Файл: А. Н. Воронков логистика основы операционной деятельности учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 763
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
97
- сравнительно низкие затраты труда;
- эффективность выполнения погрузочно-разгрузочных работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;
- возможность перегрузки без переоформления;
- безопасность выполнения складских работ.
В настоящее время во все более расширяющемся масштабе для основной массы потребительских товаров применяется унифицированная тара. Ее при- менение сокращает трудоемкость погрузочно-разгрузочных работ, повышает качество хранения и эффективность поиска и, что главное, позволяет достичь высокого уровня механизации и автоматизации.
Применяемая в настоящее время унифицированная тара в зависимости от ее предназначения может быть весьма разнообразной.
Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе вы- полнения логистических операций достигается пакетированием, т.е. связывани- ем грузовой единицы и поддона в единое целое.
Современные системы складирования во все более широких масштабах ориентируются также и на применение контейнеров.
Контейнер – это элемент транспортного оборудования, многократно ис- пользуемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имею- щий постоянную техническую характеристику и вместимость не менее 1 м
3
Контейнеры, пригодные для затоваривания продукции различного типа, называются универсальными, а предназначенные для одного типа или одного наименования продукции – специальными.
Выгруженные товары доставляются в зону приемки склада, где произво- дят их проверку. Приемка товаров народного потребления по количеству и комплектности – ответственная процедура, выявляющая недостачи, поврежде- ния, низкое качество или некомплектность товаров. Вследствие обнаружения недостатков получатели предъявляют поставщикам претензии и арбитражные иски. Поэтому порядок проведения приемки товаров регламентируется норма- тивными актами. При нарушении правил и сроков приемки получатели лиша- ются возможности предъявления претензий поставщикам или перевозчикам в случае недостачи или снижения качества товаров. Инструкции применяются во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями, иными обязатель- ными правилами не установлен другой порядок приемки продукции производ- ственно-технического назначения и товаров народного потребления по количе- ству, качеству и комплектности, а также тары под продукцией или товарами. В договоре поставки могут быть предусмотрены особенности приемки соответст- вующих видов продукции и товаров.
Условия приемки импортных товаров по количеству и качеству устанав- ливаются в договорах с иностранными поставщиками.
Порядок и сроки приемки товаров зависят от договорных условий и от того, в какой таре (упаковке) доставлен товар, от физико-химических свойств и
98
особенностей тех или иных товаров, способов доставки и некоторых других причин.
При приемке грузов от транспортных фирм (перевозчиков) в соответст- вии с действующими правилами перевозок грузов следует:
- убедиться в наличии на транспортных средствах или контейнерах пломб отправителя или пункта отправления, их исправности, оттисках на них, состоя- нии транспортных средств или контейнеров; снятые пломбы необходимо со- хранить до момента окончания приемки и оприходования товаров;
-установить, соблюдались ли правила перевозки, обеспечивающие предо- хранение груза от порчи и повреждения (укладка груза, вентилирование, тем- пературный режим и др.).
Вместе с товарами (грузами) склад получает сопроводительные докумен- ты: товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, инвойсы и т.п. Эти доку- менты регистрируются в журнале учета поступающих грузов и транспортных средств.
В процессе приемки происходит сверка фактических параметров посту- пившего груза с данными товаросопроводительных документов. Это позволяет актуализировать информацию о количественном и качественном составе при- нимаемого товара путем его идентификации.
Идентификация товара может производиться путем считывания текстово- числовой информации или штрих-кода, расположенных на упаковке.
Приемка упакованных товаров в зависимости от договорных условий может осуществляться грузовыми местами или по номенклатуре. Приемка по грузовым местам заключается в проверке соответствия их количества и веса указанным в транспортных и сопроводительных документах отправителя. От- сутствие документов, пломбы, какое-либо несоответствие или повреждение та- ры (упаковки) не приостанавливает приемки. В этих случаях необходимо со- ставить коммерческий акт, который будет служить в дальнейшем основанием для предъявления претензий к перевозчику, если по его вине произошла недос- тача или порча груза или к поставщику.
