Файл: профилактика ИСМП в акушерстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.08.2021

Просмотров: 1848

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Изоляция

Женщины с инфекционными заболеваниями, опасными для других пациентов и персонала, а также

пациенты, особенно уязвимые для инфекций, например получающие иммуносупрессивную терапию,
должны быть изолированы. Принимать решение об изоляции нужно взвешенно, так как исследования
показывают, что изоляция оказывает негативное психологическое воздействие на пациентов [23].

Способы изоляции [24]:

отдельная палата с отрицательным давлением для профилактики передачи микроорганизмов,
распространяющихся воздушно-капельным и воздушно-пылевым путями, — возбудителей
туберкулеза, кори и ветряной оспы;

палаты с положительным давлением или применение фильтрационных блоков для формирования
и подачи ламинарного потока для пациентов с нарушенным иммунитетом;

палаты для инфекционных больных с отдельным внешним входом (мельцеровские боксы).

Составляющим изоляторов должны быть шлюзы, которые дают возможность медицинским работни-

кам при уходе за инфекционным пациентом переодеваться в соответствующее защитное оснащение и
снимать его. Шлюзы повышают эффективность изоляторов за счет уменьшения риска проникновения
инфекционных частиц, передающихся воздушно-пылевым и воздушно-капельным путями, в коридор.
Давление в шлюзе должно быть ниже, чем давление окружающего воздуха в прилегающем коридоре.

ВНУТРЕННЯЯ ОБСТАНОВКА

В родовспомогательных учреждениях могут быть как родовые и послеродовые палаты, так и палаты

одного цикла, когда женщина поступает на роды в палату и остается в ней во время всего пребывания в
родильном отделении.

Легкость санитарной обработки – ключевой критерий для выбора покрытий стен, полов, потолков и

мебели. Чтобы свести к минимуму риск инфекции, связанный с контаминированными поверхностями,
следует принять во внимание несколько факторов:

характер и тип контаминации, которая с наибольшей вероятностью может произойти;

применим ли необходимый для этой поверхности метод санитарной обработки.

Поверхности (медицинские столы, полы, поверхность кушеток и др.), на которые могут попасть кровь

и биологические жидкости, должны быть гладкие, из легко поддающегося санитарной обработке непро-
ницаемого материала. В табл. 7.4 приведены рекомендации по использованию материалов в медицин-
ском учреждении.

Таблица 7.4.

Предметы внутренней обстановки в медицинском учреждении [25—29]

Преимущества твердых покрытий полов следующие:

более легкое мытье;

более легкая дезинфекция (при необходимости);

меньшая стоимость очистки;

меньшая площадь поверхности, в связи с чем твердое покрытие полов с меньшей вероятностью
будет выступать в качестве резервуара инфекционных агентов, чем ковровое.

Раздел 7

111

Внутрибольничная среда

Предпочтительные

Не следует использовать

Покрытия полов

Керамическая плитка, линолеум, прорези-
ненные покрытия и др.

Ковровые покрытия, легко контаминируе-
мые грибами и бактериями, трудно обра-
батываемые

Мебель

Легко поддающаяся обработке, износо-
стойкая — металл, пластик

Деревянная, лакированная

Мягкая мебель

С виниловым покрытием

С тканевой обивкой

Занавеси

Жалюзи, легко поддающиеся механиче-
ской очистке и препятствующие накопле-
нию пыли

Тканевые занавески


background image

Исследование, сравнивавшее связь различных типов мебельной обивки с контаминацией ванкоми-

цинорезистентными энтерококками (

Enterococcus faecalis 

и 

Enterococcus faecium

) и 

Pseudomonas aeruginosa

,

выявило, что разный вид покрытий для мебели относительно одинаково влияет на перенос этих бактерий
на руки при контакте и снижение их числа после чистки [30]. Однако на виниловом покрытии патогенные
микроорганизмы сохраняются хуже [30]. Рекомендуется свести к минимуму использование обитой тканью
мебели, особенно в палатах для пациентов с нарушенным иммунитетом [31].

В табл. 7.5 представлены рекомендации по оснащению родовых и послеродовых палат.

Таблица 7.5.

Оснащение палаты для женщин и детей в родовспомогательном учреждении

Санитарные требования к оборудованию ЛПО приведены в табл. 7.6.

Таблица 7.6. 

