Файл: Учебное пособие по дисциплине Экономика железнодорожного транспорта для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
где – количество i-х устройств заданное или имеющееся;
– количество смен работы;
– численность работников для обслуживания технических устройств в одну смену.
Данная формула применяется для расчета численности работников, занятых на обслуживании постоянных устройств.
4. По штатному расписанию, которое устанавливается в зависимости от класса и группы подразделения; этим способом просчитывается численность административно-управленческого персонала (начальники, заместители, инженеры, экономисты, бухгалтеры) и младшего обслуживающего персонала.
Контингент, рассчитанный первыми тремя способами, является явочным, т. е., то число работников, которое ежедневно без болезней, отпусков и других причин должно выходить на работу, чтобы обеспечить выполнение заданной программы и нормальную работу всех технических устройств. Поэтому рассчитывается дополнительный контингент на замену в процентах от явочного контингента.
По четвертому способу считается, что явочный и списочный контингент совпадают, т. е. у них нет замены.
Списочная численность работников – все постоянные и временные работники, которые числятся на предприятии, как работающие, так и находящиеся в отпуске или не явившиеся на работу по болезни и другим причинам.
где Чдоп – дополнительный контингент, необходимый для замены работников, ушедших в отпуск, на больничный, выполняющих государственные и общественные обязанности.
где – коэффициент на замещение.
Коэффициент на замещение отпускных и больных зависит от средней продолжительности отпуска по данной группе работников.
Численность работников на замену отпускных, больных увеличивается в том случае, если по характеру производства невозможно заменить отсутствующих работников другими, имеющимися в наличии.
5.3. Производительность труда
Производительность труда характеризует результативность полезного, конкретного труда, определяющего степень эффективности целесообразной производительной деятельности в течение данного промежутка времени.
Производительность труда показывает, какой объём работы приходится на одного работника списочного состава
Следует различать производительность общественного труда – в целом по народному хозяйству; локальную или групповую производительность труда, т. е. производительность труда в отрасли, подотрасли; индивидуальную производительность труда, т. е. производительность труда на предприятии в целом, в цехе, в бригаде, на участке, на рабочем месте.
Производительность общественного труда отражает затраты живого и прошлого труда и определяется делением национального дохода на численность работников, занятых во всех отраслях материального производства.
Локальная и индивидуальная производительность труда отражает затраты живого труда на производство единицы продукции.
Для характеристики локальной и индивидуальной производительностей труда используются такие показатели как выработка и трудоемкость продукции.
Выработку продукции за единицу времени определяют по формуле
,
где Q объём произведенной продукции;
T затраты рабочего времени.
Трудоемкость рассчитывают по формуле
.
Производительность труда определяется следующими способами:
1. Натуральный (условно-натуральный).
Производительность труда измеряется в натуральных измерителях и может применяться при выработке 1-го вида продукции (шт., тонны).
Разновидностью натурального метода является условно-натуральный метод, используется при производстве нескольких видов продукции, все виды которой условно приводятся одному виду продукции с помощью коэффициента приведения (вагонное, локомотивное хозяйство, станции).
Так, например, на железной дороге производительность труда определяют в приведенных тарифных тонно-километрах, приходящихся на одного работника эксплуатационного контингента, за соответствующий период (месяц, квартал, год):
где
– приведенные т-км, приходящиеся на одного работника;
– объём грузовой работы, эксплуатационные т-км;
– объём пассажирской работы, пассажиро-км;
Ч – численность эксплуатационного контингента работников, чел.
При подсчете приведенной продукции для исчисления производительности труда 1 т-км условно приравнивается 2 пассажиро-км.
2. Стоимостной.
Применяется на промышленных предприятиях и в строительстве, при этом выработка продукции учитывается в денежном выражении.
3. Трудовой.
Производительность труда характеризуется количеством рабочего времени, которое затрачивается на производство продукции, при этом степень выполнения заданий по производительности труда определяется отношением человеко-часов по норме к фактическим затратам человеко-часов.
Рост производительности труда, как правило, должен сопровождаться ростом среднемесячной заработной платы с тем, чтобы увеличить заинтересованность работников в росте производительности труда.
Производительность труда структурных подразделений
В линейных предприятиях производительность труда работников, занятых на перевозках, измеряется следующими показателями, приведенными в табл. 5.1.
Таблица 5.1
Показатели производительности труда работников
линейных предприятий
Предприятия | Показатели производительности труда | Расчетная формула |
| ||
Приведенная работа (в приведенных тонно-километры) | | |
2. ДИРЕКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ | ||
2.1. Техническая станция | Отправленные (приведенные) вагоны – | |
Продолжение табл. 5.1
2.2. Грузовая станция | Погруженные и выгруженные тонны груза – | | |
2.3. Пассажирская станция | Отправленные пассажиры – | | |
2.4. Участковая станция | Приведенная продукция – | | |
3. ДИРЕКЦИЯ ТЯГИ | |||
3.1. Грузовое локомотивное депо | Тонно-километры брутто – | | |
3.2. Пассажирское локомотивное депо | Локомотиво-часы – | | |
4. ДИРЕКЦИЯ ПО РЕМОНТУ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | |||
4.1 Ремонтное локомотивное депо | Приведенная единица ремонта – | | |
5. ВАГОНОРЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ | |||
5.1 Ремонтное вагонное депо | Приведенные вагоны | | |
6. ОАО «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ» | |||
Пассажирооборот в дальнем следовании – | | ||
7. ПРИГОРОДНАЯ КОМПАНИЯ | | ||
Пассажирооборот в пригородном сообщении – | | ||
8. ДИРЕКЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ | |||
8.1. Дистанция пути | |||
Тонно-километры брутто – | | ||
Приведенная длина пути − Lпр | |
Окончание табл. 5.1
8.2. Дистанция электроснабжения | |||
Тонно-километры брутто на электрифицированных линиях – | | ||
кВт·ч электроэнергии на тягу поездов − Ат | | ||
8.3 Дистанция сигнализации, централизации и блокировки | |||
Условные технические единицы – | | ||
8.4 Эксплуатационное вагонное депо | | ||
Приведенные вагоны | | ||
9. ДИРЕКЦИЯ ПО РЕМОНТУ ПУТИ | |||
Приведенные километры | | ||
10. ДИРЕКЦИЯ СВЯЗИ | |||
Региональный центр связи | Условные технические единицы – | | |
11. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ФИРМЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ | | ||
Погрузка грузов в тоннах | |
Рост производительности труда является основным фактором прироста объема продукции и улучшения качества, что предопределяет темпы развития общественного производства и повышения его эффективности. Поскольку значение производительности труда является достаточно большим как для отдельных предприятий, так и для общества в целом, то необходимо знать все факторы, влияющие на ее уровень, и определять резервы ее повышения.