Файл: Пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков всё, что тебя касается.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 340
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Искусство общения
ЖИЗНЕННыЕ
ЦЕННОСТИ
Жизненные ценности
План занятия
Время
Примечания
Вводные слова
5-10 мин
Разминка
Упражнение «Делимся по признаку»
10 мин
Блок «Вспомним все»
Что было на предыдущем занятии?
5 мин
Основная часть занятия
Упражнение «Ромашка»
30 мин
Распечатать ромашки из
Приложения
Перерыв
Обсуждение ценностей
Здоровье как ценность
10 мин
Упражнение «Клиника по пересадке органов»
20 мин
Упражнение «Конфликт ценностей»
20 мин
Заранее распечатать кар- точки
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Необходимый материал:
1. Музыка спокойная, под которую можно думать и писать;
2. Доска;
3. Листы А4 с изображением ромашки (как в Приложении) по количеству участников;
4. Фломастеры (6-12 цветов) – желательно каждому участнику;
5. Ножницы – желательно каждому участнику;
6. Карточки для упражнения «Конфликт ценностей».
Задачи тренинга:
1. Познакомить участников с понятием «ценность» и выявить специфику жизнен- ных ценностей;
2. Сформировать отношение участников тренинга к ценностям как очень важной составляющей личности, которая определяет наше отношение к жизни вообще;
3. Сформировать навык выявления ценностей в конфликтах между разными поко- лениями.
44
Всем привет! Рад(а) всех видеть вновь.
Как настроение? Всё ли в порядке? О чём думали по пути сюда?
Давайте каждый по кругу скажет, какие мысли приходили ему в голову, когда он сюда
шёл.
Хорошо. А теперь давайте каждый скажет буквально по одному слову, характеризую-
щему его состояние на данный момент. Это может быть и буквальное определение
состояния, и некая метафора. Например, можно сказать «Я чувствую бодрость и
активность» или «Я как фонтан, который бьёт в разные стороны ключами яркой
энергии». (Все по кругу говорят). Спасибо.
Ну что ж начнем, пожалуй!
Пояснение:
Один человек выходит за дверь, группа тем временем договаривается о том, по какому признаку она делится и расходится на две подгруппы (например, те, у кого есть шнурки, и те, у кого их нет). Задача вошедшего – угадать, по какому признаку группа разбита на две части. При желании упражнение можно повторить несколько раз.
Инструкция:
Сейчас один из вас выйдет за дверь и войдёт только тогда, когда мы его
позовём. Кто хочет быть таким человеком? Отлично. (Участник-доброволец выходит)
Инструкция группе:
Сейчас вы все должны будете разделиться на две части. Но
разделить вас сможет только какой-то один признак, например, «мальчики и девоч-
ки», или «светлые и темные волосы», или «есть шнурки на обуви - нет шнурков», или
другие внешние признаки, какие сами придумаете. А тот, кто вышел, наш любимый
доброволец, должен будет угадать, по какому признаку вы поделились. При этом вы
ему ни в коем случае не подсказывайте. Запутывать можно. Все понятно? Отлично,
тогда выберите признак и поделитесь.
Инструкция добровольцу:
В твоё отсутствие группа поделилась по какому-то
признаку – заметному или не заметному с первого взгляда. Твоя цель – угадать этот
признак и назвать его.
Упражнение на разогрев
«Делимся по признаку»
45
Жизненные ценности
Далее можно повторить это упражнение с другим добровольцем.
Анализ упражнения:
Трудно ли было угадывать?
Какие признаки было угадывать легче? Какие – сложнее? Почему?
Отлично! Ну что ж, вы хорошо справились с этим упражнением, с чем я вас и поздрав-
ляю! Мы еще раз потренировались в наблюдательности. Это очень важное качество!
Дело в том, что вокруг много информации, которую мы просто не замечаем. Но если
быть хоть чуточку наблюдательней, можно открыть много интересного вокруг себя.
Наблюдайте за собой и другими, и вам легче будет избежать неприятных ситуаций.
А перед тем как приступить к основному занятию, мы обратимся к нашему традици-
онному блоку. Какому?
Правильно, это «Вспомним все». Так что давайте вспомним, что было у нас на про-
шлом занятии.
По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.
