Файл: Стратегия предприятия понятие, эволюция концепций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 283

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Стратегия предприятия: понятие, эволюция концепций

5 Организация разработки стратегии на предприятии

2 Определение миссии и целей предприятия

4 Оценка внешней среды предприятия

5 Анализ стратегического потенциала предприятия

1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия

1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия

6 Стратегия бизнеса

План

1 Общая схема разработки стратегии бизнеса

2 Модель М. Портера разработки стратегии бизнеса

1 Общая схема разработки стратегии бизнеса

2 Модель М. Портера разработки стратегии бизнеса

Таблица 5 - Матрица диверсификаций

Таблица 7 - Факторы, определяющие привлекательность рынка и стратегическое положение бизнеса

Рис. 15 Модель «7С»

4 Экспертные методы в стратегическом выборе

1 Разработка стратегических альтернатив

2 Выбор стратегии

3 Оценка альтернативных стратегий

4 Экспертные методы в стратегическом выборе

Основные разделы комплексного стратегического плана:

Рис. 15 Модель «7С»



Значение модели «7С»:

  • Модель показывает важность для планирования не только разработки финансовых показателей, но и учета качества работы и квалификации сотрудников, то есть навыков, а также человеческих отношений и личных потребностей участников организации, выраженных в понятиях «совместные ценности» и «культура организации».

  • Модель определяет последовательность внутренних действий организации после принятия определенной стратегии:

а) планирование двух основных внутренних факторов организации, необходимых навыков и культуры, соответствующих выбранной стратегии;

б) установление вторичных от навыков и культуры элементов:

  • структуры: организационные схемы, линии субординации, описание работ;

  • системы: потоки работ в организации, процедура выполнения, учет и контроль;

  • сотрудников (штата): организация определяет, какие именно работники и в каком количестве ей необходимы;

  • стиль: личный стиль руководства, характер поведения участников организации.

Модель «7С» важна тем, что воспринимает планирование не только как процесс создания формальных схем и совокупности количественных показателей. Процесс планирования понимается здесь как установление связи и согласия между сотрудниками, увязка их интересов, учет всех сторон деятельности человека на предприятии. Планирование тут — в первую очередь продуктивное общение.
5 Стратегическое планирование по матрице ADL/LC

В основе матрицы фирмы Artur D. Little (ADL /LC) лежит концепция жизненного цикла отрасли, в соответствии с которой каждая стратегическая бизнес – единица проходит в своем развитии четыре стадии: зарождение, развития, зрелости, спада (табл. 8).
Таблица 8 - Характеристики стадий жизненного цикла отрасли

Факторы

Стадии жизненного цикла отрасли

Зарождения

Рост

Зрелость

Спад

Темп роста




Выше темпа роста ВВП

Ниже темпа роста ВВП

Меньше нуля

Продуктовая линия

Базовая

Разнообразная

Обновленная

Сужающаяся

Число конкурентов

Растущее

Большое

Постоянные

Сокращающееся

Деление рынка

Фрагментарное

Несколько лидеров

Концентрация

Дальнейшая концентрация

Стабильность доли рынка

Непостоянная

Позиции лидеров меняются

Закрепившиеся лидеры

Высокая

Постоянство потребителей

Отсутствует

Некоторая агрессивность покупателей

Наличие определенных покупательских предпочтений

Высокое

Барьеры вступления в отрасль

Отсутствуют

Достаточно низкие

Высокие

Очень высокие

Технология

Разработка продукта

Расширение продуктовой линии

Обновление продуктовой линии

Минимально необходимая



Другим параметром является конкурентная позиция бизнеса (табл. 9)

Сочетание стадий жизненного цикла и конкурентных позиций дает матрицу ADL/L. Помимо отражения положения матрица может продемонстрировать ее финансовый вклад в корпоративный портфель. Тогда в соответствующей ячейке матрицы приводится цифра, которая показывает вклад в определенный показатель. Суммарные значения по столбцам и строкам матрицы указывают на полях. О сбалансированности портфеля можно судить по относительному распределению финансовых индикаторов по оси (суммарное значение каждого ряда).

