Файл: Литература по основным разделам курса. Предназначено для студентов и преподавателей педагогических ву зов и колледжей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 426
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Ревность от ущвмленности является уделом людей с тревожно-мни- тельным характером, склонных преувеличивать свои недостатки, не- приятности и опасности, легко впадающих в тоску и отчаяние. Считая себя слабыми, неинтересными, такие люди полагают, что не вправе рассчитывать на хорошее отношение окружающих, но в то же время тяжело переживают свою участь, тяготятся ею. Они настороженно ожи- дают подтверждения своих опасений, и поэтому малейшее изменение в отношении к ним моментально улавливают и делают далеко идущие, чаше всего необоснованные выводы. Прозвучит ли в словах супруга чуть меньше (или чуть больше) любви и заботы, покажется ли взгляд не- достаточно ласковым или «недополучит» такой человек необходимого ему внимания — тут же возникают подозрения.
По типу возникновения различаются так называемые обращен-
ная ревность и привитая ревность
Обращенная ревность есть результат собственной склонности рев- нивца к неверности. Поскольку у него появляется подобное желание, ему кажется, что такие же помыслы присущи и другому супругу. Обыч- но обращенная ревность возникает на месте угасшей любви или в семь- ях, где ее не было вовсе, так как сохраняющаяся любовь редко сочета- ется с мечтами о других партнерах.
Привитая ревность зарождается под влиянием жизненного опыта.
Измены собственных родителей, друзей, сослуживцев, разговоры о супружеской неверности, некоторые книги и кинофильмы способны внушить отдельным людям впечатление, что «все изменяют», что «без измен никто не живет».
Названные типы ревности и ее варианты в чистом виде поч- ти не встречаются. В жизни все гораздо сложнее, причем между крайними точками имеется ряд переходных ступеней. Все это молодым супругам надо знать, чтобы при появлении ревности они не спешили с выводами, а более глубоко разобрались в себе, более объективно оценили себя и свое поведение, чтобы не толь- ко внешне, но и внутренне не принимали шуточек и острот, сплетен и клеветы, чтобы учились на чужих ошибках и стара- лись не делать собственных.
Одна из наиболее сложных и важных сфер семейной жизни - это сфера сексуальных
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 32
взаимоотношений супругов. Известно, на- пример, что негативная оценка сексуальных способностей мужа может даже привести к развитию у него импотенции. Специа- лист по психогигиене половой жизни профессор С. С. Либих, подчеркивает, что «если обвинения в существующих или наду- манных грехах (любых) забываются, то сексуальные упреки не забываются никогда». И поскольку в наших знаниях и в нашем отношении к вопросам секса остается много пробелов, рассмот- рим эти вопросы подробнее.
Любовь, секс, эротика: «открытые проблемы»
Современная сексология выделяет в эротической любви два главных аспекта. Первый - это эмоциональная любовь, основан-
172
ная на духовном стремлении к союзу с другим человеком. Вто- рой аспект — это биологическое влечение, стремление к снятию сексуального напряжения. Обе нити сплетаются в единый проч- ный «жгут» на протяжении всей жизни человека.
Эмоциональное влечение проявляется в желании постоянно находиться в близком контакте с любимым человеком. С этим эмоционально-психологическим компонентом любви тесно свя- зано сексуальное влечение (либидо), механизм действия которого зависит от многих условий.
Любовь, объединяющая двух людей, не рождается «из ниче- го», а является результатом их предыдущей жизни. В основе воз- никающего у человека эмоционального чувства любви лежит весь его духовный опыт. Развитие же сексуальной чувствительности,
позволяющей человеку в полную силу испытывать физические ощущения, заключает в себе множество неоднозначных вопро- сов. Является ли сексуальное влечение врожденным или возни- кает в результате приобретенного опыта? В каждом ли человеке заложен половой инстинкт, подсказывающий ему, как и что необходимо делать, или же его сексуальное поведение опреде- ляется его образованностью, воспитанием, средой, в которой он вращается и завязывает знакомства? Какое влияние оказыва- ют социальные, профессиональные и бытовые условия на сек- суальную жизнь человека? Каким образом она связана с созна- нием и психикой личности?