Требования к инвентарю и технологическому оборудованию

Раздел 7

112

Внутрибольничная среда

Родовая палата

Одноместная палата.
Душ, туалет.
Термометр для измерения температуры в помещении; температура — не менее
25 °С.
Родовая кровать (функциональная, с возможностью изменения положения го-
ловного конца).
Раковина, настенный дозатор со спиртосодержащим антисептиком для рук.
Место для отдыха женщины и сопровождающих: кресло, стулья, столик.
Тумбочка, настольная лампа или ночник.
Жалюзи, пластиковые коврики, постеры на стенах.
Гимнастический мяч, надувные кресла, шведская стенка и другие предметы для
релаксации во время родов. 
Емкости для сбора медицинских отходов

Послеродовая палата 
совместного пребывания

Для одной женщины и ее ребенка (не более двух женщин и их детей). 
Душ, биде, туалет.
Термометр для измерения температуры в помещении; температура — не менее
25 °С.
Кровать матери — удобная, достаточно широкая, чтобы женщина могла поло-
жить ребенка рядом с собой при грудном вскармливании.
Кровать для новорожденного — такой же высоты, как и кровать матери.
Индивидуальное место для пеленания: пеленальный стол или широкий матра-
сик, который можно положить на кровать матери.
Место для пеленок, одежды новорожденного, предметов ухода.
Тумбочка или шкафчик для вещей матери.
Стол для приема пищи матерью, стул или кресло.
Раковина, оборудованная дозатором для жидкого мыла.
Шторы или жалюзи; игрушки и картины.
Индивидуальные настольные лампы, бра или ночники.
Емкости для грязного белья и мусора

4.2. Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для
влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании
панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность.
4.3. Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закруглен-
ное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума
у стен могут быть подведены под плинтуса или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов
линолеума должны быть пропаяны.
В вестибюлях полы должны быть устойчивы к механическому воздействию (мраморная крошка, мрамор, мо-
заичные полы и другие).
Полы в операционных, наркозных, родовых и других аналогичных помещениях должны быть антистатическими.
Полы в вентиляционных камерах должны иметь непылеобразующее покрытие.
4.4. В помещениях классов чистоты А и Б покрытия стен на всю высоту помещений и потолка должны быть глад-
кими, влагостойкими, устойчивыми к применению моющих и дезинфицирующих средств.


background image

УБОРКА И ДЕЗИНФЕКЦИЯ В ПОМЕЩЕНИЯХ

Руки медицинских работников контаминируются при прикосновении к предметам в палатах (мебель,

дверные ручки и т. п.), что создает угрозу распространения патогенной флоры среди пациентов [32–35].

В медицинских учреждениях поверхности подразделяются на два типа: те, с которыми контакт рук

минимален (полы и потолки), и поверхности «высокого риска», с которыми руки персонала и пациентов
контактируют часто (все остальное). Выбор способа и частоты уборки, а также вида моющего средства
должен основываться на анализе риска инфекции и быть отражен во внутренних правилах лечебного
учреждения. Чем выше риск инфекции, тем чаще должны обрабатываться поверхности. Более интенсив-
ная обработка помещений требуется в тех случаях, когда есть потенциальная или доказанная опасность
распространения мультирезистентных микроорганизмов. 

Описание процедур уборки помещений должно включать следующие аспекты [36, 37].

Частота, методы уборки, выбор дезинфектанта: 

определяются в зависимости от риска инфек-

ций. Если в медицинском учреждении выявлена патогенная флора (например, 

Clostridium difficile

),

необходимо оценить риск ее распространения и изменить график уборки помещений.

Обязанности персонала: 

перечень обязанностей по уборке должен быть официально утвержден.

Оборудование и оснащение: 

сотрудники, ответственные за уборку помещений, должны обеспе-

чиваться необходимым запасом расходных материалов (моющие средства, туалетная бумага и т. д.).
Кроме того, они должны иметь доступ ко всем помещениям внутри лечебного учреждения,
требующим уборки.

Контроль выполнения уборки: 

уборка должна контролироваться и оцениваться ответственными.

Обучение сотрудников

технике уборки помещений должно проводиться с учетом конкретной об-

становки аккредитованными специалистами.

Если услуги по уборке предоставляются внешней организацией, ее сотрудники должны быть озна-

комлены со всеми существующими в ЛПО правилами уборки, в том числе со способами и техникой ее
выполнения.

Все твердые поверхности в медицинском учреждении обрабатываются теплой водой с моющим сред-

ством в соответствии с рекомендациями производителя [38]. После обработки необходимо дать поверх-
ности высохнуть. Стены и потолок протирают моющим средством в указанных производителем про-
порциях. Шторы и жалюзи в палатах пациентов обрабатывают моющим средством при наличии видимых
загрязнений. Следует также ежегодно чистить или менять шторы и занавеси.

