Файл: Литература по основным разделам курса. Предназначено для студентов и преподавателей педагогических ву зов и колледжей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 414
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Социальные корни насилия в общении следует искать, как от- мечалось выше, в особенностях XX в. Революции, войны, дик- таторские и тоталитарные режимы и репрессии против лично- сти и наций — все это постепенно обесценивало человеческую жизнь, делало ее разменной монетой в политических играх «бор- цов за власть», а людей приучало «общаться» через мушку при- цела. Насилие, ставшее нормой в социально-политических от- ношениях, не могло не сказаться и на отношениях межличност- ных, привнося в них привычку к насилию.
Правда, существует точка зрения (Б.-А. Леви, А. Глкжсман), соглас- но которой обесценивание человеческой жизни - не синдром XX в., а медленный, но верный процесс, связанный с развитием западноевро- пейского рационализма, приучавшего людей к холодному взвешенно- му прагматизму, к подавлению чувств и эмоций сострадания и мило- сердия. Просто XX в. оказался временем, когда массовость и значимость вражды и противостояния стали вытеснять нормальные межличност- ные человеческие отношения.
Психологические основания насилия в общении убедительно рас- крыл фрейдизм, показав, что насилие дает ощущение власти над другим, выступая своеобразным способом самореализации (см. об этом «Бегство от свободы» Э. Фромма). Причем уровень и размах подобного «самоутверждения» могут быть самыми раз- ными — от гитлеровского тоталитаризма до семейной тирании.
Последнее особенно важно иметь в виду педагогу, одна из обя- занностей которого — установление контакта и взаимопонима- ния с семьей ребенка.
К сожалению, семейная тирания, насилие и жестокость стали рас- пространенными явлениями в наших семьях, превращающихся в поле самоутверждения родителей, компенсирующих свои неудачи во «взрос- лой» жизни за счет зависимых от них детей. Родители отыгрываются на них за робственные неудачи и ошибки. Но и в так называемых благопо- лучных семьях общение с детьми с позиций силы — окриком, физиче- ским наказанием, унижением - часто является нормой. Поэтому, жалуясь на ученика его родителям, учитель должен быть предельно осторожен, чтобы не «подставить» ребенка, не спровоцировать насилия по отношению к нему.
Нравственными причинами насилия в общении выступают пре- жде всего «протокультура» и «барьеры» общения, о которых го- ворилось выше. Кроме того, попустительствует насилию и ано-
нимность
моральной жизни, связанная с урбанизацией, кото- рая скрывает от людского суда беспредел, творимый иными гра- жданами.
Что касается области распространения насилия, то границ оно, к сожалению, не знает, проникая в самые разные сферы обще-
ния — в межличностные и семейные, групповые и межгрупповые, деловые и политические, профессиональные и другие от- ношения. Формы проявления насилия могут быть разными — пси- хологическое давление, моральное подчинение, физическое принуждение, сексуальные домогательства (например, по от- ношению к работающей женщине со стороны начальника). Аг- рессивное, нетерпимое поведение в ссоре, конфликте, настаи- вание на своем любой ценой — тоже вид насилия.
Самое печальное, что насилие порой воспринимается как
норма, не вызывает никакого протеста и не расценивается как
антикультура в общении, противодействием которой может быть только иной подход — принцип ненасилия.
Таким образом, для эффективной реализации ценности че- ловеческого общения необходимы как минимум две вещи. Во- первых, добрая воля, желание и стремление к взаимопонима- нию. Но чтобы эти добрые намерения могли распознаваться, улавливаться другой стороной, чтобы партнер мог откликнуть- ся на них, необходимо, во-вторых, общее «пространство пони- мания», основа которого - высокая культура общения, требующая от каждого человека самоанализа, самокритичности и работы над собой.
8.3. ЭТИКА ИНТИМНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Культура общения не существует в абстракции, в «чистом виде». Она реализуется и проявляется в различных сферах чело- веческой жизнедеятельности, в конкретных ситуациях жизни.
152 153
Большое место в общем ряду ситуативных жизненных проблем занимают те, которые носят для каждого из нас сугубо личный,
интимный характер.
Этика интимных отношений как бы противостоит этике де- ловых и профессиональных отношений, этике гражданственно- сти, экологической этике, выступающим в качестве этики пуб-
личных действий, которая предписывает нормы и правила пове- дения в ситуациях, так сказать, «массовидных», «прилюдных», связанных, например, с политическими или экологическими митингами, акциями, движениями, или с деловыми перегово- рами и совещаниями, или с профессиональным общением спе- циалиста. В отличие от нее этика интимных отношений рассмат- ривает ситуации, складывающиеся в отношениях двух-трех весьма близких людей, связанных узами дружбы, любви, сексуальной привязанности, брака и семьи. Это .широкий круг проблем, пред- полагающий крайне доверительные, деликатные отношения близ- ких людей, не выставляемые на всеобщее обозрение, но чрез- вычайно важные для каждого из нас. Особенно значимы они в начале жизни, когда от того, как они сложатся — в семье, с другом, любимым человеком, зависит наша дальнейшая судьба.
В то же время отсутствие опыта и знаний часто становится при- чиной многих неудач в молодом возрасте, накладывающих отпе- чаток на всю последующую жизнь. Поэтому и эта сторона общения молодых людей не может быть обойдена вниманием педагога.
Подлинным проявлением интимного межличностного обще- ния, в котором наиболее полно реализуются его ценность и осо- бенности выступают Дружба и Любовь.
Дружба как высшая форма общения
Дружба признается величайшей нравственной и социальной цен-
ностью большинством людей. Первый очерк теории дружбы как
самостоятельного отношения, не совпадающего с другими ви- дами социальных связей и эмоциональных привязанностей, соз- дал Аристотель, подвергший дружбу философско-эстетическо- му и психологическому анализу. По Аристотелю, дружба — вели-
чайшая ценность, самое необходимое в жизни: никто не выбирает жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага.
Совершенная, истинная дружба бескорыстна. Но в то же время дружбу питают к другу «во благо самого себя», поэтому отношение к другу не отличается от отношения человека к самому себе. Благодаря этому дружба является также необходимым средством самопознания: «Как при жела- нии увидеть свое лицо мы смотримся в зеркало и видим его, так при желании познать самих себя мы можем познать себя, глядя на друга».
