Файл: Учебное пособие по дисциплине Экономика железнодорожного транспорта для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.

Среднесуточная производительность локомотива показывает тонно-километровую работу брутто ( ), выполняемую одним локомотивом в среднем за сутки, т-км брутто



где  средний вес поезда, тонны брутто;

 среднесуточный пробег локомотива, км;
Контрольные вопросы:


  1. В чём заключается главная особенность эксплуатационной работы железнодорожного транспорта?

  2. Назовите основные объёмные показатели работы подвижного состава.

  3. Качественные показатели использования подвижного состава в пассажирском движении.

  4. Как определяются коэффициенты порожнего пробега вагонов к груженому и общему? Взаимосвязь между ними.

  5. Экономический эффект от увеличения нагрузки на вагон.

  6. Экономический эффект от повышения массы поезда.



ТЕМА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДА

НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
План


    1. Организация и нормирование труда на предприятиях железнодорожного транспорта

    2. Определение численности работников ОАО «»РЖД

    3. Производительность труда

    4. Оплата труда на железнодорожном транспорте



5.1. Организация и нормирование труда на предприятиях

железнодорожного транспорта
Организация труда – это система мероприятий, обеспечивающих благоприятные условия труда, рациональное использование рабочего времени. Она включает в себя:

– рациональную расстановку людей в процессе производства;

– внедрение передовых методов и приемов труда;

– нормирование и стимулирование труда;

– организацию рабочих мест и их обслуживание;

– условия труда;

 совершенствование организации оплаты труда;

 повышение квалификации;

 подготовка и обучение работников;

 режим труда и отдыха.

Организация труда призвана решать три группы задач: экономические, психофизиологические и социальные.

Экономические задачи – достижение высокого уровня производительности труда за счет улучшения использования рабочей силы, станков, механизмов и другого оборудования, а также предметов труда.

Психофизиологические задачи – создание наиболее благоприятных производственных условий для сохранения в процессе труда здоровья и устойчивой работоспособности человека, удлинения периода его активной трудовой деятельности.

Социальные задачи направлены на обеспечение условий для всестороннего и гармоничного развития личности, повышение степени содержательности и привлекательности труда.

Строгое выполнение графика движения поездов является одним из важнейших требований правильной организации труда на транспорте.

В основе рациональной организации труда лежит его разделение и кооперация. Разделение труда – это обособление разных видов труда и закрепление их за участниками производственного процесса. Разделение труда может быть по следующим признакам: функциональному, технологическому, квалификационному. Все формы разделения труда взаимосвязаны и существуют одновременно.

Функциональное разделение труда заключается в распределении работников по группам в соответствии с их ролью в процессе производства. Внутри каждой функциональной группы разделение труда осуществляется по профессиям и выполняемым технологическим операциям. Внутри профессиональных групп происходит разделение труда между работниками разной квалификации.



Кооперация трудаобъединение трудовых усилий обособленных работников в единый производственный процесс. На железнодорожном транспорте наиболее распространенной формой кооперации является бригадная организация труда.

Важным составляющим элементом системы организации труда являются условия труда, которые представляют собой совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Факторы, определяющие условия труда, объединяются в следующие группы: санитарно-гигиенические (освещенность, уровень шума и вибрации, температура и влажность в производственном помещении и т.п.); психофизиологические (физические нагрузки в процессе труда, нагрузка на нервную систему); социально-психологические (режим труда и отдыха, творческая содержательность труда); эстетические (архитектурное и цветовое оформление производственных помещений).

Нормирование труда – это определение условий наиболее рационального расходования рабочего времени в течение дня (смены) при выполнении конкретных производственных операций с установлением меры необходимых затрат труда в виде норм труда.

Основная задача нормирования труда  изучение затрат рабочего времени с целью повышения эффективности его использования, а также разработка и внедрение технически и экономически обоснованных норм затрат труда на выполнение отдельных операций.

Нормы затрат труда – количество труда, которое необходимо затратить на качественное выполнение заданной работы. В зависимости от принятого измерителя их подразделяют на следующие виды:

1. Норма времени – величина затрат рабочего времени, необходимого для выполнения единицы работы работником или группой работников определенной профессии и квалификации при определенных организационно-технических условиях.

