Файл: профилактика ИСМП в акушерстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2021

Просмотров: 1854

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Раздел 6

106

Стерилизация и дезинфекция

2.20. Газовым методом стерилизуют изделия из различных, в том числе термолабильных, материалов, исполь-
зуя в качестве стерилизующих средств окись этилена, формальдегид, озон. Перед стерилизацией газовым ме-
тодом с изделий после предстерилизационной очистки удаляют видимую влагу. Стерилизацию осуществляют
в соответствии с режимами применения средств для стерилизации конкретных групп изделий, а также согласно
инструкциям по эксплуатации стерилизаторов, разрешенных к применению.
2.21. Плазменным методом, используя стерилизующие средства на основе перекиси водорода в плазменных
стерилизаторах, стерилизуют хирургические, эндоскопические инструменты, эндоскопы, оптические устройства
и приспособления, волоконные световодные кабели, зонды и датчики, электропроводные шнуры и кабели и
другие изделия из металлов, латекса, пластмасс, стекла и кремния.
2.23. Инфракрасным методом стерилизуют стоматологические и некоторые другие инструменты из металлов.
2.24. При паровом, воздушном, газовом и плазменном методах изделия стерилизуют в упакованном виде, ис-
пользуя бумажные, комбинированные и пластиковые стерилизационные упаковочные материалы, а также пер-
гамент и бязь (в зависимости от метода стерилизации), разрешенные для этой цели в установленном порядке.
Упаковочные материалы используют однократно.
При паровом методе, кроме того, используют стерилизационные коробки с фильтрами.
При воздушном и инфракрасном методах допускается стерилизация инструментов в неупакованном виде (в
открытых лотках), после чего их сразу используют по назначению.
2.25. Хранение изделий, простерилизованных в упакованном виде, осуществляют в шкафах, рабочих столах.
Сроки хранения указываются на упаковке и определяются видом упаковочного материала согласно инструкции
по его применению.
2.26. Стерилизация изделий в неупакованном виде допускается только при децентрализованной системе об-
работки в следующих случаях:
— при стерилизации изделий медицинского назначения растворами химических средств;
— при стерилизации металлических инструментов термическими методами (гласперленовый, инфракрасный,
воздушный, паровой) в портативных стерилизаторах.
Все изделия, простерилизованные в неупакованном виде, целесообразно сразу использовать по назначению.
Запрещается перенос их из кабинета в кабинет.
2.27. При необходимости инструменты, простерилизованные в неупакованном виде одним из термических ме-
тодов, после окончания стерилизации допускается хранить в разрешенных к применению в установленном по-
рядке бактерицидных (оснащенных ультрафиолетовыми лампами) камерах в течение срока, указанного в
руководстве по эксплуатации оборудования, а в случае отсутствия таких камер — на стерильном столе не более
6 часов.
2.28. Изделия медицинского назначения, простерилизованные в стерилизационных коробках, допускается из-
влекать для использования из стерилизационных коробок не более чем в течение 6 часов после их вскрытия.
2.29. Бактерицидные камеры, оснащенные ультрафиолетовыми лампами, допускается применять только с целью
хранения инструментов для снижения риска их вторичной контаминации микроорганизмами в соответствии с
инструкцией по эксплуатации. Категорически запрещается применять такое оборудование с целью дезинфекции
или стерилизации изделий.
2.30. При стерилизации изделий в неупакованном виде воздушным методом не допускается хранение просте-
рилизованных изделий в воздушном стерилизаторе и их использование на следующий день после стерилиза-
ции.
2.31. При стерилизации химическим методом с применением растворов химических средств отмытые стериль-
ной водой простерилизованные изделия используют сразу по назначению или помещают на хранение в сте-
рильную стерилизационную коробку с фильтром, выложенную стерильной простыней, на срок не более 3 суток.
2.32. Все манипуляции по накрытию стерильного стола проводят в стерильном халате, маске и перчатках, с ис-
пользованием стерильных простыней. Обязательно делают отметку о дате и времени накрытия стерильного
стола. Стерильный стол накрывают на 6 часов. Не использованные в течение этого срока материалы и инстру-
менты со стерильного стола направляют на повторную стерилизацию.
2.33. Не допускается использование простерилизованных изделий медицинского назначения с истекшим сро-
ком хранения после стерилизации.
2.34. Учет стерилизации изделий медицинского назначения ведут в журнале по учетной статистической форме.
2.35. Контроль стерилизации включает контроль работы стерилизаторов, проверку значений параметров ре-
жимов стерилизации и оценку ее эффективности.
Контроль работы стерилизаторов проводят в соответствии с действующими документами: физическим (с ис-
пользованием контрольно-измерительных приборов), химическим (с использованием химических индикато-
ров) и бактериологическим (с использованием биологических индикаторов) методами. Параметры режимов
стерилизации контролируют физическим и химическим методами.
Эффективность стерилизации оценивают на основании результатов бактериологических исследований при
контроле стерильности изделий медицинского назначения.
2.36. Стерилизаторы подлежат бактериологическому контролю после их установки (ремонта), а также в ходе
эксплуатации не реже двух раз в год в порядке производственного контроля.