А теперь давайте перейдем к нашему сегодняшнему занятию. Следующее упражнение
позволит нам поближе познакомиться с темой сегодняшнего занятия – «Жизненные
ценности»
П оя с н е н и е :
Это упражнение направлено на осознание участниками всего, что для них ценно, оно помогает ребятам ответить на вопросы: без чего мы не можем себя по- мыслить? Что для нас по-настоящему важно и значимо?
Для этого упражнения необходим специ- альный реквизит: каждому участнику выдать лист А4 с изображением ромашки (см. При- ложение), по одному набору фломастеров (по
6-12 цветов) и ножницы.
К о м ме н та р и й :
Приложение можно рас- печатать на разной цветной бумаге и дать эти листы всей группе.
Инструкция-1:
Сейчас каждому из вас предстоит сделать ромашку. Но это будет не
простая ромашка. Раздайте листы с ромашками и фломастеры (ножницы пока не давайте), попросите участников разместиться за столами поудобней, так, чтобы им никто не мешал.
Ведущий тоже должен будет сделать свою ромашку.
Комментарий:
Далее ведущий может воспользоваться доской, чтобы показать, как и где писать.
Блок «Вспомним все»
Упражнение
«Ромашка»
46
В центре этой ромашки, прямо на сердцевине напишите «Я». Подождите, пока участни- ки это сделают.
Хорошо, пойдем дальше. Основное задание – сделать надписи на лепестках. На каждом
из лепестков вы должны 6 раз ответить на такие вот вопросы (сколько лепестков -
столько и ответов):
Желательно эти вопросы записать на доске после прочтения.
«Без чего я не был бы я?»,
z
«Что мне особенно дорого, ценно и важно в жизни?»
z
«Без чего я себя не представляю?».
z
Напишите каждый свой ответ на отдельном лепестке.
Ведущий может помочь участникам, немного направив их мысль:
На лепестках, например, могут быть написаны:
какие-то важные вам люди: родители, друзья;
z
важные чувства: любовь, понимание;
z
ваше хобби, учеба;
z
какие-то очень важные для вас вещи: плеер, чей-то подарок.
z
В общем, пишите все, что угодно, все, что для вас действительно значимо и без чего
вы себя не представляете. Также вы можете украсить свою ромашку, но только после
того, как подпишете все лепестки. Все ли понятно? Какие есть вопросы?
Дайте на эту работу время около 5-7 мин. (В это время можно включить спокойную музыку, желательно без слов). А после того как все подписали лепестки ромашки, раздайте ножницы.
А сейчас вырежьте цветок так, чтобы лепестки были присоединены к сердцевине. По- кажите на своем примере, для этого заранее вырежьте одну ромашку сами.
Готово? Отлично!
Инструкция-2:
Давайте теперь сядем в круг.
Посмотрите, пожалуйста, все на свои ромашки. Какие они у вас получились красивые и
непохожие друг на друга! Сейчас нам всем предстоит сделать вот что. Ведущий тоже должен быть со своей ромашкой.
Вы должны будете аккуратно оторвать от своей ромашки лепесток со словами: «Я
самодостаточная личность, поэтому смогу потерять и/или обойтись без…, и вы про-
износите то, что написано на одном из лепестков. Затем отрываете его. Например,
«Я самодостаточная личность, поэтому смогу обойтись без Интернета».
Отрывая лепесток, вы должны представлять себе, как вы на самом деле теряете то,
что написано на лепестке. Отнеситесь к этому упражнению серьезно, с полной от-
ветственностью и отдачей. Лепесток, который вы оторвали, мы бросаем в центр
нашего круга.
Далее ведущий начинает и отрывает один лепесток от своей ромашки. Все это выполняется по кругу. Сначала все по очереди отрывают один лепесток от своих ромашек, потом второй и так далее, пока у участников не осталось по 2 лепестка или сами участники не задали вопрос: «А если я не хочу расставаться с моими лепестками»? Вы говорите: «Вы можете
оставить 1-2 лепестка, которые вы точно не можете потерять или без которых вы
стопроцентно не сможете обойтись в своей жизни».
Важно! Как показывает практика, участники с легкостью и, возможно, даже с некоторым сарказмом начинают отрывать лепестки. Здесь важна роль ведущего:
он должен призы-
вать к серьезности и просить слушать друг друга. Человек, который отрывает лепесток, должен быть в центре внимания. Однако ближе к концу, подростки сами становятся серьез-
47
Жизненные ценности
Выслушайте ответы ребят и запишите их на доске.
