Файл: Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 305
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава II. Исследование коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР
.1 Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента
2.1 Программа экспериментального исследования
2.3 Анализ результатов исследования
3.2 Цель, задачи и содержание коррекционного обучения
В этом направлении проводилась совместная, согласованная работа специалистов нашего дошкольного учреждения - педагог-психолог и учитель-логопед. Они занимаются с детьми постановкой голоса, рифмодекламацией, выполняют мимические этюды, проводят психогимнастику.
Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремились достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно-речевой деятельности. Многие родители участвовали в создании декораций к детским спектаклям, изготавливали вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текста ролей. Одной из интересных форм работы, которой нам удалось достичь, являлось привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров.
В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи, использую моделирование. Замена абстрактных вербальных образов зрительными значительно облегчает обучение. Нами были разработаны опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога. Детям предлагаются карточки с изображенными на них картинками-символами. Вместе с ребятами мы оговариваем возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов.
В процессе развития диалога важен не только речевой, но и психологический аспект. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активно ответной позиции, партнерских отношений. Такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка с взрослым, так и взаимодействия со сверстниками. Кроме того, овладение диалогом не возможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации. Поэтому в рамках подготовки проведения игры мы опирались на работу психолога по развитию эмоционально-волевой сферы детей.
Игра-драматизация ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).
Таким образом, в процессе организации игр-драматизаций у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящееся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д.
Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней. Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключалась в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются.
В течение проведения опытно-экспериментальной работы по развитию коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста было замечено, что организованная согласно данным рекомендациям коммуникативно-развивающая среда естественным образом стимулирует речевую активность детей. Дети ведут себя непринужденно, охотно отвечают на вопросы педагогов, живо общаются между собой.
Помимо программных занятий и режимных моментов, проводимых педагогами дошкольного учреждения с учетом разработанных рекомендаций по общению с детьми с ОНР, необходимо выполнение еще одной важной части системного коррекционно-развивающего процесса - сотрудничества дошкольного учреждения и семьи с целью взаимопомощи и взаимоподдержки в развитии коммуникативно-речевой деятельности дошкольников с ОНР.
Можно выделить основную задачу, стоящую перед дошкольным учреждением в работе с родителями по развитию коммуникативно-речевой деятельности дошкольников с ОНР - психолого-педагогическое просвещение родителей в области организации речевой и неречевой коммуникативной деятельности дошкольников с недоразвитием речи.
Коррекционная работа проводилась в тесном контакте с семьей. Родители были ознакомлены с результатами диагностического обследования, на протяжении всего учебного года знакомились с содержанием проводимой работы, получали советы по формированию общения со взрослым в условиях семейного воспитания. Мы помогали родителям в организации ознакомления детей с окружающим, бесед на познавательные и нравственно-этические темы (о жизни и повадках животных, явлениях природы, о честности, жадности и др.), давали советы внимательно относиться к вопросам ребенка, поощрять его пытливость. Родители могли воспользоваться информацией, которую мы помещали в родительский уголок: тематикой и примерным содержанием бесед, выставкой книг для чтения и обсуждения с детьми, познавательным материалом рубрики «Это интересно» и другими материалами.
Как следствие нашей работы в данном направлении, можно отметить следующие изменения в отношении родителей к работе по развитию коммуникативно-речевых возможностей своего ребенка: заинтересованность родителей в развитии умений и навыков коммуникативно-речевой деятельности ребенка; присутствие и участие группы родителей в развивающих занятиях, проводимых воспитателем и логопедом с группой дошкольников с ОНР; посещение и активная работа родителей на собраниях - семинарах, посвященных проблеме развития коммуникативно-речевой деятельности; обращение родителей за консультациями к воспитателям, логопеду и психологу по вопросам возникших трудностей в работе с ребенком по развитию его речевой и коммуникативной деятельности и др.
Наблюдения за детьми показали, что в результате расширения знаний об окружающем, внимательного отношения взрослых увеличилась уверенность детей в своих силах, расширились их интересы, о чем свидетельствовало возрастающее разнообразие обсуждаемых ребенком со взрослым тем, проявления подлинной любознательности. Дети стали больше спрашивать взрослых, обсуждать с ними то, что видели, слышали во время прогулок, телепередач. От констатации дети стали переходить к обсуждению фактов, стало чаще наблюдаться более полное и точное оформление высказываний.
Таким образом, работа по развитию коммуникативно-речевой деятельности старших дошкольников с ОНР будет эффективной при реализации совокупности психолого-педагогических условий: коммуникативно-развиваюшего воздействия на речевые и неречевые коммуникативные возможности детей; активного взаимодействия семьи и детского сада в деле развития умений и навыков коммуникативно-речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи.
3.3 Анализ результатов экспериментальной работы
После проведения формирующего этапа исследования по развитию диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи был проведен контрольный этап исследования, использованным в констатирующем этапе исследования. Повторное обследование коммуникативно-речевой деятельности у старших дошкольников с ОНР проводилось нами в апреле-мае 2013 года. В контрольном экспериментальном исследовании принимали участие 10 детей с общим недоразвитием речи (воспитанники старшей возрастной группы МДОУ детского сада № 50 комбинированного вида «Дефектолог» г. Люберцы Московской обл.), принимавшие участие в обучающем эксперименте).
Цель контрольного эксперимента заключалась в проверке эффективности проведенной работы по развитию коммуникативно-речевой деятельности у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.
Результаты исследования по методикам Р.Е. Левиной [24] и М.И. Лисиной [27] представлены в таблицах №7, 8 и диаграммах (рис. 6, 7, 8, 9).
Таблица 7. Уровень развития диалогической речи у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи по методике Р.Е. Левиной (контрольный этап эксперимента)
№ п/п | Ф.И ребенка | Баллы | Первая серия заданий по методике Р.Е. Левиной |
1 | Никита К. | 3 | С |
2 | Сережа О. | 5 | Д |
3 | Максим Л. | 6 | Д |
4 | Андрей И. | 6 | Д |
5 | Саша П. | 5 | Д |
6 | Оля С. | 3 | С |
7 | Маша П. | 2 | С |
8 | Даша И. | 6 | Д |
9 | Ксюша В. | 3 | С |
10 | Ира К. | 3 | С |