Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Стратегия предприятия: понятие, эволюция концепций
5 Организация разработки стратегии на предприятии
2 Определение миссии и целей предприятия
4 Оценка внешней среды предприятия
5 Анализ стратегического потенциала предприятия
1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия
1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия
1 Общая схема разработки стратегии бизнеса
2 Модель М. Портера разработки стратегии бизнеса
1 Общая схема разработки стратегии бизнеса
2 Модель М. Портера разработки стратегии бизнеса
Таблица 5 - Матрица диверсификаций
Таблица 7 - Факторы, определяющие привлекательность рынка и стратегическое положение бизнеса
4 Экспертные методы в стратегическом выборе
1 Разработка стратегических альтернатив
3 Оценка альтернативных стратегий
-
Концепция маркетинга применяемого предприятием. -
Функции и задачи отдела маркетинга -
Технологии и результаты сегментации рынка. -
Стратегия ценообразования, прогнозы цен -
Стратегии охвата рынка -
Стратегия разработки новых товаров -
Выбор ресурсной стратегии -
Выбор методов и способов распространения товара -
Стратегия стимулирования сбыта -
Выбор стратегии рекламы -
Выбор стратегии развития фирмы на перспективу -
Нормативы конкурентоспособности товаров
В разделе «Стратегия использования конкурентных преимуществ предприятия» должно быть описание следующих вопросов:
-
Анализ факторов макросреды, инфраструктуры региона и микросреды предприятия. -
Анализ состояния техники, технологии, организации, кадров, системы менеджмента. -
Анализ раздела «Стратегия маркетинга». -
Выявление конкурентных преимуществ. -
Выбор и обоснование стратегических факторов конкурентного преимущества -
Адаптация преимуществ к стратегии
В разделе «Стратегия обновления выпускаемой продукции » должно быть описание следующих вопросов:
-
Результаты экспертизы раздела «Стратегия маркетинга». -
Построение «дерева эффективности товаров» -
Стратегия повышения качества. -
Стратегия ресурсосбережения -
Прогноз показателей конкурентоспособности товаров фирмы и основных конкурентов -
Описание научных подходов, систем, принципов, методов, которые были применены при разработке стратегии обновления. -
Технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов.
В разделе «Стратегия развития производства» рассматриваются вопросы:
-
Анализ организационно-технического уровня производства -
Анализ социального развития коллектива -
Анализ деятельности в области охраны окружающей среды. -
Анализ стратегии развития производства. -
Анализ организационной структуры. -
Анализ параметров «входа» системы и ее «выхода» -
Прогнозирование аспектов стратегии развития производства -
Технико-экономическое обоснование прогноза -
Согласование стратегии развития производства
В разделе «Стратегия обеспечения производства» рассматриваются вопросы:
-
Анализ качества ресурсного, информационного, правового обеспечения производства и выяснение узких мест -
Налаживание оптимальных связей с поставщиками -
Выявление новых требований к «входу» системы -
Разработка новой стратегии обеспечения производства -
Технико-экономическое обоснование и согласование мероприятий
В разделе «Стратегический финансовый план»:
-
Экономические показатели (цена, рентабельность, эффективность) конкретных товаров -
Экономические показатели деятельности (объем продаж, прибыль, показатели использования ресурсов, устойчивость, общие экономические показатели) -
Прогноз изменения финансовых показателей по товарам, рынкам и предприятию в целом. -
Технико-экономическое обоснование и согласование
В разделе «Стратегия международной деятельности»:
-
Стратегические цели экспортера. -
Стратегические цели импортера. -
Выбор стратегии международной деятельности -
Обоснование и согласование стратегии международной деятельности
В разделе «Стратегия развития системы менеджмента»:
-
Анализ качества и эффективности функционирования системы менеджмента -
Выявление узких мест в структуре, содержании и взаимосвязях компонентов системы менеджмента -
Обоснование и согласование стратегии развития системы менеджмента
В разделе «Организация реализации стратегии»:
-
Анализ действующей организации реализации стратегии за 5 лет -
Выявление узких мест, прежде всего части выполнения принципов пропорциональности, непрерывности, ритмичности, прямоточности, контроле и учете выполнения стратегических планов, системы мотивации и регулирования -
Обоснование и согласование
В «Приложении» к «Стратегии предприятия» рекомендуется включить следующие материалы:
-
Характеристика конкурентов -
Инструкции, методики, стандарты, описания технологий, программ и др. вспомогательные материалы. -
Исходные данные для расчетов. -
Пояснительные записки
Технология разработки стратегических планов включает ответ на следующие вопросы:
-
Что делать (количество и качество объекта)? -
Как делать (технология)? -
Для кого делать (потребители)? -
С какими затратами (ресурсы)? -
Где делать (место)? -
Кому делать (исполнители)? -
Что это дает (эффект)?
Если вы ответили на все вопросы количественно и увязали элементы во времени, по ресурсам и исполнителям, значит, вы разработали технологию принятия стратегического решения, организовали разработку стратегических планов.
3 Значение стратегических программ и бюджетов для разработки текущих планов
В соответствии с моделью стратегического управления стратегия реализуется через разработку внутрифирменных планов, системы бюджетов, как стоимостного выражения планов корпорации, специальных программ.
