Файл: Разработка теоретических и методологических основ адаптации сбалансированной системы показателей к условиям работы современного фармацевтического рынка.pdf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 328
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
58
Гипотеза 1. Моделирование процессов может являться инструментом стратегического и оперативного управления аптечной организацией, позволит сбалансировать основные ключевые показатели аптечной организации, что будет способствовать повышению эффективности предприятия и его конкурентоспособности.
Гипотеза 2. Бонусная форма оплаты труда аптечных работников может являться инструментом дифференцированного подхода к деятельности каждого фармацевтического специалиста, что будет служить инструментом идентификации ключевых факторов мотивации и демотивации сотрудников.
Гипотеза 3. Количественная оценка интерактивных показателей при взаимодействии фармацевтических работников с клиентской базой позволит анализировать индексы удовлетворённости и лояльности клиентов, что будет способствовать повышению рентабельности аптечной организации.
Гипотеза 4. Возможность применения Сбалансированной Системы
Показателей с использованием подходов многокритериального анализа в условиях высокого образовательного ценза фармацевтических специалистов может способствовать развитию и совершенствованию стратегических приёмов в кадровой политике.
На рисунке 2 представлена программа научного исследования, в соответствии с которой с помощью подобранного комплекса методов маркетингового, системного, многокритериального анализа, социологических методов исследования, логико-структурного анализа; логико-семантического анализа, экономико-математического анализа получен массив эмпирической достоверной и репрезентативной информации, используемой для решения задач исследования.
59
Рис. 2. Программа научного исследования
60 2.2. Методы исследования
Эффективность и качество управленческого труда определяет совокупность определённых подходов, принципов, методов. Основная функция метода заключается в регулировании познавательной деятельности. Метод представляет собой простой и доступный "инструмент" научного открытия.
Метод содержит принципы, требования, правила, с помощью которых можно достичь намеченной цели [284].
На основе теории причинно-следственной связи событий, явлений, происходящих в природе, обществе, организации, создано много современных методов анализа, применяемых в управленческой деятельности. Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на три группы: формально-логические, общенаучные и специфические. Формально-логические — это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления.
Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, опреде- ляющий эффективность любого типа. Специфические — это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности [112,184].
В процессе решения поставленных задач нами были использованы методы многокритериального анализа (факторный, анализ разрывов, SWOT – анализ); экономико-математического анализа
(корреляционный, моделирование, ранжирование, сравнительный); социологические методы исследования
(наблюдение, анкетирование); маркетинговые методы; логико-структурный и логико-семантический методы.
Статистическая обработка результатов исследования осуществлялась с применением прикладных программ для ЭВМ
Microsoft
®
Office
®
(Exсel
®
, Access
®
).
61 2.2.1. Реализация и механизмы использования подходов многокритериального анализа в управленческой деятельности
В практике оценивания все большее значение приобретают многокритериальные оценки объектов экспертизы, которые во многих случаях обеспечивают получение более достоверной экспертной информации [307,348].
Часто объект характеризуется несколькими критериями. Например, когда оценивают конкурентоспособность предприятия, могут пользоваться ста критериями и больше. Наряду с термином "критерий" могут использоваться также термины "фактор", "показатель", "частный критерий" и т. д. [5, 308, 343].
Критерий характеризуется способностью различения, средством суждения. Его мерилом является признак, основание, правило принятия решения, когда происходит оценка чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Если пользоватьтся многокритериальной оценкой при принятии решений, то нужно учитывать связь, которая существует между критериями и целями. Предприятие или руководитель, принимающий решение, должны руководствоваться целями, которые они стремятся достигнуть. Каждая цель, в свою очередь, характеризуется соответствующми критериями, с помощью которых можно оценить степень достижения цели [299, 301].
Набор критериев, который предназначен для оценки объекта экспертизы, представлен рядом свойств: полнотой (набор критериев должен содержать критерии, которые характеризуют все основные аспекты оценки объекта экспертизы); действенностью (критерии должны чётко пониматься как лицом, принимающим решение, так и экспертами, характеризовать основные аспекты анализируемой ситуации и быть доступными); разложимостью (практика показывает, что удобнее всего пользоваться небольшим числом критериев); неизбыточностью и минимальной размерностью(для избегания дублирования при оценке анализируемой ситуации) [172].
