Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
хоть что-то из них – это очень серьезно:
1. «Сорваны тормоза» – вы не можете или редко можете остановиться на небольшой дозе.
2. Вы можете выпить много больше, чем раньше, с тем же или меньшим эффектом.
3. Начали возникать провалы в памяти на время опьянения.
4. Формируются запои.
5. Вы пытаетесь уменьшить частоту и дозу выпиваемого, но безуспешно.
Излечим ли пивной алкоголизм?
И да, и нет.
Нет – в том аспекте, что возобновить «культурную выпивку» невозможно будет никогда. Обмен го- ловного мозга нарушен, и нормальная реакция на алкоголь и на пиво не восстановится никогда. Лю- бое употребление спиртного неминуемо приведет к срыву, сразу или некоторое время спустя. Если возникли обменные нарушения, считайте, что ваша бочка или цистерна выпита. Даже многолетнее воздержание не позволяет рассчитывать на то, что «организм очистился» и вы сможете культурно выпивать.
Да – в том смысле, что даже при тяжелом алкоголизме возможно полное и сколь угодно длительное воздержание от алкоголя. Но речь, само собой разумеется, может идти только об абсолютной трез- вости. Пить или не пить – третьего варианта алкоголизм не оставляет. При собственной непреклон- ной решимости с врачебной помощью даже очень тяжелые больные могут добиться удивительных результатов.
В начале 90-х годов я лежал в больнице Боткина с гепатитом, подаренным мне родным общепитом.
Я уже выздоравливал, когда мой лечащий врач пригласил меня в ординаторскую со словами: «Не хо- тите ли, коллега, посмотреть интереснейший случай?». Я, естественно, хотел. В ординаторской меня ожидала история болезни трехлетней давности. В этой истории описывалась совершенно спив- шаяся женщина. Грязная пропитая больная, умирающая от безнадежно запущенного заболевания печени. По всем данным жить ей оставалось несколько месяцев, если очень повезет.
«Хотите посмотреть на эту больную?» – спросил меня доктор.
Я удивился: «А что, она еще жива?».
«И еще как».
И врач пригласил кого-то из коридора. Вошла женщина средних лет, ухоженная, изящная, слегка попахивающая приятным парфюмом. На лице у нее не было ничего похожего на ту печать, которую оставляет алкоголь на пьющей женщине. И ничего, что давало бы понять, что человек болен. Ника- кого намека на заболевание печени. NN приходила на контрольные анализы, которые у нее тоже были в полной норме. Я заговорил с ней. И она рассказала, что, выписывая из больницы, доктор сказал ей прямо и безжалостно: «будешь пить – умрешь». Это произвело на NN такое впечатление, что она не только бросила пить, не только стала соблюдать диету, но изменила всю свою жизнь: она отказалась от запьянцовской компании, она пошла работать, стала читать, вышла замуж. Она обна- ружила, что она нормальный человек, способный жить жизнью, достойной человека. «О пьянке, обо всей этой жизни я вспоминаю как о кошмарном сне».
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   33

Заключение
Пиво, при всех своих достоинствах, очень опасная вещь. Оно грозит превратиться из слуги в го- сподина. Достоверных количественных критериев безопасной, по развитию алкоголизма, выпивки на сегодняшний день нет. Порог и скорость возникновения и прогрессирования болезни у разных людей различается в разы, что зависит, в основном, от устойчивости обмена веществ. Очевидно, что
225
Алкоголь: мифы и реальность
риск многократно увеличивается при раннем (младше 18 лет) начале алкоголизации, при система- тическом употреблении, при привычке к разовому употреблению более литра пива. Будьте внима- тельны к себе и осторожны. Получайте от жизни радость, в том числе и от пива - но не попадите в капкан. И уж если возникли проблемы, остановитесь немедленно, самостоятельно или с помощью врача.
226
Алкоголь: мифы и реальность

МОё МНЕНИЕ

План занятия
Время Примечания
Вводные слова. Оглашение темы занятия
10 мин
Разминка
Упражнение «За одну секунду!» или упражнение «Тамож- ня и контрабандист»
10-15 мин
Проводиться одно из упраж- нений. Причину смотрите в тексте.
Блок «Вспомним все»
Что было на предыдущем занятии?
5 мин
Основная часть занятия
Упражнение «Варежки»
20 мин
См. Приложение
Упражнение-демонстрация «Колбочки»
15 мин
Подготовить заранее 2 кол- бочки из-под фотопленки.
Упражнение «Две позиции»
15 мин
Перерыв
Теория «Правила аргументации»
10 мин
Упражнение «За-Против»
15 мин
Напечатать (или написать) заранее темы на отдельных листочках.
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Необходимый материал:
1. Секундомер;
2. Мячик для большого тенниса или подобный;
3. Колбочки темные из-под фотопленки – 3 шт.;
4. Бумага 9х9 см., можно взять разноцветную – 10 листов;
5. Наборы цветных карандашей или фломастеров (важно сделать наборы для за- нятия такими, чтобы в наборе не было двух карандашей или фломастеров одного цвета). Количество наборов равно половине количества участников группы.
Задачи тренинга:
1. Рассказать участникам о способах эффективной аргументации и том, как важно иметь собственное мнение и уметь отстаивать его неагрессивно;
2. Сформировать у подростков активную позицию по отношению к собственной жизни;
3. Отработать навык эффективной аргументации и другие способы доказательства своей точки зрения.
Моё мнение
228


