ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.09.2021
Просмотров: 1700
Скачиваний: 1
1990
Болезнь
или травма
Инфекции
нижних дыхательных путей
Диарейные
болезни
Состояния,
возникающие в
перинатальном
периоде
Тяжелая
монополярная депрессия
Ишемическая
болезнь сердца Цереброваскулярные
болезни Туберкулез
Корь
8
Дорожно-транспортные
несчастные случаи 9 Врожденные аномалии
10 Малярия 11
2020
(основной сценарий) Болезнь или травма
Ишемическая
болезнь сердца
Тяжелая
монополярная депрессия
Дорожно-транспортные
несчастные случаи
Цереброваскулярные
заболевания
Хронические
обструктивные болезни легких
Инфекции
нижних дыхательных путей
Туберкулез
Военные
действия
Диарейные
болезни
ВИЧ-инфекция
Состояния,
возникающие в перинатальном периоде
Насилие
Врожденные
аномалии
Самоповреждения
Рак
трахеи, бронхов и легкого
Хронические
обструктивные 12
Падения 13
Железодефицитная
анемия 14
Анемия 15
16
17 19 28 33
19
24 25 37
болезни
легких
Воспроизведено из публикации 3 в списке литературы, с разрешения.
ниям, приведенным во втором глобальном обзоре, опубликованном в 2000 г., эти показатели оставались стабильными. Так, устойчивость хотя бы к одному из противотуберкулезных препаратов обнаружена в 10,7% новых случаев заболевания, а множественная — в 1%. Эти доклады подтвердили тот факт, что именно предшествовавшая противотуберкулезная химиотерапия является ведущей причиной развития лекарственной устойчивости. Действительно, устойчивость хотя бы к одному препарату отмечена у 23,3%, а множественная — у 9,3% ранее лечившихся больных туберкулезом [8]. Именно лекарственная устойчивость снижает эффективность стандартных схем химиотерапии, рекомендованных ВОЗ. Неэффективное лечение при множественной лекарственной устойчивости отмечается в 15 раз чаще, чем при сохранении лекарственной чувствительности [9].
Туберкулез
препятствует социально-экономическому
развитию. Более 75% больных туберкулезом
— это люди в экономически наиболее
продуктивном возрасте (15—54 года) [10].
Около
95% всех больных туберкулезом и 99% умерших
от этого заболевания являются жителями
развивающихся стран, преимущественно
стран Африки, расположенных к югу от
Сахары, и Юго-Восточной Азии. В двадцати
трех странах наблюдается более 80% всех
случаев туберкулеза. Эти же страны
характеризуются наиболее высокими
семейными затратами, связанными с
туберкулезом (табл. 55).
Так называемые прямые затраты на диагностику и на лечение весьма значительны для бедных семей, однако наибольшие экономические потери связаны с «непрямыми» затратами. К числу последних относятся потеря работы, проезд в лечебные учреждения, продажа имущества для оплаты связанных с лечением услуг, стоимость похорон, но преимущественно это утрата трудоспособности из-за болезни и преждевременной смерти. По данным исследования в Уганде, заболевание туберкулезом привело к снижению производительности труда у 95% всех фермеров, а 80% служащих вынуждены были прекратить работу [14]. Обзор исследований по экономическим аспектам туберкулеза установил, что заболевание взрослого человека приводит к потере в среднем 3—4 мес рабочего времени и соответственно к снижению годового семейного бюджета на 20—30%. Смерть больного снижает доходы семьи в среднем на период в 15 лет [15].
Связь между туберкулезом и бедностью имеет сложный характер, поскольку заболевание доводит до бедности тех, кто страдает туберкулезом, а эпидемии усугубляют социально-экономические трудности. Бедность в условиях перенаселенных жилищ повышает опасность заражения туберкулезом, а неполноценное питание способствует переходу латентной туберкулезной инфекции в активную форму заболевания. Распад Советского Союза в начале 1990-х годов с последующим падением экономики, разрушением системы здравоохранения и социальной поддержки привели к быстрому росту туберкулеза. Частота этого заболевания возрастала ежегодно на 7% в Российской Федерации, Украине и других странах бывшего СССР [5]. Трехлетний период экономических трудностей и продовольственных лишений на Кубе вызвал резкое повышение (на 24% в год) числа зарегистрированных случаев туберкулеза [ 16]. Потребовались усиленные программы по предотвращению распространения туберкулеза, позволившие возобновить снижение заболеваемости.
