Файл: Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 306
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава II. Исследование коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР
.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента
2.1 Программа экспериментального исследования
2.3 Анализ результатов исследования
3.2 Цель, задачи и содержание коррекционного обучения
· Полученные в ходе исследования данные о характерных особенностях коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, свидетельствуют о необходимости специального обучения дошкольников с ОНР связной диалогической речи и навыкам общения.
Таким образом, анализ данных констатирующего исследования свидетельствует: старшие дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи.
На основе анализа речевых высказываний детей, мы пришли к выводу, что дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: отсутствуют высказывания-рассуждения, необходимая аргументация.
У детей с ОНР наблюдается интерес к сверстникам и попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не «складывается»: каждый ребенок говорит о своем, не слышит партнера, не отвечает на его высказывания. Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию диалогической речи у детей с ОНР шестого года жизни.
Глава III. Экспериментальная работа по развитию коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР
Экспериментальная коррекционно-логопедическая работа по развитию коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР проводилась в период ноябрь 2012 года - апрель 2013 года. В экспериментальной работе принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - воспитанники старшей возрастной группы МДОУ детского сада № 50 комбинированного вида «Дефектолог» г. Люберцы Московской обл.
3.1 Теоретико-методологическое обоснование методики коррекционно-педагогической работы по формированию навыков диалоги- ческой речи у детей с ОНР
Коммуникативно-речевая деятельность - понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). Оно определяется формой, объектом и средствами коммуникации. При нормальном развитии общение ребенка к старшему дошкольному возрасту приобретает внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную форму, ведущим объектом общения становится сверстник, а главным средством - речь.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными умениями и навыками, а именно: сотрудничать; слушать и слышать; воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; говорить самому.
Проблема развития речи детей с ОНР серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования этой категорией детей. Вопрос о несформированности их коммуникативного поведения, инфантильности, неумении строить партнерские отношения в детском сообществе и т.д. вызывают особую тревогу у педагогов, психологов и родителей. Этим детям не всегда удается наладить отношения в детском коллективе: они не умеют вместе со сверстниками играть, трудиться, выполнять поручения, договариваться, мешают им, разрушают игру и т.д. Вследствие этого они нередко оказываются в определенной изоляции.
Эти затруднения не исчезают с возрастом без специально организованной работы по формированию коммуникативно-речевых умений.
Пребывание детей в дошкольном образовательном учреждении создает благоприятные условия для проведения систематической работы по развитию коммуникативно-речевой деятельности дошкольников с ОНР. Однако, несмотря на значительные усилия взрослых, эффективность специальных занятий в данном направлении остается неудовлетворительной.
В ходе этих занятий не удается создать действенную мотивацию речи детей с ОНР, следствием чего является низкая речевая активность. Дети по большей части высказываются не по своему собственному побуждению, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной. Причем взрослый оказывается единственным собеседником детей даже в старшем дошкольном возрасте, что противоречит психологической природе ребенка, в поле интересов которого к этому времени приоритетное положение прочно занимает сверстник.
Проблема поисков эффективных технологий, применение которых обеспечило бы решение задач развития коммуникативной деятельности в дошкольном детстве, в то числе и у детей с ОНР, очень актуальна.
Например, А.М. Бородич (1994 и др.) были рассмотрены основные вопросы формирования разговорной речи дошкольников: умения слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Воспитатель должен подсказывать детям, что если расспрашивать взрослых об их труде, отдыхе и т.д., можно узнать много интересного [7].
А.Г. Арушанова особое внимание уделяла формированию у дошкольников диалогической речи как особого вида речевого общения, в котором проявляются и существуют межличностные отношения. Сердцевину диалога составляют диалогические отношения, проявляющиеся в готовности к встрече с партнером, в принятии его как личности, в установке на ответ собеседника, в ожидании взаимопонимания, согласия, сочувствия, сопереживания, содействия. Содержательную основу диалога в дошкольном детстве может создать словесное творчество, совместное сочинение взрослого и ребенка, совместный рассказ сверстников [5; С.3.].
Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В диалоге рождается содержание, которым не обладает в отдельности ни один из партнеров, оно рождается лишь во взаимодействии. В диалоге со сверстником в наибольшей степени приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности (часто ограниченные) и поэтому произвольно строить свое высказывание, используя контекстную речь. Диалог со сверстником - новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития. Здесь неуместны прямые указания, учебная мотивация, жесткая регламентация. И все-таки диалогу со сверстником, как показывают исследования, нужно учить. Учить диалогу, учить языковым играм, учить словесному творчеству. Это тоже парадокс, утверждает А.Г. Арушанова, парадокс речевого воспитания в дошкольные годы [4].