2. Норма выработки – объем трудового задания, установленного в натуральных единицах (тоннах, метрах, штуках и т. д.), который работник или группа работников обязаны выполнить за определенное время – рабочую смену, рабочий час или другую единицу времени.

3. Норма обслуживания – объем трудового задания, выраженного в определенном количестве объектов (единиц оборудования, производственных площадей и др.), которые работник соответствующей квалификации обязан обслужить в течение смены, месяца или другой единицы рабочего времени при определенных организационно-технических условиях. Норма обслуживания может быть выражена также количеством рабочих, необходимых для обслуживания одной или нескольких единиц оборудования. Величина нормы обслуживания производна от нормы времени на единицу обслуживаемых объектов и продолжительности рабочего времени.


4. Норма (норматив) численности – установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава для выполнения определенных объемов работ или обслуживания производственных объектов, а также управленческих и производственных функций. Разновидностью норм (нормативов) численности являются штатное расписание и норма управляемости, определяющая количество работников или структурных подразделений, деятельностью которых должен управлять один руководитель.

Главной мерой затрат труда по количеству и качеству, по каждому участку производства и виду работ является рабочее время, которое представляет собой время, в течение которого работник должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с распорядком или графиком работы.

Методы изучения использования рабочего времени могут классифицироваться по следующим признакам:

1. В соответствии с целью исследования: фотография рабочего времени, хронометраж, фотохронометраж (фотоучет).

2. По методу проведения наблюдений: непосредственных замеров и моментных наблюдений.

3. По количеству наблюдаемых объектов: индивидуальные, групповые и маршрутные наблюдения.

4. По способу проведения наблюдения: наблюдателем визуально или посредством приборов, самим исполнителем, автоматически регистрирующим прибором.

5. По форме фиксации данных наблюдения: индексная, цифровая, графическая, фото- и киносъемка, осциллографическая, комбинированная (смешанная).

Все методы изучения затрат рабочего времени включают в себя несколько основных этапов: подготовка к наблюдению, проведение наблюдения, обработка данных наблюдения, анализ результатов наблюдений, разработка предложений по совершенствованию организации и нормирования труда.


    1. Определение численности работников ОАО «РЖД»


Весь контингент работников ОАО «Российские железные дороги» подразделяется на следующие группы: руководители, специалисты, служащие и рабочие.

Численность работников железнодорожного транспорта определяют в три этапа:

 на первом этапе рассчитывают общую численность работников, исходя из планового объема работ и выработки одного работника;

на втором этапе определяют численность работников по видам деятельности, участкам, цехам на основе прогрессивных норм выработки, норм времени и плановой программы работ (услуг). При этом численность работников всех видов деятельности не должна превышать численности работников линейного предприятия;


 на третьем этапе вычисляют профессионально-квалификационный состав работников на основе технологического процесса и единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС). На основе ЕТКС производится отнесение каждой работы (операции) к соответствующему тарифному разряду.

Принято различать явочную и списочную численности.

Явочная численность работников  число работников, которые должны ежедневно являться на работу для выполнения плановых заданий в установленный срок.

Численность рассчитывается несколькими способами, в зависимости от характера труда или выполняемых производственных функций:

  1. По заданному объёму работы и нормам выработки



где – объём работы данной группы работников;

– продолжительность планового периода;

– норма выработки.

Данная формула применяется для расчета численности локомотивных бригад в грузовом и маневровом движении, работников ПТО и др.

2. По заданному объёму работ, трудоемкости этих работ и установленной трудовым законодательством продолжительности работы одного работника в плановом периоде

где – объём работы i-го вида;

– трудоемкость работы i-го вида;

РВ – фонд рабочего времени в плановом периоде.

Данная формула применяется для расчета численности работников, связанных с ремонтом технических средств подвижного состава, работников грузового хозяйства и некоторых категорий работников станционного хозяйства и др.

3. По заданному (имеющемуся) количеству оборудования, технических устройств, обслуживаемых рабочих мест и нормам обслуживания в одну смену: