Файл: Разработка теоретических и методологических основ адаптации сбалансированной системы показателей к условиям работы современного фармацевтического рынка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 335

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

85
Таблица 5
Демографический состав населения (2013 год)
Мужчины
Женщины
Мужчины
Женщины
В общей численности населения, процентов
Тульская область
1553925 696658 857267 44,8 55,2
Городское население
1233689 547551 686138 44,4 55,6
Сельское население
320236 149107 171129 46,6 53,4 г. Тула
501169 220590 280579 44,0 56,0 внутригородские районы
Зареченский
95570 42419 53151 44,4 55,6
Привокзальный
78741 34086 44655 43,3 56,7
Пролетарский
156450 68561 87889 43,8 56,2
Советский
73074 31960 41114 43,7 56,3
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   26

Центральный
97334 43564 53770 44,8 55,2
Орловская обл.
786935 355252 431683 45,1 54,9
Городское население
515404 229653 285751 44,6 55,4
Сельское население
271531 125599 145932 46,3 53,7 г. Орѐл
317747 139616 178131 43,9 56,1 внутригородские районы
Железнодорожный
65212 28947 36265 44,4 55,6
Заводской
104358 45207 59151 43,3 56,7
Северный
67762 30021 37741 44,3 55,7
Советский
80415 35441 44974 44,1 55,9
Курская область
1127081 510758 616323 45,3 54,7
Городское население
734649 329247 405402 44,8 55,2
Сельское население
392432 181511 210921 46,3 53,7 г. Курск
415159 184209 230950 44,4 55,6 внутригородские округа
Железнодорожный
67394 29726 37668 44,1 55,9
Сеймский
147419 63785 83634 43,3 56,7
Центральный
200346 90698 109648 45,3 54,7
Брянская область
1278217 582569 695648 45,6 54,4
Городское население
883427 397889 485538 45,0 55,0
Сельское население
394790 184680 210110 46,8 53,2 г. Брянск
415721 185299 230422 44,6 55,4 внутригородские районы
Бежицкий
155330 68352 86978 44,0 56,0
Володарский
73791 33770 40021 45,8 54,2
Советский
113328 49902 63426 44,0 56,0
Фокинский
73272 33275 39997 45,4 54,6
В таблице 6 представлена численность населения этих областей в динамике с 2010 г. по 2015 г.

86
Таблица 6
Динамика численности населения
Численность населения
Области
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Тульская
1 553 925 1 550 330 1 544 545 1 532 436 1 521 497 1 513 166
Брянская
1 278 217 1 275 354 1 264 416 1 253 666 1 242 599 1 232 885
Курская
1 127 081 1 125 648 1 121 563 1 119 262 1 118 915 1 117 397
Орловская
786 935 785 592 781 281 775 826 769 980 766 152
По данным исследования установлено, что население исследуемых областей имеет тенденцию к уменьшению, это связано, в первую очередь со снижением рождаемости и с миграцией в Москву и Московскую область. В исследуемых областях численность городского населения в значительной степени превышает численность сельского населения. Также количество женщин превалирует над количеством мужчин. Нами проведено исследование по распределению населения по величине среднедушевого дохода в Брянской,
Курской, Орловской, Тульской областях. Распределение населения по величине среднедушевого дохода в Брянской области [237] представлено в таблице 7.
Таблица 7
Распределение населения в Брянской области по среднедушевому доходу (%)
2009 2010 2011 2012 2013
Население всё
100 100 100 100 100
Население со среднедушевым денежным доходом в месяц в руб.: до 5000,0 20,8 14,9 10,9 9,0 6,0 5000,1 -7000,0 15,9 13,8 11,6 9,9 7,7 7000,1 -10000,0 19,8 19,0 17,6 15,7 13,7 10000,1 -14000,0 17,3 18,5 18,8 17,9 17,1 14000,1 -19000,0 11,9 14,0 15,5 15,9 16,6 19000,1 -27000,0 8,4 10,9 13,2 14,7 16,7 27000,1 -45000,0 4,8 7,0 9,4 12,0 15,1 свыше -45000,0 1,1 1,9 3,0 4,9 7,1
Распределение населения по величине среднедушевого дохода в
Орловской области [239] в таблице 8.