Рождение эротической любви — это всегда вереница незримых перемен в человеке, постепенная перестройка всей внутренней жизни личности.
Начинается любовь
с
эмоционального влечения, страсти.
И только постепенно, проходя через сознание, она превращается в чувство. Первые шаги влюбленности — это медленные струйки ощущений,
которые незаметно втекают в душу и тревожат ее своей непонятностью. Начинается бунт подсознания (смутная тоска, необъяснимая тяжесть в сердце) — первый ответ души на вкрадывающуюся в нее любовь. Вселяя в душу непонятные метания чувств, подсознание как бы выходит из повиновения, роль его во внутренней жизни человека скачкообразно возрастает. Спустя некоторое время возникают новые ощуще- ния, более явные. Это уже переход любви из подсознания в созна-
ние, из недр души в доступную для понимания сферу.
Параллельно с осознанием любовного чувства нарастает и сек-
суальное влечение. С точки зрения биологии главенствующая роль в сексуальной любви принадлежит органам чувств.
Органы зрения и слуха передают сигналы к центрам головного моз- га, которые «ведают» сексуальными механизмами. Орган обоняния спо- собен пробуждать в сознании интимные ощущения, заставляя работать
173
воображение. Чувство вкуса и органы осязания, расположенные в тканях всего тела, обеспечивают при непосредственных контактах партнеров трансформацию внешних воздействий в нервные импульсы, поступающие в центр оргазма, находящийся в головном мозге.
Когда эти чувства приходят в действие, психика на время должна «отступить в тень». Контролирующее ее воздействие, активная мыслительная деятельность в моменты физических сексуальных ощущений крайне нежелательны, так как могут привести к отклонениям в функционировании половых органов и даже быть источником неврозов.
Однако психические воздействия, независимо от чувственных рецепторов, продолжают участвовать в наших сексуальных пе- реживаниях. Так, возникающее в воображении ассоциативное видение определенных форм, цветов, восприятие звуков или запахов может непосредственно воздействовать на центр оргаз- ма. На этом, например, основано действие эротических меха- низмов в «виртуальной реальности». В лабиринте человеческой психики пути сексуального поведения весьма запутаны, и нуж- на постоянная работа сознания, чтобы они не завели в тупик жизненных катастроф и разочарований.
Сексуальные отношения — это проблема не только частная, но и фундаментальная, общезначимая. Человеческая сексуаль-
ность — это феномен культуры, включенный в жизнь общества, и поэтому педагог должен иметь в виду, что многое здесь зави- сит от уровня социокультурных установок, просвещения и вос- питания в этой сложной интимной сфере жизни.
Десятилетиями молодежи втолковывали, что секс — это нечто по- стыдное и недостойное, что это происки капитализма, ставящего це- лью растление прогрессивной советской молодежи. В СССР господство- вало ханжеское представление о любви. «Бесполая любовь», пропаган- дируемая в советском обществе, являлась препятствием для нормаль- ного сексуального развития и общения новых поколений молодых лю- дей. Строгие ограничения, замкнутость и непросвещенность приводили к возникновению сексуальных проблем в семьях, скандалам и непони- манию между мужчиной и женщиной.
Но шло время, и общественное сознание все больше заявляло о необходимости пересмотра запретов в вопросах секса и эротики. На
Западе 60-е гг. ознаменовались «сексуальной революцией», и хотели этого советские лидеры или нет, но «тлетворное влияние Запада» все же прорвалось через «железный занавес». Однако идеологизированное сознание, подпитываемое ханжеством, стало на пути тех, кто пытался всерьез изучать сексуальную сторону жизни человека и взаимодействие полов, развивать сексуальную культуру в обществе. С другой стороны, слишком долгая изоляция привела к «сексуальному буму», который проявился весьма бурно и неоднозначно, в том числе и в виде пришед- шей на смену ханжеству половой распущенности и вседозволенности.
