Файл: Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет) А. Е. Бром, З. С. Терентьева организация и управление жизненным циклом наукоемкой продукции Курс лекций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1013

Скачиваний: 31

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

Модуль 1. Организационные и информационные аспекты системы управления жизненным циклом продукции

Тема 1. Организация и управление жизненным циклом продукции на предприятии.

1.2 Система управления жизненным циклом

1.4 Жизненный цикл технологии

Международные и федеральные стандарты в области управления жизненным циклом продукции

1.7. Критерии эффективности управления и ключевые показатели ЖЦ

Тема 2. Информационные системы и технологии поддержки жизненного цикла продукции.

2.1. Технологии информационной поддержки ЖЦ продукции (ИПИ/CALS-технологии).

2.2 Инженерный анализ на основе САПР. Основные тенденции современного компьютерного инжиниринга

2.3. Ключевые группы CAD/CAM/CAE/PDM/PLM-технологий и соответствующих рынков

2.4 Параллельное проектирование и численные методы

2.5 Аддитивные технологии в машиностроении

Вопросы для самоконтроля:

Модуль 2. Технологии организации процессов ЖЦ продукции на предприятии

Тема 3. Технологии организации и управления процессами ЖЦ продукции на предприятии.

3.1 Основные технологии организации и управления ЖЦ продукции

3.2 Технология управления требованиями

3.3. Технология управления конфигурацией

3.4 Управление данными об изделии (УДИ)

3.5. Технологии блокчейн в управлении жизненным циклом продукции

3.6 PDM системы

3.7 Параллельный и коллаборативный инжиниринг

3.8 Управление потоками работ

3.9 Управление качеством

Тема 4. Интегрированная логистическая поддержка

4.1. Сущность ИЛП, взаимодействие участников ЖЦ в рамках системы ИЛП

4.2. Международные и российские стандарты ИЛП.

4.3. Структура интегрированной логистической поддержки

Вопросы для самоконтроля

Модуль 3. Современные концепции и методы управления жизненным циклом продукции

Тема 5. Методология управления совокупной стоимостью ЖЦ продукции

Концепция совокупной стоимости ЖЦ продукции.

5.2. Расчет стоимости жизненного цикла изделия

5.3. Основные методы снижения стоимости ЖЦИ

5.4. Программное обеспечение для оценки СЖЦ

Тема 6. Методология управления ЖЦ продукции с учетом воздействий на внешнюю среду

6.1. Методология анализа оценки воздействий ЖЦ на внешнюю среду LCA (Life Cycle Assesment)

6.2. Инвентаризационный анализ ЖЦ

6.3. Техническая и системная эффективность проектов в машиностроении.

Вопросы для самоконтроля:

Литература

4.1. Сущность ИЛП, взаимодействие участников ЖЦ в рамках системы ИЛП


Современный этап развития мирового рынка наукоемкого производства характеризуется повышением сложности и ресурсоемкости изделий, ужесточением конкуренции между производителями и расширением процессов кооперации и интеграции между участниками жизненного цикла продукции.

Для успешной конкуренции производителю необходимо создавать систему послепродажного обслуживания, позволяющую ликвидировать время простоев техники, ведущее к недополучению прибыли от эксплуатации продукции потребителями и применению крупных штрафных санкций. В связи с этим необходимо обеспечивать эксплуатационную надежность продукции. Одним из наиболее актуальных методов повышения эксплуатационной надежности является система интегрированной логистической поддержки.

Логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от момента возникновения потребности в товаре или услуге и до момента удовлетворения данной потребности. Все функции и операции должны планироваться, управляться и координироваться в целом. Все процессы, протекающие в рамках отдельных функций, согласовываются друг с другом и создают, таким образом, резервы снижения общих издержек. Основу интегрированной системы логистики образуют такие важнейшие сферы деятельности, как закупка сырья и материалов, производство, сбыт, потоки материалов и информации, транспорт, финансы, а также системы управления запасами, качеством, планирование потребности в материалах и обеспечение необходимого уровня сервисного обслуживания.

