Файл: Н. С. Мамырина 2023 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Окончание таблицы 5



24.03.2022

Биосфера – глобальная экосистема

Характеристика оболочки биосферы

Состав биосферы

Объяснить невозможность существования жизни за границами биосферы

Учение В.И. Вернадского о биосфере (книга)

Наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы

12.04.2022

Круговорот веществ в природе

Круговорот воды, углерода, азота, серы, фосфора

Определение основной функции биосферы. Описание круговоротов воды и углерода в природе.

Описать круговороты азота, серы и фосфора.

Значение круговоротов веществ для существования жизни на земле (реферат)

Повышение уровня самостоятельности личности, мотивация

21.04.2022

Роль живых организмов в биосфере

Характеристика преобразования планеты живыми организмами (изменение состава атмосферы, возникновение осадочных пород и почва)

Многообразие царств живой природы, особенности организации животных, вирусов, их усложнений (модель)

Использование современных информационных технологий

Как видно из таблицы 5, с обучающимися экспериментальной группы было проведено 17 уроков, на которых реализованы индивидуальные и групповые мини–проекты [39]. Реализации проектной деятельности обучающихся на уроках биологии в 8 классах строилась на основе модели, описанной в пункте 1.3.

Таким образом, на формирующем этапе опытно–экспериментальной работы были реализована проектная деятельность обучающихся 8 классов на уроках биологии, на основе разработанной модели и выявленных педагогических условий. Эффективность проведенной работы будет проанализирована в пункте 2.4 данного исследования.

2.4. Анализ результатов опытно–экспериментальной работы



На контрольном этапе опытно–экспериментальной работы в экспериментальной и контрольной группах был проведен анализ результатов и их сравнение с полученными данными на констатирующем этапе.

По методике «Мое отношение к проектной деятельности» (Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко [20], приложение 5) результаты оказались следующими: возросло количество детей, характеризующих проектную деятельность как приятную, разнообразную, интересную, понятную, нужную и полезную, в контрольной группе на 6%, в экспериментальной группе на 11%.


Удовлетворённость учащихся проектной деятельностью (по методике В.А. Ядова [48], представленной в приложении 6) повысилась. Результаты представлены в таблице 6.

Таблица 6

Удовлетворённость учащихся проектной деятельностью
на контрольном этапе опытно–экспериментальной работы
(методика В.А. Ядова)


Группы

Варианты ответов

занима–юсь с удоволь–ствием

нравится

не знаю, мне все равно

не очень нравит–ся

совсем не нравит–ся

Контрольная группа

8 чел.

(26,7%)

12 чел.

(40%)

6 чел.

(20%)

3 чел.

(10%)

1 чел.

(3,3%)

Эксперименталь–ная группа

9 чел.

(30%)

13 чел.

(43,3%)

5 чел.

(16,7%)

2 чел.

(6,7%)

1 чел.

(3,3%)


Как видно из таблицы 6, равнодушное отношение к проектной деятельности снизалось на 3,4% у детей контрольной и экспериментальной групп. Количество обучающихся, которым не нравится заниматься проектной деятельностью снизилось на 3,3% у респондентов контрольной группы и на 13,3% у респондентов экспериментальной группы. Удовлетворенность проектной деятельностью повысилась на 6,7% у детей контрольной группы и на 16,7% у детей экспериментальной группы.

На контрольном этапе опытно–экспериментальной работы результаты по экспериментальной и контрольной группам (методика Г.Б. Голуб и О.В. Чураковой [9] по выявлению уровня сформированности проектной компетентности (приложение 4) представлены в таблицах 7 и 8.

Таблица 7

Уровни сформированности проектной компетентности
в экспериментальной группе
на контрольном этапе опытно–экспериментальной работы


(методика Г.Б. Голуб и О.В. Чураковой)


Пол ребенка

Решение проблем

Работа с информацией

Коммуникация

1

2

3

4

М

Низкий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

М

Низкий уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

М

Низкий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

М

Средний уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

М

Низкий уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Высокий уровень

М

Высокий уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Низкий уровень

М

Высокий уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Д

Средний уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Д

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Д

Высокий уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

Д

Высокий уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

Д

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

Д

Высокий уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

Д

Высокий уровень

Средний уровень

Средний уровень

Д

Высокий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Д

Высокий уровень

Средний уровень

Средний уровень

Д

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень


Продолжение таблицы 7


1

2

3

4

Д

Высокий уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

Д

Высокий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Д

Средний уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

Д

Высокий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Д

Высокий уровень

Средний уровень

Средний уровень

Д

Высокий уровень

Высокий уровень

Высокий уровень


Как видно из таблицы 8, низкий уровень сформированности проектной компетентности у детей экспериментальной группы составляет 27% (понизился на 10%), средний уровень – 36%, высокий уровень – 34% (повысился на 7,8%).