Если названы не все ценности, ведущий должен сам дополнить их список:
свобода (самостоятельность, независимость)
z
любовь
z
дружба
z
здоровье
z
материальная обеспеченность признание
z
(уважение окружающих, популярность)
семья
z
благополучие близких
z
интересная работа
z
качественное образование
z
развлечения, отдых, хобби
z
творчество
z
Вообще ценность – это очень широкое понятие. Ценностью можно назвать и какой-то
дорогой предмет, и какие-либо взаимоотношения. На нашем сегодняшнем занятии мы
с вами рассмотрим именно жизненные ценности, т.е. те, которые дороги не только
нам конкретно, но и многим людям, всему обществу. Однако многие общественные
ценности становятся индивидуальными, нашими личными ценностями, т.к. мы в
этом обществе живем.
Если такая ценность, как здоровье, была упомянута в ромашках (что вряд ли), то ведущий просто переходит к обсуждению этой ценности, пропуская следующий абзац.
В самом деле, представьте, что у вас болит зуб, а вам нужно идти на важную встречу
или сосредоточиться на выполнении какой-то контрольной работы. Вы же понимае-
те, что это либо очень сложно, либо вовсе невозможно сделать. Больной зуб напомина-
ет вам о себе все время. И все наши мысли связаны исключительно с ним. И мы будем
думать о нем до тех пор, пока не вылечим его. Но стоит только вылечить его, мы уже
не думаем о зубах, и снова зарабатываем себе очередной кариес.
Таким образом, когда у нас что-то болит – мы только об этом и думаем. Если же всё в
порядке –
о здоровье мы напрочь забываем. И не просто забываем. Более того, мы ещё
и с удовольствием вредим нашему здоровью.
Какие виды поведения, по-вашему, вредят здоровью?
Ведущий записывает на доске вредные привычки, которые назовут участники, такие, напри- мер, как употребление большого количества сладкого, жирного, спиртного; курение; недо- сып и др. После участников ведущий может дополнить список, сказав: «А как вы думаете, а вот это…?» и тоже записать на доске:
… употребление наркотиков
… незащищенный секс
… другие наиболее опасные для здоровья привычки.
Заметьте, пожалуйста, один очень важный момент: среди названных вами
ценностей (в ваших ромашках) не было одной очень важной. Какой?
Участники думают, гадают.
Это здоровье. Как вам кажется, почему вы забыли про здоровье?
Выслушиваются ответы ребят.
Не потому ли что, когда оно есть, мы о нём даже не вспоминаем. Но стоит ему
испортиться, как это сразу становится для нас значимо.
49
Жизненные ценности
Давайте теперь проранжируем все наши привычки по степени значимости для здоро-
вья, мысленно ответив на вопрос:
Что может моментально нанести вред нашему здоровью?
Например, если вы объелись сладкого, то на здоровье это сразу же не скажется (если,
конечно, это пирожное не с цианистым калием!). А вот если, например, вы напились
до свинского состояния и/или занялись сексом без презерватива или «укололись», то
последствия этого могут быть очень скорыми и очень плачевными.
Далее в уже написанном на доске списке вредных привычек нужно подчеркнуть самые бы- стродействующие и опасные для здоровья.
Известно, что в нашем обществе вредные привычки порицаются, то есть считаются
ненормальными. Значит, в нашем обществе есть определенные нормы. Мы можем
с ними соглашаться или не соглашаться, но они существуют, и мы обязаны с ними
считаться, т.к. мы в этом обществе живем. Наиболее гармонично чувствует себя
человек, который принимает эти нормы и делает их своими.
Давайте сейчас сделаем одно упражнение, после которого продолжим разговор о наших
ценностях и о том, как они соотносятся с нормами общества.
Пояснение:
Упражнение может выполняться как в микрогруппах, если количество участ- ников тренинга достаточно большое, так и в одной группе, если группа достаточно малень- кая (до 15 человек). Суть упражнения заключается в том, что ребята должны договориться, кому из «пациентов» клиники необходимо пересадить почку. Условие: почка одна, и каж- дому пациенту она жизненно необходима. Упражнение выявляет ценности, существующие у участников тренинга.
