Файл: Литература по основным разделам курса. Предназначено для студентов и преподавателей педагогических ву зов и колледжей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 419
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ловека самосовершенствования, самоотверженности, готовности
к поступку и самопожертвованию.
Именно об этом говорит Э. Фромм в книге «Искусство любви»: «Лю- бовь — не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Все попытки любви обречены на неудачу, если человек не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориен- тации; удовлетворение в любви не может быть достигнуто без способ- ности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины».
Э. Фромм выделяет пять элементов, присущих любви: давание,
забота, ответственность, уважение и знание. Парадоксальность подхода Фромма к феномену любви и вместе с тем его продук- тивность для воспитания в молодом человеке способности лю-
бить заставляет обратить особое внимание педагогов на аргу- ментацию автора.
1. «Любить — это главным образом отдавание, а не получание.
Давание — это высочайшее проявление силы... Я ощущаю себя изобильным, тратящим, живым, счастливым. Отдавание более радостно, чем получание». Любовь для Фромма не просто чувст во, это прежде всего способность отдавать другому силы своей души. Но что значит отдавать? Ответ на этот вопрос полон дву смысленности и запутанности.
Наиболее широко распространено неверное мнение, что давать -это значит отказываться от чего-то, становиться лишенным чего-то, чем-то жертвовать.
Но так воспринимается акт давания человеком, стоящим на позициях авторитарной этики и ориентированным на присвоение. Он готов давать только в обмен на что-либо; давать же, ничего не получая взамен, для него значит быть обманутым.
Что же один человек может дать другому?
Он дает себя, самое драгоценное из того, что имеет, он дает
свою жизнь. Это не должно означать, что он жертвует свою жизнь другому. Он дает ему свою радость, свой интерес, свое понимание, свое знание, свой юмор, свою печаль — все переживания и проявления того, что есть в нем живого. Этим
даванием своей жизни он обогащает другого человека, увеличивает его чувство жизнеспособности. Причем он дает не для того, чтобы брать взамен: давание само по себе может доставлять наслаждение. Вместе с тем, давая, он вызывает в другом человеке что-то, что возвращается к нему: он побуждает другого человека тоже стать дающим, и они оба разделяют радость, которую сообща внесли в жизнь. Поэтому истинная любовь — это сила человека, способного отдавать, сила, рождающая ответную любовь. Таким образом, любовь — это ак-
тивность, действие, способ самореализации, заключающийся в том,
чтобы давать, а не брать.
2. Вместе с тем любовь — это утверждение и
плодотворность.
Она созидательна по существу, она противостоит разрушению,
162
конфликтности, вражде. Причем любовь — это форма продук-
тивной деятельности, проявление заботы и интереса к объекту
любви, душевный отклик, изъявление многообразных чувств по отношению к нему (эмоциональное «резонирование»).
То, что любовь означает заботу, наиболее очевидно на примере любви матери к своему ребенку. Никакие ее заверения не убедят нас в том, что она действительно любит, если она не заботится о ребенке, пре- небрегает его кормлением, уходом; но когда мы видим ее заботу о ре- бенке, мы верим в ее любовь. Это относится и к любви к животным и цветам. «Любовь — это активная заинтересованность в жизни и разви- тии того, что мы любим» (Э.Фромм).
3. Такой аспект любви, как ответственность, есть ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого су щества. Быть «ответственным» значит быть в состоянии и готов ности «отвечать». Любящий человек чувствует ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви ответственность касается, прежде всего, психиче ских потребностей другого человека. Как сказал А. де Сент-Эк- зюпери, «мы навсегда в ответе за всех, кого приручаем».
4. Ответственность могла бы вырождаться в желание превос ходства и господства, если бы не было уважения в любви. «Ува жение — это не страх и благоговение, это способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную ин дивидуальность».
Уважение предполагает отсутствие эксплуатации. «Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради себя самого, своим соб- ственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, каким он необходим мне в качестве средства для моих целей».