Всем привет! Как ваше настроение?
Что вы ждете от сегодняшнего занятия? Как вам кажется, что сегодня будет?
Все ваши мнения мне очень интересны.
Ответы участников.
И знаете, даже если вы не угадали, я благодарю, что вы выразили свое мнение. Это
очень важно делать. А знаете почему?
Об этом мы и поговорим на сегодняшнем занятии. Оно называется «Мое мнение»
Пояснение:
Внимание! Это одноразовое упражнение. Если его уже кто-то делал в группе, то интерес к нему пропадает. Поэтому предупредите участников, что если кто-то вспомнит инструкцию, то пусть сразу подойдет к ведущему и тихо расскажет смысл упражнения.
Если участник действительно знает суть, то надо сказать, чтобы он не говорил ответ всем остальным участникам. При этом он может продолжать участвовать, а вы скажите всем: «Все нормально, была ложная тревога, будем продолжать». Если это упражнение провести невоз- можно, то переходите к альтернативному (см. ниже).
Для упражнения вам понадобится теннисный мячик и секундомер. Участники стоят в кругу.
При этом до определенного момента ведущий участвует тоже. Временные отрезки рассчи- таны на группу участников примерно из 10 чел. Если в группе больше участников, время можно немного увеличить, а если меньше – уменьшить.
Инструкция:
1. Сейчас я пущу мячик по кругу, вы его потрогайте и передайте дальше. Пустите
мяч по кругу и незаметно включите секундомер. Когда мяч вернется к вам, скажи-
те: Отлично, вы сделали это за (…столько-то …) секунд.
2. А как вы думаете, можно ли передать это мяч за 10 секунд? Теперь вы можете вклю-
чить секундомер в открытую. Молодцы! Хорошо.
3. Вы знаете, мне рассказывали, что такая же по численности группа смогла пере-
дать мяч последовательно за 5 секунд. А вы? Скорее всего, группа справится и с этим заданием. Можно давать несколько попыток с этого момента и далее.
4. Дело в том, что я знаю, что некоторые передавали это мяч еще быстрее – за 3 сек.
Да, да, за 3 секунды. Еще раз напоминаю 2 правила. Во-первых, надо, чтобы этот
мяч коснулся каждого из вас последовательно, т.е. нельзя, чтобы одновременно
было 2 и более касаний. И, во-вторых, еще очень важно, чтобы эти касания были
очевидны, т.е. видны, чтобы нельзя было усомниться в том, было касание или не
было. Должен быть явный факт. Понятно?
С этого момента ведущий может уйти из круга и занять позицию наблюдателя с секун- домером.
Как только будете готовы, скажите, чтобы я смог зафиксировать время.
Группа пытается найти способ, как можно быстро передать мячик. Пытается ускорить уже опробованный способ, но не получается. Иногда участники говорят, что это невозможно.
Подзадорьте ребят, сказав, группа из 25 человек смогла это сделать за 3 секунды.
Возможно, эти слова подействуют, и группа сможет передать мячик за 3 секунды. Они рады и довольны!
Молодцы! Теперь я вижу, что вы настоящая команда.
Упражнение-разминка
«За одну секунду!»
229
Моё мнение