В этом упражнении нет правильных или неправильных ответов. В нем важен сам про-
цесс поиска решения, рефлексия участников по поводу ценностей – индивидуальных
и существующих в обществе.
Инструкция:
Представьте себе, что все вы являетесь хирургами медицинской клини-
ки. У вас в больничном отделении лежат четыре пациента:
старый профессор, разрабатывающий вакцину против рака. Его работа уже близка
z
к завершению;
шестнадцатилетняя беременная девушка-сирота;
z
мать двух детей, муж которой недавно погиб в автомобильной катастрофе;
z
известный актёр.
z
Всем им необходима пересадка почки. Без этой операции они погибнут. Но сейчас в
клинику была доставлена только одна почка, и неизвестно, когда появится возмож-
ность получить следующую. Вам нужно за 10 мин. решить – кому из пациентов опе-
рация необходима в первую очередь, иначе почка испортиться и к пересадке будет не
годна. Тогда ее не получит никто.
Важные правила:
1. Нельзя принимать решение голосованием;
2. С групповым решением должен согласиться каждый из участников;
Упражнение «
ЖИЗНЕННыЕ
ЦЕННОСТИ
Жизненные ценности
План занятия
Время
Примечания
Вводные слова
5-10 мин
Разминка
Упражнение «Делимся по признаку»
10 мин
Блок «Вспомним все»
Что было на предыдущем занятии?
5 мин
Основная часть занятия
Упражнение «Ромашка»
30 мин
Распечатать ромашки из
Приложения
Перерыв
Обсуждение ценностей
Здоровье как ценность
10 мин
Упражнение «Клиника по пересадке органов»
20 мин
Упражнение «Конфликт ценностей»
20 мин
Заранее распечатать кар- точки
Рефлексия всего занятия
Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?
5-10 мин
Итоговый вывод
Традиционное прощание «МЫ ВМЕСТЕ»
Необходимый материал:
1. Музыка спокойная, под которую можно думать и писать;
2. Доска;
3. Листы А4 с изображением ромашки (как в Приложении) по количеству участников;
4. Фломастеры (6-12 цветов) – желательно каждому участнику;
5. Ножницы – желательно каждому участнику;
6. Карточки для упражнения «Конфликт ценностей».
Задачи тренинга:
1. Познакомить участников с понятием «ценность» и выявить специфику жизнен- ных ценностей;
2. Сформировать отношение участников тренинга к ценностям как очень важной составляющей личности, которая определяет наше отношение к жизни вообще;
3. Сформировать навык выявления ценностей в конфликтах между разными поко- лениями.
44
Всем привет! Рад(а) всех видеть вновь.
Как настроение? Всё ли в порядке? О чём думали по пути сюда?
Давайте каждый по кругу скажет, какие мысли приходили ему в голову, когда он сюда
шёл.
Хорошо. А теперь давайте каждый скажет буквально по одному слову, характеризую-
щему его состояние на данный момент. Это может быть и буквальное определение
состояния, и некая метафора. Например, можно сказать «Я чувствую бодрость и
активность» или «Я как фонтан, который бьёт в разные стороны ключами яркой
энергии». (Все по кругу говорят). Спасибо.
Ну что ж начнем, пожалуй!
Пояснение:
Один человек выходит за дверь, группа тем временем договаривается о том, по какому признаку она делится и расходится на две подгруппы (например, те, у кого есть шнурки, и те, у кого их нет). Задача вошедшего – угадать, по какому признаку группа разбита на две части. При желании упражнение можно повторить несколько раз.
Инструкция:
Сейчас один из вас выйдет за дверь и войдёт только тогда, когда мы его
позовём. Кто хочет быть таким человеком? Отлично. (Участник-доброволец выходит)
Инструкция группе:
Сейчас вы все должны будете разделиться на две части. Но
разделить вас сможет только какой-то один признак, например, «мальчики и девоч-
ки», или «светлые и темные волосы», или «есть шнурки на обуви - нет шнурков», или
другие внешние признаки, какие сами придумаете. А тот, кто вышел, наш любимый
доброволец, должен будет угадать, по какому признаку вы поделились. При этом вы
ему ни в коем случае не подсказывайте. Запутывать можно. Все понятно? Отлично,
тогда выберите признак и поделитесь.
