Файл: Лекция 1 "Предварительное понятие истории философии".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38 ние, отличающееся от других мнений; 2) красивую лошадку, если разобрать – мы не найдем красоту саму по себе.
Посмотрите! Идеи сами по себе не существуют, но познать их можно лишь сами по себе, а не в вещах. Осознание этого противоречия и есть, по Платону, философия: идеи нельзя увидеть глазами, можно увидеть лишь умом. Философ не тот, кто увле- кается красивой вещностью; он - мыслитель, он хочет знать лишь истину саму по се- бе. И, если он обращается к вещам, то лишь ради истины, а не ради самих вещей.
Философия – знаний идей.
Как познать идеи, истину? По Платону, с помощью ума, мышления. Источник позна- ния истины – мыслящая душа. По Платону, наша душа содержит в себе истину, но опять-таки не непосредственно. Поэтому сначала при обращении к себе душа в себе истину не находит; ее там нет как готовой. Чтобы знать истину, душа должна развить истину из себя самой.
Путь к познанию истины есть, по словам Платона, воспоминание. Не понимайте этот образ буквально. Царство идей не существует где-то отдельно от души. Миф – ра- зумный образ без разумного обоснования. Миф – намек, ясный для тех, кто понима- ет. Душа не чужда истине – вот корень этого мифического образа, созданного Плато- ном.
Сократ: истину нельзя взять от куда-то извне, ее можно извлечь только из своей ду- ши. Истину нельзя вложить в душу. «Слушай! Сейчас ты узнаешь от меня!» Могут такого вложить – всю жизнь не разберешь. Истина влезть в душу не может – она уже там, но, говорит Платон, как прочно забытая.
Противоречие: истина есть, но ее и нет, пока она не будет развита, «вспомянута».
Человека нельзя научить истине, можно лишь помочь ему научиться развить душу до состояния вспоминания. Суть искусства воспитания – помочь человеку стать тем, что он уже есть в себе, в возможности, – свободным существом. Он не табурет, чтобы его делать. Педагогика - искусство, поскольку делает, ничего не делая. В детском саду:
«Чего-то он не растет, не развивается – надо потянуть». Это - гибель для свободного человека.
Действительная помощь – это убрать препятствия душевному росту!
«Учить уму-разуму» – глупейшее выражение. Разум уже есть. По Платону, душа, не видевшая истину, не вселяется в человеческое тело.
Задача философского образования – помочь сбросить кору мнений и стать самим со- бой. Платон здесь обязан Сократу, согласно которому: философия – это путь станов- ления целомудренным. Философия есть путь, но путь – это еще не познание истины.
По Платону, воспитание человека – это философское воспитание – питание, но не более. С XIX в. человек стал воспитываться физикой, химией – странное воспитание, до этого воспитывали философией. Человек из самого себя становится только фило- софом, а вот физиком, химиком – извне.
Познание истины есть то, что начинается после воспоминания; оно - есть достижение действительной свободы. Обретение полной свободы – бессмертие души. Тот кто да- ет не полную свободу, а только «свободу» для чего-то, вот именно этого, – тот на де- ле порабощает.
В «Федоне» платоновский Сократ говорит: «Философия есть наука умирать». Значит ли это, что философу надо помочь, подтащить его к пропасти? Нет, конечно. Фило-


39 софия есть наука расставания с чувственной жизнью тела и, тем самым освобожде- ния своей души для разумного мышления, познания истины.
Философия учит умирать для ощущений. Чувства мешают, ибо они - о случайном. Не умерев для чувств, – нельзя родиться для мышления, по Платону. Смерть есть рож- дение. Философ стремится умереть не для того, чтобы сгинуть, а чтобы родиться для вечной жизни. По Платону, для того, чтобы начать мыслить, не надо умирать физи- чески. Надо умереть для вещного, но при жизни – иначе будет поздно. При жизни надо сбросить с себя мнения, зависимость от чувственного, при жизни надо научить- ся достигать бесконечности души, стать мыслящей душой или духом.