background image

Стерильность медицинских изделий необходимо сохранять в процессе выгрузки, транспортировки

и хранения. Это достигается только при использовании соответствующей стерилизационной упаковки
(ГОСТ Р ИСО 11607) с соблюдением правил упаковки, а также санитарно-эпидемиологических требований
к помещению для выгрузки простерилизованных изделий, транспортной таре, кузову транспорта и ме-
стам хранения стерильных медицинских изделий.

Сухие стерильные упакованные инструменты и оборудование должны храниться в чистом сухом

месте, быть защищены от острых объектов, способных повредить упаковку. Следует регулярно осматри-
вать поверхность оборудования и инструментов на предмет нарушений целостности, что отразится на
механической обработке и на дезинфекции/стерилизации. Оборудование, которое не функционирует
согласно своему назначению или которое нельзя должным образом очистить, продезинфицировать и
простерилизовать, нужно починить или списать.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Все инструменты и оборудование многоразового использования дезинфицируются, тщательно
механически очищаются и стерилизуются перед следующим использованием.

Система механической очистки, дезинфекции и стерилизации инструментов и оборудования
защищает пациентов и работников здравоохранения от контакта с потенциально инфекционным
материалом.

Выбор метода дезинфекции и очистки должен быть основан на его эффективности, простоте
использования, безопасности, экономичности.

Медицинский персонал должен быть обучен основным принципам дезинфекции, очистки и
стерилизации.

Персонал и пациенты должны быть защищены от токсического действия используемых химических
веществ.

Дезинфекция, очистка и стерилизация должны проводиться в соответствии с инструкциями и
протоколами и регулярно контролироваться.

Вопросы персонала и пациентов по стерилизации и дезинфекции должны приветствоваться
администрацией учреждения.

Литература

1.  Rutala WA, Weber DJ, Healthcare Infection Control Practices Advisory Committee (HICPAC). Guideline for Dis-

infection and Sterilization in Healthcare Facilities, 2008. –  Centers for Disease Control, 2008. 
http://www.cdc.gov/hicpac/pdf/guidelines/Disinfection_Nov_2008.pdf.

2.  Best Practices for Cleaning, Disinfection and Sterilization in All Health Care Settings. – Ontario Ministry of Hea-

lth and Long-Term Care & the Provincial Infectious Diseases Advisory Committee, 2010. 

3.  Therapeutic Goods Order No 54 – Standard for Disinfectants and Sterilants (TGO 54). – TGA, 1998. 

http://www.tga.gov.au/docs/pdf/tgo/tgo54.pdf.

4.  Красильников А.П. Справочник по антисептике. – Минск: Высшая школа, 1995.
5.  Daschner F. The hospital and pollution: Role of the hospital epidemiologist in protecting the environment /

In: Wenzel RP, ed. Prevention and control of nosocomial infections. – : Williams & Wilkins, 1997; pp. 595–605.

6.  Spaulding EH. Chemical disinfection of medical and surgical materials / In: Lawrence C, Block SS, eds. Disin-

fection, sterilization, and preservation. – : Lea & Febiger, 1968; pp. 517–531.

