Файл: Учебное пособие по дисциплине Экономика железнодорожного транспорта для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 297

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где – количество i-х устройств заданное или имеющееся;

– количество смен работы;

– численность работников для обслуживания технических устройств в одну смену.

Данная формула применяется для расчета численности работников, занятых на обслуживании постоянных устройств.

4. По штатному расписанию, которое устанавливается в зависимости от класса и группы подразделения; этим способом просчитывается численность административно-управленческого персонала (начальники, заместители, инженеры, экономисты, бухгалтеры) и младшего обслуживающего персонала.

Контингент, рассчитанный первыми тремя способами, является явочным, т. е., то число работников, которое ежедневно без болезней, отпусков и других причин должно выходить на работу, чтобы обеспечить выполнение заданной программы и нормальную работу всех технических устройств. Поэтому рассчитывается дополнительный контингент на замену в процентах от явочного контингента.

По четвертому способу считается, что явочный и списочный контингент совпадают, т. е. у них нет замены.

Списочная численность работников – все постоянные и временные работники, которые числятся на предприятии, как работающие, так и находящиеся в отпуске или не явившиеся на работу по болезни и другим причинам.

где Чдоп – дополнительный контингент, необходимый для замены работников, ушедших в отпуск, на больничный, выполняющих государственные и общественные обязанности.


где – коэффициент на замещение.

Коэффициент на замещение отпускных и больных зависит от средней продолжительности отпуска по данной группе работников.

Численность работников на замену отпускных, больных увеличивается в том случае, если по характеру производства невозможно заменить отсутствующих работников другими, имеющимися в наличии.

5.3. Производительность труда
Производительность труда характеризует результативность полезного, конкретного труда, определяющего степень эффективности целесообразной производительной деятельности в течение данного промежутка времени.


Производительность труда показывает, какой объём работы приходится на одного работника списочного состава


Следует различать производительность общественного труда – в целом по народному хозяйству; локальную или групповую производительность труда, т. е. производительность труда в отрасли, подотрасли; индивидуальную производительность труда, т. е. производительность труда на предприятии в целом, в цехе, в бригаде, на участке, на рабочем месте.

Производительность общественного труда отражает затраты живого и прошлого труда и определяется делением национального дохода на численность работников, занятых во всех отраслях материального производства.

Локальная и индивидуальная производительность труда отражает затраты живого труда на производство единицы продукции.

Для характеристики локальной и индивидуальной производительностей труда используются такие показатели как выработка и трудоемкость продукции.

Выработку продукции за единицу времени определяют по формуле
,
где Q  объём произведенной продукции;

T  затраты рабочего времени.
Трудоемкость рассчитывают по формуле
.
Производительность труда определяется следующими способами:

1. Натуральный (условно-натуральный).

Производительность труда измеряется в натуральных измерителях и может применяться при выработке 1-го вида продукции (шт., тонны).

Разновидностью натурального метода является условно-натуральный метод, используется при производстве нескольких видов продукции, все виды которой условно приводятся одному виду продукции с помощью коэффициента приведения (вагонное, локомотивное хозяйство, станции).

Так, например, на железной дороге производительность труда определяют в приведенных тарифных тонно-километрах, приходящихся на одного работника эксплуатационного контингента, за соответствующий период (месяц, квартал, год):

где

– приведенные т-км, приходящиеся на одного работника;

– объём грузовой работы, эксплуатационные т-км;

– объём пассажирской работы, пассажиро-км;

Ччисленность эксплуатационного контингента работников, чел.

При подсчете приведенной продукции для исчисления производительности труда 1 т-км условно приравнивается 2 пассажиро-км.

2. Стоимостной.

Применяется на промышленных предприятиях и в строительстве, при этом выработка продукции учитывается в денежном выражении.

3. Трудовой.

Производительность труда характеризуется количеством рабочего времени, которое затрачивается на производство продукции, при этом степень выполнения заданий по производительности труда определяется отношением человеко-часов по норме к фактическим затратам человеко-часов.

Рост производительности труда, как правило, должен сопровождаться ростом среднемесячной заработной платы с тем, чтобы увеличить заинтересованность работников в росте производительности труда.
Производительность труда структурных подразделений

В линейных предприятиях производительность труда работников, занятых на перевозках, измеряется следующими показателями, приведенными в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Показатели производительности труда работников

линейных предприятий


Предприятия

Показатели производительности труда

Расчетная

формула

  1. ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Приведенная работа (в приведенных тонно-километры)



2. ДИРЕКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ

2.1. Техническая станция

Отправленные (приведенные) вагоны –




Продолжение табл. 5.1

2.2. Грузовая станция

Погруженные и выгруженные тонны груза –



2.3. Пассажирская

станция

Отправленные пассажиры –



2.4. Участковая

станция

Приведенная продукция –



3. ДИРЕКЦИЯ ТЯГИ

3.1. Грузовое локомотивное депо

Тонно-километры брутто –



3.2. Пассажирское локомотивное депо

Локомотиво-часы –



4. ДИРЕКЦИЯ ПО РЕМОНТУ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

4.1 Ремонтное локомотивное депо

Приведенная единица ремонта –



5. ВАГОНОРЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ

5.1 Ремонтное вагонное депо

Приведенные вагоны



6. ОАО «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ»

Пассажирооборот в дальнем следовании –



7. ПРИГОРОДНАЯ КОМПАНИЯ




Пассажирооборот в пригородном сообщении –



8. ДИРЕКЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ

8.1. Дистанция пути

Тонно-километры брутто –



Приведенная длина пути − Lпр





Окончание табл. 5.1

8.2. Дистанция электроснабжения

Тонно-километры брутто на электрифицированных линиях –





кВт·ч электроэнергии на тягу поездов − Ат



8.3 Дистанция сигнализации, централизации и блокировки

Условные технические единицы –



8.4 Эксплуатационное вагонное депо




Приведенные вагоны



9. ДИРЕКЦИЯ ПО РЕМОНТУ ПУТИ

Приведенные километры



10. ДИРЕКЦИЯ СВЯЗИ

Региональный центр связи

Условные технические единицы –



11. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ФИРМЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ




Погрузка грузов в тоннах




Рост производительности труда является основным фактором прироста объема продукции и улучшения качества, что предопределяет темпы развития общественного производства и повышения его эффективности. Поскольку значение производительности труда является достаточно большим как для отдельных предприятий, так и для общества в целом, то необходимо знать все факторы, влияющие на ее уровень, и определять резервы ее повышения.