Мышление, по Платону, – не одно из свойств души, а ее сущность. Душа человека перестает быть, если она перестает мыслить, а мышление есть ее дело, следователь- но, ничего прекратить мыслить, кроме ее самой, не может, следовательно такая душа
– бессмертна. По образу, выражающему это философское положение, если не будешь мыслить – душа попадет в свинью.
Если слова Платона принять буквально, то ничего не понять в природе души. Плато- новское представление о бессмертии души – это не религиозное представление о пе- реселении душ. Это образ для понимания природы души – неограниченности мыш- ления теми вещами, которые окружают человека.
От ощущений надо оттолкнуться к мышлению. От ощущений обязательно – это при- рода естественна у человека.
Платон: «Разум – это кормчий души». Для человеческой души быть и мыслить одно и то же, не мыслящая душа не есть. Она сама утверждает свое бытие – мышлением.
Лекция 11 (продолжение)
Диалектика Платона
Диалектика – сердце платоновской философии. Все диалоги ведут к ней! Если прой- ти мимо диалектики, то Платона – не понять. Платон: “Диалектика – это карниз, вен- чающий все наше знание”. Диалектика – это то, ради чего он создает мифы, и шаг за шагом очищает мнения от неистинного в них.
Диалог “Парменид” – раскрытая диалектика, очищенная от образов мысль. Этот диа- лог есть “пробный камень”: если, читая его, клонит ко сну, тошнит, то не надо отчаи- ваться, а вернуться в начало философии Платона и попытаться еще раз подойти к диалектике. В этом диалоге диалектика есть внутренняя душа содержания.
В диалоге “Государство” (конец 5-ой, 6-ая и 7-ая книги) Платон дает определение диалектики и диалектического метода, а также пояснение этого определения и того, что с ним связано. Для этого он различает все существующее на видимое и мыслимое
(видимое только умом, умозрительное=теоретическое), и каждое из них – на реаль- ное и отражение этой реальности.
В видимом, например, Платон различает реальные вещи, деревья, животных и их от- ражения в воде и гладких поверхностях; а в мыслимом Платон различает настоящее мыслимое и мыслимое только по аналогии с видимым (таковы, например, настоящий мыслимый треугольник, который имеет только два прямых угла и лишь воображае- мый треугольник – с тремя углами, только один из которых может быть прямым).
Иначе говоря, область отраженного мыслимого есть область воображаемого: тре- угольник геометры мыслят (по геометрической теореме, треугольник есть фигура,


40 углы которой тождественны двум прямым углам <причем это есть мысленное оп- ределение любого треугольника, т.е. треугольника вообще, а не только какого-то еди- единичного треугольника, который мы наблюдаем в данный момент>), но мыслят с помощью образа – мыслят, глядя на чертеж, изображающий фигуру с тремя углами, и других побуждая воображать треугольник <но каждый раз, воображая треугольник, мы воображаем ЭТОТ единичный треугольник или конечное множество единичных треугольников, а в мысленном определении треугольника утверждаем всеобщность свойств у абсолютно каждого треугольника – всеобщее содержание можно только мыслить>. Область подлинно мыслимого – то, что можно только мыслить, без чувст- венных образов.
Этим 4-м видам предметности, по Платону, соответствуют четыре способа деятель- ности души:
Уподобление или ощущение – способ деятельности души, когда она видит не под- линные вещи, а их тени, отражения.
Вера или представление – реальные предметы мы познаем не с помощью чувств, а непосредственно знаем, что это. Непосредственное знание дерева – это еще не пони- мание его.
Рассудок или рассуждение – движение мысли от мысленного образа предмета к вы- водам о нем. Так познаются, например, геометрами геометрические предметы.
Разум или познание, понимание – диалектика, диалектический метод как таковой.
Разница между рассудком и разумом: рассудок (dianoia) есть движение от аксиом (гр. axios – ценное), основанных на вере, на очевидности к выводам из аксиом. Рассудок движется с помощью чувственных форм (образов): в геометрии – чертежи, в алгебре
– формулы, графики, в физике – мысль благополучно двигалась, пока была чувствен- ная модель атома, как планетарной системы “шариков”, но уже тяжелее с представ- лением образа поля, спасительная твердая почва здесь для физиков - видимые фор- мулы и графики.