Поверхности, с которыми контактирует пациент, должны подвергаться санитарной обработке чаще,

чем остальные. К таким поверхностям «высокого риска» относятся дверные ручки, перила кровати, при-
кроватные тумбы, выключатели, поверхность стола, стены в туалетной комнате. В значительной степени

Раздел 7

113

Внутрибольничная среда

4.5. В помещениях с влажностным режимом (душевых, ванных залах и пр.), в «грязных» помещениях (поме-
щения разборки и хранения грязного белья, временного хранения отходов и других) отделка должна обеспечи-
вать влагостойкость на всю высоту помещения. Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые
материалы.
4.6. В местах установки раковин и других санитарных приборов, а также оборудования, эксплуатация которого
связана с возможным увлажнением стен и перегородок, следует предусматривать отделку последних керами-
ческой плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м от пола и на ширину не менее  от
оборудования и приборов с каждой стороны.
4.7. Допускается применение подвесных, натяжных, подшивных и других видов потолков, обеспечивающих
гладкость поверхности и возможность проведения их влажной очистки и дезинфекции.
В палатах должны быть установлены тумбочки и стулья по числу коек, а также шкаф для хранения личных вещей
пациентов.
8.7. Поверхность сидений (стулья, скамьи, банкетки и др.) для пациентов и персонала должна быть изготовлена
из материалов с низкой теплопроводностью.
8.8. В лечебных, диагностических и вспомогательных помещениях, кроме административных, должна исполь-
зоваться медицинская мебель. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой
и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.

СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим меди-
цинскую деятельность».


background image

контаминированы кнопки и рукоятки рентгеновских установок, тележек для транспортировки инстру-
ментов, что создает риск распространения инфекции [31, 39].

Для предотвращения контаминации медицинского оборудования используют специальные защитные

чехлы (обычно целлофановые или из другого водонепроницаемого материала), которые легко поддаются
обработке. Чехлы должны закрывать всю поверхность. При переходе от одного пациента к другому чехлы
нужно менять. Если использование чехлов по какой-либо причине невозможно, оборудование следует
обрабатывать в соответствии с существующими рекомендациями.

Обработка поверхностей «высокого риска» в медицинском учреждении проводится в два этапа:

сначала механическое очищение моющим средством, а затем обработка дезинфицирующим раствором.
Процесс очистки может осуществляться одним из указанных ниже способов:

механическая обработка моющим средством, затем использование химического дезинфектанта
(двухступенчатая очистка);

использование средства «2-в-1» (моющее средство и дезинфектант).

Обработка поверхностей и медицинского инструментария требует применения разных типов дезин-

фицирующих средств. Средство должно быть разрешено к применению в определенном помещении или
на определенной поверхности. Важным критерием является эффективность чистящего средства и 
продолжительность его воздействия. Однако сильнодействующие дезинфектанты не подходят для еже-
дневной уборки, их частое использование не рекомендуется производителями. Из-за высокого риска вос-
пламенения не следует использовать спиртосодержащие средства для обработки обширных площадей.

Проводить обработку поверхностей лучше тканью из микрофибры, желательно индивидуальной для

каждой палаты. Если ткани для обработки поверхностей используются повторно, они должны быть про-
дезинфицированы и высушены после использования.

Примерами новейших чистящих и дезинфицирующих средств являются салфетки из ультрамикро-

фибры и аэрозоль на основе перекиси водорода, однако их эффективность требует дальнейших иссле-
дований [40—44].

Обработке полов должно уделяться большое внимание, так как потенциально они способствуют рас-

пространению патогенной флоры, например, сальмонелл, VRE и MRSA [45—50]. Полы в медицинском уч-
реждении контаминируются микроорганизмами не только при попадании на них биологических
жидкостей, но и при контакте с обувью, медицинскими тележками и другими предметами. Дезинфектанты
эффективнее, чем моющие растворы, уменьшают число микроорганизмов на полу [51—55]. Однако через
несколько часов после дезинфекции их число возвращается к исходному уровню [51].

Полы выглядят чище после использования детергентов (моющих растворов). Детергенты не оказы-

вают негативного влияния на окружающую среду, безопасны для применения, стоят меньше дезинфек-
тантов. Однако если обработка пола и других поверхностей проводится без дезинфектантов, вода
значительно быстрее контаминируется госпитальной флорой, что может способствовать распростране-
нию микроорганизмов в отделении [56, 57]. Было показано, что мокрые половые тряпки и щетки, а также
другое оснащение для уборки значительно контаминированы патогенной флорой [58—61].

