Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 347
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
няшнего занятия – узнать, как делать это культурно и не стать алкоголиком. Ведь
алкоголизм – заболевание очень хитрое; как и любая другая зависимость, оно подкра-
дывается к нам незаметно, а избавиться от него очень трудно.
У меня к вам вопрос:
Какие спиртные напитки вы уже пробовали? Помните, что
на наших занятиях действует правило конфиденциальности, и вы можете говорить
смело.
Выслушайте ответы участников. Не забудьте про пиво, если его вдруг его не назовут.
Ну что ж, давайте начнем нашу тему, и я попрошу вас для начала сделать одно упраж-
нение.
Пояснение:
Это упражнение позволяет участникам
через игру познакомиться со всеми стадиями опьянения. Во время выполнения упражнения участники ничего про эту цель знать не должны.
Инструкция:
Ведущий приглашает всех участников сесть в круг. Когда все сели, он гово- рит: Сейчас я предлагаю вам подурачиться. Я каждому из вас прошепчу на ухо название
какого-нибудь животного, которого вы должны будете показать, когда я попрошу.
Показывать старайтесь как можно смешнее. Сам(а) я тоже буду изображать какое-
нибудь животное.
После этих слов веду- щий подходит к каждому и на ухо шепчет назва- ние одного из пяти жи- вотных:
павлин, петух,
обезьяна, осел и сви-
нья. Желательно, чтобы количество животных каждого вида было при- близительно равным, для этого ведущий шепчет названия животных по очереди: павлин – пе-
тух – обезьяна – осел
– свинья – павлин – пе-
тух – обезьяна – осел – свинья и т.д.
А теперь по моей команде мы все дружно начнем изображать нужное животное. Ваша
задача – не только смешно его показать, но и найти «своих», т.е. собраться в стаи,
чтобы все животные одного вида оказались вместе. У нас 5 видов животных, посмо-
трим, кто соберется первыми. Начали!
В итоге животные одного вида должны оказаться вместе: павлины с павлинами и т. д.
После того, как все соберутся, можно попросить: «Где у нас павлины? Покажитесь всем,
павлины!», «Где у нас петухи? Покажитесь, петухи!» и т.д. по всем животным.
Внимание: порядок важен! Сначала павлины, потом петухи, потом обезьяны, потом ослы, и наконец, свиньи.
Упражнение
«Зоопарк»
214
Анализ упражнения:
После того, как все собрались и показались, попросите всех сеть обратно в круг. Начните обсуждение с вопроса: Как вы думаете, какая связь между всеми
этими животными и алкоголем? Дождитесь ответов ребят, потом скажите:
Как гласит народная мудрость, человек в опьянении проходит несколько стадий. Сна-
чала это
павлин, затем петух, потом обезьяна, далее осел и, наконец, свинья. Помни-
те об этом, наливая очередную рюмку!
Давайте посмотрим еще раз на этих животных как на стадии опьянения.
Согласны ли вы, что пьянеющий человек походит на этих животных?
Если кто-то не согласен, спросите: А на каких животных он тогда похож?
Как вы считаете, является алкоголь «абсолютным злом» или все же есть рамки,
находясь в которых, можно остаться «павлином»? Участники высказывают свои мнения.
Кем являются люди, напивающиеся до состояния «свиней»?
Затем нужно рассказать:
Умеренное потребление алкоголя не является болезнью. Болезнью является система-
тическое употребление алкоголя в больших количествах. Еще эта болезнь называет-
ся алкогольной зависимостью.
В умеренных дозах спиртное является сосудорасширяющим средством и снижает уро-
вень холестерина в крови. Однако нужно помнить, что здоровый человек, правильно
питающийся, не доводящий свой организм до стрессов и не испытывающий проблем
с общением может ВООБЩЕ обходиться без спиртного. Платой за те несколько поло-
жительных эффектов, которые оказывает алкоголь, являются: чрезмерная нагрузка
на сердце и печень, алкогольная зависимость. Если человек потребляет большие дозы
алкоголя в неблагоприятной внешней среде (сильный мороз, жара, в болотистой или
горной местности), это чревато летальным исходом.
