Файл: Разработка теоретических и методологических основ адаптации сбалансированной системы показателей к условиям работы современного фармацевтического рынка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 332

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, мы представляем понятие в следующей формулировке:
Сбалансированная Система Показателей аптечной организации - это система стратегического управления аптечной организацией, представляющая собой схему оценки эффективности её деятельности, включающей аспекты финансов, клиентов, внутренних процессов, обучения и развития для успешного осуществления розничной торговли лекарственными препаратами, хранения, изготовления и отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.
Модификация системы ССП позволила нам сформулировать авторское определение Сбалансированной Системы Кадровых Показателей АО.
Сбалансированная Система Кадровых Показателей аптечной организации
(ССКП АО) – это система стратегического управления аптечным персоналом, позволяющая увязать в единое целое количественные показатели теоретической, практической и личностной готовности фармацевтических специалистов при приёме их на работу, обучение и развитие работников, накопление профессиональных компетенций с финансовыми показателями аптеки, развитием внутренних процессов, удовлетворённостью персонала, качеством обслуживания клиентов.
Существует целый ряд навыков, которые позволяют человеку добиваться высоких результатов. В современной литературе эти навыки называются
«компетенциями» (competences) [17,146,179,251]. В таблице 3 приведено понятие «компетенция(-и)» в трактовке отечественных и зарубежных учёных
[228, 282, 340].

77
Таблица 3
Логико-семантический анализ понятия «компетенция (-и)»
№ п/п
Понятие компетенции
Автор, год
1 2
3 1
Компетенции – система интеллектуальных способностей, знаний и убеждений, которая развивается в раннем детстве и во взаимодействии со многими другими факторами определяет виды поведения
Н. Хомский, 1965 2
Компетенция - внутреннее знание ситуационной уместности языка; способность, позволяющая быть участником речевой деятельности
Д. Хаймс,1966 3
Компетенции являются компонентами поведения по сравнению с личностными и интеллектуальными особенностями
Д. МакКлелланд, 1973 4
Компетенция отражает способность человека эффективно взаимодействовать со своим окружением
Д. Равен,1974 5
Компетенция - выбор и реализация программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения
М. Н Вятютнев, 1977 6
Компетенции являются особенностями, причинно связанными с эффективной работой, это доказывает, что владение определёнными характеристиками приводит к эффективной работе
Р. Бояцис, 1982 7
Компетенция – это характеристика индивида, лежащая в основе успешной деятельности в рамках данной работы или данной ситуации
Л. Спенсер, С.
Спенсер,1989 8
Компетенция – индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии
А.К.Маркова, 1993 9
Компетенции – это то, что вы можете продемонстрировать
Д. Уэйтмен, 1994 10
Компетенции – требования профессии и система профессиональных задач, которые должен или может решать человек
Б.И. Беспалов,1994 11
Компетенции– система знаний, умений, навыков и устойчивых (базовых) свойств индивида (морфологических, физиологических, психологических и культуро- обусловленных), позволяющая ему успешно выполнять деятельность по решению определенных профессиональных задач
Г.М. Зараковский,
1994 12
Компетенция является основной особенностью человека, позволяющей выполнять работу, исполнять социальную роль, действуя на высшем уровне в определённой ситуации
П.Маршалл, 1996 13
Компетенции - это факторы, способствующие достижению высокого уровня эффективности деятельности»
М. Армстронг, 1999 14
Компетенция является поведением, демонстрируемым человеком при эффективном выполнении задач в пределах данной организации
С. Уиддетт,
С.Холлифорд, 2003