5. «Уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответ ственность были бы слепы, если бы их не направляло знание».
Фромм рассматривал любовь как один из путей познания «тай ны человека», а знание — как аспект любви, являющийся инст рументом познания, позволяющим проникнуть в самую суть.
Таким образом, любовь — это активная заинтересованность
в жизни того, кого мы любим. Но одновременно любовь — это и
процесс самообновления и самообогащения. Подлинная любовь уси- ливает ощущение полноты жизни, раздвигает границы индиви- дуального существования.
Некоторые отличительные свойства любви. Любовь может про- являться в самых разнообразных формах, в любом возрасте, между людьми очень похожими и очень разными, и в то же время она имеет свои отличительные свойства, которые дают возможность выработать определенные рекомендации, чтобы помочь молодым людям распознать ее среди других чувств, уметь взрастить и сохранить ее. -
163
1. Любовь следует отличать от влюбленности —
«внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя чужими людьми» (Э. Фромм).
Объединяет любовь и влюбленность страсть, которая неожиданно толкает двух почти незнакомых людей друг к другу. Страсть может не нуждаться ни в уважении, ни в общности интересов, ни в единстве моральных принципов. Но судьба страсти зависит не только от сексу- ального влечения. И после того как чужой человек станет близким, исчезнут барьеры и неожиданность сближения, порыв страсти может остаться как мимолетной влюбленностью, так и стать всепоглощающей
любовью. При этом влюбленность может быть горячее любви, может жечь человека сильнее, но она, как правило, не проникает в душевные глу- бины и поэтому быстрее гаснет. Это чувство «я-центрическое», чувство
«для себя». Любовь же поражает человека глубже, проникает в самые потаенные уголки его души, заполняет ее целиком и поэтому дольше живет и больше меняет человека.
2. Любовь по своей сути — духовное состояние, которое и дает человеку право на физическую близость. И тогда правомерен извечный и естественный вопрос — за что люди любят друг дру
га? Признать, что любовь — взаимное тяготение к душевным и физическим качествам друг друга или что любят только за высо кие проявления человеческих качеств, значит либо свести объ яснение к общим фразам, либо сказать заведомую неправду.
Считается, что влюбляются в человека, в котором в большей степени, чем в других, воплощен идеал любящего. Однако та кой подход не объясняет, почему любят недобрых, лживых, глупых, вообще далеких от идеала. Бесспорно одно — эти проти воречия указывают на некий закон любви, который еще пред стоит раскрыть — ее непредсказуемую и в то же время требова
тельную избирательность.
Ведь известно, что любят по различию, по контрасту, даже по анта- гонизму склонностей, когда качества одного восполняются, нейтрали- зуются или исправляются качествами другого. Но любят и по подобию, по тождеству характеров и интересов, что умножает стойкость любящих в суровых испытаниях жизни. Поразительны вспышки любви с первого взгля-
да, вообще отметающие вопрос «за что?». Иногда даже непонятно, кого мы любим — самого человека или свой «обман зрения», когда достоинства любимого человека любовь увеличивает, а недостатки уменьшает.
3. Наряду с «обманом зрения» у любви есть такое свойство, как ясновидение. Любящий видит в любимом такие глубины, о которых тот часто не знает сам. Ясновидение любви — это и чувствование потаенных глубин человеками безотчетное ощу щение его скрытых вершин. Это как бы предощущение его досто
инств, которые могут проявиться благодаря любви. Поэтому любовь — это и понимание любимого человека, что очень часто поражает любящих: как глубоко он понимает меня, как точно угадывает мои желания, как схватывает с полуслова то, что я хочу сказать.
164
Такая сверхинтуиция, которую рождает любовь, такое со-чувствова-
ние с чувствами другого человека дают удивительное состояние полней- шей человеческой близости, «срастания» двух душ. Поэтому одно из самых древних и прекрасных свойств настоящей любви — гармония «я» и «не я», тяга любящих к полному слиянию.
