Файл: Дипломная работа налоговая система Российской Федерации Бондаренко Ксения Руслановна.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 274
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.2. Становление и развитее законодательства по налоговой системе Российской Федерации.
ГЛАВА 2. ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ
2.1 федеральные налоги и сборы (понятие характеристика)
2.2. Региональные налоги и сборы (понятие характеристика)
2.3 местные налоги и сборы (понятие характеристика).
3 ГЛАВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ
металлургические заводы уплачивали; сбор в размере; 1%, в 4 раза большем, чем государственные: Как отмечает Ж.А. Майбуров;
«классовый подход и здесь находит свое воплощение. В то время как прибыль частных предприятий облагалась по прогрессивным ставкам, для государственных и кооперативных предприятий использовалась твердая* адвалорная ставка 8%»21. В том же году вводится единый сельскохозяйственный налог.
Весьма ярко подход к налогам как к инструменту борьбы с.классовыми врагами проявился во введенных 1926 налоге на сверхприбыль, налоге с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения и в армейском сборе - налоге с лиц, в возрасте от 22 до 40 лет, не желавших служить в Советской армии.
21 Майбуров И.А. Указ. раб. С. 57.
Налогом на сверхприбыль облагалась сверхприбыль юридических и физических лиц, занимающихся частной практикой или предпринимательской деятельностью без организационного оформления. Объектом обложения служила полученная предприятием прибыль за вычетом нормальной прибыли. Ставки налога прогрессивно возрастали от 6% до 50%, но при этом сумма налога не должна была превышать половины уплачиваемого подоходного налога.
Налог на наследство и дарение также был направлен на постепенное вытеснению частного сектора из экономики. Данный налог отличался большими налоговыми ставками и к их уплате обязывались состоятельные нетрудовые элементы. Налог на наследство был резко прогрессивным. Так, при стоимости наследуемого имущества от 1000 до 2500 золотых рублей уплачивался 1% от ее
суммы, с увеличением стоимости наследуемого имущества налоговые ставки значительно возрастали (вплоть до 90%)22. Налог с дарения взимался в размере вдвое меньшем, чем налог с имущества, переходящего в порядке наследования.
Однако большого экономического значения указанные налоги не имели. Их доля среди доходов была незначительна. Так, например, в 1927 г. планировались поступления от этих налога на сверхприбыль - 3,5 млн. руб., налога на наследство и дарение - 600 тыс. руб. и армейского сбора -300 тыс. руб. Для сравнения можно указать, что поступления от единого сельскохозяйственного налога в 1926 г. составили 312 млн. руб.23, а от подоходного налога поступления в те годы составляли около 180 млн. руб. ежегодно24.
В 1921-1923 годах вводятся также акцизы на спирт, табачные изделия, керосин и ряд других товаров.
22 Постановление ЦИК и СНК от 29 января 1926 г. «Об отмене ограничения имущества, могущегопереходить в порядке наследования и дарения» // СЗ СССР. 1926. № 6. Ст. 37-38
23 Дегтев СИ. Реформа денежной системы в нэповской России // Денежные реформы в России: История и современность. Сб. статей. М., 2004. С. 149.
25 апреля 1926 года принимается новое Положение о едином сельскохозяйственном налоге25, а 24 сентября 1926 г. - положения» о государственном промысловом налоге26и о государственном подоходном налоге27.
Этими положениями государство продолжило политику вытеснения частного предпринимателя из экономики. Так, Положение о едином сельскохозяйственном налоге установило принцип взимания налога, исходя
из фактически полученного хозяйствующим субъектом дохода. Данный налог увеличивался почти в 2 раза для зажиточных хозяйств, при этом количество едоков не учитывалось. Положением был закреплен ряд налоговых льгот. Например, для колхозных хозяйств единый сельхозналог снижался на 25%, а бедняцкие хозяйства (которые имели, до 25 рублей дохода в год на едока) освобождались от его уплаты (таких хозяйств было примерно 5 млн.). В то же самое время вводилось усиленное налогообложение единоличных хозяйств, прежде всего, кулацких, использующих в производственных целях наемный труд. Если в 1925-1926 г. кулаки платили до 12% своего дохода, то по новому положению - налоговые ставки составили от 2% для низших групп и до 20-25% для высших групп. Таким образом, с помощью сельхозналога осуществлялось наступление на кулака.