Организация отличного обслуживания в широком смысле этого понятия возможна лишь при использовании интегрированной стратегии логистики. Сущность логистики состоит в интеграции, обеспечении взаимодействия стадий и участников процесса товародвижения, управлении материальными потоками на основе сопровождающей его информации с целью доставки необходимых товаров в нужное место в требуемое время с минимальными издержками.

Естественно, что на изготовление продукции высокого качества с высокими количественными показателями надежности требуются большие затраты, которые не готов возместить потребитель. Поэтому необходимо обеспечить оптимальное соотношение между качеством и надежностью товаров с одной стороны, и их стоимость – с другой.


В самом деле, обеспечивая высокую надежность (безотказность и долговечность) изделия, мы не только повышаем его привлекательность в глазах потенциального заказчика (поскольку эти показатели – суть важнейшие параметры качества), но и добиваемся существенного снижения эксплуатационных затрат.

Чем выше безотказность, т.е. чем больше наработка изделия на отказ или до отказа, тем реже приходится его ремонтировать и, следовательно, меньше затраты на поддержание изделия в работоспособном состоянии. Чем выше долговечность, тем меньше затраты на средние и капитальные ремонты, а также доля амортизационных отчислений, приходящихся на один год эксплуатации.

Обеспечение ремонтопригодности и эксплуатационной технологичности напрямую связано с затратами трудовых и материальных ресурсов и, следовательно, с затратами на постпроизводственных стадиях ЖЦ.

Можно также утверждать, что рациональная организация процессов технического и ремонтного обслуживания (ТОиР) и материально-технического обеспечения (МТО) также способствует сокращению затрат. Так, например, существует почти очевидная зависимость между периодичностью регламентных работ и затратами. Если регламентные работы проводить слишком часто, то затраты на них могут превысить издержки, связанные с простоями по причине отказов. С другой стороны, если регламентные работы проводить редко, то это влечет за собой возрастание вероятности отказа и, как следствие – рост издержек, обусловленных простоями. Таким образом, возникает задача выбора оптимальной периодичности регламентных (профилактических) работ по критерию минимума суммарных издержек (затраты на регламентные работы и издержки от простоев).

Чрезмерные запасы предметов снабжения (запасных частей, расходных материалов. принадлежностей) на складах заказчика приводят к омертвлению капитала и нерациональным затратам на хранение этих запасов. С другой стороны, дефицит предметов снабжения, а также длительность выполнения заявок на пополнение запасов могут приводить к сверхнормативным простоям и, следовательно, к дополнительным издержкам. Проблема усугубляется еще и тем, что многие иностранные заказчики отечественной техники включают в контракты на ее поставку санкции как за избыток, так и за возникновение дефицита предметов поставки. Поэтому проблема определения рациональных объемов и дисциплины поставок приобретает весьма актуальное значение с позиций конкурентоспособности отечественной продукции.



Наконец, приходится констатировать, что по мере усложнения изделий, особенно продукции военно-промышленного комплекса (ВПК), происходит резкий рост объемов технической документации, которые сегодня в традиционном, бумажном виде измеряются тысячами и десятками тысяч листов, а по некоторым изделиям (например, кораблям) – тоннами. При использовании таких объемов бумажной документации возникают значительные трудности при поиске необходимых сведений, касающихся эксплуатации, обслуживания, устранения неисправностей и т.д., а также при сопровождении такой документации. В результате резко снижается эффективность всех видов деятельности, связанной с эксплуатацией сложных наукоемких изделий. Возникают трудности во взаимодействии заказчиков (в первую очередь – государственных учреждений, представителей армии) и производителей, как в процессах подготовки, так и при реализации контрактов на поставку изделий. Поэтому сегодня наличие электронной эксплуатационной документации (ЭЭД) на изделие является очевидным конкурентным преимуществом, а ее отсутствие может послужить непреодолимым препятствием к заключению контракта.