78 1
2 3
15
Компетенция - это сформированная способность человека выступать в качестве субъекта коммуникативной деятельности общения
И.А.Зимняя, 2003 16
Компетенция является совокупностью взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки, способы деятельности), которые задаются определенному кругу предметов и процессов, и необходимы для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним
А.В.Хуторской,
2003 17
По сути, компетенция заключает в себе формулировки ожидаемых действий, которые в целом должны дать полную картину наиболее значимых компонентов поведения, ценностей, необходимых для успеха организации
Н. Ранкин, 2004 18
Компетенции – это сложное явление, определенное качество восприятия человеком действительности, которое подсказывает наиболее эффективный способ решения жизненных ситуаций
Т.Е.Исаева,2006 19
Компетенция является способностью организации, и её персонала к исполнению требуемого функционала
(организационной структуры, должностных инструкций, положений системы менеджмента качества и т.д.) в соответствии с определёнными миссией, видением, и корпоративными ценностями
И.М.Раздорская,
О.В.Артёмова,
2011
Нами проведён логико-семантический анализ определения «компетенция
(-и)» с целью использования понятия «компетенция (-и)» в фармацевтической деятельности в свете изучаемых процессов [8,23,204].
Анализируя результаты логико-семантического анализа и современные тенденции развития теории менеджмента мы представляем понятие
«компетенция фармацевтического специалиста» в свете изучаемых нами процессов в следующей формулировке:
Компетенция фармацевтического специалиста – это особенность индивидуума, врождённая или приобретённая, которая определяет способность к эффективному выполнению задач в пределах определённого процесса аптечной организации». Изученные источники литературы дают нам возможность разработать систему компетенций фармацевтических специалистов, выделив при этом теоретические, поведенческие, интеллектуальные, профессиональные, коллегиальные компетенции и изучить влияние этих компетенций на ключевые показатели аптечной деятельности

79
По нашему мнению, совокупность компетенций работника составляет его
«компетентность». Заметим, что до сих пор наблюдается смешение понятий
«компетенция» и «компетентность»: от их синонимичного использования, до взаимозамещения [114, 207, 211]. Например, в отечественной науке можно выделить два направления - синонимизирующее и дифференцирующее.
Представителями первого направления (Болотовым В.А., Ледневым В.С.,
Рыжаковым М.В., Сериковым В.В. и др.) отождествляются данные понятия, акцентируется внимание на практическую направленность компетенций.
Сторонниками второго направления (Зимней И.А., Мутовской О.М.,
Хуторским А.В., Шишовым С.Е. и др.) принципиально разграничиваются данные понятия, позиционируется компетентность как первичная категория
[20,84,85,283]. Поэтому нами проведён также логико-семантический анализ понятия «компетентность» [15,59,98,140,288], представленный в таблице 4.
Таблица 4
Логико-семантический анализ понятия «компетентность»
№ п/п
Определение компетентности
Источник
1 2
3 1
Компетентность - употребление приобретенных знаний, умений и навыков
Н. Хомский,1965 2
Компетентность является специфической способностью человека, необходимой для эффективного выполнения конкретных действий в конкретных предметных областях с применением узкоспециальных знаний, особого рода предметных навыков, способов мышления, а также понимания ответственности за свои действия
Д. Равен,1984 3
Профессиональная компетентность - интегральное качество личности, сплав опыта, знаний, умений и навыков
Е.П.Тонконогая,
1989 4
Компетентность – это «свойство личности», включающее пять элементов
(видов компетентности): специальная;методическая;социально- психологическая;дифференциально-психологическая аутопсихологическая
Н.В. Кузьмина, 1990 5
Компетентность характеризуется профессиональными психологическими и педагогическими знаниями; профессиональными педагогическими умениями; профессиональными психологическими позициями, установкой учителя, требуемой от него профессией; личностной особенностью, обеспечивающей овладение учителем профессиональных знаний и умений.
А.К.Маркова, 1993