4. Любовь не «одномерна»; она как бы состоит из двух встреч
ных потоков. Первый — это наша любовь «для другого»:
странное, почти физическое ощущение своей слитности с ним; способ ность ощутить то, что происходит в душе другого; беспокойное желание делать все для любимого человека, пожертвовать со бой, чтобы уберечь его. Для такой любви нужен талант чувств, который есть далеко не у каждого.
Второй поток — любовь «для себя». Она способна всколыхнуть
все удивительное богатство наших ощущений, сквозь ее призму чище, обостреннее воспринимается мир, она наделяет жизнь человека смыслом, потому что осознание абсолютной ценности другого человека придает смысл собственному существованию.
Поэтому неправомерны противоречащие друг другу довольно рас- пространенные мнения-предрассудки о том, что любовь эгоистична (чаще так думают мужчины) или альтруистична (утверждают женщины). Дело в том, что альтруизм так же «одноцентричен», как и эгоизм," только центр — не в себе, а в другом человеке. Поэтому альтруистическая любовь быстро делается своеобразным «недугом» души, похожим на безответную любовь: «состав чувства» в ней сдвинут, усечен, человеку недостает здесь радостей встречной заботы, одобрения, поддержки, ласки. Это подтачивает душу, отравляет чувство.
5. В любви можно выделить два аспекта: внутренний, психоло
гический — способность эмоционального переживания чувства любви, и внешний, социальный — реальные отношения, возникаю щие между любящими. На практике они тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга обоюдоформирующее воздействие.
Действительно, с понятием любви связаны многие интимные пси-
хологические чувства, состояния и действия, направленные на другого человека. Любовь сопровождается смущением, любопытством и стра- хом, экстазом и равнодушием, самоотверженностью и эгоизмом, де- ликатностью и цинизмом, бесцеремонностью и скромностью, апатией и воодушевлением. Нежности часто сопутствуют смущение, уважение и преклонение. Экстаз почти всегда неотделим от буйной страсти и от беспрекословной готовности отдаваться, равнодушие является резуль- татом преждевременного истощения и опошления отношений.
В социальном плане любовь - одна из немногих сфер, в которых человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незамени-
мость. Во многих социальных ролях и функциях конкретного человека можно заместить, сменить, но только не в любви. Здесь индивид имеет высшую ценность, высшее значение по сравнению с остальными. Только в любви человек может почувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Любовь помогает челове- ку проявиться, выявляя, увеличивая в нем все положительное и ценное.
6. Одна из реально значимых^проблем любви - это
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 32
проблема
власти.
165
Любовь можно сравнить с маленьким, сложно устроенным государ- ством. Тут возможны всякие формы отношений: и демократия, и анар- хия, и абсолютизм, и даже деспотизм. Но при одном условии: если форма эта обеими сторонами принята добровольно. В начальную, «празд- ничную» пору любви каждый из нас с удовольствием подчиняется ка- призам любимого существа, искренне и вдохновенно играет в раба, радостно уступая друг другу. Но со временем праздник кончается, и вот уже каждый обиженно требует то, что ему недодано. Но ведь любовь — это когда я забочусь о тебе, а ты обо мне. Любовь — не для эгоцентриков. Поэтому нет .ничего печальнее и безнадежнее в любви, чем долгая и изматывающая борьба за власть.
7. Особый интерес представляет вопрос о свободе и необходи
мости в любви. Любовь — это сфера свободы особого рода. Ее свобода и необходимость — в ней самой. Ведь высшее нравствен ное достоинство любви составляет непосредственно-интуитив ная искренность чувства, освященного духовным пониманием. Лю бовь не терпит никакого насилия, никакой внешней зависимо сти и диктата.
Можно принудить человека к браку или сожительству или купить их. Но никто не может заставить любить ни другого, ни самого себя.
Любовь неподкупна.