Инструкция добровольцу:
В твоё отсутствие группа поделилась по какому-то
признаку – заметному или не заметному с первого взгляда. Твоя цель – угадать этот
признак и назвать его.
Упражнение на разогрев
«Делимся по признаку»
45
Жизненные ценности
Далее можно повторить это упражнение с другим добровольцем.
Анализ упражнения:
Трудно ли было угадывать?
Какие признаки было угадывать легче? Какие – сложнее? Почему?
Отлично! Ну что ж, вы хорошо справились с этим упражнением, с чем я вас и поздрав-
ляю! Мы еще раз потренировались в наблюдательности. Это очень важное качество!
Дело в том, что вокруг много информации, которую мы просто не замечаем. Но если
быть хоть чуточку наблюдательней, можно открыть много интересного вокруг себя.
Наблюдайте за собой и другими, и вам легче будет избежать неприятных ситуаций.
А перед тем как приступить к основному занятию, мы обратимся к нашему традици-
онному блоку. Какому?
Правильно, это «Вспомним все». Так что давайте вспомним, что было у нас на про-
шлом занятии.
По окончании блока ведущий должен связать эту тему с темой предыдущих занятий.
А теперь давайте перейдем к нашему сегодняшнему занятию. Следующее упражнение
позволит нам поближе познакомиться с темой сегодняшнего занятия – «Жизненные
ценности»
П оя с н е н и е :
Это упражнение направлено на осознание участниками всего, что для них ценно, оно помогает ребятам ответить на вопросы: без чего мы не можем себя по- мыслить? Что для нас по-настоящему важно и значимо?
Для этого упражнения необходим специ- альный реквизит: каждому участнику выдать лист А4 с изображением ромашки (см. При- ложение), по одному набору фломастеров (по
6-12 цветов) и ножницы.
К о м ме н та р и й :
Приложение можно рас- печатать на разной цветной бумаге и дать эти листы всей группе.
Инструкция-1:
Сейчас каждому из вас предстоит сделать ромашку. Но это будет не
простая ромашка. Раздайте листы с ромашками и фломастеры (ножницы пока не давайте), попросите участников разместиться за столами поудобней, так, чтобы им никто не мешал.
Ведущий тоже должен будет сделать свою ромашку.
Комментарий:
Далее ведущий может воспользоваться доской, чтобы показать, как и где писать.
Блок «Вспомним все»
Упражнение
«Ромашка»
46
В центре этой ромашки, прямо на сердцевине напишите «Я». Подождите, пока участни- ки это сделают.
Хорошо, пойдем дальше. Основное задание – сделать надписи на лепестках. На каждом
из лепестков вы должны 6 раз ответить на такие вот вопросы (сколько лепестков -
столько и ответов):
Желательно эти вопросы записать на доске после прочтения.
«Без чего я не был бы я?»,
z
«Что мне особенно дорого, ценно и важно в жизни?»
z
«Без чего я себя не представляю?».
z
Напишите каждый свой ответ на отдельном лепестке.
Ведущий может помочь участникам, немного направив их мысль:
На лепестках, например, могут быть написаны:
какие-то важные вам люди: родители, друзья;
z
важные чувства: любовь, понимание;
z
ваше хобби, учеба;
z
какие-то очень важные для вас вещи: плеер, чей-то подарок.
z
В общем, пишите все, что угодно, все, что для вас действительно значимо и без чего
вы себя не представляете. Также вы можете украсить свою ромашку, но только после
того, как подпишете все лепестки. Все ли понятно? Какие есть вопросы?
Дайте на эту работу время около 5-7 мин. (В это время можно включить спокойную музыку, желательно без слов). А после того как все подписали лепестки ромашки, раздайте ножницы.
А сейчас вырежьте цветок так, чтобы лепестки были присоединены к сердцевине. По- кажите на своем примере, для этого заранее вырежьте одну ромашку сами.
Готово? Отлично!
Инструкция-2:
Давайте теперь сядем в круг.
Посмотрите, пожалуйста, все на свои ромашки. Какие они у вас получились красивые и
непохожие друг на друга! Сейчас нам всем предстоит сделать вот что. Ведущий тоже должен быть со своей ромашкой.
Вы должны будете аккуратно оторвать от своей ромашки лепесток со словами: «Я
самодостаточная личность, поэтому смогу потерять и/или обойтись без…, и вы про-
износите то, что написано на одном из лепестков. Затем отрываете его. Например,
«Я самодостаточная личность, поэтому смогу обойтись без Интернета».