7.  Favero MS, Bond WW. Chemical disinfection of medical and surgical materials / In: Block SS, ed. Disinfection,

sterilization, and preservation. : Lippincott Williams & Wilkins, 2001; pp. 881–917.

Раздел 6

107

Стерилизация и дезинфекция

2.37. Техническое обслуживание, гарантийный и текущий ремонт стерилизаторов осуществляют специалисты
сервисных служб.
2.38. Контроль качества дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации изделий медицинского
назначения проводят ответственные лица в рамках производственного контроля, а также органы, уполномо-
ченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим меди-
цинскую деятельность».


background image

8.  Russell AD. Bacterial resistance to disinfectants: present knowledge and future problems. 

J Hosp Infect 

1998;

43:S57–S68.

9.  Rutala WA, Weber DJ. Disinfection of endoscopes: review of new chemical sterilants used for high-level dis-

infection. 

Infect Control Hosp Epidemiol

1999; 20:69–76.

10.  Chuanchuen R, Karkhoff-Schweizer RR, Schweizer HP. High-level triclosan resistance in Pseudomonas aerug-

inosa is solely a result of efflux. 

Am J Infect Control

2003; 31:124–127.

11.  Rutala WA, Stiegel MM, Sarubbi FA, Weber DJ. Susceptibility of antibiotic-susceptible and antibiotic-resistant

hospital bacteria to disinfectants. Infect Control Hosp Epidemiol 1997; 18:417–421.

12.  Gillis RJ, Schmidt WC. Scanning electron microscopy of spores on inoculated product surfaces. MD 1983:46–

49. 

13.  Russell AD. Factors influencing the efficacy of germicides / In: , ed. Disinfection, sterilization and antisepsis:

Principles, practices, challenges, and new research. – : Association for Professionals in Infection Control and
Epidemiology, 2004; pp. 162–170.

14.  Alfa MJ, Nemes R. Manual versus automated methods for cleaning reusable accessory devices used for min-

imally invasine surgical procedures. 

J Hosp Infect

2004; 58:50–58.

15.  Association for the Advancement of Medical Instrumentation. Comprehensive guide to steam sterilization

and sterility assurance in health care facilities. – ANSI/AAMI ST79, 2006.

16.  Schneider PM. Low-temperature sterilization alternatives in the 1990s. 

Tappi J

1994; 77:115–119.

Раздел 6

108

Стерилизация и дезинфекция


background image

Внутрибольничная среда существенно влияет на риск передачи инфекций, поэтому все помещения

родильного отделения/дома/центра должны проектироваться, строиться, меблироваться и оборудо-
ваться с учетом требований по профилактике ИСМП, разработанных многопрофильной командой спе-
циалистов – акушеров-гинекологов, неонатологов, организаторов здравоохранения, эпидемиологов,
микробиологов, анестезиологов-реаниматологов, инженеров и строителей.

К ключевым параметрам внутрибольничной среды любого стационара относятся:

размещение пациентов, при необходимости изоляция пациентов;

системы канализации и водоснабжения;

вентиляция и кондиционирование воздуха;

обработка поверхностей;

разделение медицинских и хозяйственных помещений;

организация питания;

безопасное обращение с медицинскими отходами и бельем.

В табл. 7.1 обобщены факторы риска ИСМП в акушерских отделениях и стационарах, связанные с

организацией работы.

Таблица 7.1. 

Факторы риска ИСМП в акушерских отделениях и стационарах

109

ВНУТРИБОЛЬНИЧНАЯ СРЕДА

Раздел 

7

5.6.3. К предпосылкам, способствующим росту заболеваемости ВБИ, относятся нарушения в организации ра-

боты акушерского стационара, санитарно-техническом состоянии, материальном обеспечении и соблюдении

противоэпидемического режима.
Неудовлетворительные архитектурно-планировочные решения:
–  недостаточный состав и площадь помещений;
–  перекрест технологических потоков;
–  отсутствие приточно-вытяжной вентиляции.