Свобода в любви выражается и в богатстве ее проявлений. Восхище- ние, преклонение, нежность, восторг самопожертвования придают любви разнообразие индивидуальных окрасок. Но все это — разные формы любовного чувства, которые, по существу, направлены на одно и то же — на потенциальные духовные возможности любимого, даже если им и не суждено реализоваться.
8. Любовь — это совершенно оригинальная жизнь, через ко торую мы осознаем, познаем и смысл жизни вообще, и собст венную автономию. Подлинная любовь открывает человеку гла за, освобождая его от штампов и стереотипов видения, подни мает его над утилитарными интересами и обыденным существо ванием. Любовь развивает личность, делает ее мудрой и мужест венной. Может быть, происходит это потому, что подлинная любовь часто возникает тогда, когда ей мешают обстоятельства, запреты, и поэтому она развивается через преодоление различ ных препятствий. И тогда любовь выступает критерием наших
возможностей, способности быть человеком.
9. И, наконец, главное и безусловное «свойство» любви заклю чается в том, что любовь во всех своих разновидностях всегда счаст
лива, несчастлива лишь нелюбовь, отсутствие и дефицит любви.
Этика семейных отношений
В системе нравственного воспитания немаловажную роль иг- рает подготовка молодых людей к семейной жизни, которая в свою очередь потребует от них определенной культуры чувств и
культуры общения.
166
Безусловно, что начинается семья с любви двоих —любви, целью которой является не эгоистическое удовлетворение, а радость, основанная на радости другого человека, когда любя- щий испытывает счастье, доставляя удовольствие любимому или уменьшая, прекращая его страдания. Формула такой любви про- ста: если мне хорошо оттого, что хорошо тебе, и если я хочу, чтобы тебе было лучше, и делаю это, то я тебя люблю. Если мой избранник в отношениях ко мне руководствуется этой же фор- мулой, то и он меня любит. Способность любить, таким обра- зом, прямо зависит от способности к сопереживанию, от умения думать в первую очередь не о себе, а о любимом человеке, уме- ния заботиться о нем, знать, что это и есть твое счастье, и не думать о вознаграждении. Такое умение не дается само собой.
В.А. Сухомлинский отмечал, что нет какой-то специальной нау- ки любви — есть наука человечности. Кто овладел ее азбукой, тот готов к благотворным духовно-психологическим и морально-этическим отношениям, в том числе и в семейной жизни.
Когда двое влюбленных решают связать свою судьбу, они меньше всего думают о том, насколько подходят друг другу. Но постепенно выясняется, что в совместной жизни не все склады- вается так, как мечталось: ведь встречаются два характера, две индивидуальности, каждая из которых со временем начинает заявлять о себе. И тогда оказывается, что в брачно-семейных отношениях многое зависит не только от взаимности любви, но и от нравственной, психологической, сексуальной и даже бытовой
культуры партнеров.
Нравственная культура в семейных отношениях проявляется через нравственные качества супругов, выступающие реальным подтверждением их любви, такие, как доброта, забота о близком
человеке. Доброта неразлучна с тактичностью, которая предпола- гает умение понимать потребности и переживания другого, пред- чувствовать все, что может доставить любимому человеку неприят- ность или боль. Тактичный человек старается предупредить небла- гоприятные ситуации, которые ведут к разладам и ссорам, могут причинить боль другому и не содействует укреплению любви и брака. Чтобы развить в себе чувство такта, нужно чаще ставить
себя на место другого человека. Это, в свою очередь, становится основой терпимости, необходимой в браке, где встречаются и «об- речены» быть вместе люди совершенно разные: из разных семей, с разными взглядами, привычками и интересами. Важнейшим мо- ральным качеством любящих людей является также ответствен-
ность за любимого. Органично сочетая сдержанность желаний и са- модисциплину, она удерживает от эгоистических поступков, спо- собных нанести обиду или вред любимому человеку.