Скорее всего, это результат того, что человек, который всегда стремится к тому, что запрещено, теперь удовлетворяет эту свою потребность, но делает это на основе низкой сексуальной культуры.
174
Низкая сексуальная культура общества проявляется, в част- ности, и в том, что до сегодняшнего дня в нашем сознании нет четкой границы между сексом, эротикой и порнографией. Тер- мины эти действительно неоднозначны — они довольно близки и взаимосвязаны, но подменять их друг другом не следует. Секс —
все, что относится к половой жизни человека, его сексуаль- ность (от лат. sexus — пол). Эротика — все, связанное с чувствен- ным, сексуальным влечением человека. Порнография — непри- стойность, крайняя циничность в изображении того, что связа- но с сексуальными отношениями (правда, возникает вопрос субъективности в разграничении пристойного и непристойно- го). Как видим, далеко не все, что относится к сексу и эротике, следует обвинять в порнографии.
Сексуальные преобразования в обществе — процесс проти- воречивый. С одной стороны, устанавливается более терпимое
отношение к сексуальности, понимание того, что это необходи- мый аспект общественной и личной жизни, одно из проявле- ний свободы личности. С другой стороны, этот процесс несет в себе и негативные явления, связанные с тем, что запретитель- ные нормы потеряли свое значение, а другие моральные нормы внутреннего регулирования еще не сложились.
Понимание и терпимость применительно к сексу нередко называют
вседозволенностью. Но что можно считать дозволенным, а что недозво- ленным? «Разрешено все, что не запрещено законом», — фундаменталь- ный принцип правового государства. Другое дело, что не все разрешен- ное и не запрещенное — хорошо и необходимо, потому что кроме норм права существуют нормы морали и эстетические нормы: люди всегда старались строить свою жизнь, в том числе и сексуальную, по законам красоты. Кроме того, есть индивидуальные предрасположения, склон- ности — то, что хорошо для одного человека, может быть абсолютно неприемлемо для другого, и это накладывает определенные ограниче- ния. Люди сами, с учетом норм морали, своего понимания красоты и своих индивидуальных пристрастий, должны решать, что из сферы доз- воленного они будут себе позволять в своей сексуальной жизни, а чего не будут.
Еще одна особенность сексуальных преобразований — суще- ственно поменялись наши оценки. Сексуальность, которая раньше была в подполье, хотя положительно воспринималась в личной жизни, стала нормой официальной культуры. Одно из главных завоеваний сексуальной революции
—
либерализация
сексуальной морали — утверждение принципа свободы,
индивидуализации и многообразия форм сексуальности.
У свободы всегда есть два измерения: то, от чего человек хочет освободиться? и то, для чего он хочет освободиться (свобода негативная и позитивная). Начинается с отрицания — снимаются всевозможные ограничения, запреты. Но в следующий момент неизбежно возникает вопрос: для чего это нужн$, что я хочу, что я теперь могу? Естествен- но, чем сильнее давление, тем активнее, энергичнее стремление изба-
175
Когда эти чувства приходят в действие, психика на время должна «отступить в тень». Контролирующее ее воздействие, активная мыслительная деятельность в моменты физических сексуальных ощущений крайне нежелательны, так как могут привести к отклонениям в функционировании половых органов и даже быть источником неврозов.
Однако психические воздействия, независимо от чувственных рецепторов, продолжают участвовать в наших сексуальных пе- реживаниях. Так, возникающее в воображении ассоциативное видение определенных форм, цветов, восприятие звуков или запахов может непосредственно воздействовать на центр оргаз- ма. На этом, например, основано действие эротических меха- низмов в «виртуальной реальности». В лабиринте человеческой психики пути сексуального поведения весьма запутаны, и нуж- на постоянная работа сознания, чтобы они не завели в тупик жизненных катастроф и разочарований.
Сексуальные отношения — это проблема не только частная, но и фундаментальная, общезначимая. Человеческая сексуаль-
ность — это феномен культуры, включенный в жизнь общества, и поэтому педагог должен иметь в виду, что многое здесь зави- сит от уровня социокультурных установок, просвещения и вос- питания в этой сложной интимной сфере жизни.