Нарушения в организации работы:
– перегруз 

стационара;

–  аварийные ситуации на водопроводной и канализационной системах, перебои в подаче горячей и холодной

воды, нарушения в тепло- и энергоснабжении;

–  нарушения в работе приточно-вытяжной вентиляции.

Недостаточное материально-техническое оснащение:
–  недостаток одноразовых изделий медицинского (катетеры, санационные системы, дыхательные трубки);
–  нехватка оборудования, перевязочного материала, лекарств;
–  перебои в поставке белья, дезинфицирующих средств.

Нарушения противоэпидемического режима:
–  несоблюдение цикличности заполнения палат;
–  несвоевременный перевод новорожденных и родильниц в соответствующие стационары;
–  повторное использование одноразовых медицинских изделий, неиндивидуальное употребление емкостей

для питья, кормления, обработки кожных покровов и глаз;

–  нарушения правил текущей и заключительной дезинфекции, стерилизации и пр.

СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим меди-

цинскую деятельность».


background image

РАЗМЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ

Размещение в индивидуальной палате не только психологически и физиологически комфортно для

пациента, но также способствует улучшению результатов лечения, снижению числа медицинских ошибок
и частоты ИСМП, повышает удовлетворенность пациентов оказанной медицинской помощью [1–8]. В ро-
довспомогательном учреждении наилучшим является размещение в палате одной женщины с ребенком.
Совместное пребывание матери и ребенка в родильном доме предупреждает развитие инфекционных
осложнений и способствует налаживанию грудного вскармливания – необходимой составляющей здо-
рового развития ребенка [9—11].

В США индивидуальные родовые и послеродовые палаты для одной женщины с ребенком с возмож-

ностью размещения в них близких женщины являются обязательным требованием для лицензирования
родильного отделения [12, 13].

Негативное влияние свободного посещения стационаров посетителями не установлено [14, 15]. Ин-

дивидуальные родовые палаты и возможность присутствия близких особенно важны для женщины в
родах. Это оказывает положительный психологический эффект на состояние женщины, улучшает исходы
родов [16—18]. На роды допускаются близкие люди по выбору женщины, не имевшие в течение послед-
них двух дней симптомов инфекции (при внешнем осмотре и по результатам опроса) [19]. Посетители
должны быть предупреждены, что наличие у них любой инфекции, воспаления кожи или слизистых глаз
и дыхательных путей, а также диареи представляет угрозу для женщины и новорожденного.

Палаты должны быть достаточно большими для того, чтобы позволить родственникам пациентов в

них находиться. Большие размеры палат способствуют снижению риска инфекций [20]. В табл. 7.2 приве-
дены минимальные площади помещений – санитарные правила размещения женщин и детей в родиль-
ных домах.

Таблица 7.2. 

Минимальные площади помещений (м

2

), СанПиН 2.1.32630-10

Таблица 7.3. 

Требования к размещению женщин и детей в родильных домах

Для предупреждения инфекционных осложнений и обеспечения приватной обстановки двери в ро-

довую палату должны быть постоянно закрыты. Посещение родовой палаты медицинскими работниками,
непосредственно не занятыми в уходе, допускается только при неотложной необходимости.

Оптимальным числом пациентов в отделении стационара считается 25—35 человек [21, 22]. 

Раздел 7

110

Внутрибольничная среда

Индивидуальная родовая палата с кроватью-трансформером

24

Индивидуальная родовая палата

30

Прочие палаты, в том числе предродовые

7

Для детей до 7 лет

Интенсивной терапии, реанимации

13

С круглосуточным пребыванием матерей

12

Количество коек в палатах совместного пребывания должно быть не более 2 материнских и 2 детских.
10.6.4. Во вновь строящихся, а также реконструируемых родовспомогательных лечебных учреждениях (отде-
лениях) необходимо предусмотреть послеродовые палаты вместимостью не более 2 материнских коек. В пе-
ринатальном центре должны быть предусмотрены палаты (отделения) для проведения реанимационных
мероприятий и интенсивной терапии новорожденным.
3.6. Разрешается посещение пациентов родственниками, знакомыми. Порядок посещения отделения устанав-
ливается администрацией лечебной организации.

СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим меди-
цинскую деятельность».