80 1
2 3
6
Компетентность» является
«знаниями, умениями, навыками, а также способами и приёмами их реализации в деятельности (саморазвитии) личности
Л.М.Митина,1993 7
Компетентность является готовностью и способностью к деятельности, а также рядом личностных качеств
О.М.Атласова,
1995 8
Компетентность - владение оперативными и мобильными знаниями
М.А.Чошанов,
1996 9
Компетентность
- это мера способности человека включаться в деятельность
О.М. Мутовкина,
2001 10
Профессиональная компетентность (в общем виде) является совокупностью качеств личности, которые способствуют обеспечению эффективной профессиональной деятельности
Н.А.Гришанова,
2002 11
Компетентность является способностью обладания человеком соответствующей компетенцией, предполагая его личностное отношение к ней и предмету деятельности
А.В.Хуторской,
2003 12
Компетентность - способ существования знаний, умений и образованности
В.А.Болотов,2003 13
Профессиональная компетентность - владение специалистом необходимой суммой знаний, умений и навыков, представляющих основу формирования профессиональной деятельности, общения и личности специалиста - носителя определенных ценностей, идеалов, сознания
Г.М.Коджаспирова,
2003 14
Компетентность – интеллектуально и личностно- обусловленная социально-профессиональная характеристика человека, его личностное качество
И.А.Зимняя, 2003 15
«Компетентность - единство личностных, предметных и инструментальных особенностей»
А.Г. Бермус,2003 16
Компетентность — это способность, возникающая при освоении личностью социального опыта человечества, тождественная человеческой культуре во всей структурной полноте и включающая в себя не только знаниевую и операционально-технологическую составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую
B. Н. Шапалов,
2003 18
Компетентность
- это обладание компетенциями, необходимыми для охвата способностей, готовности познания и отношений (образов поведения), которые нужны для выполнения деятельности
В.И.Байденко,2006 19
Компетентность - способность, необходимая для решения рабочих задач и для получения необходимых результатов работы
Уиддет Стив,
Холлифорд Сара,2008 20
Компетентность – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков), способы выполнения деятельности, опыт практического использования знаний и умений, характеристика мышления, необходимого для принятия эффективных решений, рациональных действий
Ю.С.Кострова,
2011


81
Изученные отечественные и зарубежные источники литературы
[157,251,279] помогли нам сделать вывод, что понятие «компетентность» гораздо шире понятия «компетенция», поэтому анализ ключевых слов позволил сформулировать следующее понятие компетентности:
Компетентность работника – это способность использовать имеющиеся у него компетенции, теоретические знания, практические навыки и умения, накопленный опыт в определённой области, которые в совокупности ведут к профессиональному мастерству и обеспечивают эффективность трудовой деятельности индивидуума.
Для того чтобы дать понятие субпроцессов и процедур процесса аптечной организации вернёмся к понятию «процесс». В методологии IDEF0 сердцевину процесса представляет процессор или функциональный преобразователь. Он является совокупностью операций, осуществляемых над входами для получения выходов [259]. Также есть понятие субпроцесса – как группы операций в составе процесса, объединенной технологически или организационно [4,58]. Репин В. В., Елиферов В. Г. также представляют процесс в виде последовательности действий. Каждый процесс представляется ими в виде потоков работ, включающих верхний и нижний уровни [208].
В аптечной организации труд фармацевтических специалистов специфический, многопрофильный и разнообразный, характеризуется множеством мелких работ с регламентацией каждой работы соответствующими приказами и инструкциями. Каждый процесс состоит из перечня работ, которые в свою очередь подразделяются на другие функции. Обозначать эти функции диаграммами, дугами, номерами, по нашему мнению, неудобно.
Поэтому нами предлагается ввести такие понятия, как субпроцесс и процедура процесса АО. В толковом словаре С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой сказано, что приставка суб - образует существительные и прилагательные со значением вторичности, побочности, подчиненности, малости по сравнению с тем, что названо в производящей основе.
А процедура - официально