Десятилетиями молодежи втолковывали, что секс — это нечто по- стыдное и недостойное, что это происки капитализма, ставящего це- лью растление прогрессивной советской молодежи. В СССР господство- вало ханжеское представление о любви. «Бесполая любовь», пропаган- дируемая в советском обществе, являлась препятствием для нормаль- ного сексуального развития и общения новых поколений молодых лю- дей. Строгие ограничения, замкнутость и непросвещенность приводили к возникновению сексуальных проблем в семьях, скандалам и непони- манию между мужчиной и женщиной.
Но шло время, и общественное сознание все больше заявляло о необходимости пересмотра запретов в вопросах секса и эротики. На
Западе 60-е гг. ознаменовались «сексуальной революцией», и хотели этого советские лидеры или нет, но «тлетворное влияние Запада» все же прорвалось через «железный занавес». Однако идеологизированное сознание, подпитываемое ханжеством, стало на пути тех, кто пытался всерьез изучать сексуальную сторону жизни человека и взаимодействие полов, развивать сексуальную культуру в обществе. С другой стороны, слишком долгая изоляция привела к «сексуальному буму», который проявился весьма бурно и неоднозначно, в том числе и в виде пришед- шей на смену ханжеству половой распущенности и вседозволенности.
Скорее всего, это результат того, что человек, который всегда стремится к тому, что запрещено, теперь удовлетворяет эту свою потребность, но делает это на основе низкой сексуальной культуры.
174
Низкая сексуальная культура общества проявляется, в част- ности, и в том, что до сегодняшнего дня в нашем сознании нет четкой границы между сексом, эротикой и порнографией. Тер- мины эти действительно неоднозначны — они довольно близки и взаимосвязаны, но подменять их друг другом не следует. Секс —
все, что относится к половой жизни человека, его сексуаль- ность (от лат. sexus — пол). Эротика — все, связанное с чувствен- ным, сексуальным влечением человека. Порнография — непри- стойность, крайняя циничность в изображении того, что связа- но с сексуальными отношениями (правда, возникает вопрос субъективности в разграничении пристойного и непристойно- го). Как видим, далеко не все, что относится к сексу и эротике, следует обвинять в порнографии.
Сексуальные преобразования в обществе — процесс проти- воречивый. С одной стороны, устанавливается более терпимое
отношение к сексуальности, понимание того, что это необходи- мый аспект общественной и личной жизни, одно из проявле- ний свободы личности. С другой стороны, этот процесс несет в себе и негативные явления, связанные с тем, что запретитель- ные нормы потеряли свое значение, а другие моральные нормы внутреннего регулирования еще не сложились.
Понимание и терпимость применительно к сексу нередко называют
вседозволенностью. Но что можно считать дозволенным, а что недозво- ленным? «Разрешено все, что не запрещено законом», — фундаменталь- ный принцип правового государства. Другое дело, что не все разрешен- ное и не запрещенное — хорошо и необходимо, потому что кроме норм права существуют нормы морали и эстетические нормы: люди всегда старались строить свою жизнь, в том числе и сексуальную, по законам красоты. Кроме того, есть индивидуальные предрасположения, склон- ности — то, что хорошо для одного человека, может быть абсолютно неприемлемо для другого, и это накладывает определенные ограниче- ния. Люди сами, с учетом норм морали, своего понимания красоты и своих индивидуальных пристрастий, должны решать, что из сферы доз- воленного они будут себе позволять в своей сексуальной жизни, а чего не будут.
Еще одна особенность сексуальных преобразований — суще- ственно поменялись наши оценки. Сексуальность, которая раньше была в подполье, хотя положительно воспринималась в личной жизни, стала нормой официальной культуры. Одно из главных завоеваний сексуальной революции
—
либерализация
сексуальной морали — утверждение принципа свободы,
индивидуализации и многообразия форм сексуальности.