167
- Психологическая культура, наряду с определенными мораль- ными качествами, способствует «притирке» характеров, «шли- фовке» чувств, формированию и совершенствованию гармонич- ных отношений между супругами в процессе их общения. Ко- нечно, для счастливого брака желательна психологическая совмес-
тимость партнеров, которая имеет биологические основы. Это и врожденный тип темперамента, и способы реакции партнеров на ту или иную жизненную ситуацию, и степень их впечатли- тельности и тревожности. Но даже если партнеры плохо совмес- тимы друг с другом, то психологическая культура требует от них в совместной жизни: уважать индивидуальность другого и
приспосабливаться друг к другу в различных семейных ситуаци- ях, не ломая и не «перевоспитывая» друг друга. Этот процесс
«приспособления» происходит ежедневно и ежечасно, предпо- лагая настойчивую и кропотливую работу каждого из супругов прежде всего над самим собой.
Сексуальная культура супругов предполагает наличие чувст-
венного влечения, уважение и понимание желаний партнера, уме-
ние и готовность удовлетворить их, психологическую раскрепо-
щенность и доверие в интимные моменты. К сожалению, значи- тельная часть браков (от одной трети до половины) распадается из-за отсутствия сексуальной гармонии, из-за неумения вести в
браке половую жизнь, которая удовлетворяла бы обоих супругов.
А это неумение, как правило, базируется на неправильном по- ловом воспитании, на недостаточности знаний о том, как эту сторону семейной жизни следует организовать. Значительная часть вины за это ложится не только на семейное, но и на школьное воспитание, точнее, отсутствие правильного полового воспита- ния, сопровождающееся самоустранением педагогов от этой жиз- ненно важной для молодежи проблемы.
Бытовая культура семейных отношений базируется на заботе, внимании, сочувствии и чувстве ответственности. Проявляется она в умении и готовности не только «по справедливости» рас- пределить семейные обязанности, не разделяя их на «мужские» и
«женские», но и подставить плечо, взвалив на себя груз другого.
Не каждому по силам построить счастливую, благополучную
семью. Эгоисты, себялюбцы, люди неискренние, лживые, изба- лованные, не умеющие и не желающие трудиться, скорее всего с этой работой не справятся. Но их, к счастью, не так уж много.
Гораздо больше тех, кто не может создать счастливую семью просто потому, что не умеет, не знает, как это делается, хотя и искренне хочет. И разве не школа должна научить их этому?
Что же представляет собой счастливая семейная жизнь? Без- условно, это любовь, единство, взаимопонимание, взаимопомощь,
168
гармония. Вместе с тем счастливая семья не означает безоблач- ного существования без конфликтов и ссор. Пожалуй, бескон- фликтных семей в действительности не бывает. А вот счастли- вых, благополучных браков, длившихся 30—50 лет, довольно много. Причем наблюдается зависимость между количеством прожитых вместе лет и числом конфликтов — чем больше первая величина, тем меньше вторая.
Проблема семейных конфликтов заключается не в том, что их не должно быть (это не реально), а в том, чтобы правильно воспринимать их и достойно выходить из них. Неизбежность се- мейных конфликтов (и к этому надо быть готовым) определяется уже тем, что два до того чужих человека решают создать семью, соединяя свои судьбы. При этом они приходят друг к другу каждый со своим «багажом» — характером, привычками, воспи- танием, идеалами и ожиданиями. Необходимы определенные усилия и время, чтобы из этих двух «моих багажей» получился один общий — «наш». И конечно же, здесь не обходится без ссор, конфликтов и обид. Лишь после того, как «общий багаж» создан, число ссор и конфликтов идет на убыль, или они исче- зают вовсе.
Однако в некоторых семьях этого не происходит. Наоборот, прохо- дит влюбленность (а иногда и любовь), уменьшается чувство взаимного уважения (выяснились некоторые непривлекательные стороны, черты, детали, которые в добрачный период не замечались), а взаимоадапта- ции, «притирания» характеров так и не происходит. И число ссор уве- личивается, острота их усиливается, раняшее душу воздействие повы- шается.