Все эти проблемы призвана решить интегрированная логистическая поддержка (ИЛП) жизненного цикла продукции.

Интегрированная логистическая поддержка (Integratedlogisticsupport) – комплекс управленческих мероприятий, направленный на сокращение затрат на постпроизводственных стадиях ЖЦ и обеспечение заданных эксплуатационно-технических характеристик изделия.

Основным инструментом ИЛП является анализ логистической поддержки, который согласно ГОСТ Р 53392-2017 представляет собой формализованную технологию всестороннего исследования изделия и вариантов его системы технической эксплуатации (СТЭ), направленную на обеспечение рационального соотношения между СЖЦИ изделия и коэффициента готовности, удовлетворяющего требованиям заказчика.

На рис. 4.1 представлена общая схема системы информационного обеспечения ИЛП ЖЦ продукции. На схеме выделены следующие блоки: агрегат (изделие), системы диагностики, системы сбора, накопления и хранения информации, блоки анализа и принятия решения, средства связи.


Рис.4.1. Общая схема системы информационного обеспечения ИЛП ЖЦ продукции

Сложность для российских компаний заключается еще в том, что в рамках внедрения концепции ИЛП для постпроизводственного обслуживания техники на предприятии требуется поменять, или заново создать многие элементы инфраструктуры. Система ИЛП включает в себя производственные мощности, склады, транспортную сеть, программное обеспечение, инженерный персонал, управленческие процедуры, инструменты и средства. Поэтому при проектировании системы ИЛП должны решаться следующие вопросы:

  • создание новых структурных подразделений;

  • реорганизация административных бизнес-процессов на предприятии;

  • внедрение новой, или совершенствование существующей корпоративной информационной системы;

  • модернизация производственных мощностей предприятия;

  • обучение персонала.

Концепция ИЛП включает в себя десять составляющих, которые должны быть скоординированы с остальной инфраструктурой предприятия и друг с другом:

• Концепция планирования технического обслуживания и ремонта;

• Концепция планирования материально-технического обеспечения;

• Испытательное и вспомогательное оборудование;

• Требования к собственной инфраструктуре предприятия;

• Система технической эксплуатации изделия;

• Обучение персонала заказчика;

• Электронная эксплуатационная документация;

• Единое информационное поле «Поставщик-Производитель-Заказчик»;

• Упаковка, хранение и транспортировка;

• Требования к конструкции изделия.

Комплекс системы ИЛП должен выполнять следующие функции:

  • Управление поставками;

  • Производство предметов МТО;

  • Управление эксплуатацией изделия;

  • Обеспечение обратной связи между эксплуатацией и поставками.

Поэтому на рис.4.2 взаимодействие с сервисными (ремонтными) службами в процессе эксплуатации выделено в отдельный цикл, четко показаны основные решаемые задачи ИС, место и роль ИС ИЛП ЖЦ в структуре организации взаимосвязей между участниками ЖЦ изделия.




Рис. 4.2. Взаимодействие участников ЖЦ в ходе ИЛП

Суть и предназначение систем ИЛП заключается в интеграции управленческих и инженерных процессов, основанной на технических и логистических дисциплинах, направленную на повышение надежности и ремонтопригодности изделия, уменьшение времени на диагностику и обслуживание с целью минимизации расходов на эксплуатацию.

До недавнего времени в России проблеме интегрированной логистической поддержки не уделялось должного внимания, что привело к существенному отставанию отечественной промышленности в этом направлении. Сегодня эта проблема приобрела особую актуальность в связи с возрастающим стремлением отечественных предприятий (в первую очередь предприятий оборонного комплекса) выйти на международные рынки.

Иностранные заказчики оборонных систем предъявляют к российским изделиям те же требования, что и к аналогичным изделиям зарубежных фирм. В этой связи проблема организации интегрированной логистической поддержки для изделий российских предприятий переходит в разряд первоочередных, поскольку от ее решения в значительной мере зависит конкурентоспособность отечественной наукоемкой продукции на мировых рынках.