Ближе друга у человека никого нет, считает Аристотель, поэтому
154
количество друзей имеет пределы: близкая дружба — это дружба с не- многими.
Каждая эпоха привносила в понимание дружбы что-то новое.
Неизменным оставалось одно: во все времена дружба считалась одной из высших и одновременно редких ценностей в жизни человека.
Большой редкостью называли настоящую дружбу романтики нача- ла XIX в. По словам немецкого писателя Л. Тика, все люди любят, по крайней мере, думают, что любят, «но лишь очень немногим дано быть друзьями в подлинном смысле слова». А. Шопенгауэр восхищался друж- бой и в то же время сомневался в ее существовании: «Истинная, под- линная дружба предполагает сильное, чисто объективное и вполне бес- корыстное участие в радости и горе другого человека, а это участие, в свой черед, предполагает действительное отождествление себя с дру- гим. Это настолько идет в разрез с эгоизмом человеческой природы, что истинная дружба принадлежит к вещам, относительно которых ос- тается неизвестным, принадлежат ли они к области басен или действи- тельно где-нибудь существуют».
Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном
доверии,
привязанности,
общности
интересов.
Дружба предполагает тесные личные взаимоотношения между людьми, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, на единстве взглядов, интересов и жизненных целей, которые выражаются в стремлении к длительному разностороннему общению.
В отличие от деловых отношений, где один человек использует дру- гого как средство для достижения своей цели, дружба — отношение
самоценное, само по себе являющееся благом; друзья помогают друг другу бескорыстно, «не в службу, а в дружбу». В отличие от кровно-
родственных связей, где люди связаны узами кровной или родственной солидарности, дружба — индивидуально-избирательна и основана на вза- имной симпатии. Наконец, в отличие от поверхностного приятельства,
дружба — отношение глубокое и интимное, предполагающее внутрен- нюю близость, откровенность, доверие, любовь. Недаром мы называем друга своим alter ego (другим Я).
Основные критерии и свойства дружбы. Близость и эмоциональ-
ность, связанные с избирательностью и исключительностью друж-
бы, обусловливают такие ее критерии, как бескорыстие, предан-
ность и верность, требовательность и принципиальность, искрен-
ность и доверие.
Бескорыстие в дружбе предполагает такие отношения, кото- рые свободны от соображений выгоды и строятся на готовности помочь друг другу, порой в ущерб своим личным интересам.
Преданность и верность друга, укрепляют веру человека в собст- венные силы: он знает — в трудную минуту друг не оставит его в беде и найдет возможность помочь и поддержать. Взаимная тре-
бовательность и принципиальность, делая дружбу активной си- лой, могут привести к большим творческим успехам, ибо спо- собствуют самосовершенствованию каждого из друзей. К другу мы предъявляем самые высокие требования (правда, наши тре-
155
История любви. Первые теории любви появились почти два- дцать пять веков назад в Древней Греции - у Сократа, Платона,
Аристотеля.
По Платону, любовь — двойственное чувство, соединяющее в себе противоположные стороны человеческой природы: в ней живет тяга человека к прекрасному — и чувство чего-то недостающего, ущербного, стремление восполнить то, чего у человека нет. Любовь у Платона — лестница, которая ведет к смыслу жизни, к бессмертию. Она превращает человека в часть мирового целого, связывает с землей и небом, с основами всей жизни.
Она делает человека больше, чем он есть, — поднимает его над самим собой, ставит между смертными и бессмертными. Так впервые возникла мысль о великой возвышающей силе любви.
В древнегреческой античности различалось четыре вида любви: эрос, филиа, агапэ, сторгэ, с которыми желательно познакомить молодых людей.
Эрос — восторженная влюбленность, телесная и духовная страсть, буйная тяга к обладанию любимым человеком. Это страсть больше для себя, в ней много эгоцентризма. Она «мужского типа», это, скорее,
158 159
Правда, существует точка зрения (Б.-А. Леви, А. Глкжсман), соглас- но которой обесценивание человеческой жизни - не синдром XX в., а медленный, но верный процесс, связанный с развитием западноевро- пейского рационализма, приучавшего людей к холодному взвешенно- му прагматизму, к подавлению чувств и эмоций сострадания и мило- сердия. Просто XX в. оказался временем, когда массовость и значимость вражды и противостояния стали вытеснять нормальные межличност- ные человеческие отношения.
Психологические основания насилия в общении убедительно рас- крыл фрейдизм, показав, что насилие дает ощущение власти над другим, выступая своеобразным способом самореализации (см. об этом «Бегство от свободы» Э. Фромма). Причем уровень и размах подобного «самоутверждения» могут быть самыми раз- ными — от гитлеровского тоталитаризма до семейной тирании.
Последнее особенно важно иметь в виду педагогу, одна из обя- занностей которого — установление контакта и взаимопонима- ния с семьей ребенка.
К сожалению, семейная тирания, насилие и жестокость стали рас- пространенными явлениями в наших семьях, превращающихся в поле самоутверждения родителей, компенсирующих свои неудачи во «взрос- лой» жизни за счет зависимых от них детей. Родители отыгрываются на них за робственные неудачи и ошибки. Но и в так называемых благопо- лучных семьях общение с детьми с позиций силы — окриком, физиче- ским наказанием, унижением - часто является нормой. Поэтому, жалуясь на ученика его родителям, учитель должен быть предельно осторожен, чтобы не «подставить» ребенка, не спровоцировать насилия по отношению к нему.
Нравственными причинами насилия в общении выступают пре- жде всего «протокультура» и «барьеры» общения, о которых го- ворилось выше. Кроме того, попустительствует насилию и ано-
нимность
моральной жизни, связанная с урбанизацией, кото- рая скрывает от людского суда беспредел, творимый иными гра- жданами.