87
Таблица 8
Распределение населения в Орловской области по среднедушевому доходу (%)
2009 2010 2011 2012 2013
Население всё
100 100 100 100 100
Население со среднедушевым денежным доходом в месяц в руб.: до 5000,0 24,6 17,3 13,8 10,5 6,6 5000,1 -7000,0 16,2 14,1 12,6 10,6 8,7 7000,1 -10000,0 19,1 18,6 17,8 16,2 15,1 10000,1 -14000,0 16,1 17,6 18,0 17,7 18,3 14000,1 -19000,0 10,9 13,2 14,4 15,4 17,0 19000,1 27000,0 7,6 10,3 12,0 13,9 16,1 27000,1 -45000,0 4,4 6,8 8,5 11,2 13,1 свыше -45000,0 1,1 2,1 2,9 4,5 5,1
Распределение населения по величине среднедушевого дохода в Курской области представлено в таблице 9. [238].
Таблица 9
Распределение населения в Курской области по среднедушевому доходу (%)
2009 2010 2011 2012 2013
Население всё
100 100 100 100 100
Население со среднедушевым денежным доходом в месяц в руб.: до 2000,0 1,0 0,6 0,4 0,3 0,2 2000,1 -4000,0 8,2 5,9 4,5 3,6 2,5 4000,1 -6000,0 13,6 11,1 9,2 7,5 5,9 6000,1 -8000,0 14,2 12,6 11,1 9,4 8,1 8000,1 -10000,0 12,6 11,9 11,1 9,8 8,9 10000,1 -15000,0 22,1 22,7 22,6 21,4 20,7 15000,1 -25000,0 18,8 21,9 24,0 25,4 26,8 свыше -25000,0 9,5 13,3 17,1 22,6 26,9
Распределение населения по величине среднедушевого дохода в Тульской области представлено в таблице 10 [240].


88
Таблица 10
Распределение населения в Тульской области по среднедушевому доходу (%)
2009 2010 2011 2012 2013
Население всё
100 100 100 100 100
Население со среднедушевым денежным доходом в месяц в руб.: до 2000,0 0.7 0.4 0.3 0.2 0.1 2000,1 -4000,0 7.0 4.9 3.7 2.9 2.2 4000,1 -6000,0 12.8 10.0 8.2 6.7 5.5 6000,1 - 8000,0 14.0 12.0 10.6 8.9 7.8 8000,1 -10000,0 12.7 11.7 10.9 9.6 8.8 10000,1 -15000,0 22.9 23.2 22.9 21.6 20.9 свыше - 15000,0 29.9 37.8 43.4 50.1 54.7
В результате проведённого анализа установлено, что среднедушевой доход в исследуемых областях из года в год повышается и количество людей в процентном содержании по величине дохода примерно по областям одинаковое. Величина среднедушевого дохода в Брянской и Орловской области составляет в большинстве случаев 10000 – 14000 рублей; в Курской и
Тульской областях свыше 15000 рублей. Если учесть, что величина прожиточного минимума составила в исследуемых областях в 2013 г. в среднем 6727 рублей, а в 2014 г. 7533 рублей, то у населения имеется возможность покупать в аптеках медицинские товары.
Нами проведен анализ величины прожиточного минимума (табл.11).
Таблица 11
Величина прожиточного минимума
Величина прожиточного минимума
Регион
2013 2014
Орловская область
7326 8086
Брянская область
6543 7741
Курская область
6509 6754
Тульская область
6528 7549