В некоторых социумах имеют место негативные социальные последствия туберкулеза, такие, как «стигма», особенно тягостные для женщин. Сведения об этом заболевании ограничивают возможность создать семью, устроиться на работу и нередко приводят даже к разводу. Исследование, проведенное в Индии, показало, что 15% заболевших туберкулезом женщин (эквивалентно 100 000 женщин в стране в год) вынуждены уходить из своей семьи [12].
Отрицательное влияние туберкулеза распространяется также на следующее поколение, поскольку бедность родителей отрицательно воздействует и на детей. По данным того же самого исследования в Индии, около 8% сельских и 13% городских детей (эквивалентно 300 000 человек в стране) вынуждены были прекратить школьное обучение, когда родители (обычно отец) заболевали туберкулезом. Другим длительным последствием туберкулеза становится неплатежеспособность. Упомянутое выше исследование в Индии показало, что 2/3 семей были втянуты в долги, чтобы оплатить расходы на лечение. Средний семейный долг был равен 59 долл. США, что эквивалентно 12% годового семейного дохода. Таким образом, продолжающееся распространение туберкулеза обрекает и следующее поколение на риск заболевания и смерти от этой инфекции, которой можно избежать.
Литература
-
Dye C et al. Global burden of tuberculosis: estimated incidence, prevalence, and mortality by country. Journal of the American Medical Association, 1999, 282:677—686.
-
World Health Report 2000. Health systems: improving performance. Geneva, World Health Organization, 2000.
-
Murray CJL, Lopez AD, eds. The global burden of disease: a comprehensive assessment of mortality and disability from diseases, injuries and risk factors in 1990 and projected to 2020. Cambridge, MA, Harvard School of Public Health on behalf of the World Health Organization and the World Bank, 1996 (Global Burden of Disease and Injury Series, Vol. I).
-
Raviglione MC et al. Tuberculosis and HIV: current status in Africa. AIDS, 1997,
11:S115—S123.
5. Global
tuberculosis control. WHO Report 2000. Geneva,
World Health Organization,
2000
(document
WHO/CDS/TB/2000.275).
-
Anti-tuberculosis drug resistance in the world. Geneva, World Health Organization, 1997 (document WHO/TB/97.229 WHO).
-
Pablos-Mendez A et al. Global surveillance for antituberculosis drug resistance, 1994—1997. New England Journal of Medicine, 1998, 338:1641—1649.
-
Anti-tuberculosis drug resistance in the world. The WHO/IUATLD global project on antituberculosis drug resistance surveillance. Report No.2: prevalence and trends. Geneva, World Health Organization, 2000 (document WHO/CDS/TB/2000.278).
-
Espinal MA et al. Standard short-course chemotherapy for drug-resistant tuberculosis: treatment outcomes in 6 countries. Journal of the American Medical
Association, 2000, 283:2537—2545.
-
Knight L. Tuberculosis and sustainable development. Geneva, World Health Organization, 2000 (document WHO/CDS/STB/2000.4; Stop TB Initiative series).
-
Croft RA, Croft RP. Expenditure andloss of income incurred by tuberculosis patients before reaching effective treatment in Bangladesh. International Journal of Tuberculosis and Lung Disease, 1998, 2:252—254.
-
Rajeswari R et al. Socio-economic impact of tuberculosis on patients and family in India. International Journal of Tuberculosis and Lung Disease, 1999, 3:869—877.
-
Floyd K, Wilkinson D, Gilks C. Comparison of cost effectiveness of directly observed treatment (DOT) and conventionally delivered treatment for tuberculosis: experience from rural South Africa. British Medical Journal, 1997, 315:1407—1411.
-
Saunderson PR. An economic evaluation of alternative programme designs for tuberculosis control in rural Uganda. Social Science and Medicine, 1995, 40:1203—1212.