У свободы всегда есть два измерения: то, от чего человек хочет освободиться? и то, для чего он хочет освободиться (свобода негативная и позитивная). Начинается с отрицания — снимаются всевозможные ограничения, запреты. Но в следующий момент неизбежно возникает вопрос: для чего это нужн$, что я хочу, что я теперь могу? Естествен- но, чем сильнее давление, тем активнее, энергичнее стремление изба-
175
виться от моральных оков, откровенно демонстрируя, например, свою нетрадиционную сексуальную ориентацию и шокируя публику. Но по- сле того как упоение свободой проходит, это перестает быть интерес- ным. И это понятно: люди, которым запрещается меньше, уже не име- ют необходимости что-то демонстрировать своим сексуальным поведе- нием, как подростки, вырвавшиеся из-под контроля.
Либерализация сексуальной морали приводит одновременно и к очень неприятным последствиям. Расширение половых связей вызвало волну венерических заболеваний и распространение СПИДа. Это, с одной стороны, стало мощным стимулом для того, чтобы начать, наконец, надлежащее сексуальное воспитание молодежи, включающее развитие элементарной гигиенической и контрацептивной культуры. А поскольку для профилактики СПИДа недостаточно только школьного воспитания, потребовался прямой, открытый разговор о сексе в средствах массовой информации, прежде всего на телевидении. С другой стороны, ожили традиционно-консервативные взгляды на секс. Некоторые люди увидели в СПИДе чуть ли не Божью кару за грехи, другие были не столь прямолинейны, но к сексу опять стали относиться с подозрением, как к чему-то грязному. Бытового поведения это не изменило, люди по-прежнему стремятся к сексу как к источнику наслаждения, радости, но создается двойственная ориентация, затрудняется возможность серьезного обсуждения проблемы. Консервативно настроенные слои во всех злоключениях общества винят либерализацию половой морали, появление обнаженного тела на экранах телевизоров, эротические фильмы и т.д., требуя запретить их.
Неверно говорить и о сексуальном насилии как о следствии либера- лизации сексуальной морали. В специальной профессиональной литера- туре отмечается, что сексуальное насилие никогда не мотивируется сек- суально, его главная мотивация та же, что и насилия вообще — это проявление ярости, гнева, злобы.
В вопросах половой морали, как и в других нравственных про- блемах, необходим определенный плюрализм. Телевизионные программы рассчитаны на разные категории людей. Вам предла-
гают их смотреть, но не обязывают. Вы выбираете их в соответ- ствии с вашими вкусами, интересами, уровнем культуры. Эро- тика — дело интимное. Образы, соответствующие индивидуаль- ным запросам человека, одним кажутся красивыми, приемле- мыми, но у других могут вызвать неприятие и даже отвращение.
Поэтому знакомство с эротической продукцией лучше осуще- ствлять наедине или вдвоем. При этом вы не лишаетесь свободы выбора, но и не навязываете его тому, кому это было бы непри- ятно. Что касается законодательных ограничений на эротиче- скую продукцию, то они в современных условиях неприемле- мы, ибо порождают синдром «запретного плода». Они могут распространяться только на несовершеннолетних, да и то основ- ной упор должен делаться здесь не на запреты, а на формирование у молодежи морального иммунитета к порнографии и разврату, обеспечивающего разумность и моральность свободы выбора.
Сегодня пересмотрена — и практически, и теоретически — идея противоположности телесного и духовного как низменно-
176
го и возвышенного, где возвышенное должно подавлять низ- менное. Обнаружилось большое разнообразие форм сексуальной жизни и эротики, и к ним стали относиться более терпимо. Та- кое понимание связано с общей переориентацией современной культуры, в которой на первое место выходит индивид и в кото- рой «реабилитированы» его тело и чувственность.
Главное завоевание сексуальной революции — это растущее понимание в обществе того, что нормальная, здоровая сексуаль-
ность — явление не отрицательное, а положительное, источник
удовольствия, радости, и поэтому ни стыдиться, ни бояться ее не надо. Необходимо освобождаться от живущих в нас стереоти- пов и воспитывать в обществе, особенно в подрастающем поко- лении, здоровую сексуальность, свободу сексуальных отноше- ний, высокую эротическую культуру.