Принципиально важной представляется автору необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активно ответной позиции, партнерских отношений; и такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками как сферы подлинной детской коммуникативной самодеятельности. С другой стороны, овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, без воспитания культуры речи (чистого звукопроизношения, четкой дикции, интонационной выразительности, лексической точности, грамматической правильности).
Задача формирования диалогического общения, таким образом, выступает как приоритетная, определяющая постановку задач языкового развития, отбор познавательного содержания, методов и форм организации обучения родной речи, а также стиль общения педагога с детьми.
Обучение диалогическому общению А.Г. Арушанова предлагает осуществлять в форме сеансов (уроков) активизирующего общения. Сценарий общения может включать разговор воспитателя с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин) - такие виды деятельности, в которых речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач [2].
Педагогическая коррекция недостатков общения детей с ОНР решает задачу расширения знаний детей об окружающем, формирование познавательной активности, устойчивых деловых, познавательных, личностных мотивов общения, преодоление ситуативности в общении.
Организуя коррекционную работу, необходимо придерживаться следующих принципов:
- работа по расширению и уточнению знаний - одно из важнейших условий развития коммуникативной деятельности ребенка;
- привязанность и доверительное отношение ребенка ко взрослому - основа формирования его внеситуативных контактов со взрослым. Нельзя оставлять без внимания ни одно обращение ребенка ко взрослому;
коррекционную работу с детьми необходимо начинать с таких занятий, которые соответствуют уровню сформированности общения детей, и лишь постепенно переводить детей к беседам на личностные темы. Воспитатель должен постоянно давать образцы общения, которое он пытается формировать у детей (задавать вопросы при рассматривании книг, во время наблюдений, высказывать свою точку зрения в процессе личностной беседы, оценивать нравственно-этические ситуации и т. д.). Важно делать детей полноправными участниками бесед, поощрять их познавательную активность;
воспитателю очень важно помочь организовать работу с детьми по коррекции формирования общения в условиях семейного воспитания [13].
Пути и методы коррекции, приемы работы по преодолению у детей имеющихся проблем коммуникативного поведения могут быть разнообразными: как традиционными (модифицированными в соответствии с задачами коммуникативного развития), так и инновационными (сказкотерапия, игротерапия).
В течение дня воспитатель по мере необходимости обращается с вопросами, сообщениями и просьбами непосредственно к ребенку. Однако хорошо, когда он делает это «через посредника», в качестве которого выступает другой ребенок. Для этого воспитатель побуждает детей обращаться друг к другу («Спроси у Сережи, где…», «Узнай у Маши, почему…», «Расскажи про…» и т.д.) с различными просьбами, вопросами и сообщениями [13].
Игры-драматизации так же являются эффективным методом развития у детей навыков коммуникативного поведения и общения.
Известно, что многим детям с ОНР достаточно трудно рассказывать самостоятельно сказки и любой логически построенный текст. Поэтому проблема обучения детей связному рассказыванию требует очень серьезного отношения. Дело в том, что повествование - это чаще всего монолог, а монолог воспринимается только в том случае, если ребенок уже овладел диалогом.
Поэтому работа над любым произведением должна включать предварительную работу над текстом по насыщению его диалогами, внутренними монологами, благодаря которым становятся понятными мотивы поведения действующих лиц; беседу по содержанию текста с выяснением степени понимания поведения персонажей разыгрывание-драматизацию по ролям.
Программа развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР, предложенная О.В. Дзюбой, включает в себя работу по следующим направлениям:
) речевое развитие, включение дошкольников с ОНР в различные формы ознакомления с коммуникативными навыками; отработку технологий взаимодействия в различных ситуациях коммуникации; повышение самостоятельности в освоении коммуникативных навыков, развитие готовности к коммуникации, формирование коммуникативной культуры;
) целенаправленная работа с педагогами и родителями по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР (учет психолого-педагогических рекомендаций, предъявляемых к воспитателям дошкольного учреждения, просвещение родителей в области организации коммуникативной деятельности дошкольников) [16].
Только в результате целенаправленной корекционно-развивающей работы реализуются задачи формирования и развития умений и навыков коммуникативно-речевой деятельности у детей с ОНР.