62
Метод многокритериальной оценки заключается в следующем: определение критериев, по которым оцениваются варианты; взвешивание критериев, при этом определяется их сравнительная важность; оценка вариантов по каждому критерию; подсчёт взвешенных оценок вариантов; выбор оптимальных критериев [43, 338,342].
В многокритериальных задачах важно выбрать альтернативы. Сложность отыскания наилучшей альтернативы заключается в том, что необходимо рассматривать альтернативы по нескольким критериям, которые могут качественно различаться между собой [334,347].
При использовании критериев для оценки альтернатив определяют градации качества: лучшие, худшие и промежуточные оценки. То есть существуют шкалы оценок по критериям. При принятии решений различают шкалы оценок: непрерывных и дискретных; количественных и качественных.
Также используют шкалы порядка, когда оценки упорядочивают по возрастанию или убыванию предпочтений лица, принимающего решения; шкалы равных интервалов, когда применяют равные расстояния по изменению качества между оценками; шкалы пропорциональных оценок [343].
Разновидностями метода многокритериального анализа являются: SWOT- анализ; анализ разрывов (Gap Analysis); факторный анализ.
Мы считаем возможным применение SWOT-анализа для определения конкурентоспособности аптечной организации, что является одним из этапов формирования системы стратегического управления предприятием на основе
Сбалансированной Системы Показателей. Нами разработаны методические подходы к составлению перечня индикаторов отражения сильных, слабых сторон, возможностей и угроз АО. Базой разработки данных индикаторов явились внутренние процессы, характерные для аптечных организаций (рис.3).
63
Strengths - Сильные стороны
Опыт работы на рынке
Широкий ассортимент товаров
Наличие эксклюзивных ЛП
Устойчивые связи с поставщиками
Устойчивые связи с покупателями
Относительно низкие цены на товары
Гибкая ценовая политика
Рост постоянных клиентов
Растущий товарооборот
Хорошая репутация
Работа в системе льготного обеспечения
Система автоматизированного учета товаров
Высококвалифицированный персонал
Низкая текучесть кадров
Opportunities –
Возможности
Расширение рынка сбыта товаров
Приток дешевых кредитов
Открытие новых розничных точек
Узнаваемая сеть
Развитие информационных технологий
Применение современных маркетинговых технологий при работе с клиентами
Расширение ассортимента товаров
Появление новых поставщиков
Изменение рекламных технологий
Гибкая ценовая политика
Возможность повышения квалификации сотрудников
Повышение уровня мотивации сотрудников
Приток молодых энергичных кадров
Weaknesses - Слабые стороны
Низкая рыночная доля
Низкий уровень конкурентоспособности
Недостаток оборотных средств
Устаревшее оборудование
Небольшой ассортимент товаров
Слабые связи с поставщиками
Недостаточно эффективная работа с клиентами
Высокие цены на товары
Негибкая ценовая политика
Нет роста товарооборота
Низкий уровень квалификации персонала
Значительная нагрузка на одного фармацевтического специалиста
Низкий уровень мотивации персонала
Высокая текучесть кадров
Threats – Угрозы
Нестабильность национальной валюты
Инфляционные процессы
Несовершенство налогового законодательства
Изменение правил ввоза продукции
Высокие таможенные пошлины
Большое количество аптек, находящихся
в шаговой доступности
Снижение покупательской способности
Заполнение рынка дешевой продукцией
Наличие высокой степени интеграции в отрасли, угроза поглощения
Конкуренты с низкими издержками
Недостаток собственного капитала
Утечка кадров в другие организации
Рис. 3. Перечень индикаторов отражения сильных и слабых сторон, возможностей и угроз АО на основе функционирующих процессов
64
С помощью SWOT-анализа определяются сильные, слабые стороны организации, также возможности и угрозы, которые исходят из внешней среды: Сильные стороны (Strengths) являются преимуществом предприятия;
Слабые стороны (Weaknesses) — недостатком; Возможности (Opportunities) представляют собой факторы внешней среды, при использовании которых создаются преимущества организации на рынке; Угрозы (Threats) — это факторы, потенциально ухудшающие положение организации [57, 74, 81, 208].