Анализ опыта эффективного функционирования предприятий показывает, что для успешной реализации стратегии необходимо создать систему интегрированного планирования, которая предполагает координацию стратегических, среднесрочных и текущих планов на всех уровнях управления. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить взаимную увязку между отдельными структурными подразделениями и планами.
В системе внутрифирменного планирования среднесрочные планы часто разрабатываются в форме программ. Программа - последовательность мероприятий, направленных на достижение конкретной стратегической цели. Программы по новой продукции, капитальному строительству, развитию производственных мощностей, развитию системы сбыта, развитию производственных мощностей вытекают из корпоративной стратегии, но конкретная хронология их выполнения определяется объемом и структурой ресурсов с учетом специфики предприятия. Например, стратегия роста путем вертикальной интеграции предполагает приобретение предприятий розничной торговли. Для этого разрабатываются программы управления сбытом продукции, программа рекламной компании, программа интеграции бухучета, программа модернизации магазинов в соответствии с имиджем предприятия.
Реализация оперативных планов осуществляется через систему бюджетов. Бюджет предприятия – это финансовый план, охватывающий все аспекты хозяйственных операций предприятия за определенный период в будущем. Бюджеты составляются на год или более короткий срок по подразделениям, а также по функциональным областям деятельности (производство, отдельные капвложения, маркетинг). Бюджет продаж должен быть дополнен графиком ожидаемых поступлений денежных средств. Сами по себе бюджеты представляют собой инструмент финансового планирования. Он может выполнять три основные функции: планирования, координации, контроля.
4 Методы декомпонования стратегии предприятия
К основным методам декомпонования стратегии предприятия относят метод прямых вычислений, графо-аналитический и методы динамического программирования.
Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур. Они имеют большое иллюстративное значение. Благодаря им изучаемый материал становится более доходчивым и понятным.
Аналитическое значение графиков состоит в том, что в отличие от табличного материала график дает обобщающий рисунок положения или развития изучаемого явления, позволяет зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых показателей.
В основе построения общей тенденции развития (тренда) положено применение метода регрессионного анализа, что позволяет подобрать аналитическую функцию, которая максимально точно описывает изменение ряда динамики во времени.
Предусматривается, что явление, которое наблюдается на протяжении ряда месяцев, достаточно точно описывается некоторой аналитической функцией. Такой подход не требует рассмотрения влияния отдельных факторов на динамический ряд. Визуально линия тренда представляет собой определенную кривую - график выбранной функции.
Для исследования тенденций (тренда) предлагается использовать графические методы с помощью стандартных способов Microsoft Exel, который предлагает такие типы трендов: линейный, логарифмический, полиномиальный, степенной, экспоненциальный, сглаженной средней. К числу наиболее приемлемых для установления тенденций и последующего прогнозирования относятся: линейный, логарифмический, полиномиальный, степенной, экспоненциальный.
Динамическое программирование - метод оптимизации, приспособленный к операциям, в которых процесс принятия решений может быть разделен на отдельные этапы (шаги). В основе метода лежит принцип оптимальности, сформулированный Р.Беллманом. Оптимальное управление характеризуется такими свойствами, что независимо от начального состояния на любом шаге управления и следующее управление должно выбираться оптимальным относительно состояния, к которому придет система в конце этого шага.
Метод, построенный на использовании принципа оптимальности, позволяет установить соотношение между экстремальными значениями целевой функции в задачах, которые характеризуются различной продолжительность процесса и различными начальными состояниями. При этом необходимо учитывать последствия реализации найденного оптимального решения и для следующих решений. Такой подход обусловлен разработкой оптимальной стратегии. Процесс принятия решения в этом случае является многошаговым.
При этом, если в задачах линейного программирования зависимости между критериальной функцией и переменными обязательно линейные, то в задачах динамического программирования эти зависимости могут иметь и нелинейный характер.
Динамическое программирование применяется в основном для решения задач двух классов: планирование деятельности экономической системы (предприятий) с учетом изменения продукции, изготавливаемой во времени в соответствии с изменением потребности; перераспределения ресурсов по разным направлениями во времени.
Наиболее целесообразно динамическое программирование применять для решения таких практических задач, в которых поиск оптимального решения требует поэтапного подхода; например, определение времени замены оборудования с учетом затрат на эксплуатацию оборудования, на приобретение нового, первичной стоимости данного оборудования, стоимости произведенной на нем продукции.
13 Современное состояние и перспективы развития стратегического управления в Украине
План
1 Проблемы стратегического управления на предприятии в условиях трансформации экономической системы страны
2 Необходимость стратегического планирования на предприятии
1 Проблемы стратегического управления на предприятии в условиях трансформации экономической системы страны
Главным заданием стратегического управления является обеспечение существования предприятия на рынке.
Управление предприятием в пределах Украины сориентировано в настоящее время на решение краткосрочных проблем. Многие предприятия представляют собой временные структуры, не наделенные необходимым запасом интеллектуального, организационного, экономического и производственного потенциала, что дает возможность в случае необходимости провести эффективное обновление.