8.4. ЭТИКА ОБЩЕНИЯ
В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
К новым моральным ситуациям, которые породило XX сто- летие, относятся усложнение и осложнение «человеческих от- ношений», связанные с научно-техническим прогрессом, в ча- стности, превращение межличностного общения в некое механиче-
ское взаимодействие, опосредованное техническими средствами.
Особенно актуальным такое общение стало для молодежи, с готовностью отзывающейся на все новое и необычное. Почему же это «новое» и «необычное» порождает проблемы, какого рода эти проблемы и какое отношение они имеют к профессиональ- ной культуре педагога?
Дело в том, что современные средства общения, как прави- ло, создают лишь иллюзию общения, в результате чего происхо- дит разрушение феномена «реального соседства», т.е. непосред-
ственного общения людей в определенном времени и пространст- ве. А ведь только в непосредственном живом контакте человек может использовать все органы чувств, мысленно воспроизво- дить образ происходящего и адекватно откликаться на него.
До появления электронных средств связи суждения о людях дела- лись людьми, т.е. друзья, коллеги, соседи формировали мнение друг о друге в результате собственного (человеческого!) мыслительного про- цесса. При этом люди не могли не учитывать эмоциональные, интуи- тивные, нравственные и прочие критерии, которые создают атмосферу
понимания, столь ценную в цивилизованном общении. На данном же - этапе компьютер становится посредником во взаимоотношениях людей и их арбитром, поскольку он хранит в своей памяти рационально-объ- ективную информацию. Но при этом индивидуальность со всеми ее ори- гинальными и непредсказуемыми характеристиками усредняется и ста- новится просто информационным сырьем.
177
Либерализация сексуальной морали приводит одновременно и к очень неприятным последствиям. Расширение половых связей вызвало волну венерических заболеваний и распространение СПИДа. Это, с одной стороны, стало мощным стимулом для того, чтобы начать, наконец, надлежащее сексуальное воспитание молодежи, включающее развитие элементарной гигиенической и контрацептивной культуры. А поскольку для профилактики СПИДа недостаточно только школьного воспитания, потребовался прямой, открытый разговор о сексе в средствах массовой информации, прежде всего на телевидении. С другой стороны, ожили традиционно-консервативные взгляды на секс. Некоторые люди увидели в СПИДе чуть ли не Божью кару за грехи, другие были не столь прямолинейны, но к сексу опять стали относиться с подозрением, как к чему-то грязному. Бытового поведения это не изменило, люди по-прежнему стремятся к сексу как к источнику наслаждения, радости, но создается двойственная ориентация, затрудняется возможность серьезного обсуждения проблемы. Консервативно настроенные слои во всех злоключениях общества винят либерализацию половой морали, появление обнаженного тела на экранах телевизоров, эротические фильмы и т.д., требуя запретить их.
Неверно говорить и о сексуальном насилии как о следствии либера- лизации сексуальной морали. В специальной профессиональной литера- туре отмечается, что сексуальное насилие никогда не мотивируется сек- суально, его главная мотивация та же, что и насилия вообще — это проявление ярости, гнева, злобы.
В вопросах половой морали, как и в других нравственных про- блемах, необходим определенный плюрализм. Телевизионные программы рассчитаны на разные категории людей. Вам предла-
гают их смотреть, но не обязывают. Вы выбираете их в соответ- ствии с вашими вкусами, интересами, уровнем культуры. Эро- тика — дело интимное. Образы, соответствующие индивидуаль- ным запросам человека, одним кажутся красивыми, приемле- мыми, но у других могут вызвать неприятие и даже отвращение.
Поэтому знакомство с эротической продукцией лучше осуще- ствлять наедине или вдвоем. При этом вы не лишаетесь свободы выбора, но и не навязываете его тому, кому это было бы непри- ятно. Что касается законодательных ограничений на эротиче- скую продукцию, то они в современных условиях неприемле- мы, ибо порождают синдром «запретного плода». Они могут распространяться только на несовершеннолетних, да и то основ- ной упор должен делаться здесь не на запреты, а на формирование у молодежи морального иммунитета к порнографии и разврату, обеспечивающего разумность и моральность свободы выбора.
