Файл: Решение социальных вопросов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, первоначально психодиагностика стала складываться как наука о методах экспериментальной дифференциальной психологии (изучает различия между людьми экспериментальным путем).


72. Основные методы психодиагностики.

Существует классификация психодиагностических методик:

  • формализованные;

  • малоформализованные.

Первые состоят из:

  • тестов;

  • опросников;

  • проектированной техники;

  • психофизиологических методик.

Для них характерны:

  • регламент;

  • определение объекта процедуры или испытания (строгое соблюдение инструкций, способов предъявления мотивационного материала, исследователь не вмешивается в деятельность испытуемого и т.д.);

  • наличие и соблюдение стандартов (общие правила для проведения, обработки, представления результатов экспериментов);

  • надежность;

  • валидность.

Задача методов – за короткий срок собрать диагностическую информацию, которая позволяет качественно и количественно сравнивать индивидов.

Малоформализованные же методы содержат:

  • наблюдение;

  • беседу;

  • анализ продуктов.

Они позволяют получить важные сведения о человека, над которым проводят испытание. К предметам относят:

  • мало поддающиеся объективизации психические процессы, явления, например, личностные смыслы;

  • часто изменяемые процессы, явления по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.п.)

Сами по себе данные методики трудоемки так, например, наблюдение может длиться несколько месяцев, также они базируются на профессиональном опыте и психологической подготовке диагностики. Проведение наблюдений, бесед на высоком уровне помогают избежать случайных и побочных факторов на результаты.

Малоформализованные и формализованные методы не противопоставляются, так как они дополняют друг друга. В ходе психодиагностики они должны находиться в гармони, например, сбору данных при помощи тестирования должен предшествовать период ознакомления с обследуемым человеком. После того, как сведения были получены, их можно использовать в интервью, беседе, наблюдение.

73. Основные требования, предъявляемые к методам психодиагностики.

Психодиагностический метод – широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений.


Психодиагностическая методика– конкретная частная процедура, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве у конкретного контингента испытуемых в определенной ситуации для достижения цели обследования.

Основными требованиями, предъявляемыми к психодиагностическим методикам, являются: валидность, надежность, однозначность и точность.

Валидность – буквально означает «полноценный», «пригодный». Это характеристика психодиагностической методики, которая отражает насколько она измеряет то свойство, для диагностики которого она создавалась. Валидность теста – важнейший критерий его качества.

Надежность –характеристика, отражающая стабильность результатов тестовых испытаний, устойчивость тестов по отношению к разнообразным источникам помех.

Надежность обозначает, что результаты обследования одних и тех же испытуемых не меняются даже при повторном обследовании после длительного времени. Надежность проявляется и в том, что в руках разных экспериментаторов выявляются одни и те же показатели, результаты не зависят от социодемографических факторов.

Однозначность – отражает в какой степени получаемые с помощью методики данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется.

Точность – характеристика психодиагностической методики, отражающая его способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства.

Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества. Качество конкретной психодиагностической методики определяется приведенными выше характеристиками. В ходе исследования необходимо использовать только те методики, которые имеют высокие значения этих характеристик.

74. Профессионально-этические аспекты психодиагностики.

Практическая психодиагностика требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей. Профессионально-этические нормы - это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психодиагноста, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми. Данные требования сформулированы в ряде принципов, к которым относятся:



1. Принцип соблюдения тайны. Данный принцип предполагает неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

2. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым можно вполне доверять.

3. Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбор или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытости результатов для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, а также о том, кем и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.

4. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами. При подборе методик в батарею (программу обследования) психолог не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики - максимум надежности при минимуме затрат.

Психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную психодиагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный "принципу" презумпции невиновности" в судопроизводстве.

5. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека
, которому даются.

6. Принцип комплексной диагностики - принцип сочетания различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.
75. Перечень профессионально важных качеств психодиагноста.

Важнейшими качествами личности психодиагноста выступают:

критичность и гибкость профессионального мышления, эмпатия, общительность, доброжелательность к клиенту, терпимость к стороннему мнению, умение слушать, понимать и успокаивать испытуемого, тактичность, свободное владение речью, высокий уровень общей культуры, выражающая не только в профессиональных знаниях и эрудиции, но и в разносторонности интересов.

76. Объективные и субъективные методы психодиагностики: опросники, беседы, интервью, анкеты.

К методам объективного подхода относятся прежде всего стандартизованные методы исследования (тесты), которые традиционно подразделяются на две большие группы – тесты интеллекта и тесты личности. Разграничение между этими группами имеет условный, но важный для психодиагностики смысл, так как позволяет более глубоко проникать в сущность изучаемых психических явлений.

Субъективные методы экспертной оценки (диагност сам субъективно по определенной системе шкал, признаков оценивает поведение испытуемого или продукты его деятельности, поэтому опыт, квалификация, интуиция, честность диагноста влияют на результаты психодиагностического обследования) включают в себя: наблюдение, контент-анализ, интервью, беседы, ролевые игры, проективные методики.

Опросники – это группа психодиагностических методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого. Опросники относятся к числу наиболее распространённых диагностических инструментов и могут быть подразделены на опросники личности и опросники-анкеты. В отличие от тестов в опросниках не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Они лишь отражают отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия.

Беседа - метод психологического изучения личности, когда в ходе равноправного и равнопозиционного общения с испытуемым психолог получает диагностически значимую информацию о личности испытуемого.


В зависимости от целей использования данного метода, беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д.

Психодиагностическое интервью определяется как метод получения информации о человеке в ходе живого диалога (очной беседы), в котором психолог задает вопросы, руководствуясь определенной целью и определенной коммуникативной тактикой (имеется в виду направленность, последовательность и форма постановки вопросов).

Анкетирование — это метод получения информации на основании письменных ответов на систему специально подготовленных вопросов.
77. Особенности психодиагностики в социально-культурном и гостиничном сервисе. Диагностика личности клиента.

Руководителю организации в сфере сервиса для принятия целесообразного решения, для создания благоприятного психологического климата в коллективе и решения других задач необходимо хорошо понимать подчиненных, которые являются главным ресурсом любой фирмы: на них он влияет и их работу он организует.

Выделяют следующие задачи психодиагностики в сервисной деятельности:

1) исследование психологических особенностей отдельной личности;

2) исследование межличностных отношений и общения;

3) получение информации для принятия управленческих решений по оказанию услуги;

4) оценка поведения потребителя и партнера по общению;

5) оценка профессионально важных качеств персонала.

Для решения некоторых из вышеназванных задач, связанных с непосредственным общением с клиентом, менеджеру необходимо овладеть методиками экспресс-диагностики. Для оценки профессионально важных качеств у персонала может понадобиться обращение в специализированные центры, специалисты которых на основе результатов проведенной ими диагностики помогут составить план карьерного продвижения для уже работающих сотрудников и обосновать необходимость набора новых, а также провести специальные тренинги. Возможна также ситуация, когда в силу различных причин для получения объективной информации об организации необходимо будет провести исследование-самооценку с применением средств психодиагностики.

1. В рамках диагностики личности клиента применяются техники: бесе­да, интервью, наблюдение, тесты.

2. Прояснение сути проблемы кли­ента и определение его ресурсов: диалог, слушание.