Файл: Разработка теоретических и методологических основ адаптации сбалансированной системы показателей к условиям работы современного фармацевтического рынка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 331

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

67 2.2.2. Методы экономико-математического анализа
Корреляционный анализ по Спирмену применялся для определения статистической значимости полученых в результате анкетирования показателей [28]. С помощью метода ранговой корреляции Спирмена определяется теснота (сила) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков. Расчитывают коэффициент ранговой корреляции r s
по формуле (1):
, где (1) r
s
- коэффициент Спирмена; d - разность между рангами А и В;
N - число сопоставляемых пар рангов (объектов).
Если ранги рядов по абсолютной величине полностью совпадают друг с другом, то это свидетельствует о функциональной зависимости между переменными А и В. Если же величины А и В изменяются совершенно независимо одна от другой, то R = 0. При абсолютных значениях коэффициента
< 0,3 говорят о слабой корреляционной зависимости, от 0,3 до 0,7 - средней корреляционной зависимости и более 0,7 - тесной корреляционной зависимости.
Метод моделирования отражает свойства, взаимосвязь, структурные и функциональные характеристики управляемых объектов, которые являются существенными с точки зрения осуществления управленческих решений.
Модель (лат. “modulus” – мера) – объект-заместитель объекта-оригинала, обеспечивающий изучение некоторых свойств последнего; упрощенное представление системы для её анализа и предсказания, а также получения качественных и количественных результатов, необходимых для принятия правильного управленческого решения [77, 93, 326].

68
В словаре основных понятий д. пед. н., профессор Новиков А.М. даёт определение: «Моделирование - это исследование какого - либо объекта или системы объектов путем построения и изучения их моделей. Это использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов» [171].
При процессе моделирования обязательным порядком установленного набора изобразительных (выразительных) средств и правил является язык описания объекта. Репин, В. В., Елиферов В. Г выделяют: вербальные модели, в которых описание происходит на естественном языке (вербальные модели обычно используют для стандартизации); математические модели, в которых описание происходит с помощью определённых средств и правил математики; графические модели, в которых описание объекта происходит с помощью средств и правил графического изображения. Часто в каждой модели применяется использование средств и правил других моделей [208].
В последнее время в организациях растёт интерес к деловому моделированию. Деловое моделирование — деятельность по формированию моделей организаций, включающая описание деловых объектов
(подразделений, должностей, ресурсов, ролей, процессов, операций, информационных систем, носителей информации и т. д.) и указание связей между ними. Применение технологий делового моделирования повышает эффективность совершенствования деятельности организации [64, 103, 113].
Одним из самых эффективных инструментов моделирования является методология IDEF0 (Integrated Definition Function Modeling), принятая в качестве государственного стандарта во многих странах мира. (FIPS IDEF0 1993). В основе IDEF0 - методологии лежит понятие блока, отображающего определенную функцию. Четыре его стороны играют разную роль: левая сторона имеет значение «входа», правая — «выхода», верхняя — «управления», нижняя — «механизма» [86 ,304].


69
В данной методологии сердцевину процесса представляет процессор или функциональный преобразователь. Он является совокупностью операций, осуществляемых над входами для получения выходов. Каждую операцию в
IDEF0-модели представляют как преобразование входящих материальных и нематериальных потоков в результаты на выходе, при этом используют соответствующую технологию исполнителей, которая является механизмом определённых управленческих условий [4,58].
Преимущество метода IDEF0 заключается в: полноте описания процессов; комплексности декомпозиции; возможности агрегирования и детализации потоков данных и информации (разделение и слияние дуг); наличии жестких требований, которые обеспечивают получение моделей стандартного вида. В то же время, по мнению некоторых исследователей, метод имеет ряд недостатков. Они выражаются в сильной концентрации информации; сложности восприятия (большое количество дуг на диаграммах); в большом количестве уровней декомпозиции; в трудности увязки нескольких процессов, которые представлены в различных моделях одной и той же организации [31,
208].
Кроме методологии IDEF0 существуют другие методологии, например, принадлежащие отдельным компаниям, такие как методологии выполнения проектов по внедрению систем автоматизации Oracle, SAP R/3, BAAN , RUP компании Rational и др. [12,208]. Перечисленные выше средства моделирования хороши, но сложны в практической деятельности, они требуют специальных методик их применения в проекте. По нашему мнению аптечным работникам в повседневной деятельности нужны более простые и понятные модели. Поэтому анализ литературных источников даёт нам основу для разработки собственной методологии построения моделей управления внутренними процессами аптечных организаций, адаптированной к ежедневной практической деятельности фармацевтических специалистов, использующей простой и