Это линейное движение мысли от начала к концу. Конец доказан из начала, но само начало не доказано, т.е. результат доказан формально. Рассудок – это мышление, не могущее двигаться без чувственных образов, дискурсивное мышление. Если поста- вить аксиомы под сомнение, то под сомнение станут и выводы. Отсюда - множество геометрий и физик: новые основания – новые выводы; бесконечно новые по количе- ству конечные основания – бесконечные по количеству новые выводы, замечательно!
Процесс познания – обеспеченно бесконечен!
Разум (гр. episteme, fronesis) – это движение мышления без всяких чувственных обра- зов, с помощью только идей, к единому началу всего существующего и от него - к концу. Разум, субъективно начиная, идет от некоторых предпосылок (по гр. гипотез)
– к безпредпосылочному, негипотетическому началу всего, а от него к тому концу, с которого он субъективно начинал, с целью доказать гипотезы и таким образом, замк- нув круг, завершить познание. Поэтому разумное мышление замкнуто – оно не имеет недоказанных предпосылок, начал. В разумном мышлении, стало быть, два начала: 1) начало нашего, субъективного движения мышления и 2) начало действительного мышления, совпадающее с первоначалом всего существующего. А конец – один: тот, который совпадает с началом.
Популярно выражаясь, вся разница между рассудком и разумом в том, что рассудок опирается на иное себе (на чувственное), а разум - только на самого себя.


41
По Платону, уподобление (ощущение) и вера (представление) вместе есть мнение, а рассудок и разум – мышление. Мы представляем (мним) прежде, чем мыслим. В ра- зуме же нет ничего от нас, нет субъективно-личного. Здесь не годится говорить: “Я убежден, что…”, потому что один в одном убежден, другой в другом, у одного - одни ценности (аксиомы), у другого иные.
Юношеские смерти по собственной инициативе – глупые. Молодая душа, конечна, должна иметь ценности, но надо дать себе еще подрасти, чтобы, если надо, жизнь от- дать за истинные ценности, а не мнимые, сложившиеся случайно. Твердые аксиомы ценны тем, что на них можно опереться, ими держаться, а не пропасть.
Рассудок – “Это именно я так мыслю”. Разум – безличное мышление, точнее – сверх- личное, т.е. превосходящее в себе самом все личное (даже для нас субъективно самое дорогое).
Далее в “Государстве” идет речь об отношении рассудочных наук и разумной науки
(диалектики). Платон берет их отношение в его истине, а не внешне (не берет их про- сто как разные). Т. к. рассудок и разум есть формы мышления, то Платон говорит о 2- х видах наук.
Рассудочные науки: математика, геометрия, астрономия, гармония (музыка). В том виде, как ими занимаются обычно, они настолько далеки от философии, что назвать их науками по существу нельзя.
Математики занимаются не собственно своим предметом – числом, а тем, что имеет число. Они считают: яблоки, корабли, деньги (не лучшее занятие).
Геометры, почти землемеры, говоря “треугольник”, они представляют треугольник, вместо того, чтобы обращать внимание на сущность треугольника, на невидимое, на то, что можно только мыслить.
Астрономы – наблюдают движение планет и т. д. Смотрят и им интересно: за какое время эта видимая планета пройдет мимо другой видимой планеты? Жутко интерес- но. Платон: разве они смотрят вверх, если они смотрят на видимое? Взор их души, даже если они задрали голову вверх, все равно, вниз.
Обычная задача музыкантов: изобрести созвучия, приятные для души или бодрящие ее (марши) и т.п.