К основным причинам конфликтов относятся следующие:
• нарушение этики супружеских отношений (измена, рев ность);
• психическая или биологическая (сексуальная) несовмести мость;
• неправильные взаимоотношения супругов с окружающими
(родственниками, знакомыми, сослуживцами);
• несовместимость интересов и потребностей;
• различные позиции по отношению к воспитанию ребенка;
• наличие недостатков или отрицательных качеств у супругов;
• отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми.
Однако мало знать причину конфликтов, важно научиться правильному поведению во время любого из них, независимо от их причины. Существуют определенные правила поведения суп-
ругов во время ссоры, спора или конфликта.
1. Не стремиться к побеф. Необходимо помнить: твоя победа
— это поражение твоего супруга, поражение любимого тобой человека. А так ли уж сладко добиться победы над любимым? И
169
потом, побежденный — член той же семьи, следовательно, любая победа одного есть поражение семьи в целом. Гораздо ценнее и благоприятнее для семьи, для обоих супругов будет изменение цели конфликта — не доказать в споре свою правоту, а убедить супруга не совершать больше поступка, вызвавшего конфликт.
2. Сохранять уважение к супругу в семейном споре. Даже в ми нуты обиды, ревности, злости необходимо помнить: ведь еще недавно этот человек был для вас самым дорогим на свете, и вы были счастливы с ним...
3. Иметь «короткую память» на все семейные ссоры и обиды.
Чем скорее забывается все плохое, тем благополучнее, счастли вее оказывается семья. Поэтому категорически запрещается упо минание о тех причинах ссоры, которые уже разобраны и выяс нены. И если конфликт улажен, и наступило примирение, то какова бы ни была обида, нанесенная одним супругом другому, о ней следует забыть навсегда.
Нет ничего более опасного для благополучия семьи, чем накаплива-
ние обид, «грехов», ошибок и т. д. Во-первых, они в буквальном смысле засоряют душу, вытесняя из нее все хорошее, что было, во-вторых, заставляют второго супруга заниматься аналогичным процессом — кол- лекционированием промахов, от которых, естественно, никто, не за- страхован. Нельзя затаивать обиду — чем раньше вы прореагировали, тем меньше успело напластоваться на нее, тем безболезненней окажет- ся ее ликвидация. В некоторых ситуациях, когда конфликт может быть воспринят особенно остро, эту обиду стоит и простить.
4. Уметь вовремя и честно спросить себя — и честно
ответить:
что на самом деле представляет для тебя высшую ценность? Пе ресоленный суп или сохранение семейного мира? И тогда выяс нится, что создавшаяся ситуация — только ничтожный повод для раздражения, и настоящая причина — вовсе не во втором супруге. Конечно, есть вещи, прощать которые нельзя, есть прин ципы, уступать в которых — значит отказываться от собственно го «я». Но семейные конфликты, как правило, происходят не на почве «высоких материй», а случаются из-за мелочей, которые и самим супругам назавтра могут показаться смешными.
5. Не приносить с собой в молодую семью привычки из прошлой
жизни и проявлять терпимость к привычкам другого. Эти привыч ки могут быть разными, порой весьма неприятными для второ го супруга. Тем не менее нельзя быть максималистом в требова нии немедленно от них отказаться. Надо помнить, что привыч ки формируются годами и избавиться от них довольно сложно.
Тем более не допустимо связывать укоренившуюся привычку с глубиной и искренностью чувств: «Если не бросишь курить (встре чаться с друзьями, смотреть хоккей), значит, ты меня не любишь».
6. Учиться правильно делать^друг другу замечания. Неумение делать замечания особенно характерно для женщин, которые не
170
только не задумываются над их формой, но и позволяют себе замечания, унижающие достоинство человека, в присутствии посторонних. В то же время психологическая и этическая культу- ра семьи требует, чтобы критические замечания, даже если они справедливы, были высказаны с глазу на глаз. Тем более следует помнить, что постоянная резкая критика одного супруга другим ведет к психологическому дискомфорту, к эмоциональным сры- вам, отчуждению, а значит, разрушает супружеский контакт.