5. Ну а раз это так, то это надо отметить призом. А приз будет таков: сделать
это уже за 1,5 сек., а может и за 1 (на усмотрение ведущего). Тут со стороны участников начинается «бунт». Группа начнет возражать, что это невозможно! Но вы спокойно гово- рите, что это возможно и вы видели это своими глазами.
Дайте им опять 5 минут. А через 3 минуты, если группа так и не нашла решения этой за- дачи, скажите: Смотрите. Вы все время пытаетесь усовершенствовать какой-то
старый способ. Я вам задам вопрос: что перспективнее технология или изобре-
тение? Группа задумывается. Отвечает. Независимо от их ответа скажите: Технология
только усовершенствует процесс, а изобретения создают новый способ или новый
процесс. Изобретение – это резкий скачок, а технология – плавный.
Вот вам явный пример – компьютер. Производители придумали новый процессор –
это изобретение, а потом плавно увеличивают его внутреннюю частоту – это тех-
нология. У любой технологии есть предел, а у изобретений предела нет. Ну, как вам?
После этого группа опять думает. И правильная или почти правильная идея появится. У них получится. И если они сделают это даже за чуть большее время, чем 1,5 или 1 сек., то не обязательно говорить группе об этом. Их ликование важнее.
После того, как они сделали: Поздравляю вас. Вы справились. Молодцы! Вы, и правда,
настоящая команда. Давайте поаплодируем всем нам. … А теперь сядем в круг.
Дополнительное пояснение:
Ваша задача как ведущего – сделать так, чтобы группа справилась с заданием. Поэтому подбадривайте их, говорите, что они смогут. На первом этапе участники будут «тормозить», они будут высказывать разные мнения, а пробовать не будут. Незаметно для них скажите: Попробуйте сделать так, как говорит Маша. Если вы
не будете пробовать, вы не узнаете, верно она говорит или нет.
Правильный ответ на момент написания этого упражнения таков:
Группа должна пустить мяч по небольшой
наклонной плоскости, мячик покатится. Саму плоскость ребята должны составить из своих указательных пальчиков: пальчик одного человека прислоняется к пальчику другого человека, к ним прислоняется третий и т.д.
Для ровности можно использовать, например, линейку. Для удобства ребята должны встать напротив друг друга, разделившись на две команды (пальчик человека с правой стороны прислоняется к пальчику человека с левой стороны и т.д.). Чтобы мячик не упал, пока катится, ребята, которые строят плоскость, должны выпрямить большой палец так, чтобы он находился под прямым углом к их указательному пальцу и смотрел вверх.
Это похоже на то, как в детстве мы изображали пистолет.
Таким образом, создастся туннель, где указательные пальцы будут выступать в качестве пола, по которому катится мяч, а большие пальцы – в качестве стенок, которые не будут позволять ему упасть. При этом в построении плоскости два человека не принимают участия: один, который пускает мяч, и второй, который его ловит. Так мячик прокатыва- ется меньше, чем за 1 секунду (зависит от количества участников).
Комментарий:
Вы не должны добиваться, чтобы участники в точности повторили этот способ. Если у них получилось, не нарушая правил, передать мячик за 1 секунду каким-то другим способом, значит, они уже справились. Просто потом расскажите им о своем спосо- бе. Очень часто ребята образуют наклонную плоскость из своих ладоней, и мячик катиться тоже меньше, чем 1 секунду. Скажите потом, что они все сделали правильно, только в вашем варианте наклонную плоскость строят из пальцев.
Анализ упражнения:
Какие у вас впечатления?

230


Вы довольны тем, как выполнили это упражнение?

Слушали ли вы друг друга?

Все ли мнения были услышаны и проверены?

Как вы думаете, чему учит это упражнение?

Это упражнение и сложное, и легкое одновременно. Но самое главное, что оно, как вы
сами заметили, показывает нам, что надо быть внимательным к каждому участнику.
Потому что
каждый может предложить выход из трудной ситуации. Но при этом
оно еще учит каждого
настаивать на своей позиции. Хочу также сказать, что очень
важно
подходить к решению задач нестандартно, потому что в этом проявляется
ваша индивидуальность и неповторимость и групповая, и личная.
Комментарий:
Далее описано альтернативное упражнение (его не следует проводить на этом занятии, если вы уже провели упражнение «За 1 секунду!»):
Пояснение:
Группа делится на 2 команды.
Команды становятся напротив друг друга.
Участники каждой команды становятся в линейку, плечом к плечу. Образуется своео- бразный коридор. Первым людям из команд дается по карандашу или ручке.
Инструкция:
По моей команде вы начнете
за своими спинами передавать карандаш
друг другу так, чтобы другая команда не
видела: от первого человека в вашей команде - к последнему и назад, до тех пор, пока
я не скажу: «Стоп!». Таким образом, карандаш окажется у какого-то одного человека.
Понятно? Итак, начали!
После того, как карандаш оказался у кого-то одного, начните опрос каждого участника.
Пусть каждый участник команды № 1 выскажет свое мнение: у кого находится карандаш в команде № 2. Почему? Каждый должен найти 3 аргумента относительно своей точки зрения.
Например, один из участников команды № 1 говорит про команду № 2: «Я думаю, что каран- даш у Сережи»:
1. Сережа дергался в момент команды «Стоп».
2. Он покраснел.
3. Сережа загадочно улыбается, скорее всего, он держит карандаш.
После того, как все из команды № 1 выскажутся, команда № 2 показывает, у кого карандаш. По- сле этого каждый член из команды № 2 также начинает высказывать свое мнение (подтверж- дая его тремя аргументами) относительно того, у кого из команды № 1 находится карандаш.
Так можно поиграть несколько раундов, в конце подводится итог, какая команда лучше рас- познала, у кого карандаш.
Анализ упражнения:
Как вы определяли, у кого карандаш?

Трудно ли было выразить свое мнение? Почему?

Упражнение «Таможня и
контрабандист»
231
Моё мнение