70 понятный на сегодняшний день каждому аптечному работнику редактор MS
Word [208].
В фармацевтической литературе описано применение методов моделирования. Темой кандидатской диссертации Логуновой Л. Н. стала разработка методических подходов к моделированию инновационной деятельности аптечного предприятия [127]. Вместе с Устиновой Л.В. разработаны методические подходы к моделированию процессов аптечного предприятия [252].
Косовой И.В., Е.В.Неволиной, А.А.Большаковым описано применение методологии ARIS для разработки системы менеджмента качества крупных фармацевтических предприятий. [21, 107].
Третьяковой
Е.А. разработаны теретико-методологические основы моделирования системы управления процессами фармацевтической организации на основе «функционально-стоимостного управления» [246, 247].
Однако использование Сбалансированной Системы Показателей при построении процессов аптечной организации в отечественной фармацевтической литературе, на наш взгляд, недостаточно.
Метод ранжирования представляет собой процедуру упорядочения объектов, выполняемую лицом, принимающим решение, или экспертом. На основе знаний и опыта лицо, принимающее решение, или эксперт располагают объекты в порядке предпочтения, руководствуясь одним или несколькими выбранными показателями сравнения. В зависимости от вида отношений между объектами возможны различные варианты упорядочения объектов.
При сравнительном анализе сопоставляется содержание нескольких показателей, отражающих однотипные операции. При этом выявляют отклонения каких-либо специально вычисленных показателей одного документа от аналогичных показателей в других документах.


71 2.2.3. Социологические методы исследования
Социологический опрос является специфическим социологическим методом исследования, без которого не обходится ни одно социологическое исследование. Этот социологический эмпирический метод незаменим при сборе ограниченного объема информации у большого числа людей и может выступать в двух видах:
- анкетирование, когда опрашиваемый сам заполняет анкету в присутствии анкетера или без него; может быть очным и заочным;
-интервьюирование, которое предполагает личное общение с опрашиваемым, когда исследователь сам задает вопросы и фиксирует ответы.
Оно проводится в форме либо прямого интервью («лицом к лицу»), либо опосредованного (например, телефонное интервью).
Экспертный опрос как разновидность социологического опроса на эмпирическом уровне, позволяет проверить достоверность и объективность полученной информации на основе мнения специалистов в исследуемой области.
Социологическое наблюдение является важным методом прикладной социологии и представляет собой целенаправленное систематизированное фиксирование исследователем свойств и особенностей изучаемого явления, объекта. При наблюдении изучаются поведенческие особенности людей, которые фиксируются исследователем в бланке или дневнике наблюдения, в фото- и видеосъемке и т.д.; собирается первичная информация, которая включает в себя анализ всего процесса наблюдения во всем его разнообразии
(поведение, эмоции, мимика участников эксперимента и т.д.)[118].

72 2.2.4. Логико-структурный и логико-семантический методы
Логико-структурный подход объединяет все ключевые компоненты проекта или программы. Логико-структурный подход предполагает работу с таблицей четыре на четыре. Четыре строки используются для описания четырех различных типов результатов, которые имеют место при реализации проекта: цели проекта, конечные результаты, конечные продукты и виды деятельности. Четыре колонки предоставляют различные типы информации о результатах в каждом ряду. Первый столбец используется для описания. Вторая колонка содержит один или больше объективно проверяемых данных (ОПД) определенного вмешательства.
Третья колонка описывает способы проверки (СП), где информация будет доступна по объективным данным, - таким как национальная статистика, оценки услуг или подготовки, интервью. В четвертом столбце перечислены предположения [54].
Логико-семантический метод. Атрибут всякой научной теории - логическая систематизированность знания, излагаемого в текстах, логическая правильность рассуждений, необходимость следствий из оснований. Это значит, что субъект научного познания должен быть обеспечен осознанно применяемой логикой научного познания, в том числе практической логикой как методом семантического анализа языка. Логический анализ языка при любом его понимании включает в себя выделение логических форм суждений, рассуждений и выражение их логическими средствами естественного или искусственного языка.
Логико-семантический анализ предполагает определение значений языкового выражения этих форм, а изобразительный логико-семантический анализ включает в себя определение их значений модельными схемами (умственными моделями, семантическими моделями), т.е. соотнесение этих форм с изобразительными, образными представлениями обозначаемого [80].