В целом, в середине 20-х годов XX в. налоговая система в Советском Союзе была сформирована. Как писал П.П. Гензель, советская налоговая система, созданная, в пожарном порядке, претерпела за первые годы своего существования громадную эволюцию - от отказа от налогов до положения, когда налоговые поступления составляли главную опору бюджета28. При этом усиливается роль налогов как источника доходов государства. В 1926- 1927 годах налоги в Советском Союзе составляли уже около 2,5 млрд. руб.
25 Постановление ЦИК и СНК СССР от 25 04.1926 г. // СЗ СССР. 1926.. № 30. Ст. 192.
26 Постановление ЦИК и СНК СССР от 24.09.1926 г. // СЗ СССР. 1926. № 63. Ст. 473-474.
27 Постановление ЦИК и СНК СССР от 24.09.1926 г. // СЗ СССР. 1926. № 64..
Ст. 484.
или 50% всех доходов29. Это обеспечивало формирование бездефицитного бюджета.
Однако в конце 20-х годов происходит ужесточение налоговой политики в отношении частных предпринимателей, поскольку в развитии частного сектора экономики Советская власть видела угрозу избранному социалистическому пути развития страны.
В 1928 г. вносятся изменения в обложение единым сельскохозяйственным налогом30 и промысловым налогом, усиливается налоговое давление а частный сектор31.
Так, Положением о едином сельскохозяйственном налоге 1928 г. вводилось «индивидуальное обложение» наиболее доходных крестьянских хозяйств, размеры которого примерно вдвое превышали размеры налогов с других хозяйств. По Положению о промысловом налоге устанавливались 16 категорий отраслевой принадлежности предприятий. При этом для первой, низшей отраслевой категории уравнительный сбор составлял: для государственных и кооперативных предприятий- 1,6%, для частных предприятий - 2,15%. Для шестнадцатой, высшей отраслевой категории этот сбор составлял: для государственных и кооперативных предприятий -14,8% , а для частных предприятий - 17,15%.
В 1930 г. была начата налоговая реформа. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. «О налоговой реформе»32 были унифицированы свыше пятидесяти налоговых и неналоговых платежей (в том числе промысловый налог). Для государственных предприятий вводится налог с оборота и отчисления от прибылей, изымавшихся в административном порядке. Для кооперативных - налог с оборота и подоходный налог.
Практически полностью упраздняется система акцизов.
Также отменяется подавляющая часть налогов с населения, но подоходный налог
29 Налоги и налоговая политика советской власти. М., 1927. С. 4
30 Положение о едином сельскохозяйственном налоге от 21.04.1928 г. // СЗ СССР. 1928. №24. Ст. 212
31 Положение о промысловом налоге от 10.08.1928 г. // СЗ СССР. 1928. № 50. Ст. 443.
остается главным налогом, уплачиваемым физическим лицом. В' сельском хозяйстве доминирующее значение сохранял сельскохозяйственный налог.
В то же время, налоговые методы, отвечавшие интересам развития рыночных отношений, были заменены административными методами изъятия доходов. Отчисления от прибыли осуществлялись прямым изъятием подавляющей массы прибыли в бюджет, причем по нормам отчислений, установленным в 1930 г., подлежало изъятию 81% прибыли предприятий.
Налог с оборота взимался методом бюджетных ризниц в плановых ценах на продукцию различных отраслей - как только предприятия отпускали товар торгующим организациям (по так называемым «отпускным ценам»), из полученных по безналичному расчету средств налог перечислялся в бюджет.