89
В результате анализа выявлено, что величина прожиточного минимума имеет тенденцию к увеличению и самая большая в Орловской области.
Таким образом, в результате анализа внешней среды аптечных организаций ЦФО установлено, что высокая численность и плотность населения, величина среднедушевого денежного дохода населения дают возможность дальнейшему развитию аптечных организаций.
Результаты анализа внешней среды аптечных организаций Центрального
Федерального Округа подтверждают возможность получения репрезентативной информации в ореале всех исследуемых аптек, находящихся в Центральном
Федеральном Округе.
3.2. Результаты социологического опроса среди аптечных работников и изучение условий их трудовой деятельности
Для выявления проблемных моментов в аптечных организациях с целью разработки индикаторов эффективности деятельности аптечных организаций, необходимых для построения Сбалансированной Системы Показателей, оптимизации трудовой деятельности фармацевтических специалистов в 2011 году в аптеках ЦФО Орловской, Курской, Брянской, Тульской областей нами был проведён социологический опрос путём анкетирования и осуществлён мониторинг мнений аптечных работников о различных аспектах их труда
(приложение 8). Анкетирование было проведено в муниципальных аптеках
Орловской области: МУП «Аптека №1»; МП «Аптека №2»; МП «Аптека № 6»;
МП «Аптека №53»; МУП «Аптека №7»; МУП «Аптека №53»; в государственных аптеках
Орловской и
Брянской области:
ОГУП
«Орёлфармация»; ГУП «Брянскфармация»; ОГУЗ «Орловская областная клиническая больница»; ОГУЗ «Орловский онкологический диспансер»; МУЗ
ГБСМП им.Н.А. Семашко; ОГУЗ «Детская областная больница»; МЛПУЗ
«Городская больница С.П.Боткина» и частных аптеках сетей Орловской,
Курской, Брянской, Тульской областей: ООО «Контур»; ООО «Доктор


90
Столетов – Центр»; ООО «Мелодия здоровья»; ЗАО «Фармакор»; ООО «Новая аптека»; ООО «Трика»; ООО «Аптека плюс»; ООО «Юна»; ООО «Авиценна»;
ООО «Авента»; ООО «Твой доктор», ООО «Мэтр».
В опросе участвовало 114 фармацевтических работников (51 работник муниципальных и государственных аптек и 63 человека аптек частной формы собственности).
По уровню образования распределение фармацевтических специалистов представлено на рисунке 4.
Рис. 4. Распределение фармацевтических специалистов по уровню образования, %
В результате анализа было установлено, что в муниципальных и государственных аптеках преобладают фармацевтические специалисты с высшим профессиональным образованием (52,9%). В аптеках частной формы собственности преобладают специалисты со средним профессиональным образованием (74,6%).
Высшие учебные заведения представлены в основном Курским государственным медицинским университетом (81,4%) и медицинским институтом Орловского государственного университета.

91
Средние специальные учебные заведения в основном представлены
Курским фармацевтическим колледжем (38,1 %); Орловским базовым медицинским колледжем (31 %); Калужским фармацевтическим колледжем
(11,3 %).
Стаж работы фармацевтических специалистов представлен на рисунке 5.
Рис.5. Распределение фармацевтических работников по стажу
В результате анализа видно, что молодых специалистов в основном привлекает работа в частных аптеках. Имеют стаж работы до трёх лет 46,1% специалистов частных аптек и всего 7,8 % специалистов государственных и муниципальных аптек. В муниципальных и государственных аптеках в основном работают специалисты со стажем тридцать лет и более (45,1 %).
Свыше тридцати лет в частных аптеках имеют стаж всего 14,3 % работников.
Перечень должностей в муниципальных и государственных аптеках представлен более широко, чем в частных аптеках. Это обусловлено тем, что муниципальные аптеки выполняют более разнообразные функции, чем частные аптеки: изготовление лекарственных препаратов в производственных аптеках; дополнительное лекарственное обеспечение льготных категорий