Что касается области распространения насилия, то границ оно, к сожалению, не знает, проникая в самые разные сферы обще-
ния — в межличностные и семейные, групповые и межгрупповые, деловые и политические, профессиональные и другие от- ношения. Формы проявления насилия могут быть разными — пси- хологическое давление, моральное подчинение, физическое принуждение, сексуальные домогательства (например, по от- ношению к работающей женщине со стороны начальника). Аг- рессивное, нетерпимое поведение в ссоре, конфликте, настаи- вание на своем любой ценой — тоже вид насилия.
Самое печальное, что насилие порой воспринимается как
норма, не вызывает никакого протеста и не расценивается как
антикультура в общении, противодействием которой может быть только иной подход — принцип ненасилия.
Таким образом, для эффективной реализации ценности че- ловеческого общения необходимы как минимум две вещи. Во- первых, добрая воля, желание и стремление к взаимопонима- нию. Но чтобы эти добрые намерения могли распознаваться, улавливаться другой стороной, чтобы партнер мог откликнуть- ся на них, необходимо, во-вторых, общее «пространство пони- мания», основа которого - высокая культура общения, требующая от каждого человека самоанализа, самокритичности и работы над собой.
8.3. ЭТИКА ИНТИМНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Культура общения не существует в абстракции, в «чистом виде». Она реализуется и проявляется в различных сферах чело- веческой жизнедеятельности, в конкретных ситуациях жизни.
152 153
Большое место в общем ряду ситуативных жизненных проблем занимают те, которые носят для каждого из нас сугубо личный,
интимный характер.
Этика интимных отношений как бы противостоит этике де- ловых и профессиональных отношений, этике гражданственно- сти, экологической этике, выступающим в качестве этики пуб-
личных действий, которая предписывает нормы и правила пове- дения в ситуациях, так сказать, «массовидных», «прилюдных», связанных, например, с политическими или экологическими митингами, акциями, движениями, или с деловыми перегово- рами и совещаниями, или с профессиональным общением спе- циалиста. В отличие от нее этика интимных отношений рассмат- ривает ситуации, складывающиеся в отношениях двух-трех весьма близких людей, связанных узами дружбы, любви, сексуальной привязанности, брака и семьи. Это .широкий круг проблем, пред- полагающий крайне доверительные, деликатные отношения близ- ких людей, не выставляемые на всеобщее обозрение, но чрез- вычайно важные для каждого из нас. Особенно значимы они в начале жизни, когда от того, как они сложатся — в семье, с другом, любимым человеком, зависит наша дальнейшая судьба.
В то же время отсутствие опыта и знаний часто становится при- чиной многих неудач в молодом возрасте, накладывающих отпе- чаток на всю последующую жизнь. Поэтому и эта сторона общения молодых людей не может быть обойдена вниманием педагога.
Подлинным проявлением интимного межличностного обще- ния, в котором наиболее полно реализуются его ценность и осо- бенности выступают Дружба и Любовь.
Дружба как высшая форма общения
Дружба признается величайшей нравственной и социальной цен-
ностью большинством людей. Первый очерк теории дружбы как
самостоятельного отношения, не совпадающего с другими ви- дами социальных связей и эмоциональных привязанностей, соз- дал Аристотель, подвергший дружбу философско-эстетическо- му и психологическому анализу. По Аристотелю, дружба — вели-
чайшая ценность, самое необходимое в жизни: никто не выбирает жизнь без друзей, даже в обмен на все прочие блага.
Совершенная, истинная дружба бескорыстна. Но в то же время дружбу питают к другу «во благо самого себя», поэтому отношение к другу не отличается от отношения человека к самому себе. Благодаря этому дружба является также необходимым средством самопознания: «Как при жела- нии увидеть свое лицо мы смотримся в зеркало и видим его, так при желании познать самих себя мы можем познать себя, глядя на друга».
Ближе друга у человека никого нет, считает Аристотель, поэтому
154
количество друзей имеет пределы: близкая дружба — это дружба с не- многими.
Каждая эпоха привносила в понимание дружбы что-то новое.
Неизменным оставалось одно: во все времена дружба считалась одной из высших и одновременно редких ценностей в жизни человека.
Большой редкостью называли настоящую дружбу романтики нача- ла XIX в. По словам немецкого писателя Л. Тика, все люди любят, по крайней мере, думают, что любят, «но лишь очень немногим дано быть друзьями в подлинном смысле слова». А. Шопенгауэр восхищался друж- бой и в то же время сомневался в ее существовании: «Истинная, под- линная дружба предполагает сильное, чисто объективное и вполне бес- корыстное участие в радости и горе другого человека, а это участие, в свой черед, предполагает действительное отождествление себя с дру- гим. Это настолько идет в разрез с эгоизмом человеческой природы, что истинная дружба принадлежит к вещам, относительно которых ос- тается неизвестным, принадлежат ли они к области басен или действи- тельно где-нибудь существуют».
Дружба — это близкие отношения, основанные на взаимном
доверии,
привязанности,
общности
интересов.
Дружба предполагает тесные личные взаимоотношения между людьми, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, на единстве взглядов, интересов и жизненных целей, которые выражаются в стремлении к длительному разностороннему общению.
В отличие от деловых отношений, где один человек использует дру- гого как средство для достижения своей цели, дружба — отношение
самоценное, само по себе являющееся благом; друзья помогают друг другу бескорыстно, «не в службу, а в дружбу». В отличие от кровно-
родственных связей, где люди связаны узами кровной или родственной солидарности, дружба — индивидуально-избирательна и основана на вза- имной симпатии. Наконец, в отличие от поверхностного приятельства,
дружба — отношение глубокое и интимное, предполагающее внутрен- нюю близость, откровенность, доверие, любовь. Недаром мы называем друга своим alter ego (другим Я).
Основные критерии и свойства дружбы. Близость и эмоциональ-
ность, связанные с избирательностью и исключительностью друж-
бы, обусловливают такие ее критерии, как бескорыстие, предан-
ность и верность, требовательность и принципиальность, искрен-
ность и доверие.
Бескорыстие в дружбе предполагает такие отношения, кото- рые свободны от соображений выгоды и строятся на готовности помочь друг другу, порой в ущерб своим личным интересам.