В целом следует признать, что жестко централизованное изъятие доходов предприятий в бюджет государства и высокие нормы» отчислений, от прибыли снижали заинтересованность предприятий в повышении- эффективности производства, что негативно влияло на экономику страны в целом и, тем самым, на экономическую безопасность Советского
«государства. Такая система, обложения предприятий просуществовала вплоть до середины 1980-х годов.
«классовый подход и здесь находит свое воплощение. В то время как прибыль частных предприятий облагалась по прогрессивным ставкам, для государственных и кооперативных предприятий использовалась твердая* адвалорная ставка 8%»21. В том же году вводится единый сельскохозяйственный налог.
Весьма ярко подход к налогам как к инструменту борьбы с.классовыми врагами проявился во введенных 1926 налоге на сверхприбыль, налоге с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения и в армейском сборе - налоге с лиц, в возрасте от 22 до 40 лет, не желавших служить в Советской армии.
21 Майбуров И.А. Указ. раб. С. 57.
Налогом на сверхприбыль облагалась сверхприбыль юридических и физических лиц, занимающихся частной практикой или предпринимательской деятельностью без организационного оформления. Объектом обложения служила полученная предприятием прибыль за вычетом нормальной прибыли. Ставки налога прогрессивно возрастали от 6% до 50%, но при этом сумма налога не должна была превышать половины уплачиваемого подоходного налога.
Налог на наследство и дарение также был направлен на постепенное вытеснению частного сектора из экономики. Данный налог отличался большими налоговыми ставками и к их уплате обязывались состоятельные нетрудовые элементы. Налог на наследство был резко прогрессивным. Так, при стоимости наследуемого имущества от 1000 до 2500 золотых рублей уплачивался 1% от ее
суммы, с увеличением стоимости наследуемого имущества налоговые ставки значительно возрастали (вплоть до 90%)22. Налог с дарения взимался в размере вдвое меньшем, чем налог с имущества, переходящего в порядке наследования.
Однако большого экономического значения указанные налоги не имели. Их доля среди доходов была незначительна. Так, например, в 1927 г. планировались поступления от этих налога на сверхприбыль - 3,5 млн. руб., налога на наследство и дарение - 600 тыс. руб. и армейского сбора -300 тыс. руб. Для сравнения можно указать, что поступления от единого сельскохозяйственного налога в 1926 г. составили 312 млн. руб.23, а от подоходного налога поступления в те годы составляли около 180 млн. руб. ежегодно24.
В 1921-1923 годах вводятся также акцизы на спирт, табачные изделия, керосин и ряд других товаров.
22 Постановление ЦИК и СНК от 29 января 1926 г. «Об отмене ограничения имущества, могущегопереходить в порядке наследования и дарения» // СЗ СССР. 1926. № 6. Ст. 37-38
23 Дегтев СИ. Реформа денежной системы в нэповской России // Денежные реформы в России: История и современность. Сб. статей. М., 2004. С. 149.
25 апреля 1926 года принимается новое Положение о едином сельскохозяйственном налоге25, а 24 сентября 1926 г. - положения» о государственном промысловом налоге26и о государственном подоходном налоге27.
Этими положениями государство продолжило политику вытеснения частного предпринимателя из экономики. Так, Положение о едином сельскохозяйственном налоге установило принцип взимания налога, исходя
из фактически полученного хозяйствующим субъектом дохода. Данный налог увеличивался почти в 2 раза для зажиточных хозяйств, при этом количество едоков не учитывалось. Положением был закреплен ряд налоговых льгот. Например, для колхозных хозяйств единый сельхозналог снижался на 25%, а бедняцкие хозяйства (которые имели, до 25 рублей дохода в год на едока) освобождались от его уплаты (таких хозяйств было примерно 5 млн.). В то же самое время вводилось усиленное налогообложение единоличных хозяйств, прежде всего, кулацких, использующих в производственных целях наемный труд. Если в 1925-1926 г. кулаки платили до 12% своего дохода, то по новому положению - налоговые ставки составили от 2% для низших групп и до 20-25% для высших групп. Таким образом, с помощью сельхозналога осуществлялось наступление на кулака.