Отрывая лепесток, вы должны представлять себе, как вы на самом деле теряете то,
что написано на лепестке. Отнеситесь к этому упражнению серьезно, с полной от-
ветственностью и отдачей. Лепесток, который вы оторвали, мы бросаем в центр
нашего круга.
Далее ведущий начинает и отрывает один лепесток от своей ромашки. Все это выполняется по кругу. Сначала все по очереди отрывают один лепесток от своих ромашек, потом второй и так далее, пока у участников не осталось по 2 лепестка или сами участники не задали вопрос: «А если я не хочу расставаться с моими лепестками»? Вы говорите: «Вы можете
оставить 1-2 лепестка, которые вы точно не можете потерять или без которых вы
стопроцентно не сможете обойтись в своей жизни».
Важно! Как показывает практика, участники с легкостью и, возможно, даже с некоторым сарказмом начинают отрывать лепестки. Здесь важна роль ведущего:
он должен призы-
вать к серьезности и просить слушать друг друга. Человек, который отрывает лепесток, должен быть в центре внимания. Однако ближе к концу, подростки сами становятся серьез-
47
Жизненные ценности
ными. Им все труднее и труднее отказываться от того, что они написали на лепестках.
Ведущий должен настаивать, когда дойдет очередь до конкретного человека, чтобы тот обя- зательно оторвал лепесток. Однако известны случаи, когда ребята отрывали лепесток с над- писью «любовь», выкидывали себя (сердцевину ромашки «Я»), а любовь оставляли. Один подросток не смог оторвать последний лепесток с надписью «родители», сказав при этом:
«Без них я никто». Ведущий обычно настаивает, чтобы ребята отрывали лепестки, но когда сами ребята высказывают подобные мысли или наотрез отказываются отрывать последний лепесток (а такое часто бывает), ведущий должен уступить.
Анализ упражнения:
Каково вам было раз за разом, отрывая от ромашки лепестки, расставаться с тем,
z
что для вас ценно?
Что вы сейчас чувствуете?
z
Как вам без всего того, что вам дорого?
z
Как вы думаете, что за лепесточки были на ваших ромашках?
z
Что же вам так не хотелось от себя отрывать? Ведущий должен прислушаться к отве- там участников, чтобы услышать ответ – «ценности». Если участники такого ответа не дали
– назовите его сами.
Мы с вами при помощи этого упражнения не только узнали, что для нас ценно, но и как
бы проранжировали наши ценности. Проранжировали – значит, расположили в порядке
значимости: от менее ценного – к более ценному. То, в какой последовательности мы
отрывали лепестки, говорит о том, что для нас менее значимо, а что – более. Те ле-
пестки, которые дольше всего продержались, для нас важнее всего (точнее, важнее всего
то, что на них написано). Посмотрите на центр нашего круга, здесь - наши ценности.
Комментарий:
Иногда подростки предлагают не отрывать лепестки от ромашки, а просто загибать их. Это значительно снижает психологический эффект упражнения. Подростки еще не в полной мере ощущают возможность потери того, что им дорого, или того, что они еще не совсем осознают как ценность (это относится в первую очередь к здоровью). Имен- но отрывая лепестки, мы моделируем ситуацию потери. Упражнение дает подросткам воз- можность пережить эти тяжелые эмоции
в игре. И таким образом, в жизни учиться беречь и ценить то, что они могут потерять. И уж, конечно, в своей собственной жизни ни в коем случае не
«отрывать своими руками» свои ценности как лепестки от ромашки. Это важно подчеркнуть именно в отношении здоровья.
Давайте выпишем те ценности, которые уже были вами написаны на лепестках ро-
машки.
Участники говорят, а ведущий записывает их на доске.
Комментарий:
На доске ценности выписываются в обобщенном виде. Например, участ- ники называют «мама», «папа», «брат», а вы записываете «семья». Если называются мате- риальные предметы, например, мобильный телефон, то нужно сначала обсудить, почему он является ценностью. Возможно, он помогает общаться с друзьями (ценность – дружба), или телефон нужен для того, чтобы привлечь к себе внимание (ценность – признание), или чело- веку просто нравиться закачивать мелодии и игры (ценность – развлечение, отдых) и т.д.