При приемке товара по номенклатуре вскрывается упаковка и произво- дится идентификация товаров, их количества в каждом грузовом месте. Если будет обнаружена недостача количества товарных единиц в отдельных местах, несоответствие массы брутто (упаковка при этом вскрывается) склад при необ- ходимости обязан приостановить приемку остальных мест, сохранить и предъя- вить уполномоченному лицу владельца товара, вызванного для участия в даль- нейшей приемке, тару и упаковку вскрытых мест и продукцию, находящуюся внутри упаковки. При этом в акте приемки товара должно быть указано коли- чество фактических вложений, их стоимость, заключение о возможных причи- нах образования недостачи и другие данные. К акту прилагаются все необхо- димые документы, подтверждающие те или иные обстоятельства недостачи.
Если возникла необходимость приемки товаров по качеству, то с этой це- лью может быть приглашен эксперт торгово-промышленной палаты или пред- ставитель другой независимой организации. Акт о ненадлежащем качестве то-
99
вара оформляют в соответствии с установленными требованиями. В нем приво- дят точные сведения о состоянии упаковки в момент осмотра, наличии упако- вочных листов, пломб, количестве и полном наименовании товара, подробное описание основания, по которым товары забракованы, дают заключения о ха- рактере выявленных недостатков и причине их возникновения.
После завершения приемки товаров (грузов) производится:
- ввод информации в базу данных складской информационной системы;
- наклеивание складских этикеток на грузовые места или упаковки товар- ных единиц с обозначением необходимых параметров для складского учета и размещения, номер партии, владелец товара, количество поступивших грузо- вых мест и т.п.);
- заполнение ордера, в котором напротив каждого наименования обяза- тельно должен быть записан товарный код поставщика (артикул);
- присвоение товарной единице на складе своего кода, который, как и код поставщика, является важным параметром для идентификации и контроля за движением товара.
Внутрискладская транспортировка. Внутрискладская транспортировка предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгру- зочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на по- грузочную рампу. Эти операции выполняются с помощью подъемно- транспортных машин и механизмов. Транспортировка внутри склада должна осуществляться при минимальной протяженности во времени и пространстве по сквозным «промяточным» маршрутам. Это позволит избежать повторного возвращения в любую из складских зон и неэффективного выполнения опера- ций. Число перевалок (с одного вида оборудования на другое) должно быть ми- нимальным.
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 20
Складирование и хранение
Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирования – эффективное ис- пользование объема зоны хранения. Предпосылкой этого является оптималь- ный выбор системы складирования и, в первую очередь, складского оборудова- ния. Оборудование под хранение должно отвечать специфическим особенно- стям груза и обеспечивать максимальное использование высоты и площади склада. При этом пространство под рабочие проходы должно быть минималь- ным, но с учетом нормальных условий работы подъемно-транспортных машин и механизмов. Для упорядоченного хранения груза и экономичного его разме- щения используют систему адресного хранения по принципу твердого (фикси- рованного) или свободного (груз размещается на любом свободном месте) вы- бора места складирования. Процесс складирования и хранения включает за- кладку груза на хранение, хранение груза и обеспечение соответствующих для этого условий, контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый через информационную систему.
100
После окончания проверки и наклейки маркировочных этикеток шаблон приходного ордера передается для размещения поступивших грузов в зоне хра- нения.
Организация хранения должна обеспечивать:
- сохранность количества товаров, их потребительских качеств и выпол- нение необходимых погрузочно-разгрузочных работ;
- условия для осмотра и измерения товаров, отбора проб и образцов това- ров соответствующими контролирующими органами, исправление поврежден- ной упаковки, выполнение погрузочно-разгрузочных работ.
На складах применяют два основных способа складирования: напольный и стеллажный.
Напольный вид хранения является простейшей системой размещения грузов. Основным способом укладки является штабель – укладка грузовых па- кетов или товарных упаковок друг на друга.