Таблица 8

Уровни сформированности проектной компетентности
в контрольной группе
на контрольном этапе опытно–экспериментальной работы


(методика Г.Б. Голуб и О.В. Чураковой)


Пол ребенка

Решение проблем

Работа с информацией

Коммуникация

М

Средний уровень

Высокий уровень

Средний уровень

М

Низкий уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Высокий уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

М

Высокий уровень

Средний уровень

Средний уровень

М

Высокий уровень

Средний уровень

Средний уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

М

Высокий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Средний уровень

М

Средний уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Д

Высокий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Д

Низкий уровень

Низкий уровень

Низкий уровень



Продолжение таблицы 8


1

2

3

4

Д

Высокий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Д

Высокий уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

Д

Средний уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Д

Низкий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Д

Средний уровень

Низкий уровень

Низкий уровень

Д

Низкий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Д

Низкий уровень

Средний уровень

Средний уровень

Д

Средний уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

Д

Высокий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Д

Высокий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Д

Высокий уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

Д

Высокий уровень

Высокий уровень

Высокий уровень


Как видно из таблицы 8, низкий уровень сформированности проектной компетентности у детей контрольной группы составляет 16,6% (понизился на 11,2%), средний уровень – 55,6% (повысился на 11,2%), высокий уровень – 27,8% (остался без изменений).
Таблица 9

Сводная таблица по уровням сформированности проектной компетентности в контрольной группе и экспериментальной группах на констатирующем и контрольном этапах опытно–экспериментальной работы (количество обучающихся в %)





Констатирующий этап опытно–экспериментальной работы

Контрольный этап опытно–экспериментальной работы

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Контрольная группа

27,8%

44,4%

27,8%

16,6%

55,6%

27,8%

Эксперимен–тальная группа

30%

40%

30%

27%

36%

34%



Сравнение данных, представленных в таблице 9, показало процент повышения по высокому уровню выше на 6,2% в экспериментальной группе, по низкому уровню понижение в экспериментальной группе на 10,4% по сравнению с контрольной группой. Разница в процентном соотношении объясняется созданием педагогических условий реализации проектной деятельности обучающихся на уроках географии в экспериментальной группе на основе разработанной модели проектной деятельности.

Таким образом, результаты, полученные на контрольном этапе опытно–экспериментальной работы, показали положительный рост изменений. Этому способствовала реализация проектной деятельности на уроках географии, построенная на основе разработанной модели и педагогических условий.

Анализ психолого–педагогической и методической литературы, опыта работы учителей, собственной опытно–экспериментальной работы позволили выделить рекомендации для учителей биологии по реализации проектной деятельности на уроках, которые представлены ниже.

1. Постановка задачи на использование проектов при изучении той или иной темы состоит в определении возможностей использования проектов с целью оптимизации деятельности; прогнозирования результатов деятельности учащихся.

2. Формулировка творческого названия темы проекта и основного проблемного вопроса должна быть интересной, увлекательной, затрагивать воображение и творческие способности обучающихся. Основополагающий вопрос определяет основное направление развития проекта. Интересная постановка учителем проблемного вопроса заставляет учащихся осознать свою некомпетентность в данной области, обнаружить недостаточность своих знаний, умений; у них появляется установка на получение новых знаний, определяется цель, порождающая дальнейшую активность к деятельности по овладению новыми знаниями.

3. Необходимо наличие дидактических и методических материалов в поддержку проектной деятельности. Важным здесь является организационная деятельность как со стороны учителя, так и учащихся, начиная с погружения учащихся в проектную деятельность и до подведения итогов ее реализации. Содержание дидактических материалов направлено на оказании помощи ученикам в правильном выборе способов выполнения проекта, в представлении его результатов. Однако эти материалы не должны лишать ученика возможности принять самостоятельное решение. Дидактические материалы могут включать определенные инструкции к заданиям,