Алкоголь может привести к ужасающим последствиям. Мы с вами часто слышим по
телевизору, что кто-то кого-то убил, ограбил или изнасиловал, и все это он сделал
под действием алкоголя.
Все это, к сожалению, не редкость. Мы с вами часто сами сталкиваемся с негативным
действием алкоголя. Давайте поговорим об этом.
Пояснение: Участники садятся в круг, и ведущий предлагает каждому рассказать, что случи- лось в их жизни или в жизни их знакомых из-за алкоголя.
Инструкция:
Ну что ж, давайте поговорим о том, что случилось в вашей жизни из-за
алкоголя. Высказываться могут все или только желающие. Каждый рассказчик должен
сказать, к каким последствиям привело употребление алкоголя.
Можно стимулировать участников, подсказывая им различные случаи: возможно, кто-то по- терял работу из-за пьянства, у кого-то в семье пьяный отец бил жену, кто-то попал в аварию из-за того, что пьяным сел за руль.
Анализ упражнения:
Каких ситуаций больше - положительных или отрицательных?
z
Знаете ли вы людей, жизнь которых разрушил алкоголизм?
z
Упражнение-беседа
«Алкоголь в нашей жизни»
215
Алкоголь: мифы и реальность
Есть ли у вас знакомые, которые совсем не употребляют спиртного?
z
При обсуждении нужно сделать упор на то, что негативных последствий употребления ал- коголя значительно больше, и в больших дозах алкоголь обычно приводит к катастрофиче- ским последствиям. Все из-за того, что после употребления алкоголя голова отключается, и мы себя не можем контролировать.
При обсуждении может возникнуть вопрос: кто такой алкоголик? Ребята могут начать опи- сывать опустившуюся личность, бомжа и т.д. Важно указать на то, что они такими опустив- шимися были не всегда, что когда-то у них могла быть и хорошая работа, и дружная семья, и друзья. Алкоголь привел к тому, что все это они потеряли.
Можно привести пример хоккеиста Гурина из кинофильма «Москва слезам не верит». Он был прославленным спортсменом, знаменитым, почитаемым, когда соблюдал режим, и в кого он превратился? В алкоголика, готового пропить последние деньги своей бывшей жены. Ни семьи, ни работы, ни друзей.
Подытожить обсуждение можно так:
Алкоголизм – это болезнь, но есть люди, которые не наносят своему здоровью и своей
жизни вреда, так как пьют редко, в умеренных дозах и соблюдают культуру питья.
Нужно напомнить участникам, что многим вообще не нужен алкоголь – ни чтобы рассла- биться, ни чтобы стать увереннее. Также следует сказать, что алкоголь в нашей стране раз- решено потреблять только совершеннолетним, после 18 лет.
Какие же последствия могут быть от алкоголя?
Главным образом, это потеря контроля. Наше внимание ослабевает, мы перестаем за
собой следить, можем совершить поступки, которые в обычной обстановке никогда
бы не совершили. Часто на трезвую голову люди начинают жалеть о том, что было
сделано под воздействием алкоголя. Что это может быть? Мы можем начать курить
под воздействием алкоголя, пробовать наркотики, можем совершить какие-то про-
тивоправные действия или заразиться ВИЧ-инфекцией. И даже можем не помнить об
этом. Очень многие беды начинаются с того, что человек однажды напился.
Пояснение:
Это упражнение предназначено, чтобы ощутить на себе негативное воздей- ствие алкоголя.
Инструкция:
Все участники становятся «коридором» – в две шеренги друг напротив друга на расстоянии полутора метров. Длина коридора – 3 – 4 метра, в зависимости от количества участников. В одном конце коридора становится ведущий с блокнотом и ручкой. В другом конце один из участников. Его задача – вращаться вокруг себя 15-30 секунд так, чтобы вы- звать сильное головокружение. Затем он должен дойти до ведущего и написать в блокноте свое имя, фамилию и отчество. Задача участников, которые находятся рядом с ним – не дать ему получить травму. Перед началом упражнения всех участников нужно проинструктиро- вать, что падать во весь рост ни в коем случае нельзя. В случае падения, нужно подгибать колени и садиться на пол. «Пьяного» участника нужно направлять, и, если он начнет падать, аккуратно поддержать его под руки.