-
Ahlburg D. The economic impacts of tuberculosis. Geneva, World Health Organization, 2000 (document WHO/CDS/STB/2000.5; Stop TB Initiative series).
-
Marrero A et al. Towards elimination of tuberculosis in a low-income country: the experience of Cuba, 1962-97. Thorax, 2000, 55:39—45.
54. Что является глобальными целями борьбы с туберкулезом и что служит основой для их достижения?
И. Смит (I. Smith)1
Глобальные цели в борьбе с туберкулезом состоят в том, чтобы добиться излечения 85% выявленных больных-бактериовыделителей и выявить 70% вновь заболевших пациентов, выделяющих микобактерии туберкулеза. В обоих случаях имеются в виду больные, в мокроте которых микобактерии обнаруживаются методом бактериоскопии мазков [1]. Эти цели были впервые поставлены ВОЗ в 1991 г. Стало очевидным, что эти глобальные цели не были достигнуты, как предполагалось, к 2000 г. Поэтому в мае 2000 на Всемирной ассамблее здравоохранения сроки были отодвинуты на 2005 г..
Цель по выявлению туберкулеза можно представить как дробь, числитель которой равен количеству новых случаев туберкулеза с положительными результатами бактериоскопии мазков мокроты, зарегистрированных в течение года, а знаменатель — это количество случаев туберкулеза с положительными результатами бактериоскопии мазков мокроты, которое, по оценкам, будет иметь место в той же популяции в течение того же периода времени. Так как цель по выявлению случаев туберкулеза непосредственно связана с показателем заболеваемости, точное ее определение затруднено в большинстве поселений, особенно в контексте эпидемии ВИЧ-инфекции.
Цель по излечению также можно выразить дробью, числитель которой равен количеству пациентов в годовой когорте новых случаев заболевания ТБ с положительными результатами бактериоскопии мазков мокроты, излеченных в соответствии с критериями ВОЗ/IUATLD. Знаменателем служит количество подлежавших лечению больных туберкулезом, первоначально зарегистрированных в этой когорте.
Прогресс в организации эффективной борьбы с туберкулезом, основанный на стратегии DOTS, оказался весьма медленным. К 1999 г. данные только о 40% от числа оценочных новых случаев заболевания были сообщены в ВОЗ (23% в рамках программы DOTS и 17% — в рамках иных программ) [2]. Показатель излечения больных, зарегистрированных в 1999 г. в программе DOTS, был гораздо выше, чем в других программах (73 и 16% соответственно). Этот показатель повысится до 84% с учетом пациентов, закончивших курс лечения в рам-
ках стратегии DOTS, однако без сведений о результатах бактериоскопии для подтверждения успеха лечения.
Достижение поставленных целей базируется на двух принципах — прилагаемые усилия и возможности. Что касается первого из этих принципов, то эпидемиологическое моделирование продемонстрировало, что достижение поставленных целей приведет к значительному снижению эпидемии туберкулеза. Показатели заболеваемости снизятся примерно на 50% за период 8—12 лет (при отсутствии ВИЧ-инфекции). Сообщение, опубликованное в 1991 г. Стайбло (Styblo) и Бамгарнером (Bumgarner), подтвердило оправданность разделения показателей выявления и излечения при оценке распространенности туберкулеза. Так, по прогнозам частота излечения свыше 75% со временем приведет к значительному снижению распространенности туберкулеза. Однако увеличение показателей выявления без соответствующего улучшения показателей излечения приведет к явному ухудшению эпидемиологической ситуации [3]. Эта работа повлияла на определение целей, а ее выводы были подтверждены результатами последующих исследований. Эти исследования показали, что в странах, где достигнуты глобальные ВОЗ цели, показатели заболеваемости снижались на 8—12% ежегодно (число больных снизилось на 50% за 6—9 лет). Показатели смертности снижались еще быстрее — на 9—13% ежегодно (снижение на 50% за 5 лет и даже быстрее) [4].
Приведенные теоретические положения соответствуют опыту прошлых лет и современности. Бремя туберкулеза уменьшилось в большинстве стран Европы на протяжении последнего столетия, но снижение показателей заболеваемости резко ускорилось (с 4—5 % до 12—13% в год) после внедрения эффективных методов лечения [5]. Подтверждением являются также последние данные, полученные в Перу. Они показали, что после внедрения стратегии DOTS ежегодное снижение показателей заболеваемости составило почти 8%, т. е. в два раза больше, чем до этого [2, 6].