Анализ разрывов (Gap Analysis) является комплексным аналитическим исследованием, изучающим несоответствие и разрывы между текущим состоянием организации и желаемым. Т. Саати считает, что разрывы могут включать: рыночное предложение организации и существующий на рынке уровень спроса; текущую деятельность или процессы и их характеристики, и видение того, как должно быть в идеале или с точки зрения руководства; действительные цели и задачи работы организации в целом и сотрудников в частности с одной стороны и с другой стороны — теоретически необходимые цели и задачи; текущие показатели работы и лучшие показатели в отрасли
(benchmarks) [213].
А.М.Гершун оперирует следующими основными категориями разрывов: рынком; качеством продуктов, обслуживанием; организационным; руководством предприятием; процессами; информационными технологиями. Цель анализа разрывов состоит в выявлении тех рыночных возможностей и возможностей организации, которые могут проявиться эффективным рыночным преимуществом, то есть анализ разрывов позволяет реализовать внутренний потенциал организации
(малоиспользуемый, скрытый), при этом максимально могут быть задействованы внешние возможности. Ещё, пользуясь анализом разрывов, можно устранить проблемные ситуации в организации, разрешая противоречивые требования работников и структурных подразделений [42].
65
Принятие нового плана развития организации или отдельных решений может быть результатом GAP-анализа. Можно пересмотреть ассортимент; изменить порядок работы с поставщиками; перестроить структуру бюджета предприятия; пересмотреть ценовую политику; ввести инновационные процессы; разработать новые рекламные мероприятия; улучшить инфраструктуру работы с клиентами; повысить производительность труда; оптимизировать маркетинговую информационную систему; разработать программу мотивации персонала [79].
По нашему мнению анализ разрывов имеет перспективы для разработки методики перекрёстной оценки конкурентоспособности аптечной организации и в разработке инновационной системы оплаты труда, позволяющей наполнить нишу разрывов в оплате труда фармацевтических специалистов оценочными показателями. Этот метод, по нашему мнению, можно также применять в социологических исследованиях среди фармацевтических специалистов и в маркетинговых исследованиях среди потребителей аптечных товаров.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 26
Факторный анализ может являться механизмом оценки экспертов в отношении эффективности фармацевтической деятельности и ключевых аспектов этой эффективности. Факторный анализ можно применить в случае присутствия множества критериев, по которым возможно провести сравнения.
Благодаря факторному анализу можно понять, как добиться превосходства над конкурентами и какие области надо для этого развивать [95, 192, 305].
С помощью факторного анализа можно решать важные проблемы: всесторонне и компактно описывать объект измерения; выявлять скрытые переменные факторы, которые отвечают за наличие линейных статистических связей корреляций между наблюдаемыми переменными. Также факторный анализ позволяет определить взаимосвязи между переменными, классифицировать их; сократить число переменных [147].
Обязательными условиями факторного анализа являются следующие: все признаки должны быть количественными; число признаков должно быть в два
66 раза больше числа переменных; выборка должна быть однородна; исходные переменные должны быть распределены симметрично [28, 186,293].
Одной из важнейших задач экономического анализа является выявление и количественное измерение степени влияния отдельных факторов на изменение результативных показателей хозяйственно-финансовой деятельности. Нам представляется возможным использование факторного анализа для разработки методологической основы исследования, включающей следующие методики: определение индекса удовлетворённости аптечных работников; определение индекса удовлетворённости посетителей аптеки; определение индекса лояльности клиентов (для институциональных потребителей); анализ потока покупателей.
Таким образом, нами изучены реализация и механизмы использования подходов многокритериального анализа в управленческой деятельности. Мы считаем возможным применение данных подходов для достижения поставленных целей:
- Разработка методов определения конкурентоспособности аптечной организации с использованием методов SWOT-анализа, анализа разрывов и факторного анализа;
- Разработка инновационной системы оплаты труда, позволяющей наполнить нишу разрывов в оплате труда фармацевтических специалистов оценочными показателями;
-
Разработка методологических основ количественной оценки интерактивных показателей при взаимодействии фармацевтических работников с клиентской базой;
- Разработка методики определения индекса удовлетворённости фармацевтических специалистов условиями труда.