Преданность и верность друга, укрепляют веру человека в собст- венные силы: он знает — в трудную минуту друг не оставит его в беде и найдет возможность помочь и поддержать. Взаимная тре-
бовательность и принципиальность, делая дружбу активной си- лой, могут привести к большим творческим успехам, ибо спо- собствуют самосовершенствованию каждого из друзей. К другу мы предъявляем самые высокие требования (правда, наши тре-
155
бования к самим себе далеко не всегда так высоки: недостатки друга мы видим, а свои — не всегда).
Общение друзей, в котором каждый раскрывает другому самое важное и сокровенное, обогащает обоих, позволяет лучше понять и осознать то, что происходит в собственной душе. Поэтому в друге чрезвычайно высоко ценят доверие, искренность и сердечность, великодушие и отходчивость,
умение хранить тайну и простить необдуманный поступок. Отсутствие этих качеств разрушает дружеские отношения.
Дружба — это одно из проявлений любви к человеку, единства между людьми, душевного взаимного резонанса.
Утверждение исключительности, несравненности друга равносильно признанию его абсолютной ценностью. Дружба предполагает уважение чести и
достоинства друга, честность по отношению к нему. И в этом — высокая нравственная сущность дружбы.
Некоторые «правила» или «законы» дружбы. Настоящая дружба редко возникает сразу. Обычно ей предшествуют поиски, неудачи, непрочные контакты.
Как происходит выбор друзей? Что делает одного человека привлекательным для другого, ищет ли он в друге собственное подобие или, напротив, дополнение качеств, отсутствующих у него самого?
Пожалуй, одинаково справедливы оба мнения. Понимание друга как
«другого Я» предполагает сходство между ними: люди, существенно расходящиеся во мнениях, вряд ли могут быть особенно близки. Однако alter ego — это не просто второе я, а именно другое Я: друзья призваны не дублировать, а дополнять и обогащать друг друга.
Возникновению дружбы способствуют прежде всего общность взглядов,
интересов, идеалов, жизненных целей. И если основой дружбы являются их близость или совпадение, то дружба нередко продолжается всю жизнь, независимо от препятствий на ее пути. Необходимыми условиями становления дружбы являются также взаимное уважение, личная симпатия и
привязанность друг к другу.
Существуют ли «правила» для установления дружбы ? Считается, что:
— самый благоприятный возраст для установления интенсивных и прочных контактов, пик дружбы — это, как правило, юность и ранняя молодость, школьные и студенческие годы;
— прежде чем подружиться, надо почувствовать симпатию к человеку, желание общаться с ним, причем эта симпатия должна быть взаимной;
— одной взаимной симпатии для дружбы мало: нужны еще и общее дело, или, по крайней мере, общие интересы;
— первым шагом в установлении дружеских отношений не обяза тельно должен быть личный контакт, дружба может начинаться и с переписки, в том числе и компьютерной;
— не исключено, что дружба может начинаться с конфликта;
156
— очень важно в самом начале дружбы не обмануться в своих чувствах: человек должен
чувствовать, что он нужен другому.
Однажды возникнув, дружеские отношения не развиваются автоматически; желательно, чтобы педагог показал учащимся, как важно заботиться о сохранении дружбы. Будучи наиболее глу- боким, интимным отношением, дружба обязательно предполагает
доверие, проявляющееся в открытии другому своих тайн, намерений, состояний, т.е. в самораскрытии.
Степень самораскрытия в общении с посторонними людьми, родителями, близким другом будет разной. Максимум самораскрытия достигается именно в общении с друзьями. Хотя здесь также имеются свои границы. Как правило, откровенность воспринимается положительно. Но следует знать, что слишком полное и поспешное самораскрытие, не соответствующее стадии развития взаимоотношений, воспринимается как нарушение границ интимности или попытка вторжения во внутренний мир другого, что побуждает его замкнуться и даже прервать контакт. Поэтому в дружеском общении всегда необходим такт.
Дружеское общение людей зависит от личностных
свойств, которые формируются независимо от нашей воли и желаний и потому не могут быть поставлены нам в вину или заслугу. Так, не должны мешать дружбе общительность или замкнутость, вместе с тем дружба несовместима с эгоизмом и предательством. Дружба имеет свой моральный
кодекс. Надо уметь дружить, а для этого следует придерживаться некоторых неписаных правил
дружбы:
—делиться с другом своими успехами и неудачами;
—помогать другу в случае необходимости;
—стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе;
—выказывать другу эмоциональную поддержку;
—быть уверенным в друге и доверять ему;
—защищать друга в его отсутствие и не критиковать его публично;
—сохранять доверенные другом тайны;
—быть терпимым к остальным его друзьям;
—не быть назойливым и не поучать;
—уважать внутренний мир и свободу друга.
Выполнение этих требований предполагает высокий уровень
нравственной культуры личности и психологическую готовность к дружбе.
Далеко не все люди способны на это чувство. И не потому, что они не могут отдавать, ничего не получая взамен, не потому, что у них больше развито собственное «ego», и даже не потому, что им не хватает мудрости принять другого человека. Причина неспособности к дружбе может корениться в
психо-эмо-циональных особенностях личности.
Так, экстраверты, ориентированные вовне, на мир внешних объектов, легко и быстро устанавливающие контакты с людьми, имеют ярко выраженную потребность и "способность дружить и иметь много друзей. А вот интроверты,
застенчивые и некоммуникабельные, тонкая душевная организация которых больше направлена на переживания своего внутреннего мира, трудно сходятся с людьми.
Страх быть непо-
157
Общение друзей, в котором каждый раскрывает другому самое важное и сокровенное, обогащает обоих, позволяет лучше понять и осознать то, что происходит в собственной душе. Поэтому в друге чрезвычайно высоко ценят доверие, искренность и сердечность, великодушие и отходчивость,
умение хранить тайну и простить необдуманный поступок. Отсутствие этих качеств разрушает дружеские отношения.
Дружба — это одно из проявлений любви к человеку, единства между людьми, душевного взаимного резонанса.
Утверждение исключительности, несравненности друга равносильно признанию его абсолютной ценностью. Дружба предполагает уважение чести и
достоинства друга, честность по отношению к нему. И в этом — высокая нравственная сущность дружбы.