Какие еще ценности есть у людей, но вы их не назвали?
Обсуждение ценностей.
Здоровье как ценность.
48
Ведущий должен настаивать, когда дойдет очередь до конкретного человека, чтобы тот обя- зательно оторвал лепесток. Однако известны случаи, когда ребята отрывали лепесток с над- писью «любовь», выкидывали себя (сердцевину ромашки «Я»), а любовь оставляли. Один подросток не смог оторвать последний лепесток с надписью «родители», сказав при этом:
«Без них я никто». Ведущий обычно настаивает, чтобы ребята отрывали лепестки, но когда сами ребята высказывают подобные мысли или наотрез отказываются отрывать последний лепесток (а такое часто бывает), ведущий должен уступить.
Анализ упражнения:
Каково вам было раз за разом, отрывая от ромашки лепестки, расставаться с тем,
z
что для вас ценно?
Что вы сейчас чувствуете?
z
Как вам без всего того, что вам дорого?
z
Как вы думаете, что за лепесточки были на ваших ромашках?
z
Что же вам так не хотелось от себя отрывать? Ведущий должен прислушаться к отве- там участников, чтобы услышать ответ – «ценности». Если участники такого ответа не дали
– назовите его сами.
Мы с вами при помощи этого упражнения не только узнали, что для нас ценно, но и как
бы проранжировали наши ценности. Проранжировали – значит, расположили в порядке
значимости: от менее ценного – к более ценному. То, в какой последовательности мы
отрывали лепестки, говорит о том, что для нас менее значимо, а что – более. Те ле-
пестки, которые дольше всего продержались, для нас важнее всего (точнее, важнее всего
то, что на них написано). Посмотрите на центр нашего круга, здесь - наши ценности.
Комментарий:
Иногда подростки предлагают не отрывать лепестки от ромашки, а просто загибать их. Это значительно снижает психологический эффект упражнения. Подростки еще не в полной мере ощущают возможность потери того, что им дорого, или того, что они еще не совсем осознают как ценность (это относится в первую очередь к здоровью). Имен- но отрывая лепестки, мы моделируем ситуацию потери. Упражнение дает подросткам воз- можность пережить эти тяжелые эмоции
в игре. И таким образом, в жизни учиться беречь и ценить то, что они могут потерять. И уж, конечно, в своей собственной жизни ни в коем случае не
«отрывать своими руками» свои ценности как лепестки от ромашки. Это важно подчеркнуть именно в отношении здоровья.
Давайте выпишем те ценности, которые уже были вами написаны на лепестках ро-
машки.
Участники говорят, а ведущий записывает их на доске.
Комментарий:
На доске ценности выписываются в обобщенном виде. Например, участ- ники называют «мама», «папа», «брат», а вы записываете «семья». Если называются мате- риальные предметы, например, мобильный телефон, то нужно сначала обсудить, почему он является ценностью. Возможно, он помогает общаться с друзьями (ценность – дружба), или телефон нужен для того, чтобы привлечь к себе внимание (ценность – признание), или чело- веку просто нравиться закачивать мелодии и игры (ценность – развлечение, отдых) и т.д.
Какие еще ценности есть у людей, но вы их не назвали?
Обсуждение ценностей.
Здоровье как ценность.
48
Выслушайте ответы ребят и запишите их на доске.
Если названы не все ценности, ведущий должен сам дополнить их список:
свобода (самостоятельность, независимость)
z
любовь
z
дружба
z
здоровье
z
материальная обеспеченность признание
z
(уважение окружающих, популярность)
семья
z
благополучие близких
z
интересная работа
z
качественное образование
z
развлечения, отдых, хобби
z
творчество
z
Вообще ценность – это очень широкое понятие. Ценностью можно назвать и какой-то
дорогой предмет, и какие-либо взаимоотношения. На нашем сегодняшнем занятии мы
с вами рассмотрим именно жизненные ценности, т.е. те, которые дороги не только
нам конкретно, но и многим людям, всему обществу. Однако многие общественные
ценности становятся индивидуальными, нашими личными ценностями, т.к. мы в
этом обществе живем.
Если такая ценность, как здоровье, была упомянута в ромашках (что вряд ли), то ведущий просто переходит к обсуждению этой ценности, пропуская следующий абзац.