Второй из упомянутых выше принципов состоит в возможности достижения поставленных целей. Социологические и эпидемиологические исследования туберкулеза прошлых лет, проведенные в Индии, выявили, что 70% пациентов с туберкулезом с положительными результатами бактериоскопии мазков мокроты отмечают симптомы заболевания и обращаются за медицинской помощью. Это свидетельствует о возможности достижения поставленной цели при выявлении таких больных в лечебных учреждениях [7]. Возможность достижения цели по высокой эффективности лечения была подтверждена сериями дополнительных исследований, проведенных в Бенине, Малави, Объединенной Республике Танзании и во Вьетнаме при поддержке со стороны IUATLD в конце 1980-х годов. Они показали, что показатели излечения, превышающие 80%, могут быть достигнуты и удержаны [8]. Обзор, проведенный в Объединенной Республике Танзании, показал, что выполнение национальной программы позволяет выявить более 70% всех новых случаев заболевания. Уже к 2000 г. семь стран достигли глобальных целей, и еще 43 страны сообщили об эффективном излечении более 70% новых случаев заболевания при показателе выявления новых случаев заболевания свыше 50% [2].
Серьезным вызовом миру было бы невыполнение поставленных задач. Эпидемия туберкулеза в странах, расположенных к югу от Сахары, разрастается ежегодно на 10%, главным образом из-за развернувшейся пандемии ВИЧ-инфекции [2]. Высокая смертность больных туберкулезом, инфицированных также и ВИЧ, делает невозможным во многих странах достижение глобальных целей по излечению. Кроме того, ни цель по выявлению больных, ни цель по их излечению не принимала во внимание ВИЧ-инфекцию. Противотуберкулезные службы в настоящее время не в состоянии предотвратить нарастание туберкулеза в условиях значительной эпидемии ВИЧ-инфекции (см. главу 69 «Возможно ли держать туберкулез под контролем?»).
Второй преградой к достижению глобальных целей являются неадекватные выявление и учет больных. Несмотря на то что 43% населения мира живет в регионах, принявших стратегию DOTS еще в 1999 г., всего лишь 23% больных с бациллярными формами туберкулеза проводят лечение в соответствии с требованиями этой стратегии [2]. Главными причинами являются ограниченная инфраструктура первичной медико-санитарной помощи во многих странах, широкая доступность диагностики и лечения туберкулеза в частном секторе, особенно в южной части Азии, где проживает треть всех больных туберкулезом. Кроме того, частный сектор в развивающихся странах обычно не сообщает сведения о выявленных случаях заболевания.
Достижение поставленных глобальных целей зависит от способности стран интенсифицировать внедрение стратегии DOTS, обеспечивающей высокую эффективность лечения, в том числе и туберкулеза в сочетании с ВИЧ-инфекцией. Важное значение имеет также способность программ борьбы с туберкулезом улучшить выявление больных путем повышения эффективности соответствующих служб, мобилизации социальных резервов и привлечения частного сектора.
Литература
-
Revised international definitions in tuberculosis control. International Journal of Tuberculosis and Lung Disease, 2001, 5:213—215.
-
Global tuberculosis control. WHO Report 2001. Geneva, World Health Organization, 2001 (document WHO/CDS/TB/2001.287).
-
Styblo K, Bumgarner R. Tuberculosis can be controlled with existing technologies: evidence. Tuberculosis Surveillance Research Unit Progress Report, 1991, 2:60—72.
-
Dye C et al. Prospects for worldwide tuberculosis control under the WHO DOTS
strategy. Lancet, 1998, 352:1886—1891.
-
Styblo K. Selected papers. Vol. 24, Epidemiology of tuberculosis. The Hague, Royal Netherlands Tuberculosis Association, 1991.
-
Global DOTS expansion plan: progress in TB control in high-burden countries, 2001.
Geneva, World Health Organization, 2001 (documentWHO/CDS/STB/2001.11).