92 населения; отпуск наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств; отпуск товара медицинским организациям по безналичному расчёту. Поэтому в муниципальных и государственных аптеках присутствуют такие должности, как заведующий отделом, заместитель заведующего отделом, старший провизор, провизор-аналитик, провизор- информатор, старший фармацевт. В частных аптеках работники занимают в основном должность провизора-технолога
(20,6% опрошенных) или фармацевта (68,3% опрошенных), иногда старшего провизора или старшего фармацевта.
Категорию имеют в основном специалисты муниципальных и государственных аптек. Из участников анкетирования 19,6 % имеют первую категорию; 3,9 % имеют вторую категорию; 1,96% имеют высшую категорию.
В частных аптеках из респондентов 6,3% имеют первую категорию и 3,2% имеют вторую категорию, высшей категории нет.
Нами проанализированы условия работы фармацевтических специалистов.
Респонденты распределили условия трудовой деятельности (режим работы, рабочее место, необходимые материалы, система обучения) по возрастанию баллов от одного до пяти (табл. 12 и 13). Нами разработана шкала оценки условий трудовой деятельности: 5 баллов – полностью устраивает; 4 балла – практически устраивает; 3 балла – частично устраивает; 2 балла – практически не устраивает; 1 балл – совершенно не устраивает.
Таблица 12
Условия работы фармацевтических специалистов муниципальных и государственных аптек, %
Количество баллов
Условия работы
1 2
3 4
5
Режим работы
0 0
7,9 15,7 76,4
Рабочее место
0 0
13,8 33,3 52,9
Материалы
0 5,9 11,8 33,3 49,0
% работников
Система обучения
0 5,9 7,8 31,4 54,9


93
В результате анализа установлено, что условия работы фармацевтических специалистов муниципальных и государственных аптек в основном устраивают.
Таблица 13
Условия работы фармацевтических специалистов частных аптек, %
Количество баллов
Условия работы
1 2
3 4
5
Режим работы
1,6 4,8 6,3 44,4 42,9
Рабочее место
3,2 4,8 12,7 38,1 41,2
Материалы
3,2 6,3 9,5 39,7 41,3
% работников
Система обучения
0 7,9 22,2 30,2 39,7
В результате анализа было установлено, что режим работы в частных аптеках практически не устраивает 4,8 % и совсем не устраивает 1,6 % работников. Рабочее место практически не устраивает 4,8 % и совсем не устраивает 3,2 % специалистов. Наличие необходимых материалов практически не устраивает 6,3 % и полностью не устраивает 3,2% анкетируемых. Система обучения практически не устраивает 7,9 % аптечных работников. Причиной увольнения в основном являются семейные обстоятельства (9,6 %); переезд
(8,8 %); перевод в другую аптеку в пределах предприятия (6,1 %); реорганизация предприятия (6,1%); низкая заработная плата (7%).
В 2011 году проведено анкетирование среди руководителей АО с целью выявления проблемных моментов в руководстве.
В анкетировании принимало участие 33 руководителя аптечных организаций ЦФО разной формы собственности (приложение 12). Мы изучили мнение работников и менеджеров о том, какими качествами должен обладать руководитель (таблица 14).

94
Таблица 14
Мнение респондентов о качествах руководителя, %
Муниципальные и государственные аптеки
Частные аптеки
Показатель
Провизоры фармацевты
Руководители Провизоры фармацевты
Руководители
Способность к делегированию
9,8 25,0 17,5 52,4
Умение определять стратегические цели предприятия
49,0 75,0 36,5 47,6
Умение создать высокопрофессиональную команду
88,2 100,0 82,6 95,2
Быть новатором
27,5 66,7 20,6 42,9
Изучать смежные профессии по экономике, психологии и другие.
15,7 50,0 14,3 33,7
В результате анализа полученных данных установлено, что большинство респондентов считают, что руководитель должен уметь создать высокопрофессиональную команду, а также определять стратегические цели предприятия, большинство менеджеров также считают, что руководитель должен иметь способность к делегированию, быть новатором и изучать смежные профессии.
В результате анализа установлено, что процесс работы аптечных руководителей характеризуется рядом трудностей (табл.15).
Основными трудностями в работе являются: недостаток профессионализма персонала, большой объём работы, кадровый дефицит. Руководителям муниципальных и государственных аптек мешает в работе несовершенное законодательство. Руководителей частных аптек волнует дефицит информации и непонимание высшим эшелоном руководства проблем аптеки, так как высшие менеджеры частных аптечных сетей редко имеют фармацевтическое образование.