В самом деле, представьте, что у вас болит зуб, а вам нужно идти на важную встречу
или сосредоточиться на выполнении какой-то контрольной работы. Вы же понимае-
те, что это либо очень сложно, либо вовсе невозможно сделать. Больной зуб напомина-
ет вам о себе все время. И все наши мысли связаны исключительно с ним. И мы будем
думать о нем до тех пор, пока не вылечим его. Но стоит только вылечить его, мы уже
не думаем о зубах, и снова зарабатываем себе очередной кариес.
Таким образом, когда у нас что-то болит – мы только об этом и думаем. Если же всё в
порядке –
о здоровье мы напрочь забываем. И не просто забываем. Более того, мы ещё
и с удовольствием вредим нашему здоровью.
Какие виды поведения, по-вашему, вредят здоровью?
Ведущий записывает на доске вредные привычки, которые назовут участники, такие, напри- мер, как употребление большого количества сладкого, жирного, спиртного; курение; недо- сып и др. После участников ведущий может дополнить список, сказав: «А как вы думаете, а вот это…?» и тоже записать на доске:
… употребление наркотиков
… незащищенный секс
… другие наиболее опасные для здоровья привычки.
Заметьте, пожалуйста, один очень важный момент: среди названных вами
ценностей (в ваших ромашках) не было одной очень важной. Какой?
Участники думают, гадают.
Это здоровье. Как вам кажется, почему вы забыли про здоровье?
Выслушиваются ответы ребят.
Не потому ли что, когда оно есть, мы о нём даже не вспоминаем. Но стоит ему
испортиться, как это сразу становится для нас значимо.
49
Жизненные ценности
Давайте теперь проранжируем все наши привычки по степени значимости для здоро-
вья, мысленно ответив на вопрос:
Что может моментально нанести вред нашему здоровью?
Например, если вы объелись сладкого, то на здоровье это сразу же не скажется (если,
конечно, это пирожное не с цианистым калием!). А вот если, например, вы напились
до свинского состояния и/или занялись сексом без презерватива или «укололись», то
последствия этого могут быть очень скорыми и очень плачевными.
Далее в уже написанном на доске списке вредных привычек нужно подчеркнуть самые бы- стродействующие и опасные для здоровья.
Известно, что в нашем обществе вредные привычки порицаются, то есть считаются
ненормальными. Значит, в нашем обществе есть определенные нормы. Мы можем
с ними соглашаться или не соглашаться, но они существуют, и мы обязаны с ними
считаться, т.к. мы в этом обществе живем. Наиболее гармонично чувствует себя
человек, который принимает эти нормы и делает их своими.
Давайте сейчас сделаем одно упражнение, после которого продолжим разговор о наших
ценностях и о том, как они соотносятся с нормами общества.
Пояснение:
Упражнение может выполняться как в микрогруппах, если количество участ- ников тренинга достаточно большое, так и в одной группе, если группа достаточно малень- кая (до 15 человек). Суть упражнения заключается в том, что ребята должны договориться, кому из «пациентов» клиники необходимо пересадить почку. Условие: почка одна, и каж- дому пациенту она жизненно необходима. Упражнение выявляет ценности, существующие у участников тренинга.
В этом упражнении нет правильных или неправильных ответов. В нем важен сам про-
цесс поиска решения, рефлексия участников по поводу ценностей – индивидуальных
и существующих в обществе.
Инструкция:
Представьте себе, что все вы являетесь хирургами медицинской клини-
ки. У вас в больничном отделении лежат четыре пациента:
старый профессор, разрабатывающий вакцину против рака. Его работа уже близка
z
к завершению;
шестнадцатилетняя беременная девушка-сирота;
z
мать двух детей, муж которой недавно погиб в автомобильной катастрофе;
z
известный актёр.
z
Всем им необходима пересадка почки. Без этой операции они погибнут. Но сейчас в
клинику была доставлена только одна почка, и неизвестно, когда появится возмож-
ность получить следующую. Вам нужно за 10 мин. решить – кому из пациентов опе-
рация необходима в первую очередь, иначе почка испортиться и к пересадке будет не
годна. Тогда ее не получит никто.
Важные правила:
1. Нельзя принимать решение голосованием;
2. С групповым решением должен согласиться каждый из участников;
Упражнение «
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 33