7. Banerji
D, Andersen S. A sociological study of awareness of symptoms among
per-
sons with pulmonary tuberculosis. Bulletin
of the World Health Organization, 1963,
29:665—683.
8. Broekmans
JF.
Control strategies and programme management. In: Porter JDH,
McAdam
KPWJ, eds. Tuberculosis:
back to the future. Chichester,
Wiley, 1994.
55. Что такое DOTS?
И. Смит (I. Smith)1
DOTS — это рекомендованная в международном масштабе стратегия, направленная на обеспечение излечения туберкулеза [1]. Она базируется на пяти ключевых принципах (табл. 56), обычных для стратегии борьбы с болезнями, обеспечивающих раннюю диагностику, лечение источников инфекции, а также препятствующих распространению туберкулеза.
Лечение больных, являющихся источниками инфекции, в качестве стратегии предупреждения распространения инфекции и борьбы с туберкулезом было выдвинуто на первый план Крофтоном (Crofton) в начале 1960-х годов [3]. Это было почти через 20 лет после открытия первого эффективного противотуберкулезного препарата и через 10 лет после контролируемых рандомизированных исследований, показавших, что комбинированные схемы химиотерапии способны излечить больных и предотвратить развитие лекарственной устойчивости [4].
Пакет мероприятий, получивший в конечном счете известность как стратегия DOTS, был впервые сформулирован в национальных программах борьбы с туберкулезом, поддерживаемых IUATLD под руководством д-ра Карела Стиб-ло. Технические и организационные принципы эффективной борьбы с туберкулезом Стибло разрабатывал сначала в Объединенной Республике Танзании, а затем в нескольких странах Африки и Латинской Америки на основе окружных руководящих структур. В распоряжении округов имелись персонал и ресурсы, достаточные для организации диагностики и лечения, для поддержания поставок и мониторинга выполнения программы в округе с населением 100 000—150 000 человек. Стибло показал, что краткосрочное лечение является обязательным для достижения адекватных результатов лечения на программной основе, он подтвердил также необходимость химиотерапии под непосредственным наблюдением и разработал принципы регистрации информации, отчетности и лекарственного обеспечения, ставших интегральными компонентами DOTS.
ВОЗ начала продвигать эту стратегию в 1991 г. [5], а в 1994 г. разработаны Основные положения эффективной борьбы с туберкулезом [6], в которых четко изложены основные положения, ставшие в последующем известными как стратегия DOTS. Эти основные положения были пересмотрены и расширены в 2002 г. [ 7].
Термин «терапия под непосредственным наблюдением» (DOTS) использовался уже за несколько лет до этого, но в 1995 г. он был модифицирован ВОЗ
Таблица 56
Принципы и компоненты стратегии DOTS3
Ключевой принцип
Компонент DOTS
Организованное
продолжительное
вмешательство
Точная и ранняя идентификация источника инфекции
Эффективное и приемлемое для пациента лечение
Правительственная поддержка в обеспечении всеобъемлющей продолжительной деятельности по борьбе с туберкулезом
Выявление больных методом микроскопии мазков мокроты среди пациентов, обратившихся за медицинской помощью по поводу характерных симптомов
Стандартизованная краткосрочная химиотерапия с использованием 6-8-месячных схем, по меньшей мере у всех больных с положительными результатами бактериоскопии мазков мокротыЭффективное лечение больных, включая непосредственное наблюдение за приемом препаратов в интенсивной фазе химиотерапии у всех вновь выявленных больных ТБ с положительными результатами бактериоскопии мазков мокроты: в фазе продолжения лечения — у всех больных, получающих рифампицин, и у всех при повторном лечении
Эффективное управление Регулярное бесперебойное обеспечение всеми лекарственной терапией необходимыми противотуберкулезными препаратами
Мониторинг
окончательного Стандартизованная
система регистрации
результата и
отчетности, позволяющая оценивать
выявление
больных и результаты химиотерапии каждого больного, а также выполнение программы борьбы с туберкулезом в целом
Источник: пункт 2 в списке литературы.