Сегодня пересмотрена — и практически, и теоретически — идея противоположности телесного и духовного как низменно-
176
го и возвышенного, где возвышенное должно подавлять низ- менное. Обнаружилось большое разнообразие форм сексуальной жизни и эротики, и к ним стали относиться более терпимо. Та- кое понимание связано с общей переориентацией современной культуры, в которой на первое место выходит индивид и в кото- рой «реабилитированы» его тело и чувственность.
Главное завоевание сексуальной революции — это растущее понимание в обществе того, что нормальная, здоровая сексуаль-
ность — явление не отрицательное, а положительное, источник
удовольствия, радости, и поэтому ни стыдиться, ни бояться ее не надо. Необходимо освобождаться от живущих в нас стереоти- пов и воспитывать в обществе, особенно в подрастающем поко- лении, здоровую сексуальность, свободу сексуальных отноше- ний, высокую эротическую культуру.
8.4. ЭТИКА ОБЩЕНИЯ
В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
К новым моральным ситуациям, которые породило XX сто- летие, относятся усложнение и осложнение «человеческих от- ношений», связанные с научно-техническим прогрессом, в ча- стности, превращение межличностного общения в некое механиче-
ское взаимодействие, опосредованное техническими средствами.
Особенно актуальным такое общение стало для молодежи, с готовностью отзывающейся на все новое и необычное. Почему же это «новое» и «необычное» порождает проблемы, какого рода эти проблемы и какое отношение они имеют к профессиональ- ной культуре педагога?
Дело в том, что современные средства общения, как прави- ло, создают лишь иллюзию общения, в результате чего происхо- дит разрушение феномена «реального соседства», т.е. непосред-
ственного общения людей в определенном времени и пространст- ве. А ведь только в непосредственном живом контакте человек может использовать все органы чувств, мысленно воспроизво- дить образ происходящего и адекватно откликаться на него.
До появления электронных средств связи суждения о людях дела- лись людьми, т.е. друзья, коллеги, соседи формировали мнение друг о друге в результате собственного (человеческого!) мыслительного про- цесса. При этом люди не могли не учитывать эмоциональные, интуи- тивные, нравственные и прочие критерии, которые создают атмосферу
понимания, столь ценную в цивилизованном общении. На данном же - этапе компьютер становится посредником во взаимоотношениях людей и их арбитром, поскольку он хранит в своей памяти рационально-объ- ективную информацию. Но при этом индивидуальность со всеми ее ори- гинальными и непредсказуемыми характеристиками усредняется и ста- новится просто информационным сырьем.
177
Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов положительные, в частно- сти, компенсаторные функции того же TV. особенно для людей одино- ких. В условиях дефицита общения, бездушия окружающих возможность иметь рядом с собой собеседника, пусть и виртуального, переживать перипетии чужой жизни в бесконечных сериалах, сочувствуя и радуясь им, - это, по сути, расширение рамок собственной жизни, не всегда счастливой и наполненной. Кроме того, сегодня TV — основной источ- ник оперативной информации, расширяющий горизонты нашего ви- дения мира. Вместе с тем телевидение, как бы удваивая мир, смешива- ет иллюзию и реальность. Увлечение технологической иллюзией порой бывает настолько велико, что дети и старики часто воспринимают те- леперсонажей как реальных людей, делятся с ними своими мыслями. В результате у людей, подолгу просиживающих перед телевизором, сни- жаются коммуникативные и языковые навыки, происходят изменения в психике, повышается агрессивность в поведении.
Особенно большие проблемы в сфере общения возникают в связи со «всеобщей компьютеризацией», открывшей человеку окно в новую, виртуальную реальность, которую сегодня обви- няют в том, что она ведет к социальной изоляции людей, к семейным конфликтам, сокращению продолжительности сна,
«интеллектуальной наркомании».
