на высокой-высокой скале, и весь мир принадлежит вам! (дайте ребятам секунд 20-30)
Это очень приятное ощущение!
Теперь представьте себе по очереди каждого из нас. Вы чувствуете себя полным бодро-
сти и энергии. Сейчас я буду считать до трех… И как только я произнесу слово «три»,
вы откроете глаза и будете ощущать себя свежим и бодрым, способным справиться с
любыми невзгодами… Раз, два, три…
Анализ упражнения:
Поделитесь своими ощущениями, чувствами от упражнения?
Удалось ли следовать за моим голосом?
Кому понравилось?
А кого «не зацепило»?
Упражнение
«Аутотренинг»
208
Аутотренинг – это специфическая техника, и она действительно может подходить
не всем. Однако мы привыкли разговаривать как бы сами с собой, когда находимся
наедине. И в кризисных ситуациях этот голос может стать нашим единственным
помощником.
К аутотренингу необходимо привыкнуть. Его можно проводить и индивидуально, го-
воря себе, что «вы обязательно справитесь, обязательно найдете решение, выход их
трудной жизненной ситуации». Подбадривайте себя. Ведь вы действительно в силах
изменить любую ситуацию!
Завершите занятие традиционными блоками:
В с е м с п а с и б о !
Д о с л е д у щ е й в с т р е ч и ! ! !
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее ак- туальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Если осталось мало времени от занятия и/
или группа устала, нужно провести экспресс- способы рефлексии (см. Введение в про- грамму)
Итоговый вывод:
Я буду считать, что сегодняшнее занятие прошло успешно, если вы запомните
для себя одну-единственную вещь:
Человек – очень сильное существо! Мы с вами способны преодолеть все жиз-
ненные невзгоды, которые на нас свалятся! Главное – пытаться найти выход,
делать для этого все и даже больше! У вас есть внутренние силы, а еще есть
люди, которые готовы нам помочь.
Ищите! Боритесь! И удачи вам!
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
209
Кризис: выход есть!
210
АЛКОГОЛЬ:
МИфы И РЕАЛЬНОСТЬ
План занятия
Время
Примечания
Вводные слова. Оглашение темы занятия.
10 мин
Разминка
Упражнение «Ассоциации по алфавиту»
15 мин
Мячик или предмет, его за- меняющий
Блок «Вспомним все»
Что было на предыдущем занятии?
5 мин
Основная часть занятия
Введение в тему
5 мин
Упражнение «Зоопарк»
15-20 мин
Упражнение-беседа «Алкоголь в нашей жизни»
15 мин
Упражнение «Последствия употребления алкоголя»
10 мин
Блокнот и ручка
1 ... 20 21 22 23 24 25 26 27 ... 33
Перерыв
Упражнение «Разговор в ресторане»
20 мин
Приготовить заранее кар- точки с ролями
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Необходимый материал:
1. Мячик или предмет, его заменяющий (мягкая игрушка);
2. Карточки для ролевой игры;
3. Булавки (лучше «английские») – 4 шт.
Задачи тренинга:
1. Дать представление о причинах и последствиях алкоголизма;
2. Сформировать у подростков представление о культуре употребления спиртных напитков;
3. Сформировать у участников навыки, помогающие удержаться от алкоголя;
Алкоголь: мифы и реальность
212
Здравствуйте! Рад (рада) всех видеть на сегодняшнем занятии.
Надеюсь, все готовы работать. И для начала давайте каждый из вас (по кругу) сейчас
расскажет о самом ярком событии, которое произошло с ним за прошлую неделю.
Участники говорят. По ходу рассказа ведущий и группа могут задавать уточняющие вопросы и делать какие-либо дополнения.
Хорошо. А теперь давайте немного разомнёмся.
Пояснение:
Упражнение направлено на развитие внимания, оно учит подростков концен- трироваться и быстро реагировать. Группа сидит в кругу. Для этого упражнения необходим мячик или предмет, его заменяющий (мягкая игрушка, например). Ведущий, наравне с груп- пой, может принимать участие в этом упражнении.
Инструкция:
Сейчас я назову вам какое-нибудь слово на букву «А» и брошу кому-нибудь
этот мячик. Этот человек должен назвать свою ассоциацию, которая возникает у
него на это слово, но с одним условием: ассоциация должна быть на букву «Б». Далее
он бросает этот мячик другому, и тот человек уже должен предложить ассоциацию на
его слово, но на букву «В». И так далее – по алфавиту.
Например, Арбуз – Большой (это ассоциация на слово «арбуз» на букву «Б») – Великан
(это ассоциация на слово «большой» на букву «В») и т.д.
Понятна инструкция? Тогда начнем.
Рекомендации ведущему:
проведите это упражнение 2 раза. Сначала назовите лю- бое слово на букву «А», а во время 2-ого захода назовите слово «Алкоголь». После первой попытки попросите ребят выполнить это упражнение еще раз, но быстрее. Не разрешайте вслух произносить алфавит. Естественно, что некоторые буквы нужно пропустить, такие, как
Ё, Й, Ъ, Ы, Ь.
Анализ упражнения:
Сложно ли было выполнять это упражнение?
Иногда жизненные ситуации требуют от нас предельной концентрации внимания и
сосредоточенности, так как речь может идти о нашей безопасности и здоровье.
Можете привести примеры таких ситуаций?
Выслушайте ответы участников.
И как вы, наверное, уже догадались, речь сегодня пойдет об алкоголе и таком страш-
ном заболевании, как алкоголизм.
Но сначала давайте вспомним, что было у нас на предыдущем занятии.
По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.
Итак, тема нашего сегодняшнего занятия посвящена алкоголю. Как вы понимаете,
привычка пить на Руси была, есть и, по всей вероятности, будет. И цель нашего сегод-
Упражнение-разминка
«Ассоциации по алфавиту»
Блок «Вспомним все»
Введение в тему
213
Алкоголь: мифы и реальность