как «краткосрочная химиотерапия под непосредственным наблюдением» и использован для обозначения всеобъемлющей стратегии борьбы с туберкулезом [8]. Несмотря на то что термин «DOTS» подчеркивает компонент непосредственного наблюдения, все его аспекты являются обязательными, а само это понятие стало не акронимом, а «маркой» стратегии борьбы с туберкулезом, рекомендованной ВОЗ.
Правительственная поддержка является обязательным компонентом стратегии DOTS. ВОЗ подчеркивает необходимость поддержки и социальной мобилизации как средств выполнения правительственных обязательств. Чтобы программа действовала, требуются достаточные средства и административная поддержка для найма персонала, приобретения необходимого оборудования (препараты, микроскопы, реагенты, печатные материалы и др.).
Рациональность постановки диагноза преимущественно на основании микроскопии мокроты у больных в лечебных учреждениях была детально рассмотрена в первом разделе данной книги.
Непосредственное наблюдение за лечением означает, что «опытный сотрудник наблюдает за тем, как больной проглатывает таблетки». Это обязательное и фундаментальное положение стратегии DOTS позволяет быть уверенным в проведении химиотерапии [2]. Первоначальные документы ВОЗ указывали на необходимость непосредственного наблюдения, проводимого медицинскими работниками [9]. В последующем накопленный опыт выполнения программ DOTS во всем мире показал, что обученные непрофессионалы могут также эффективно проводить контроль химиотерапии. Такими контролирующими лицами стали добровольцы-общественники в Бангладеш [10], лавочники в Южно-Африканской Республике [11], религиозные лидеры, непрофессиональные работники здравоохранения, а также их добровольные помощники из общин. Некоторые исследования последних лет иногда ставят под сомнение необходимость непосредственного наблюдения за приемом препаратов [12] или же предлагают сократить частоту подобного контроля до одного раза в неделю [13]. Однако выгоды для пациента и службы здравоохранения, связанные с более редким контролем, могут быть нивелированы вероятностью развития лекарственной устойчивости из-за скрытого уклонения больного от приема препаратов. Эффективность назначенного лечения может обеспечить только опытный наблюдатель, доступный и приемлемый для пациента и в то же время подотчетный службе здравоохранения.
Необходимость бесперебойного снабжения противотуберкулезными препаратами не требует комментариев. Кроме того, необходимо обращать особое внимание на качество лекарственных средств, особенно если они назначаются в комбинациях фиксированных доз (см. главу 40 «Каковы достоинства и недостатки комбинированных лекарственных (противотуберкулезных) препаратов с фиксированными дозами?»).
Система отчетности DOTS, позволяющая просто и ясно прослеживать динамику заболевания и выполнение программы, подробно описана в главе 63 «Почему необходима система учета и отчетности и какая система рекомендована?». Эта система проста и легкодоступна для внутреннего контроля и согласования, она также может быть проконтролирована извне. С этой целью можно пересматривать слайды с мазками мокроты, проводить опрос медицинских работников и пациентов, проверять потребление лекарственных средств и сопутствующих материалов. Оперативные исследования, предназначенные для непрерывного анализа и улучшения программы, являются еще одним аспектом систематического мониторинга и оценки.