Анализ упражнения:
Насколько трудно было контролировать свои движения?
Упражнение «Последствия
употребления алкоголя»
216
Ведущий должен объяснить, что при сильном алкогольном опья- нении человек испытывает при- мерно такие же ощущения, только к ним добавляются затруднения в речи и затуманенность сознания.
Если человек страдает алкоголиз- мом, то плохая координация и «за- плетающийся язык» становятся его спутниками по жизни.
При обсуждении ведущий должен затронуть вопрос потребления пива и алкогольных коктейлей, т.к. обычно это первые алкоголь- ные напитки, которые пробуют подростки. Задайте вопрос:
Как вы думаете, до состоя-
z
ния какого из разыгранных
сегодня животных можно
дойти, если пить пиво?
Многие подростки считают, что пивом нельзя напиться так же, как водкой. Необходимо объ- яснить, что это не так. Обратите внимание подростков на то, что в последние годы в СМИ ве- дется пропаганда потребления пива как определенного стиля жизни. Поясните, что пивной алкоголизм – самый тяжелый.
Пиво – это алкоголь. В пиве содержится этиловый спирт. И именно этиловый спирт
вызывает зависимость. Пивной алкоголизм – это то же, что и водочный, коньячный.
Его отличия – только в худшую сторону. Общее в том, что в любом случае – водка это,
пиво или коньяк – человек пьёт этиловый спирт. Отличия делают пивной алкоголизм
только опаснее. Первое отличие –
психологическое. Пиво для человека стало частью
быта. Его воспринимают как газировку. Если для вина или водки нужно создавать по-
вод, соблюдать ритуал, то пиво можно выпить «просто так». Вполне нормальным
считается выпить пиво по дороге домой или дома на диване. Второе отличие –
хими-
ческое. В состав пива входят очень вредные вещества и токсичные соединения.
Комментарий:
Ведущий может ознакомиться со статьей «Пивной алкоголизм возвраща- ется» (см. Приложение № 3) и использовать информацию из нее в разговоре с участниками тренинга.
Давайте продолжим наш разговор о пиве после выполнения следующего упражнения.
Сейчас мы поиграем в ресторан.
Пояснение:
Данное упражнение является ролевой игрой. Участникам выдаются карточки, на которых написаны их роли (карточки приготовить заранее).
Инструкция-1:
Сейчас мы выберем 4-х желающих. Кто бы хотел поучаствовать в
этом упражнении?
Комментарий:
Если желающих много, ведущий выбирает сам (можно ориентироваться на пол роли), если желающих мало, то ведущий тоже выбирает сам.
Упражнение «Разговор
в ресторане»
217
Алкоголь: мифы и реальность
Хорошо! У нас есть 4 участника. Сейчас я каждому дам карточку с названием роли и
описанием этой роли. Карточку, где написано только название роли, прикрепите с по-
мощью булавки к своей одежде.
Роли:
Вы не должны всем зачитывать описание своей роли, т.к. вы должны будете ее сы-
грать, а вот название роли другие участники сценки видеть будут.
Инструкция-2:
Итак, сюжет игры: несколько человек оказались за одним столом в
вагоне-ресторане. Один из них (Студент) уже заказал себе пива и приглашает других
«присоединиться». Участники должны разыграть диалог, какой мог бы состояться
среди персонажей.
Они должны познакомиться, рассказать о себе немного. Студент предлагает «выпить
пивка», т.к. «дорога долгая», после чего все участники начинают обсуждать, стоит
ли пить пиво вообще. Старайтесь отыграть свою роль до конца и исходить из нее.
Вас
не должны переубедить, вы должны отстаивать свою позицию, которая прописа-
на у вас на карточке. Постарайтесь просто выразить свое отношение к пиву.