82 установленная последовательность действий для осуществления или выполнения чего-либо [174].
Нами предлагается декомпозиция каждого процесса (1 уровень) до субпроцессов (2 уровень) и каждого субпроцесса до процедур (3 уровень), которые представляют собой непосредственно функции фармацевтических специалистов. Таким образом, в нашем понимании субпроцесс процесса аптечной организации - одна из разновидностей поддерживающих процессов, которая необходима для функционирования процедур, а процедура процесса аптечной организации - это последовательность действий, образовавшихся в результате декомпозиции субпроцесса.
Заключение по главе 2
На основании принципов научного познания сформирована методология построения Сбалансированной Системы Показателей аптечных организаций.
Разработанная методология содержит концепцию использования ССП для совершенствования системы управления процессами аптечной организации; рабочие гипотезы исследования; программу научного исследования; средства и методы исследования; понятийный аппарат.
Согласно концепции исследования при формировании Сбалансированной
Системы
Показателей стратегической целью является построение организационного поведения аптечных организаций на основе ССП с использованием методов многокритериального анализа.
С помощью подобранного комплекса методов маркетингового, системного, многокритериального анализа, социологических методов исследования, логико-структурного анализа; логико-семантического анализа, экономико- математического анализа получен массив эмпирической достоверной и репрезентативной информации, используемой для решения задач исследования.


83
Глава 3. Анализ внешней и внутренней среды деятельности аптечных организаций Центрального Федерального Округа
3.1. Анализ внешней среды деятельности аптечных организаций
Для выявления особенностей развития фармацевтического рынка в современных условиях с целью адаптации Сбалансированной Системы
Показателей для улучшения системы управления процессами аптечной организации проведено изучение внешней среды в самом густонаселённом ареале РФ - Центральном Федеральном Округе (ЦФО).
Округ образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года. Территория округа составляет 650205 км², то есть 3.8 % от территории Российской
Федерации. В состав ЦФО входят следующие области: Белгородская,
Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская,
Курская,
Липецкая,
Московская,
Орловская,
Рязанская,
Смоленская,
Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская, Москва.
По данным на 01.01. 2015 года в ЦФО самая высокая в России плотность населения — 59,90 чел./км². Округ является крупнейшим в России по численности населения — 38 944 837 человек, что составляет 26.63 % от населения РФ. Доля городского населения — 81,84 %. Состоит в основном из небольших, но густонаселённых областей, около половины населения проживает в Москве и Подмосковье [209].
ЦФО был выбран нами в виде модели исследования в связи с тем, что он представляет собой не только географический, но и финансовый центр России.
Хотя Приволжский Федеральный Округ по объему промышленного производства обгоняет ЦФО, но уступает практически по всем показателям, которыми характеризуется инвестиционная активность, торговый оборот и финансовая деятельность предприятий. ЦФО отличается максимальным в

84
России денежным доходом на душу населения и минимальным в стране уровнем безработицы.
Благодаря выгодному и важному экономико-географическому положению в ЦФО самая развитая транспортная сеть в России. ЦФО обладает самой высокой в РФ плотностью железнодорожного траспорта и имеет самую развитую сеть автомобильного транспорта.
Для фармацевтического рынка крайне важна численность населения региона. Население областей ЦФО на 01.01.2015 г., кроме Москвы и
Московской области составляет разброс от 654 230
человек (Костромская область) до 2 331 511 человек (Воронежская область). Нами были взяты для исследования четыре области ЦФО в границах следующих диапазонов исследования:
- население составляет от 1,5 млн. человек и выше (Воронежская,
Белгородская, Тульская области) – проведены исследования в Тульской области;
- население составляет 1,2 - 1,5 млн. человек (Брянская, Владимирская,
Тверская, Ярославская области) - проведены исследования в Брянской области;
- население составляет 1,0 - 1,5 млн. человек (Ивановская, Калужская,
Курская, Липецкая, Рязанская, Тамбовская области) – проведены исследования в Курской области.
- население сотавляет 600 тыс .- 1,0 млн. человек (Костромская, Орловская,
Смоленская области) – проведены исследования в Орловской области [209].
В таблице 5 представлен демографический состав населения исследуемых областей.