Файл: Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет) А. Е. Бром, З. С. Терентьева организация и управление жизненным циклом наукоемкой продукции Курс лекций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1191

Скачиваний: 43

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

Модуль 1. Организационные и информационные аспекты системы управления жизненным циклом продукции

Тема 1. Организация и управление жизненным циклом продукции на предприятии.

1.2 Система управления жизненным циклом

1.4 Жизненный цикл технологии

Международные и федеральные стандарты в области управления жизненным циклом продукции

1.7. Критерии эффективности управления и ключевые показатели ЖЦ

Тема 2. Информационные системы и технологии поддержки жизненного цикла продукции.

2.1. Технологии информационной поддержки ЖЦ продукции (ИПИ/CALS-технологии).

2.2 Инженерный анализ на основе САПР. Основные тенденции современного компьютерного инжиниринга

2.3. Ключевые группы CAD/CAM/CAE/PDM/PLM-технологий и соответствующих рынков

2.4 Параллельное проектирование и численные методы

2.5 Аддитивные технологии в машиностроении

Вопросы для самоконтроля:

Модуль 2. Технологии организации процессов ЖЦ продукции на предприятии

Тема 3. Технологии организации и управления процессами ЖЦ продукции на предприятии.

3.1 Основные технологии организации и управления ЖЦ продукции

3.2 Технология управления требованиями

3.3. Технология управления конфигурацией

3.4 Управление данными об изделии (УДИ)

3.5. Технологии блокчейн в управлении жизненным циклом продукции

3.6 PDM системы

3.7 Параллельный и коллаборативный инжиниринг

3.8 Управление потоками работ

3.9 Управление качеством

Тема 4. Интегрированная логистическая поддержка

4.1. Сущность ИЛП, взаимодействие участников ЖЦ в рамках системы ИЛП

4.2. Международные и российские стандарты ИЛП.

4.3. Структура интегрированной логистической поддержки

Вопросы для самоконтроля

Модуль 3. Современные концепции и методы управления жизненным циклом продукции

Тема 5. Методология управления совокупной стоимостью ЖЦ продукции

Концепция совокупной стоимости ЖЦ продукции.

5.2. Расчет стоимости жизненного цикла изделия

5.3. Основные методы снижения стоимости ЖЦИ

5.4. Программное обеспечение для оценки СЖЦ

Тема 6. Методология управления ЖЦ продукции с учетом воздействий на внешнюю среду

6.1. Методология анализа оценки воздействий ЖЦ на внешнюю среду LCA (Life Cycle Assesment)

6.2. Инвентаризационный анализ ЖЦ

6.3. Техническая и системная эффективность проектов в машиностроении.

Вопросы для самоконтроля:

Литература

1.4 Жизненный цикл технологии


В зависимости от уровня изменчивости технологий, рассматривают три разновидности жизненного цикла технологии (ЖЦТ): стабильная (рис. 1.2), плодотворная (рис.1.3) и изменчивая (рис.1.4).

4) Определяется сочетание ЖЦС, ЖЦТ, ЖЦИ. В зависимости от различных типов ЖЦТ возможны следующие ситуации:



Рис.1.2. Стабильная технология

.

Рис. 1.3. Плодотворная технология



Рис. 1.4. Изменчивая технология

Стабильная технология в основном остается неизменной в течение ЖЦС (например, производство автомобилей ранних марок). Получается по одной кривой ЖЦС, ЖЦТ и ЖЦИ. По мере достижения насыщения рынка, организация осуществляет модификацию продукции путем улучшения отдельных параметров и конструкции изделия. При этом радикальных изменений в технологии не происходит.

В случае стабильной технологии высокая потребность в технологических инновациях проявляется в областях возникновения спроса и развития производства и зрелости, насыщения рынка.