Некоторые «правила» или «законы» дружбы. Настоящая дружба редко возникает сразу. Обычно ей предшествуют поиски, неудачи, непрочные контакты.
Как происходит выбор друзей? Что делает одного человека привлекательным для другого, ищет ли он в друге собственное подобие или, напротив, дополнение качеств, отсутствующих у него самого?
Пожалуй, одинаково справедливы оба мнения. Понимание друга как
«другого Я» предполагает сходство между ними: люди, существенно расходящиеся во мнениях, вряд ли могут быть особенно близки. Однако alter ego — это не просто второе я, а именно другое Я: друзья призваны не дублировать, а дополнять и обогащать друг друга.
Возникновению дружбы способствуют прежде всего общность взглядов,
интересов, идеалов, жизненных целей. И если основой дружбы являются их близость или совпадение, то дружба нередко продолжается всю жизнь, независимо от препятствий на ее пути. Необходимыми условиями становления дружбы являются также взаимное уважение, личная симпатия и
привязанность друг к другу.
Существуют ли «правила» для установления дружбы ? Считается, что:
— самый благоприятный возраст для установления интенсивных и прочных контактов, пик дружбы — это, как правило, юность и ранняя молодость, школьные и студенческие годы;
— прежде чем подружиться, надо почувствовать симпатию к человеку, желание общаться с ним, причем эта симпатия должна быть взаимной;
— одной взаимной симпатии для дружбы мало: нужны еще и общее дело, или, по крайней мере, общие интересы;
— первым шагом в установлении дружеских отношений не обяза тельно должен быть личный контакт, дружба может начинаться и с переписки, в том числе и компьютерной;
— не исключено, что дружба может начинаться с конфликта;
156
— очень важно в самом начале дружбы не обмануться в своих чувствах: человек должен
чувствовать, что он нужен другому.
Однажды возникнув, дружеские отношения не развиваются автоматически; желательно, чтобы педагог показал учащимся, как важно заботиться о сохранении дружбы. Будучи наиболее глу- боким, интимным отношением, дружба обязательно предполагает
доверие, проявляющееся в открытии другому своих тайн, намерений, состояний, т.е. в самораскрытии.
Степень самораскрытия в общении с посторонними людьми, родителями, близким другом будет разной. Максимум самораскрытия достигается именно в общении с друзьями. Хотя здесь также имеются свои границы. Как правило, откровенность воспринимается положительно. Но следует знать, что слишком полное и поспешное самораскрытие, не соответствующее стадии развития взаимоотношений, воспринимается как нарушение границ интимности или попытка вторжения во внутренний мир другого, что побуждает его замкнуться и даже прервать контакт. Поэтому в дружеском общении всегда необходим такт.
Дружеское общение людей зависит от личностных
свойств, которые формируются независимо от нашей воли и желаний и потому не могут быть поставлены нам в вину или заслугу. Так, не должны мешать дружбе общительность или замкнутость, вместе с тем дружба несовместима с эгоизмом и предательством. Дружба имеет свой моральный
кодекс. Надо уметь дружить, а для этого следует придерживаться некоторых неписаных правил
дружбы:
—делиться с другом своими успехами и неудачами;
—помогать другу в случае необходимости;
—стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе;
—выказывать другу эмоциональную поддержку;
—быть уверенным в друге и доверять ему;
—защищать друга в его отсутствие и не критиковать его публично;
—сохранять доверенные другом тайны;
—быть терпимым к остальным его друзьям;
—не быть назойливым и не поучать;
—уважать внутренний мир и свободу друга.
Выполнение этих требований предполагает высокий уровень
нравственной культуры личности и психологическую готовность к дружбе.
Далеко не все люди способны на это чувство. И не потому, что они не могут отдавать, ничего не получая взамен, не потому, что у них больше развито собственное «ego», и даже не потому, что им не хватает мудрости принять другого человека. Причина неспособности к дружбе может корениться в
психо-эмо-циональных особенностях личности.
Так, экстраверты, ориентированные вовне, на мир внешних объектов, легко и быстро устанавливающие контакты с людьми, имеют ярко выраженную потребность и "способность дружить и иметь много друзей. А вот интроверты,
застенчивые и некоммуникабельные, тонкая душевная организация которых больше направлена на переживания своего внутреннего мира, трудно сходятся с людьми.
Страх быть непо-
157
нятыми заставляет их оставаться одинокими. Если у таких людей есть друг, то на всю жизнь, а испытав однажды разочарование, они не пы- таются больше искать нового друга.
Люди, которых связывают дружеские отношения, — разные, поэтому к ним нельзя подходить с одинаковыми мерками. Иметь друга — великое благо. Но чтобы иметь это благо, необходимо постоянно над собой работать, учиться терпимости и устойчи- вости взаимоотношений. Есть мудрое правило: хочешь иметь дру-
га - будь им! Иными словами - будь сам хорошим другом, от- кликнись на радости и горести своего друга, подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. Не пожалей для этого своего вре- мени, сил, а главное - души.
Любовь как отношение и влечение
О любви очень много сказано и написано. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты... И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия и этика любви — это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь. И поскольку именно в молодом возрасте так важно не только познать великое таинство этого загадочного чувства, такого разнообразного и непредсказуемого, но и суметь развить в себе саму
способность любить, постольку мы остановимся на анализе феномена любви более подробно. Ведь, как говорил А. Блок, «только влюбленный имеет право на звание человека».
В широком смысле любовь —это свойство и право свободного человека — нравственно-
эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и
самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и
готовности к самоотдаче. Человек, который любит, становится более чутким к красоте. Возникает особая эстетика любви —
тяга человека к совершенной жизни, которая строится по законам красоты, добра, свободы, справедливости. Причем эта тяга к гармонии и идеалу затрагивает как разум, так и глубинные эмоциональные пласты человеческой души.