Процесс стратегического планирования состоит из трех этапов:

    1. Простой выбор в соответствии с позицией на матрице.

    2. Специфический выбор определяется точечной позицией.

    3. Уточненные стратегии. Предлагается 24 стратегии (табл. 10).


Таблица 9 - Характеристики конкурентных позиций

Позиции бизнеса

Характеристика позиции

Ведущая

Только один представитель отрасли может занимать данную позицию. Он устанавливает отраслевой стандарт и контролирует поведение других конкурентов. Имеет широкий выбор стратегических альтернатив. Такая позиция является результатом монополии или надежно защищенного технологического лидерства.

Сильная

Такой бизнес выбирать стратегию независимо от действий конкурентов и имеет перед ними определенные преимущества. Относительная доля рынка 1,5, но абсолютного преимущества нет.

Благоприятная

Это один из лидеров в отраслях, где все участники находятся примерно на одном уровне, и никто не занимает доминирующие позиции. Этот бизнес характеризуется относительной безопасностью, если у него есть своя рыночная ниша. Может значительно улучшить свое положение.

Прочная

Специализация в узкой или относительно защищенной рыночной нише. Может долго сохранять такое положение, но нет шансов его улучшить.

Слабая

Слабые стороны мешают получать прибыль. Такой бизнес не может выжить самостоятельно.

Нежизнеспособная

Нет сильных сторон, но они могут появиться в будущем. Продлить такое существование или ликвидировать бизнес.



Таблица 10 - Уточненные стратегии по матрице фирмы Artur D. Little (ADL/LC)

A

Обратная интеграция

M

Рационализация рынка

1

2

3

4

B

Развитие бизнеса за рубежом

N

Методы, направления повышения эффективности

C

Развитие производственных мощностей за рубежом

O

Новые продукты – новые рынки

D

Наращивание производственных мощностей

P

Новые продукты - старые рынки

E

Экспорт продукции

Q

Рационализация производства

F

Прямая интеграция

R

Рационализация ассортимента

Продолжение таблицы 10

1

2

3

4

G

Неуверенность

S

Чистое выживание

H

Начальная стадия развития рынка

T

Старые продукты - новые рынки

I

Лицензирование за рубежом

U

Старые продукты - старые рынки

J

Полная рационализация

V

Эффективная технология

K

Проникновение на рынок

W

Снижение себестоимости

L




X

Отказ от производства


Таблица 11 - Рекомендации матрицы фирмы Artur D. Little (ADL/LC)

Вид СБЦ

Прибыль

Денежный поток

Инвестиции

Возможные стратегии

1

2

3

4

5

Ведущая-рождение

Вероятная

Отрицательный (заемные средства)