В целом, в середине 20-х годов XX в. налоговая система в Советском Союзе была сформирована. Как писал П.П. Гензель, советская налоговая система, созданная, в пожарном порядке, претерпела за первые годы своего существования громадную эволюцию - от отказа от налогов до положения, когда налоговые поступления составляли главную опору бюджета28. При этом усиливается роль налогов как источника доходов государства. В 1926- 1927 годах налоги в Советском Союзе составляли уже около 2,5 млрд. руб.
25 Постановление ЦИК и СНК СССР от 25 04.1926 г. // СЗ СССР. 1926.. № 30. Ст. 192.
26 Постановление ЦИК и СНК СССР от 24.09.1926 г. // СЗ СССР. 1926. № 63. Ст. 473-474.
27 Постановление ЦИК и СНК СССР от 24.09.1926 г. // СЗ СССР. 1926. № 64..
Ст. 484.
или 50% всех доходов29. Это обеспечивало формирование бездефицитного бюджета.
Однако в конце 20-х годов происходит ужесточение налоговой политики в отношении частных предпринимателей, поскольку в развитии частного сектора экономики Советская власть видела угрозу избранному социалистическому пути развития страны.
В 1928 г. вносятся изменения в обложение единым сельскохозяйственным налогом30 и промысловым налогом, усиливается налоговое давление а частный сектор31.
Так, Положением о едином сельскохозяйственном налоге 1928 г. вводилось «индивидуальное обложение» наиболее доходных крестьянских хозяйств, размеры которого примерно вдвое превышали размеры налогов с других хозяйств. По Положению о промысловом налоге устанавливались 16 категорий отраслевой принадлежности предприятий. При этом для первой, низшей отраслевой категории уравнительный сбор составлял: для государственных и кооперативных предприятий- 1,6%, для частных предприятий - 2,15%. Для шестнадцатой, высшей отраслевой категории этот сбор составлял: для государственных и кооперативных предприятий -14,8% , а для частных предприятий - 17,15%.
В 1930 г. была начата налоговая реформа. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. «О налоговой реформе»32 были унифицированы свыше пятидесяти налоговых и неналоговых платежей (в том числе промысловый налог). Для государственных предприятий вводится налог с оборота и отчисления от прибылей, изымавшихся в административном порядке. Для кооперативных - налог с оборота и подоходный налог.
Практически полностью упраздняется система акцизов.
Также отменяется подавляющая часть налогов с населения, но подоходный налог
29 Налоги и налоговая политика советской власти. М., 1927. С. 4
30 Положение о едином сельскохозяйственном налоге от 21.04.1928 г. // СЗ СССР. 1928. №24. Ст. 212
31 Положение о промысловом налоге от 10.08.1928 г. // СЗ СССР. 1928. № 50. Ст. 443.
остается главным налогом, уплачиваемым физическим лицом. В' сельском хозяйстве доминирующее значение сохранял сельскохозяйственный налог.
В то же время, налоговые методы, отвечавшие интересам развития рыночных отношений, были заменены административными методами изъятия доходов. Отчисления от прибыли осуществлялись прямым изъятием подавляющей массы прибыли в бюджет, причем по нормам отчислений, установленным в 1930 г., подлежало изъятию 81% прибыли предприятий.
Налог с оборота взимался методом бюджетных ризниц в плановых ценах на продукцию различных отраслей - как только предприятия отпускали товар торгующим организациям (по так называемым «отпускным ценам»), из полученных по безналичному расчету средств налог перечислялся в бюджет.
В целом следует признать, что жестко централизованное изъятие доходов предприятий в бюджет государства и высокие нормы» отчислений, от прибыли снижали заинтересованность предприятий в повышении- эффективности производства, что негативно влияло на экономику страны в целом и, тем самым, на экономическую безопасность Советского
«государства. Такая система, обложения предприятий просуществовала вплоть до середины 1980-х годов.