Особое место в системе человеческих отношений занимает
эротическая любовь — одно из наиболее сильных переживаний в интимной жизни личности, которое может стать (или не стать) залогом и основой ее счастья. Речь идет о любви двух людей, любви, жаждущей полного слияния, единства с любимым че- ловеком. Она по своей природе исключительна и поэтому вы- ступает как высшая моральная ценность. Вместе с тем это и ре- альное земное отношение и влечение, относительно самостоя- тельное стремление и потребность, и в этом качестве — это выс-
шая форма межличностного общения.
Любовь, связывающая мужчину и женщину, представляет собой сложный комплекс человеческих переживаний, возни- кающих в результате слияния биологических потребностей, трансформированных культурой, с нравственно-эстетическими и психологическими устремлениями личности. Откуда берутся такие ощущения? Возможно, любовь — это «голод» человека по человеку, чувство невероятной внутренней необходимости в нем, самая сильная из всех эмоциональных потребностей.
Идея поляризации и одновременно притяжения мужского и жен- ского начал наиболее сильно выражена в мифе, пересказанном Плато- ном в диалоге «Пир»: когда-то мужчина и женщина были единым су- ществом — андрогином. Потом они были разделены на половинки, и теперь каждая из половинок обречена искать другую, чтобы вновь об- разовать с ней единое целое.
Но человеку в любви необходимо не просто существо другого пола, а такое существо, которое обладает для него эстетической привлекательностью, интеллектуальной и эмоционально-пси- хологической ценностью, общностью нравственных представ- лений, сексуально-эротическим притяжением. Если нет хотя бы одного из этих компонентов, любовь «не состоится» или воз- никнет ее иллюзия, которая неизбежно разрушится, погибнет.
Понять любовь сложно, еще труднее — объяснить ее. Она приносит человеку радость, делает его жизнь приятной и красивой, рождает свет- лые мечты, окрыляет и возвышает. В то же время любовь — источник многих страданий и даже трагедий. С ней связаны волнения, ревность, тревога. В любви соединяются противоположные чувства: страдание и наслаждение, радость и печаль, восторг и разочарование. «Любовь — обманная страна» и вместе с тем — самое манящее из чувств. Она дарит не только яркое наслаждение, но одновременно и сильную боль, не только самое острое счастье, но и самое тяжкое горе. Вместе со взлета- ми в любви всегда есть падения; она как бы расколота на противоре- чия, полные бесконечных тайн и загадок. Ее полюса и контрасты сли- ваются в массу неповторимых сочетаний, и какое из этих сочетаний выпадет человеку — предугадать невозможно.
Люди, которых связывают дружеские отношения, — разные, поэтому к ним нельзя подходить с одинаковыми мерками. Иметь друга — великое благо. Но чтобы иметь это благо, необходимо постоянно над собой работать, учиться терпимости и устойчи- вости взаимоотношений. Есть мудрое правило: хочешь иметь дру-
га - будь им! Иными словами - будь сам хорошим другом, от- кликнись на радости и горести своего друга, подумай о том, как сделать его жизнь счастливее. Не пожалей для этого своего вре- мени, сил, а главное - души.
Любовь как отношение и влечение
О любви очень много сказано и написано. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты... И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия и этика любви — это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь. И поскольку именно в молодом возрасте так важно не только познать великое таинство этого загадочного чувства, такого разнообразного и непредсказуемого, но и суметь развить в себе саму
способность любить, постольку мы остановимся на анализе феномена любви более подробно. Ведь, как говорил А. Блок, «только влюбленный имеет право на звание человека».
В широком смысле любовь —это свойство и право свободного человека — нравственно-
эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и
самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и
готовности к самоотдаче. Человек, который любит, становится более чутким к красоте. Возникает особая эстетика любви —
тяга человека к совершенной жизни, которая строится по законам красоты, добра, свободы, справедливости. Причем эта тяга к гармонии и идеалу затрагивает как разум, так и глубинные эмоциональные пласты человеческой души.
Особое место в системе человеческих отношений занимает
эротическая любовь — одно из наиболее сильных переживаний в интимной жизни личности, которое может стать (или не стать) залогом и основой ее счастья. Речь идет о любви двух людей, любви, жаждущей полного слияния, единства с любимым че- ловеком. Она по своей природе исключительна и поэтому вы- ступает как высшая моральная ценность. Вместе с тем это и ре- альное земное отношение и влечение, относительно самостоя- тельное стремление и потребность, и в этом качестве — это выс-
шая форма межличностного общения.
Любовь, связывающая мужчину и женщину, представляет собой сложный комплекс человеческих переживаний, возни- кающих в результате слияния биологических потребностей, трансформированных культурой, с нравственно-эстетическими и психологическими устремлениями личности. Откуда берутся такие ощущения? Возможно, любовь — это «голод» человека по человеку, чувство невероятной внутренней необходимости в нем, самая сильная из всех эмоциональных потребностей.
Идея поляризации и одновременно притяжения мужского и жен- ского начал наиболее сильно выражена в мифе, пересказанном Плато- ном в диалоге «Пир»: когда-то мужчина и женщина были единым су- ществом — андрогином. Потом они были разделены на половинки, и теперь каждая из половинок обречена искать другую, чтобы вновь об- разовать с ней единое целое.
Но человеку в любви необходимо не просто существо другого пола, а такое существо, которое обладает для него эстетической привлекательностью, интеллектуальной и эмоционально-пси- хологической ценностью, общностью нравственных представ- лений, сексуально-эротическим притяжением. Если нет хотя бы одного из этих компонентов, любовь «не состоится» или воз- никнет ее иллюзия, которая неизбежно разрушится, погибнет.
Понять любовь сложно, еще труднее — объяснить ее. Она приносит человеку радость, делает его жизнь приятной и красивой, рождает свет- лые мечты, окрыляет и возвышает. В то же время любовь — источник многих страданий и даже трагедий. С ней связаны волнения, ревность, тревога. В любви соединяются противоположные чувства: страдание и наслаждение, радость и печаль, восторг и разочарование. «Любовь — обманная страна» и вместе с тем — самое манящее из чувств. Она дарит не только яркое наслаждение, но одновременно и сильную боль, не только самое острое счастье, но и самое тяжкое горе. Вместе со взлета- ми в любви всегда есть падения; она как бы расколота на противоре- чия, полные бесконечных тайн и загадок. Ее полюса и контрасты сли- ваются в массу неповторимых сочетаний, и какое из этих сочетаний выпадет человеку — предугадать невозможно.