Штабельная укладка целесообразна для хранения больших партий одно- родных товаров. Для обеспечения свободной циркуляции воздуха штабель ук- ладывается на поддоне. Правильное размещение и укладка товаров на складе – непременное условие рациональной организации внутрискладского технологи- ческого процесса.
Штабель должен быть вполне устойчивым. Неустойчивый штабель может разрушить, испортить тару, вызвать повреждение товара или послужить причи- ной несчастного случая. Устойчивость достигается правильными способами укладки: прямой укладкой, в перекрестную клетку, в обратную клетку.
Прямая укладка применяется для грузов, затаренных в ящики одинаково- го размера. Укладка в перекрестную клетку применяется для ящиков различных размеров, в частности для длинномерных грузовых мест. В обратную клетку обычно укладываются товары, затаренные в мешки.
Стеллажный способ хранения и укладки грузов обеспечивает максималь- ные удобства для проведения складских операций, создает условия для повсе- дневного оперативного учета товаров и наиболее рационального использования емкости складского помещения.
В схемах размещения за товарами определенных групп, подгрупп и на- именований, как правило, закрепляются постоянные места хранения (адресная система хранения), каждому из которых присваивают код (индекс, порядковый номер, условное обозначение и т.п.), используя разные способы кодирования.
Их наносят яркой краской на конструкции стеллажей, отсеков, на полу.
Коды мест хранения товаров – необходимые элементы автоматизирован- ной системы поиска, перемещения и укладки грузов – заносят в базу данных.
Они вводятся при поступлении товаров и указываются при распечатке листа комплектации (маршрутной карты).
После того как размещение товаров произведено, шаблон приходного ор- дера с указанными кодами местоположения товара передается для ввода ин- формации о размещении товара в базу данных, а также для заполнения карто- чек складского учета и окончательного оформления приходного документа.
101
Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка. Процесс ком- плектации сводится к подготовке товара в соответствии с заказами потребите- лей. Комплектация и отгрузка заказов включают:
- получение заказа клиента (отборочный лист);
- отбор товара каждого наименования по заказу клиента;
- комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в соответ- ствии с его заказом;
- подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель);
- документальное оформление подготовленного заказа и контроль за под- готовкой заказа;
- объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транс- портных накладных;
- отгрузку грузов в транспортное средство.
Комиссионирование заказов клиентов проводится в зоне комплектации.
Подготовка и оформление документации осуществляются через информацион- ную систему. Адресная система хранения позволяет указывать в отборочном листе место отбираемого товара, что значительно сокращает время отборки и помогает отслеживать отпуск товара со склада. При комплектации, отправке, благодаря информационной системе, облегчается выполнение функции объе- динения грузов в экономичную партию отгрузки, позволяющую максимально использовать транспортное средство. При этом выбирается оптимальный мар- шрут доставки заказов.
Применяются два метода отборки товаров: индивидуальная и комплекс- ная.
Индивидуальная отборка представляет собой последовательную ком- плектацию отдельного заказа. При этом товар должен сразу укладываться в со- ответствующую тару и по окончании операции быть готовым к проверке и от- правке.
Комплексная отборка применяется, как правило, при выполнении не- больших заказов. Отборщик, обходя зону отборки, изымает из мест хранения товары для нескольких заказов согласно свободному отборочному листу.
При высокой оборачиваемости и широком ассортименте один заказ мо- жет одновременно подбираться несколькими отборщиками на разных участках зоны хранения отбираемого запаса. Впоследствии отобранные части соединя- ются в единый заказ.
Эффективность операций по подготовке товаров к отпуску могут харак- теризовать следующие показатели:
- частота отборки, т.е. количество отобранных заказов в единицу време- ни;
- пропускная способность участка отборки – количество сформулирован- ных грузовых единиц (контейнеров, ящиков, поддонов и т.д.) в единицу време- ни;
- уровень обслуживания заказчиков;
- случаи запаса товара, включаемого в отборочный лист.