Файл: Дипломная работа налоговая система Российской Федерации Бондаренко Ксения Руслановна.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.2. Становление и развитее законодательства по налоговой системе Российской Федерации.
ГЛАВА 2. ВИДЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ
2.1 федеральные налоги и сборы (понятие характеристика)
2.2. Региональные налоги и сборы (понятие характеристика)
2.3 местные налоги и сборы (понятие характеристика).
3 ГЛАВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ
Таким образом, доход государства стал формироваться в основном за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии. Централизация затронула и местные налоги и сборы. Часть местных налогов были включены в налог с оборота и в государственную пошлину. Постановления ЦИК и СНК СССР от 21 декабря 1931 г. «О республиканских и местных бюджетах»33 региональные бюджеты были переведены с собственной доходной базы на формирование подавляющей части доходов за счет ежегодно устанавливаемых отчислений от общесоюзных государственных налогов и доходов, что привело к усилению зависимости регионов от центра.
Дальнейшая трансформация налогов была связана с Великой Отечественной войной. В 1941 г. вводится 100%-ная надбавка к подоходному и сельскохозяйственному налогам, которая в 1942 г. выделяется в самостоятельный военный налог (отменен в 1946 г.). Вводится также налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Целью введения данного налога являлась мобилизация средств для помощи многодетным матерям и детям, оставшимся без родителей. В 1944 г. этот налог начал взиматься и с граждан, имеющих одного или двух детей. После окончания Великой Отечественной войны данный налог не был отменен и просуществовал вплоть до конца 80-х годов XX века.
50-е годы XX в. характеризуются постепенным снижением уровня налогообложения и заменой- налогов иными доходными источниками. В 1956-1957 г.г. принимается ряд указов Президиума Верховного Совета СССР; направленных на снижение размеров налогов
, взимаемых с граждан и колхозов. Вводится единая общесоюзная ставка подоходного налога в размере 12,5% с дифференциацией ее по союзным республикам, краям, областям и районам.
С восстановлением народного хозяйства, доля налогов и сборов с населения в общих доходах государства постепенно снижается. Основным платежом в бюджет в те годы выступал налог с оборота, который одновременно выполнял, с определенной долей условности, роль акцизов на отдельные потребительские товары (хрусталь, мебель, кофе, автомобили, алкогольные напитки, табачные изделия и т.п.)34.
7 мая 1960 г. - принимается закон «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих35. Однако впоследствии, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1962 г36. сроки освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы были
34 Барулин СВ. Теория и история налогообложения. М., 2006. С. 30.
35 Ведомости Верховного Совета СССР. I960. № 18. Ст. 135.
перенесены, а затем, после смещение Н.С. Хрущева с поста Генерального секретаря КПСС, от этой идеи и вовсе отказались.
4 сентября 1965 г. принимается Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»37, послужившее началом осуществления преобразований в экономике СССР, направленных на повышение эффективности и прибыльности работы предприятий. Это не могло не затронуть и сферу налогообложения. Изменяется порядок распределения прибыли государственных предприятий,
вводится плата за фонды и фиксированные (рентные) платежи, реформируется система подоходного обложения колхозов. Налог с оборота сохраняется, но вместо отчислений от прибыли устанавливаются три новых обязательных платежа в бюджет: а) плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства в размере 2% их стоимости (плата за фонды); б) фиксированные (рентные) платежи; в) взносы свободного остатка прибыли. Целью проводимых преобразований в налогообложении предприятий являлось усиление эффективности использования фондов и стимулирование предприятий к повышению эффективности производства в целом.
В 1970-х годах было осуществлено снижение налогов с населения. Был установлен необлагаемый минимум и почти на треть уменьшена минимальная ставка подоходного налога. С 1979 г. вводится нормативный метод распределения прибыли, в соответствие с которым на основе утвержденных в пятилетнем плане заданий министерствам устанавливается норматив отчислений прибыли в бюджет. На его основе министерства устанавливали соответствующие нормативы предприятиям. Невыполнение планов по прибыли приводило к уменьшению доли прибыли, остающейся у предприятия, но платежи в бюджет не сокращались38.
37 Ведомости Верховного Совета СССР. 1962. № 39. Ст. 401.
38 Майбуров И.А. Указ. раб. С. 6.
В 1970-1980-е годы свыше 90% общих доходов государственного бюджета
СССР составляли, платежи от государственных предприятий и колхозов в виде налога с оборота, отчислений, из прибыли (с госпредприятий), подоходного налога (с колхозов). Доля налогов с населения составляла лишь 8-9% всех доходов государственного бюджета. Можно сказать, что налоговая политика в то время решала, прежде всего, социальные задачи - не позволить снизить уровень благосостояния населения, уменьшить социальную напряженность, возникавшую в силу застоя в развитии экономики и дефицита товаров первой необходимости. Экономическая безопасность государства обеспечивалась за счет господства государственной и общественной собственности в промышленности и сельском хозяйстве, что позволяло властям, с одной стороны, изымать значительную часть доходов предприятий в государственный бюджет, а с другой - удерживать нерентабельные предприятия на плаву путем дотаций из госбюджета, поддерживать низкий уровень цен на продовольствие, лекарства, оплату коммунальных услуг и т.п.
Однако эффективность экономики, основанной, главным образом, на государственной форме собственности, была низкой, что не могло не содержать в себе скрытой угрозы экономической безопасности страны. В средине 1980-х годов власти вынуждены были допустить частную инициативу и частную собственность в экономику. Законом СССР от 19 ноября 1986 г. допускалась индивидуальная трудовая' деятельность граждан в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на
личном труде граждан и членов их семей. При этом указывалось, что государство регулирует индивидуальную трудовую деятельность, обеспечивая ее использование в интересах общества. Граждане, занимавшиеся индивидуальной, трудовой деятельностью, уплачивали налоги с доходов, получаемых от этой деятельности. Но если гражданин занимался индивидуальной трудовой деятельностью на основании приобретенного
патента, то он освобождался от уплаты подоходного налога с доходов от занятия соответствующим видом деятельности. Были также расширены права граждан по созданию кооперативов для занятия предпринимательством.
В 1987-1988 годах принимается ряд законодательных и нормативных актов, направленных на реформу системы обязательных платежей для государственных предприятий и формирование система налоговых платежей для индивидуальных предпринимателей и кооперативов.
30 июня 1987 г. издается Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)»39, направленный на усиление централизованного начала развития народного хозяйства, повышение значения экономических методов управления, создание механизма реального хозяйственного расчета и самофинансирования на предприятиях. В соответствии с этим Законом, финансовые отношения предприятия с государственным бюджетом стали строиться на основе долговременных экономических нормативов. Предприятие вносило в бюджет плату за находящиеся в его распоряжении ресурсы, часть прибыли (дохода), а также иные предусмотренные законодательством