1 ... 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 32
История любви. Первые теории любви появились почти два- дцать пять веков назад в Древней Греции - у Сократа, Платона,
Аристотеля.
По Платону, любовь — двойственное чувство, соединяющее в себе противоположные стороны человеческой природы: в ней живет тяга человека к прекрасному — и чувство чего-то недостающего, ущербного, стремление восполнить то, чего у человека нет. Любовь у Платона — лестница, которая ведет к смыслу жизни, к бессмертию. Она превращает человека в часть мирового целого, связывает с землей и небом, с основами всей жизни.
Она делает человека больше, чем он есть, — поднимает его над самим собой, ставит между смертными и бессмертными. Так впервые возникла мысль о великой возвышающей силе любви.
В древнегреческой античности различалось четыре вида любви: эрос, филиа, агапэ, сторгэ, с которыми желательно познакомить молодых людей.
Эрос — восторженная влюбленность, телесная и духовная страсть, буйная тяга к обладанию любимым человеком. Это страсть больше для себя, в ней много эгоцентризма. Она «мужского типа», это, скорее,
158 159
чувство пылкого юноши или молодого мужчины; она реже встречается у женщин.
Филиа — любовь-дружба, более духовное и более спокойное чувство. В психологическом отношении она ближе всего к любви молодой девушки. У греков филиа соединяла не только возлюбленных, но и друзей.
Агапэ — альтруистическая, духовная любовь, полная жертвенности и самоотречения, построенная на снисходительности и прощении, похожая на материнскую любовь. Это любовь не ради себя, а ради другого, не только любовное чувство, но и идеал гуманной любви к ближнему. Сторгэ — любовь- нежность, семейная любовь, полная мягкого внимания к любимому. Она выросла из естественной привязанности к родным и подчеркивает плотское и душевное родство любящих.
В средние века суть и смысл любви определялась через меру. Но как и чем можно измерить
любовь! Всепоглощающей страстью, потомством, либо еще чем- то? Определить это очень сложно. И никто не смог сделать это точнее, чем Святой Августин, который сказал: «Мера любви —
это любовь без меры».
Появление любви в ее нынешнем понимании многие исследо- ватели связывают со сравнительно недавним прошлым — теми глубинными процессами, которые происходили в Европе в на- чале II тысячелетия, когда после долгого периода варварства в обществе начинается постепенный духовный подъем. Развива- ются философия и искусство, меняется образ жизни людей. Од- ним из показателей этих изменений становится появление ры-
царства, ставшего покровителем и носителем развивающейся культуры и особого культа любви.
В этом культе был свой бог - Амур, свои богини - Прекрасные Дамы, свои служители - трубадуры, свои поклонники - рыцари. В кодексе
рыцарской любви были канон подвигов, канон прославления и восхваления Дамы, канон любви на всю жизнь; существовали свои об- ряды, обычаи, нравы. Только после нескольких месяцев ухаживания, следуя правилам, рыцарь медленно поднимался с одной ступени бли- зости на другую, в зависимости от своих заслуг перед возлюбленной.
Рыцарская любовь была по преимуществу духовной, психологически развитой. Центр ее находился в душе у рыцаря, являясь для него глав- ным источником любовных радостей.
В русской этической мысли большое место исследованию фе- номена любви уделил философ Вл. Соловьев. Он определяет лю- бовь как «влечение одушевленного существа к другому для со- единения с ним и взаимного восполнения жизни». Из обоюдно- сти отношений он выводит три вида любви. Первый — любовь, которая больше дает, чем получает, — нисходящая любовь. Вто- рой - любовь, которая больше получает, нежели дает, — восхо-
дящая любовь. Третий — когда и то и другое уравновешено.
В первом случае это, например, родительская любовь, основанная на жалости и сострадании; она включает в себя заботу сильных о сла- бых, старших о младших; перерастая семейные — «отеческие» отноше- ния, она создает понятие «отечество». Второй случай — любовь детей к родителям, она покоится на чувстве благодарности и благоговения; за
160
пределами семьи она рождает представления о духовных ценностях. Эмо- циональной основой третьего вида любви является полнота жизненной взаимности, которая достигается в половой любви; здесь жалость и бла- гоговение соединяются с чувством стыда и создают новый духовный облик человека.
Интересно, что Соловьев считал, что «половая любовь и размноже- ние рода находятся между собой в обратном отношении: чем сильнее одно, тем слабее другая». Он выводил из этого следующие зависимости: сильная любовь очень часто остается неразделенной; при взаимности сильная страсть приводит иногда к трагическому концу, не оставляя после себя потомства; счастливая любовь,^если она очень сильна, так- же обычно остается бесплодной.
Вл. Соловьев видел пять возможных путей развития любви
— два ложных и три истинных. Первый ложный путь — «адский»
— мучительная неразделенная страсть. Второй (тоже ложный) -
«животный» — неразборчивое удовлетворение полового влече- ния. Третий путь (первый истинный) — брак. Четвертый (тоже истинный) — аскетизм. Пятый — высший путь — это Божествен- ная любовь, когда перед нами предстает не пол — «половина человека», а целый человек в соединении мужского и женского начал. Человек становится в этом случае «сверхчеловеком»; именно здесь он решает главную задачу любви — увековечить любимое,
спасти его от смерти и тлена.
Современные представления о любви. В своем большинстве они базируются на экзистенциалистском понимании сущности чело-
века и его существования, которое, в свою очередь, связано с извечным вопросом, как преодолеть свою «отделенность», как выйти за пределы собственной индивидуальной жизни и обрес- ти единение с другим. Именно в этой «человеческой ситуации», в самой сущности человека — в его стремлении к единению ус- матривает истоки любви Э. Фромм.
Переживание отделенности рождает тревогу, считает ом. Быть отде- ленным — значит быть отторгнутым, беспомощным, не иметь возможно- сти реализовать свои человеческие силы. Однако единение, достигае- мое в совместной работе, - не межличностно; единение, достигаемое в сексуальном экстазе, — преходяще; единение, достигаемое в приспо- соблении к другому, - псевдоединение.