7. Конфликтовать следует наедине, за закрытыми дверями. В суть ссоры не должны быть посвящены третьи лица (чаще всего это могут быть родные жены или мужа). Даже если они смолчат и не вмешаются в разговор, не станут на сторону одного из молодых супругов, то могут высказать собственное мнение о каждом из конфликтующих позже, в подходящий (с их точки зрения) момент.
Вмешательство непосредственно во время ссоры приводит к расши- рению и углублению конфликта, к втягиванию в него новых действую- щих лиц. Если же родители не вмешались сразу, но высказали свою точку зрения спустя время, уже забытый конфликт может вспыхнуть с новой силой. Поэтому, если у молодой семьи нет отдельной квартиры, нужно стараться не втягивать, в свои ссоры других. И хоть родители, слыша ссоры молодых, переживают за них, но помочь ничем не могут
(и не должны): будет ли у них «все хорошо», зависит прежде всего и больше всего от самих молодых, которые сами должны потрудиться, чтобы семья стала благополучной.
Особое место в супружеских конфликтах занимает ревность.
По способности испытывать чувство ревности люди делятся на несколько категорий: почти не ревнующие; те, у кого рев- ность проявляется с патологической силой; и те, у кого рев- ность носит «нормальный» характер (люди, стоящие между эти- ми полюсами). Как и любовь, ревность не сохраняется неизмен- ной в течение длительного срока, а меняется под влиянием раз- личных причин и возраста.
По характеру проявляемых чувств среди ревнивцев также вы- деляется несколько вариантов, крайними из которых будут ти-
раническая ревность п ревность от ущемленности.
Тираническая ревность возникает у людей упрямых, деспотичных, самодовольных, мелочных, эмоционально холодных и отчужденных.
Такие люди предъявляют окружающим очень высокие требования, вы- полнить которые бывает трудно. Мысль о собственной вине для них неприемлема, и они перекладывают всю ответственность за недоста- точное (с их точки зрения) внимание к себе на других. Когда подобный субъект сталкивается с охлаждением и пытается найти этому объясне- ние, он легко отыскивает его: конечно же, всему виной супруг, у кото- рого возник посторонний HHjepec, склонность к неверности. Тирани- ческий тип ревности - самый мрачный ее вариант. Он делает семейную жизнь адом. Людям, имевшим несчастье родиться со склонностью к такой ревности, необходима помощь врача.
171
2. Сохранять уважение к супругу в семейном споре. Даже в ми нуты обиды, ревности, злости необходимо помнить: ведь еще недавно этот человек был для вас самым дорогим на свете, и вы были счастливы с ним...
3. Иметь «короткую память» на все семейные ссоры и обиды.
Чем скорее забывается все плохое, тем благополучнее, счастли вее оказывается семья. Поэтому категорически запрещается упо минание о тех причинах ссоры, которые уже разобраны и выяс нены. И если конфликт улажен, и наступило примирение, то какова бы ни была обида, нанесенная одним супругом другому, о ней следует забыть навсегда.
Нет ничего более опасного для благополучия семьи, чем накаплива-
ние обид, «грехов», ошибок и т. д. Во-первых, они в буквальном смысле засоряют душу, вытесняя из нее все хорошее, что было, во-вторых, заставляют второго супруга заниматься аналогичным процессом — кол- лекционированием промахов, от которых, естественно, никто, не за- страхован. Нельзя затаивать обиду — чем раньше вы прореагировали, тем меньше успело напластоваться на нее, тем безболезненней окажет- ся ее ликвидация. В некоторых ситуациях, когда конфликт может быть воспринят особенно остро, эту обиду стоит и простить.