Плодотворная технология, как и в случае стабильной технологии, сохраняется неизменной длительный период. Но при этом имеет место разработка сменяющих друг друга новых поколений продукции с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. Короткий ЖЦ продукта, необходимость удержания завоеванных рыночных позиций обуславливает постоянную нацеленность организации на освоения инноваций. В рамках плодотворной технологии (например, в области современной вычислительной техники) разработка новых видов продукции становится решающим фактором достижения экономического успеха. Новейший продукт с наилучшими показателями захватывает рынок. Однако, его ведущая роль может оказаться краткосрочной из-за появления таких же или более эффективных продуктов, предлагаемых конкурентами. В результате фирмы находятся под постоянным давлением необходимости технологических инноваций.


В случае плодотворной (неизменной) технологии потребность в инновациях также невелика, так как спрос удовлетворяется путем модификации продукции (П1, П2, П3) или освоения новых изделий без существенных изменений начальной технологии производства.

Изменчивая технология - характеризуется тем, что в течение ЖЦС, помимо новых изделий, наблюдается появление сменяющих друг друга базовых технологий. По принципу изменчивой технологии (Т1, Т2, Т3) работают фирмы, относящиеся к технологически активным отраслям промышленности, таким как электронная, химическая, фармацевтическое производство. Большая часть отраслей машиностроения имеет среднюю технологическую активность и, следовательно, средний уровень потребности в инновациях.

В случае изменчивой технологии фирмы для поддержания жизненного цикла спроса он нуждается в инновациях на всех стадиях: от зарождения технологии и первоначального производства до насыщения рынка.

Смена технологии имеет более глубокий эффект, чем появление новой продукции, так как угрожает моральным устареванием всем инвестициям фирмы в предшествующую технологию, в том числе инвестициям в НИОКР, в научно-технический персонал и производственные фонды.

Поэтому переход внутри фирмы к новой технологии труден не только с финансовой стороны, но также с организационно культурной и стратегической.

Инновационный процесс описывается рядом признаков: 1) устанавливается стадия жизненного цикла изделия (ЖЦИ), в которой будет осуществляться инновационная деятельность (НИОКР, производство, реализация, потребление). 2) определяется характер динамики жизненного цикла спроса на продукцию.

ЖЦ спроса на продукцию делится на несколько стадий:

1.Зарождение – бурный период становления отрасли, когда несколько фирм, стремясь к захвату лидерства, конкурируют между собой.

2.Ускорение роста – период, когда конкуренты, оставшиеся на рынке, пожинают плоды своей победы. В этот период спрос обычно растет, опережая предложение.

3.Замедление роста, когда появляются первые признаки насыщения спроса и предложение начинает опережать спрос.



4.Зрелость, когда насыщение спроса достигнуто и имеются значительные избыточные мощности.

5. Затухание, спад – снижение объема спроса (иногда до нуля), предопределяемое долговременными демографическими и экономическими условиями (такими, как темп роста валового национального продукта или народонаселения) и темпом устаревания или уменьшения потребления продукта.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Международные и федеральные стандарты в области управления жизненным циклом продукции


Жизненный цикл наукоемкой продукции регламентируется различными стандартами, международными и российскими.

Международные стандарты

ISO (International Organization for Standardization) – Международная организация по стандартизации. С 1946 года ISO разрабатывает технические стандарты практически по всем направлениям бизнеса, отраслям промышленности и технологиям.

Технический комитет ISO TC 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества» разрабатывает стандарты в области обеспечения и менеджмента качества, получившие название «Стандарты ISO серии 9000».

Федеральные стандарты

ГОСТ 2.051—2013 Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения.

ГОСТ 2.101—68 Единая система конструкторской документации. Виды изделий.

ГОСТ 2.103—68 Единая система конструкторской документации. Стадии разработки

ГОСТ 2.601—2013 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы.

ГОСТ 14.205—83 Технологичность конструкции изделий. Термины и определения.

ГОСТ 27.002—89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения.

ГОСТ 18322—78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения.

ГОСТ 25866—83 Эксплуатация техники. Термины и определения.

ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288—2005 Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем.