Подлинный «ответ на проблему человеческого существования»
содержится в достижении совершенно особого, уникального вида единения — слияния с другим человеком при условии сохранения
собственной индивидуальности. Именно такой вид межличност- ного единения достигается в любви, которая объединяет человека с другими, помогая ему преодолеть чувство изоляции и оди- ночества. При этом любовь «позволяет человеку оставаться са- мим собой, сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя» (Э. Фромм). Но любовь -^это не счастливая случайность или мимолетный эпизод; любовь — искусство, требующее от че-
6
Педагогическая этика
10 1
Филиа — любовь-дружба, более духовное и более спокойное чувство. В психологическом отношении она ближе всего к любви молодой девушки. У греков филиа соединяла не только возлюбленных, но и друзей.
Агапэ — альтруистическая, духовная любовь, полная жертвенности и самоотречения, построенная на снисходительности и прощении, похожая на материнскую любовь. Это любовь не ради себя, а ради другого, не только любовное чувство, но и идеал гуманной любви к ближнему. Сторгэ — любовь- нежность, семейная любовь, полная мягкого внимания к любимому. Она выросла из естественной привязанности к родным и подчеркивает плотское и душевное родство любящих.
В средние века суть и смысл любви определялась через меру. Но как и чем можно измерить
любовь! Всепоглощающей страстью, потомством, либо еще чем- то? Определить это очень сложно. И никто не смог сделать это точнее, чем Святой Августин, который сказал: «Мера любви —
это любовь без меры».
Появление любви в ее нынешнем понимании многие исследо- ватели связывают со сравнительно недавним прошлым — теми глубинными процессами, которые происходили в Европе в на- чале II тысячелетия, когда после долгого периода варварства в обществе начинается постепенный духовный подъем. Развива- ются философия и искусство, меняется образ жизни людей. Од- ним из показателей этих изменений становится появление ры-
царства, ставшего покровителем и носителем развивающейся культуры и особого культа любви.
В этом культе был свой бог - Амур, свои богини - Прекрасные Дамы, свои служители - трубадуры, свои поклонники - рыцари. В кодексе
рыцарской любви были канон подвигов, канон прославления и восхваления Дамы, канон любви на всю жизнь; существовали свои об- ряды, обычаи, нравы. Только после нескольких месяцев ухаживания, следуя правилам, рыцарь медленно поднимался с одной ступени бли- зости на другую, в зависимости от своих заслуг перед возлюбленной.
Рыцарская любовь была по преимуществу духовной, психологически развитой. Центр ее находился в душе у рыцаря, являясь для него глав- ным источником любовных радостей.
В русской этической мысли большое место исследованию фе- номена любви уделил философ Вл. Соловьев. Он определяет лю- бовь как «влечение одушевленного существа к другому для со- единения с ним и взаимного восполнения жизни». Из обоюдно- сти отношений он выводит три вида любви. Первый — любовь, которая больше дает, чем получает, — нисходящая любовь. Вто- рой - любовь, которая больше получает, нежели дает, — восхо-
дящая любовь. Третий — когда и то и другое уравновешено.
В первом случае это, например, родительская любовь, основанная на жалости и сострадании; она включает в себя заботу сильных о сла- бых, старших о младших; перерастая семейные — «отеческие» отноше- ния, она создает понятие «отечество». Второй случай — любовь детей к родителям, она покоится на чувстве благодарности и благоговения; за
160
пределами семьи она рождает представления о духовных ценностях. Эмо- циональной основой третьего вида любви является полнота жизненной взаимности, которая достигается в половой любви; здесь жалость и бла- гоговение соединяются с чувством стыда и создают новый духовный облик человека.
Интересно, что Соловьев считал, что «половая любовь и размноже- ние рода находятся между собой в обратном отношении: чем сильнее одно, тем слабее другая». Он выводил из этого следующие зависимости: сильная любовь очень часто остается неразделенной; при взаимности сильная страсть приводит иногда к трагическому концу, не оставляя после себя потомства; счастливая любовь,^если она очень сильна, так- же обычно остается бесплодной.
Вл. Соловьев видел пять возможных путей развития любви
— два ложных и три истинных. Первый ложный путь — «адский»
— мучительная неразделенная страсть. Второй (тоже ложный) -
«животный» — неразборчивое удовлетворение полового влече- ния. Третий путь (первый истинный) — брак. Четвертый (тоже истинный) — аскетизм. Пятый — высший путь — это Божествен- ная любовь, когда перед нами предстает не пол — «половина человека», а целый человек в соединении мужского и женского начал. Человек становится в этом случае «сверхчеловеком»; именно здесь он решает главную задачу любви — увековечить любимое,
спасти его от смерти и тлена.
Современные представления о любви. В своем большинстве они базируются на экзистенциалистском понимании сущности чело-
века и его существования, которое, в свою очередь, связано с извечным вопросом, как преодолеть свою «отделенность», как выйти за пределы собственной индивидуальной жизни и обрес- ти единение с другим. Именно в этой «человеческой ситуации», в самой сущности человека — в его стремлении к единению ус- матривает истоки любви Э. Фромм.
Переживание отделенности рождает тревогу, считает ом. Быть отде- ленным — значит быть отторгнутым, беспомощным, не иметь возможно- сти реализовать свои человеческие силы. Однако единение, достигае- мое в совместной работе, - не межличностно; единение, достигаемое в сексуальном экстазе, — преходяще; единение, достигаемое в приспо- соблении к другому, - псевдоединение.
Подлинный «ответ на проблему человеческого существования»
содержится в достижении совершенно особого, уникального вида единения — слияния с другим человеком при условии сохранения
собственной индивидуальности. Именно такой вид межличност- ного единения достигается в любви, которая объединяет человека с другими, помогая ему преодолеть чувство изоляции и оди- ночества. При этом любовь «позволяет человеку оставаться са- мим собой, сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя» (Э. Фромм). Но любовь -^это не счастливая случайность или мимолетный эпизод; любовь — искусство, требующее от че-
6
Педагогическая этика
10 1