С опережением требований рынка

Увеличение доли рынка

Начало нового бизнеса

Ведущая-рост

Положительная

Не обязательно положительная

Продолжение инвестирования

Лидерство в ценах

Удержание доли рынка

Ведущая-зрелость

Положительная

Положительный

Реинвестирование по мере необходимости

Удержание доли рынка

Удержание конкурентного преимущества

Ведущая-спад

Положительная

Положительный

По мере необходимости

Удержание конкурентного положения

Сильная – рождение

Могут отсутствовать

Отрицательный

В соответствии с требованиями рынка

Улучшить конкурентное положение

Быстрый рост доли рынка

Сильная – рост

Вероятная

Вероятен заем

С целью увеличения темпов роста

Лидерство в ценах

Быстрый рост доли рынка

Сильная – зрелость

Положительная

Положительный

Реинвестирование по мере необходимости

Удержание конкурентного положения

Рост доли рынка с увеличением производства

Сильная – спад

Положительная

Положительный

Минимальные реинвестиции

Удержание конкурентного положения

Удержание рыночной ниши

Заметная – рождение

Может отсутствовать

Отрицательный

Избирательные

Выборочное приобретение или быстрый рост доли рынка



Продолжение таблицы 11

1

2

3

4

5

Заметная – рост

Минимальная

Отрицательный

Избирательные

Лидерство в ценах

Дифференциация

продукции

Заметная – зрелость

Умеренная

Положительный

Минимальное или избирательное реинвестирование

Рост доли рынка

Поиск и защита рыночной ниши

Заметная – спад

Умеренная

Сбалансированный

Минимальные или отказ от инвестиций

Эксплуатация рыночной ниши, ее удержание,или уход с рынка

Прочная - рождение

Отсутствует

Отрицательный

Избирательные

Сосредоточение или доказать жизнеспособность

Прочная – рост

Отсутствует

Отрицательный или сбалансированный

Избирательные

Сосредоточение или доказать жизнеспособность

Прочная - зрелость

Минимальная

Сбалансированный

Минимальное реинвестирование или отказ от инвестиций

Удержание рыночной ниши

Выход из отрасли

Прочная – спад

Минимальная

Сбалансированный

Деинвестирование

Уход с рынка или отказ от производства

Слабая - рождение

Отсутствует

Отрицательный

Избирательные или отказ от инвестиций

Догнать конкурентов, в противном случае выход из отрасли

Слабая – рост

Отсутствует

Отрицательный или сбалансированный

Избирательные или отказ от инвестиций

Сдвиг или обновление продукции

Уход с рынка

Слабая - зрелость

Отсутствует

Отрицательный или положительный

Избирательные или отказ от инвестиций

Сдвиг, обновление продукции

Уход с рынка

Слабая – спад

Отсутствует

Сбалансированный

Отказ от инвестиций

Выход из отрасли



6 Матрица Ансоффа: сущность, преимущества, недостатки применения

Матрица Ансоффа предназначена для описания возможных стратегий предприятия в условиях растущего рынка. Считается, что при выборе направлений роста у предприятия имеется несколько стратегических альтернатив (табл. 12)
Таблица 12 - Матрица Ансоффа




Старый рынок

Новый рынок

Старый товар

Совершенствование деятельности

Стратегия развития рынка

Новый товар

Товарная экспансия

Диверсификация


При выборе стратегии совершенствования деятельности рекомендуется обратить внимание на мероприятия маркетинга: провести изучение рынка, разработать мероприятия по продвижению продукции на рынок, увеличению эффективности деятельности на существующем рынке. Доход обеспечивается за счет рационализации производства и сбыта (снижения себестоимости, предоставление торговых скидок, сервис, реклама).

Имеются следующие альтернативы интенсивного роста:

  1. развитие первичного спроса путем привлечения новых потребителей, побуждения к более частому использованию и к большему разовому потреблению, поиск новых возможностей использования товара.

  2. увеличение доли рынка за счет привлечения покупателей посредством маркетинговых мероприятий – развитие сбытовой сети, использование стимулирующих мероприятий, гибкой ценовой политики, развитие сервисных услуг.

  3. приобретение рынков путем слияния или поглощения.

  4. защита положения на рынке посредством развития функционального маркетинга.

  5. рационализация рынка – фокусирование на рентабельных рыночных сегментах, повышение эффективности продаж.

Товарная экспансия - стратегия разработки новых товаров и совершенствования существующих товаров с целью увеличения продаж. Предприятие использует данную стратегию на уже освоенном рынке, заполняя рыночные ниши. Доход обеспечивается за счет сохранения доли рынка.

Имеются следующие альтернативные варианты реализации стратегии:

  • добавление потребительских характеристик.

  • расширение товарного ассортимента.

Например, производитель напитков выпускает их в различной упаковке и разных по объему емкостях. Кроме того, он может приобрести производство дополняющих товаров, например чипсов.