ГОСТ Р 53392—2009 Интегрированная логистическая поддержка. Анализ логистической поддержки. Основные положения.

ГОСТ Р 53393—2009 Интегрированная логистическая поддержка. Основные положения.

ГОСТ Р 53394—2009 Интегрированная логистическая поддержка. Основные термины и определения.

ГОСТ Р 55929—2013 Интегрированная логистическая поддержка экспортируемой продукции. Интегрированная логистическая поддержка и послепродажное обслуживание. Общие положения.

ГОСТ Р 56136—2014 Управление жизненным циклом продукции. Термины и определения.
    1. Понятия управления ЖЦ и модели ЖЦ


Управление ЖЦ продукции – это интеграция набора информационных и организационно-управленческих стратегий и инструментов для обеспечения организации деятельности всех участников ЖЦ с целью достижения оптимальных значений по ключевым показателям ЖЦ – длительности ЖЦ, стоимости ЖЦ, надёжности и качества изделий. Для каждого процесса ЖЦ должны рассчитываться количественные оценки эффекта и затрат, оцениваться факторы риска, внедряться методы реинжиниринга для повышения качества изделий и минимизации совокупной стоимости ЖЦ изделия.


Для реализации процесса управления ЖЦ в СУЖЦ должно обеспечиваться постоянное целенаправленное воздействие на конструкцию изделия, проектную и производственную среду изделия, систему поддержки эксплуатации изделия. Такое воздействие обеспечивают базовые (т.е. необходимые к внедрению) технологии, составляющие к настоящему моменту ядро СУЖЦ, которые будут рассматриваться подробно в следующем модуле.

Объектами управления ЖЦ являются образцы продукции (конечные/финишные изделия) и их составные части (модули, блоки, агрегаты) в части их технико-экономических характеристик (ТЭХ) и влияния этих характеристик на целевые критерии эффективности.

Субъектами управления ЖЦ в рамках программы работ по образцу продукции военного назначения (ПВН) являются:

  • уполномоченные ФОИВ;

  • органы управления программой (дирекция программы на базе головного разработчика/головного исполнителя образца ПВН);

  • головной исполнитель (разработчик) образца ПВН в целом;

  • головной изготовитель (если он не входит в состав головного исполнителя);

  • исполнители (субподрядные организации);

  • НИО государственных заказчиков и иные научные организации.

Распределение функций управления ЖЦ между субъектами управления определяется программой работ по образцу ПВН и (или) содержанием контракта ЖЦ и может варьироваться в зависимости от вида ПВН.
Модель ЖЦ продукции включает в себя формальное описание состава и структуры ЖЦ, включающее принятый набор стадий, их взаимосвязь, последовательность, особенности состава информации об изделии или состояния изделия на каждой из стадий.

1.7. Критерии эффективности управления и ключевые показатели ЖЦ


Критерии эффективности управления ЖЦ обосновываются, исходя из вида и характерных особенностей продукции, назначения конечного изделия, требований заказчика к компании-производителю и других факторов, связанных с условиями использования продукции в эксплуатации. Перечислим основные критерии:

  • для машиностроительной продукции гражданского, военного и двойного назначения: безотказность (надежность), показатель технической готовности, эксплуатационная готовность, автономность применения и т. д., в зависимости от целей и сценариев использования изделий;

  • цена изделия;

  • стоимость процессов ЖЦ и совокупная стоимость ЖЦ изделия;

  • сроки создания (разработки и ОКР, включая создание опытного образца)

  • длительность производственно-технологического цикла и сроки вывода на рынок продукции;

  • сроки ввода в эксплуатацию (для ПВН это могут быть сроки развертывания системы);

  • экономическая эффективность продукции на этапе эксплуатации;

  • стоимость системы интегрированной логистической поддержки (ИЛП) для производителя/поставщика и заказчика/эксплуатанта изделия;

  • качество изделия ( при условии наличии на предприятии разработанной системы оценки качества продукции, так как понятие «качество» является комплексным свойством изделия)