В табл. 7.7 перечислены особенности обработки поверхностей с видимой кровью и другими биоло-

гическими жидкостями, призванные обеспечить безопасность пациентов и персонала. Набор средств,
необходимых для устранения пролитых жидкостей, должен включать скребок, совок, перчатки, защитный
фартук, медицинскую маску и очки, абсорбент, мешки для мусора и чистящий раствор. Для предотвра-
щения распространения инфекций все названные предметы должны быть пригодны только для однора-
зового использования и находиться в свободном доступе во всех помещениях. Рекомендуется
использовать только официально зарегистрированные и утвержденные дезинфектанты, с доказанной
эффективностью против ВИЧ и вирусов гепатитов В и С [37].

Таблица 7.7. 

Техника обращения с разлитой кровью и биологическими жидкостями [31]

Раздел 7

114

Внутрибольничная среда

1. Немедленно начать обработку поверхности.
2. Использовать средства индивидуальной защиты — перчатки, халат, щиток или очки.
3. Разбитое стекло собрать медицинскими щипцами или специальным совком.
4. Удалить пролитую жидкость:

пятно – протереть тряпкой, салфеткой или бумажным полотенцем, смоченными моющим и
дезинфицирующим раствором;

небольшой объем жидкости (диаметр ≤ 10 см) — протереть впитывающим материалом;


background image

В табл. 7.8—7.10 представлены правила уборки в медицинских учреждениях, основные на междуна-

родных исследованиях и российских нормативных документах.

Таблица 7.8. 

Уборка помещений и очистка ИМН в акушерских стационарах [62—65]

Раздел 7

115

Внутрибольничная среда

большой объем жидкости (диаметр ≥ 10 см) — засыпать поверхность абсорбентом, дать впи-
таться, с помощью скребка и совка удалить абсорбент и остатки разлитой жидкости.

5. Вымыть поверхность тряпкой или губкой с теплым чистящим раствором, протереть поверхность
раствором дезинфектанта, дождаться высыхания.
6. Поместить все загрязненные предметы в специальный контейнер или пластиковый мешок для
утилизации.
7. Вымыть и обработать руки.

Общие рекомендации по уборке помещений

Обрабатывать горизонтальные поверхности ежедневно.

Хранить, готовить и использовать моющие и дезинфицирующие растворы для обработки поверх-
ностей согласно инструкции.

Регулярно менять моющий раствор и раствор дезинфектанта (менять мопы не реже чем раз в час).

Регулярно очищать инвентарь для уборки (швабры и ткани) с помощью мыльных растворов, дез-
инфектантов и высушивания (по меньшей мере ежедневно).

Обрабатывать поверхности моющими растворами, добавлять дезинфектанты для обработки по-
верхностей, на которых могут находиться следы биологических жидкостей, а также при риске кон-
таминации поверхностей резистентными микроорганизмами.

Для обработки поверхностей в административных помещениях учреждения достаточно растворов
с детергентами.

Не применять дезинфектанты для обработки детских кроваток и кувезов во время их использова-
ния. Их можно применять для заключительной обработки, после чего тщательно смывать.

Для уборки поверхности с видимым количеством биологической жидкости необходимо проводить
специальную обработку с использованием дезинфектантов и утилизацией собранного материала
и инструментария.

Использовать перчатки и другое необходимое защитное оснащение.

Использовать инструкции-памятки по проведению уборки и обработке инвентаря.

Контролировать регулярность и качество уборки.

Помещение/предмет/

поверхность

Частота уборки

Средство

Потолок

Удаление пятен, мыть раз в год

Моющее средство

Пол

Ежедневно и после выписки

Моющее средство + дезинфектант,
швабры с микрофиброй

Стены

Стирать пятна при их появлении

Моющее средство

Внутреннее остекление

Стирать пятна ежедневно, мыть
еженедельно

Моющее средство

Поверхности в палатах, например
выступы

Мыть ежедневно и после выписки

Моющее средство + дезинфектант

Мебель и предметы внутренней обстановки палат

Кровать

Станину и поручни кровати проти-
рать ежедневно. Мыть кровать це-
ликом после выписки пациента

Моющее средство + дезинфектант

Стул

Обрабатывать ежедневно

Моющее средство + дезинфектант

Подушка (с водонепроницаемым
покрытием)

Мыть два раза в месяц и после вы-
писки

Моющее средство + дезинфектант

Матрас (с водонепроницаемым по-
крытием)

Обрабатывать еженедельно и
после выписки

Моющее средство + дезинфектант