Виртуальная реальность в образе персонального компьютера вошла в жизнь западных стран в 70 - 80-е гг., у нас - в течение последнего десятилетия. Было бы нелепо отрицать или ставить под сомнение все достоинства и возможности компьютериза- ции. Домашние компьютеры обеспечивают:
• диалог человека с машиной (игры в шахматы и электрон ные игры, обучение языкам и наукам);
• избирательное получение информации (из неограниченного спектра информации человек выбирает ту, в которой нуждается);
• асинхронный обмен информацией (с помощью электрон ной почты можно осуществить информационный диалог с лю быми временными интервалами и в удобное вам время).
Тем самым компьютер, безусловно, меняет стиль и образ жизни людей и может привести к принципиально новым схе- мам моральных отношений в межличностном общении. Так, ряд ученых считают, что компьютер «съедает» непосредственные человеческие контакты: люди начинают дружить, писать лю- бовные письма, заводить «романы» с помощью компьютера. А если смотреть на человеческое общение лишь как на простую коммуникацию, как на обмен информацией, то непосредствен- ный физический контакт оказывается и вовсе излишним.
Американский ученый П. Левинсон предсказывает, что в «электрон- ный век» большую часть развлечений будет обеспечивать телематиче- ская связь, и в результате люди вообще могут утратить необходимость выходить из своих «электронных коттеджей». Почти единственной служ- бой сервиса большого города останутся рестораны; еда — это та форма энергии, которую нельзя передать по кабелю.
178
Общение как процесс взаимодействия требует, прежде все- го, взаимопонимания, «взаимочувствования». Компьютеры и информационные сети меняют процесс взаимопонимания и трансформируют накопленный опыт общения: из человеческих отношений постепенно исчезают гуманизм и теплота. Компью- тер обобщает и формализует рациональное знание, но ведь по- мимо рационального существует еще и сложный комплекс эмо- ций, а кроме сознания - еще и подсознание. Невозможно ком- пьютеризировать любовь, интуицию и пр. А потому эти стороны человека в рациональном мире компьютерного общения просто отсутствуют. Душа, настроение, вдохновение, таинство позна- ния Бога не представляют информационной ценности и отбра- сываются как нечто практически бесполезное. Таким образом, при двуединстве в человеке рационального и эмоционально-цен- ностного начал наблюдается явный перевес первого. Принцип прикладной пользы выходит на передний план, что, к сожале- нию, не благоприятствует моральной ценности суждений. На
Западе сейчас много пишут о том, что намечается культурный разрыв (cultural lag) между технической развитостью современ- ного общества и его мировоззренческой слаборазвитостью, ду-
ховно-нравственным невежеством.
Невооруженным глазом видна разница между понятиями «интелли- гентный человек» (т.е. человек, обладающий высокой духовностью, культурой, определенным уровнем нравственности) и «человек с выс- шим образованием» (что подразумевает прежде всего обладание специ- альными знаниями). В условиях, когда образование ориентировано на точные науки и технические дисциплины (поскольку они являются базовыми для работы с компьютером), на первый план выступает раз- витие формально-логического мышления, упускается такое важное свой- ство ума, как таинство рождения мыслей, идей, т.е. источник творчест- ва, который во многом формируется-благодаря общекультурному опыту человечества, его гуманитарному содержанию.
Компьютеры, олицетворяющие рациональное, чисто логическое мышление, могут привести к тому, что человек утратит возможность решать сложные задачи, для которых необходимы методы, основанные на глубинной интуиции и тех способностях, которые не поддаются (или пока не поддаются) формализации и которые в процессе творчества приходят в движение и столкновение, что и высекает искры вдохновения и гениально- парадоксальные идеи. Компьютерная культура при абсолютизации ее роли и места в жизни современного человека может лишить наше сознание способности делать открытия и находить альтернативные решения, которые лежат в основе творческой деятельности человека, его способности критического мышления. Кстати, некоторые исследования в области психологии уже подтверждают эти опасения.
В компьютеризированном мире новые электронные технологии начинают не только радикально воздействовать на жизнь человека, но и меняют образ его мыслей. В сознании людей складывается представление об обществе как о некоей «мегамаши-не», в которой человек воспринимает себя только как одну из
179