Файл: Направление 38. 03. 04.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 281

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований



Бюджет муниципального образования форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В Российской Федерации насчитывается 29 тысяч местных бюджетов.

Формально самой крупной группой расходов считаются социальные расходы, включающие пенсии и зарплаты бюджетников.

Социальные расходы РФ составляют 4,7 триллионов рублей (28,5% расходов). Расходы на образование 663 миллиарда рублей (4%). Расходы на здравоохранение 460 миллиардов рублей (2,8%) [25, с18].

Проанализировав данные о расходах бюджета РФ в различных отраслях, то можно сделать вывод что в социальном направлении эти затраты составляют лишь малую долю бюджета.

Расходы на армию и спецслужбы в совокупности составят 4,9 триллионов рублей больше, чем на пенсии и заработные платы бюджетников, которые в совокупности составляют 4,7 триллиона рублей, при том, что на финансирование чиновников уйдет 1,3 триллиона. Финансирование образования и здравоохранения остается катастрофическим.

Поэтому местные бюджеты важное значение имеют в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских,
районных и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим:

  • сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации;

  • проявление муниципалитетом финансово-хозяйственной самостоятельности в расходовании средств на социально-экономическое развитие района: на развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства;

  • осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий через реализацию региональных программ экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения;

  • увеличение или уменьшение нормативов финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.);

  • централизованное направление финансовых ресурсов на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей;

  • оказание воздействия на образование оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов [27, с 94].


Отмечая роль местных бюджетов в социально экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике страны инфляция.

Роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии регионов может еще больше возрасти при определенных условиях. Такими условиями могут быть наделение органов местного самоуправления дополнительными полномочиями по формированию доходов местных бюджетов и их использованию.

    1. Основные доходы и расходы бюджетов муниципального образования и пути повышения доходов


Доходы местного бюджета денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления.

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов, а также поступлений от регулирующих доходов и средств по взаимным расчетам. В нее входит также финансовая помощь в виде дотаций, субвенций, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований [11, с 136].

Доходы муниципальных бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие (ст. 60), налоговые и неналоговые (ст. 61, 62).

К собственным доходам бюджетов относятся:

  • налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами законодательством РФ;

  • неналоговые доходы, предусмотренные в абз.2-5 п.4 ст. 41 БК РФ, а также иные неналоговые доходы;

  • безвозмездные перечисления (ст. 45 БК РФ).

Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы
отчислений (в процентах) в местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов [1, с. 85].

Налоговые доходы бюджетов муниципальных образований составляют:

  • собственные доходы от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;

  • отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов, и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом РФ в порядке, установленном ст. 52, 58 и 63 БК РФ;

  • государственная пошлина, за исключением зачисляемой в соответствии со ст. 50 БК РФ в доходы федерального бюджета;

  • по нормативу 100 % по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

К местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; торговый сбор.

Указанные доходы включают в себя:

  • часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту РФ;

  • часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;

  • часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ;

  • часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;

  • часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ;

  • не менее 50% налога на имущество предприятий (организаций).


Так называемое «самообложение» привлекло внимание в 2017 году после принятия изменений в закон о местном самоуправлении, которые упростили процедуру проведения местного референдума. В статье изложены институциональные причины возникновения этого механизма и его риски для России и других стран. Эмпирический анализ использует данные Российского статистического агентства и Российского казначейства. Наши результаты свидетельствуют о положительной взаимосвязи между коэффициентом регионального софинансирования муниципальных проектов и ростом доли добровольных платежей в неналоговых доходах местных бюджетов. Таким образом, самообложение граждан может рассматриваться как сигнальный инструмент для повышения качества местных общественных благ [41, с.176].

Распределение налоговых доходов по видам муниципальных образований характеризуется следующими показателями: в бюджетах городских округов аккумулируется 56,2% (631,6 млрд. рублей) налоговых доходов, в бюджетах муниципальных районов 28,4% (318,9 млрд.

рублей), в бюджетах городских поселений – 7,0% (78,9 млрд. рублей), в бюджетах сельских поселений 6,7% (75,3 млрд. рублей), в бюджетах внутригородских муниципальных образований 1,6% (18,2 млрд. рублей) [20, с.47]. Представлено в диаграмме рис. 3.


Рис. 3. Распределение налоговых доходов по видам муниципальных образований

Такое распределение связано с установленным закреплением нормативов по налоговым доходам и с уровнем социально экономического развития соответствующей территории.

Анализ налоговых поступлений показал, что основным бюджетообразующим налогом для местных бюджетов является налог на