Модификация стратегии DOTS продолжается. Это касается, например, проблемы туберкулеза в сочетании с ВИЧ-инфекцией и множественной лекарственной устойчивости. Подобные модификации, проводимые на базе основ-
Таблица 57
DOTS в странах с незначительной заболеваемостью туберкулезом3
Требуемые компоненты в пакете стратегии DOTS
Дополнительные элементы в борьбе с туберкулезом для стран с низкой заболеваемостью
Правительственная продолжительная поддержка в борьбе с туберкулезом
Микроскопия мазков мокроты для выявления больных — источников инфекции среди лиц, обратившихся в лечебные учреждения с симптомами туберкулеза легких
Стандартизованная краткосрочная химиотерапия всех больных туберкулезом под непосредственным наблюдением за приемом препаратов не менее первых 2 мес у бактериовыделителей
Правительственная поддержка в борьбе с туберкулезом с целью его искоренения: •юридические рамки, в том числе законы об обязательном
учете, когортный анализ результатов лечения и лекарственная
политика;
•политика борьбы с туберкулезом, основанная на консенсусе национальных органов и ведущих организаций;
•поддержание эффективной сети противотуберкулезной службы, обеспечение ее технической оснащенности на национальном уровне и опытными человеческими ресурсами на более низких уровнях
Во всей популяции: выявление заболевших среди пациентов с симптомами легочной патологии
Контроль групп риска (выявление больных активным туберкулезом среди групп повышенного риска) Подтверждение диагноза методом посева Определение лекарственной чувствительности, особенно среди групп с высокой ее вероятностью
Распространение контроля (например, выявление источника инфекции и контактов)
Непосредственное наблюдение за химиотерапией более первых 2 мес для лиц из групп высокого риска и при низких показателях излечения
Особая химиотерапия при множественной лекарственной устойчивости
Профилактическая химиотерапия недавно инфицированных лиц и лиц из групп высокого риска (например, ВИЧ-инфицированные)
Регулярное бесперебойное обеспечение противотуберкулезными препаратами (предпочтительно прошедшими контроль качества комбинациями фиксированных доз препаратов)
Регулирование использования противотуберкулезных препаратов; резервные лекарственные средства для лечения туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя должны быть доступными только в высококвалифицированных центрах
Оценка и контроль: использование бактериоскопии мазков мокроты для оценки динамики и результатов лечения
Наблюдение, основанное на универсальной системе отчетности Исследование мазков мокроты и посевов для оценки результатов лечения
Контроль лекарственной чувствительности Качественная оценка данных борьбы с туберкулезом (например, система аудита)
ной стратегии DOTS, получили известность как «DOTS плюс» [14]. Дополнительные элементы стратегии, предложенные для стран с незначительной заболеваемостью туберкулезом, представлены в табл. 57. Они предусматривают активное выявление больных туберкулезом в отобранных группах повышенного риска, рутинное определение лекарственной чувствительности возбудителя и проведение химиотерапии при латентной туберкулезной инфекции.
Распространение системы DOTS
ВОЗ получает сведения о применении системы DOTS от национальных противотуберкулезных программ и публикует ежегодные глобальные отчеты, начиная с 1997 г. В 2003 г. была опубликована информация о выявлении заболеваний в 2001 г. и о результатах лечения пациентов, зарегистрированных в 2000 г. Семь опубликованных отчетов показали, что число стран, внедривших систему DOTS, возросло с 70 в 1995 г. до 155 в 2003 г. За период с 1995 по 2000 г. лечение по программам DOTS получили 7,1 млн больных.
Система DOTS стала доступной для 61% мирового населения уже в 2002 г., однако всего 32% больных с впервые выявленным туберкулезом с положительными результатами бактериоскопии мазков мокроты были включены в программу DOTS [ 15].
Препятствиями для быстрого распространения DOTS являются трудности финансового характера, проблемы человеческих ресурсов, неадекватная инфраструктура медицинской службы, недостаточное обеспечение высококачественными противотуберкулезными препаратами, а также пробелы в информированности населения об опасности туберкулеза [16]. ВОЗ совместно с рядом наиболее заинтересованных стран разработал так называемый Глобальный план расширения стратегии DOTS, в котором очерчены необходимые мероприятия и ресурсы по расширению системы DOTS для достижения глобальных целей по борьбе с туберкулезом [17]. Успешное осуществление этого плана потребует значительных финансовых и человеческих ресурсов. Точно так же потребуется разработка новой стратегии и вложение дополнительных средств для решения глобальных и региональных проблем борьбы с туберкулезом, в частности с туберкулезом у ВИЧ-инфицированных.
Литература
-
What is DOTS? A guide to understanding the WHO-recommended TB control strategy known as DOTS. Geneva, World Health Organization, 1999 (document WHO/CDS/CPC/ TB/99.270).
-
Revised international definitions in tuberculosis control. International Journal of Tuberculosis and Lung Disease, 2001, 5:213—215.
-
Crofton J. The contribution of treatment to the prevention of tuberculosis. Bulletin of the International Union Against Tuberculosis, 1962, 32:643—653.
-
The prevention of streptomycin resistance by combined chemotherapy. Medical Research Council. British Medical Journal, 1952:1157—1162.