Платон: эти “науки” должны обрести другой вид. Тот вид, который нельзя будет на- звать техникой, который может научить мыслить о вечном, о непреходящем. Не о числе арбузов, а о природе числа; не о конфигурации земельных участков, а о сущно- сти геометрических фигур; не о видимом движении планет, а о природе движения тел; а в музыке - о природе гармонии, о единстве разных тонов. Наука (гр. matematike) - от слова научить, т.е. то, из чего мы можем научиться мыслить (а не ку- ча сведений, сваленных, как попало).
Кажется, что рассудочные и разумная науки направлены на разный предмет, но на самом деле – нет. Предмет один – сущность чего бы то ни было. И, следовательно, они учат нас подбираться к истине. Они воспитывают наш рассудок. Образованный рассудок – необходимая предпосылка разумного мышления. Разум не врожден. “Не знающий геометрию, да не войдет”, – было написано над дверьми Академии, ибо ему нечем будет ухватиться за истину.
Согласно Платону, все эти рассудочные науки - необходимое введение в диалектику.
Мы должны подойти, подобраться к диалектике. Научась мыслить противоречивые сущности различных предметов, мы подойдем к познанию единой сущности.


42
Вспомним “Пир”. В нем Платон впервые выделил ступени восхождения к истине или начертал образ “лестницы любви”: любовь к прекрасным телам; любовь к красоте душ; любовь к красоте нрава; любовь к красоте наук (математики, геометрии, астрономии, гармонии).
Это - введение в диалектику, первая фаза познания или диалектического метода.
Вторая фаза – познание единого безпредпосылочного начала всего. Но на этом про- цесс познания не останавливается. Ни в коем случае! Необходима третья фаза – по- знание всего, что связано с единой сущностью. “Связано” – не слишком удачное вы- ражение, точнее, все, что из нее следует.
Почему мы по ступеням наук можем подняться к единой сущности? По-видимому, потому что эти ступени имеют основание в едином – “лестница”, по которой мы под- нимаемся к единому, выброшена из единого. Но узнать, что это так, мы можем, лишь познав само единое. Спускаясь от единого к началу нашего мышления, мы доказа- тельно пройдем по тем же ступеням, по которым поднялись к нему. Ошибка перево- дчика, написавшего: “мы спускаемся к концу, чтобы обосновать единое”. Не единое, а наши ступени восхождения, чтобы они не остались аксиомами, недоказанными предпосылками!
Это круг есть круг диалектического метода, по Платону. Ни одна из фаз отдельно диалектикой не является. Диалектика доказывает аксиомы рассудка и, тем самым за- вершает здание науки. Она есть карниз, крыша, венчающая здание и завершающая его до целого. Диалектик, по Платону, тот, кто может дать доказательство сущности каждой вещи и, даже с помощью доказательства определить единую идею – истину.
Философ – это тот, кто лишь начинает мыслить разумно, начинающий диалектик.
Диалектик – это единственный настоящий, т.е. полный, завершенный homo sapiens, вполне мыслящее существо.
Платоновская философия определила философскую мысль на две тысячи лет вперед - вплоть до Гегеля. Вот почему ее никак нельзя миновать.
Итоги: по Платону, результатом всех форм любви (всех стремлений человеческой души, в том числе и философии) является диалектический метод.
Поскольку диалектический метод есть вполне логическое движение разумного мыш- ления, он завершает все ступени образования души (пайдеи). Каждый шаг разумного движения мышления логичен. Сущее потому и существует, и может быть познано, что оно логично.
Этот гераклитовский единый логос для Платона есть единая идея или единое. И хотя он не всегда называет это истиной, мы назовем. Эта единая истина не только тожде- ственна себе, как представляется философу, лишь взошедшему не вершину лестницы лубви. Его форма мышления – еще представление. Он еще стоит перед истиной, а она – перед ним. Философу, по Платону, еще надо стать диалектиком, т.е. познать истину. Сократ, по Платону, есть философ по преимуществу, который пренебрег множеством вещей ради одной истины.
Для диалектика истина – и то, и не то, что для философа. Для диалектика истина в своем единстве настолько различна, что есть единство единства (тождества) и разли- чия (множества). Т.е. единство противоположного в нем самом. И именно поэтому она есть противоречие.