73 2.2.5. Маркетинговые методы анализа
Методика АВС-анализа ассортимента ЛП включает несколько этапов.
На 1 этом этапе производится формирование данных о потреблении ЛП по ассортиментным позициям с использованием методов опроса и анкетирования, а также в натуральных показателях в ходе анализа продаж товара при помощи компьютерных программ.
На 2 этапе проводится изучение ассортимента с целью выявления ЛП повышенного спроса, осуществляется распределение ЛП по трём группам в соответствии с их потреблением. ЛП ранжируются по стоимости закупок в порядке убывания, подсчитывается процент от товарооборота каждого наименования. Выделяют: группу А, составляющую 70% объёма продаж, группу В – 20 % и группу С, составляющую 10% объёма продаж; рассчитывается удельный вес ассортимента, соответствующего каждой группе.
На третьем этапе поводится заключительный анализ, позволяющий проводить рациональную закупку лекарственных препаратов аптечной организацией. Выделение группы высокого потребления осуществляется в соответствии с правилом Паретто — 20% лекарственных средств, имеющих наиболее высокое значение коэффициента использования и приносящих основную прибыль аптеке.
Методика VEN – анализа предполагает рационализацию ассортимента
ЛС с точки зрения фармакотерапевтических и стоимостных критериев путем применения VEN -анализа с привлечением в качестве экспертов врачей-спе- циалистов исследуемого
ЛПУ.
Согласно методике
VEN-анализа, сегментирование ЛС осуществляется по трем группам, поэтому для удобства анкетируемых нами предложено оценивать лекарственные средства по 3- балльной системе: 2 балла (жизненно важные Vital); 1 балл(необходимые
Essential); О баллов (второстепенные Nonessential) [18, 81].

74 2.3. Обоснование понятийного аппарата
В ходе научного исследования возникла необходимость формирования понятийного аппарата исследования, включающего следующие понятия:
Сбалансированная
Система
Показателей аптечной организации;
Сбалансированная Система Кадровых Показателей аптечной организации
(ССКП АО); компетенция фармацевтического специалиста; компетентность работника; субпроцесс и процедура процесса аптечной организации.
По определению Коржавых Э.А. и Мошковой Л.В. - понятие является формой мысли, отражающей материальные и нематериальные объекты, при которой сознанием выделяются и фиксируются только существенные признаки объекта [105,106].
Ввиду отсутствия в фармацевтической литературе понятия
«Сбалансированная Система Показателей аптечной организации» нами сначала проведён логико-семантический анализ понятия - Сбалансированная
Система Показателей.
Авторы ССП Р. Каплан и Д. Нортон не дают определения понятию
«Сбалансированная Система Показателей». В своих трудах они сообщают, что это система стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору оптимально подобранных показателей, отражающих все аспекты деятельности организации, как финансовые, так и не финансовые. Система представляет собой схему оценки эффективности деятельности организации, включающей аспекты финансов, клиентов, внутренних процессов, обучения и развития [316, 318, 319].
Хорват П. считает, что Сбалансированная Система Показателей увязывает показатели в денежном выражении и операционные измерители различных аспектов деятельности предприятия, такие как удовлетворенность клиентов, внутренние процессы, инновационная активность, финансовые результаты.


75
Таким образом, ССП даёт ответы на важнейшие вопросы в отношении организации клиентов (клиентский аспект); индивидуального процессного обеспечения предприятия и развитии инноваций (аспект внутренних процессов); совершенствования развития и обучения (аспект обучения и развития); оценки организации акционерами (аспект финансов) [281].
По мнению Гершуна А. Сбалансированная Система Показателей - это механизм превращения стратегии предприятия в последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей. ССП выдвигает на первый план более важные и интегрированные наборы показателей, связывающие имеющуюся клиентскую базу, внутренние процессы, работников и систематическую деятельность, направленную на долгосрочный успех [41].
Нивен Пол также считает Сбалансированную Систему Показателей тщательно подобранным набором показателей на основе стратегии организации [337].
Клочков А.К. вообще считает, что поскольку Сбалансированная Система
Показателей задумывалась авторами как инструмент реализации стратегии предприятия, то более - менее адекватным вариантом перевода термина на русский язык можно считать следующий «сбаланированная система стратегических факторов успеха» [97].
Глембоцкая Г.Т. представляет Сбалансированную Систему Показателей как формирование количественных ключевых показателей эффективности, обеспечивающих «перевод» стратегий организации в операционную текущую работу, слежение за которыми позволяет измерять осуществление организацией своей миссии и движение к целям. Конечно, значимость этих показателей неравноценна, приоритеты меняются, и возникает необходимость балансировать показатели между собой, учитывая множество факторов внешней и внутренней среды. Таким образом, появляется Сбалансированная
Система Показателей - Balanced Scorecard [45].

76
Аптечная организация согласно Федеральному закону от 12.04.2010 года
№ 61 – ФЗ «Об обращении лекарственных средств» представляет собой организацию, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных прпаратов для медицинского применения.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   26