4. Уметь вовремя и честно спросить себя — и честно
ответить:
что на самом деле представляет для тебя высшую ценность? Пе ресоленный суп или сохранение семейного мира? И тогда выяс нится, что создавшаяся ситуация — только ничтожный повод для раздражения, и настоящая причина — вовсе не во втором супруге. Конечно, есть вещи, прощать которые нельзя, есть прин ципы, уступать в которых — значит отказываться от собственно го «я». Но семейные конфликты, как правило, происходят не на почве «высоких материй», а случаются из-за мелочей, которые и самим супругам назавтра могут показаться смешными.
5. Не приносить с собой в молодую семью привычки из прошлой
жизни и проявлять терпимость к привычкам другого. Эти привыч ки могут быть разными, порой весьма неприятными для второ го супруга. Тем не менее нельзя быть максималистом в требова нии немедленно от них отказаться. Надо помнить, что привыч ки формируются годами и избавиться от них довольно сложно.
Тем более не допустимо связывать укоренившуюся привычку с глубиной и искренностью чувств: «Если не бросишь курить (встре чаться с друзьями, смотреть хоккей), значит, ты меня не любишь».
6. Учиться правильно делать^друг другу замечания. Неумение делать замечания особенно характерно для женщин, которые не
170
только не задумываются над их формой, но и позволяют себе замечания, унижающие достоинство человека, в присутствии посторонних. В то же время психологическая и этическая культу- ра семьи требует, чтобы критические замечания, даже если они справедливы, были высказаны с глазу на глаз. Тем более следует помнить, что постоянная резкая критика одного супруга другим ведет к психологическому дискомфорту, к эмоциональным сры- вам, отчуждению, а значит, разрушает супружеский контакт.
7. Конфликтовать следует наедине, за закрытыми дверями. В суть ссоры не должны быть посвящены третьи лица (чаще всего это могут быть родные жены или мужа). Даже если они смолчат и не вмешаются в разговор, не станут на сторону одного из молодых супругов, то могут высказать собственное мнение о каждом из конфликтующих позже, в подходящий (с их точки зрения) момент.
Вмешательство непосредственно во время ссоры приводит к расши- рению и углублению конфликта, к втягиванию в него новых действую- щих лиц. Если же родители не вмешались сразу, но высказали свою точку зрения спустя время, уже забытый конфликт может вспыхнуть с новой силой. Поэтому, если у молодой семьи нет отдельной квартиры, нужно стараться не втягивать, в свои ссоры других. И хоть родители, слыша ссоры молодых, переживают за них, но помочь ничем не могут
(и не должны): будет ли у них «все хорошо», зависит прежде всего и больше всего от самих молодых, которые сами должны потрудиться, чтобы семья стала благополучной.
Особое место в супружеских конфликтах занимает ревность.
По способности испытывать чувство ревности люди делятся на несколько категорий: почти не ревнующие; те, у кого рев- ность проявляется с патологической силой; и те, у кого рев- ность носит «нормальный» характер (люди, стоящие между эти- ми полюсами). Как и любовь, ревность не сохраняется неизмен- ной в течение длительного срока, а меняется под влиянием раз- личных причин и возраста.
По характеру проявляемых чувств среди ревнивцев также вы- деляется несколько вариантов, крайними из которых будут ти-
раническая ревность п ревность от ущемленности.
Тираническая ревность возникает у людей упрямых, деспотичных, самодовольных, мелочных, эмоционально холодных и отчужденных.
Такие люди предъявляют окружающим очень высокие требования, вы- полнить которые бывает трудно. Мысль о собственной вине для них неприемлема, и они перекладывают всю ответственность за недоста- точное (с их точки зрения) внимание к себе на других. Когда подобный субъект сталкивается с охлаждением и пытается найти этому объясне- ние, он легко отыскивает его: конечно же, всему виной супруг, у кото- рого возник посторонний HHjepec, склонность к неверности. Тирани- ческий тип ревности - самый мрачный ее вариант. Он делает семейную жизнь адом. Людям, имевшим несчастье родиться со склонностью к такой ревности, необходима помощь врача.
171