Давайте создадим антураж вагона-ресторана: стол и 4 стула.
Ну что ж давайте начнем!
Далее сразу идет сценка, остальные участники являются зрителями.
Анализ упражнения:
Какие впечатления?
Какие позиции по отношению к пиву вы увидели?
1. Студент. Любит пить пиво, так как это дешевый напиток. Он его пьет очень часто, почти каждый день. Не считает его алкогольным напитком и думает, что оно даже полезно.
2. Пожилой интеллигент.Предпочитает дорогие сорта сухих и полусу- хих вин. Пьет редко со своим старым другом либо по праздникам. Однако при случае не откажется и от пива. Пьет его нечасто и только в хорошей компании под закусоч- ку: креветки, кальмары. Считает, что ничего вредного в нем нет, если только пить в небольших количествах. Испробовал разные сорта пива, знает, какие из них самые лучшие.
3. Молодой предприниматель. Ведет здоровый образ жизни. Пиво мо- жет выпить только со своим приятелем под трансляцию футбольного матча. В осталь- ных случаях, скорее, откажется от него, нежели будет пить. Считает, что оно вредно, но вкус пива ему нравится, поэтому иногда (очень редко) позволяет себе эту слабость.
4. Женщина средних лет. Пьет только по праздникам в кругу семьи.
Пиво не признает. Является ярой противницей этого напитка. Ее раздражает, что молодежь на каждом углу его пьет. Считает, что именно из-за пива становятся алко- голиками. Запрещает пить пиво своему мужу. Не переносит даже запаха пива.
218
Как вы сами считаете, насколько вредно пиво?
Информация д ля ведущего:
Постарайтесь, чтобы при обсуждении сами участники смогли выявить 4 основные позиции отношения к пиву. Если этого не произошло, скажите об этом сами:
1. ЗА пиво (пить! ничего страшного в нем нет)
2. Лучше выпить, чем не пить
3. Лучше не пить, чем пить
4. ПРОТИВ пива (не пить однозначно)
Спросите у каждого:
К какой позиции они ближе и почему?
Таким образом, при обсуждении упражнения вам, как ведущему, необходимо сделать так, чтобы: группа выделила эти 4 позиции по отношению к пиву, z
каждый участник группы отнес себя к той или иной позиции,
z все участники увидели плюсы 3 и 4 позиции.
z
Что же получается? Чем моложе человек, тем менее качественные, но более доступ-
ные (продающиеся на каждом углу) напитки он употребляет. С возрастом это меня-
ется, почему? Пиво рекламируется как определенный стиль жизни. Однако реклама
пива ничего не говорит о его вреде. Реклама и многочисленные сайты «Любителей
пива» в Интернете создают мифы, которыми мы «питаемся». Давайте вместе в
этом разберемся. Я буду называть известные мифы о пиве, а вы мне поможете их
развенчать.
Сначала выслушайте ответы ребят, а потом приводите свои аргументы для развенчания мифов.
Пиво
Миф
Реальность
Алкоголизм развивается в 3-4 раза быстрее от употребления пива, чем от крепких алкогольных напитков. Пивной алкоголизм труднее поддается лечению.
Пиво содержит ряд токсических веществ. Это про- дукты распада хмеля, например, кадаверин – трупный яд. При постоянном употреблении пива поражаются клетки головного мозга, которые, отмирая, выходят с мочой, ослабляется интеллект, обнаруживаются из- менения в психике. В пиве есть химические добавки, например, кобальт («держатель пены»), который вы- зывает тяжелые заболевания сердца.
В пиве много женских половых гормонов. Мужчи- на, пьющий много пива, со временем приобретает женские черты – широкие бёдра, большую грудь, живот. Пиво оказывает вредное влияние на яички, приводит к атрофии половых желез и нарушению половой потенции.
Пиво – это почти не алкоголь.
Алкоголиками становятся те, кто пьет водку.
Пиво полезно, потому что это на- туральный продукт.
Пиво полезно, потому что это на- туральный продукт.
219
1 ... 21 22 23 24 25 26 27 28 ... 33