Файл: Стратегия предприятия понятие, эволюция концепций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 284

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Стратегия предприятия: понятие, эволюция концепций

5 Организация разработки стратегии на предприятии

2 Определение миссии и целей предприятия

4 Оценка внешней среды предприятия

5 Анализ стратегического потенциала предприятия

1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия

1 Суть и значение анализа стратегического потенциала предприятия

6 Стратегия бизнеса

План

1 Общая схема разработки стратегии бизнеса

2 Модель М. Портера разработки стратегии бизнеса

1 Общая схема разработки стратегии бизнеса

2 Модель М. Портера разработки стратегии бизнеса

Таблица 5 - Матрица диверсификаций

Таблица 7 - Факторы, определяющие привлекательность рынка и стратегическое положение бизнеса

Рис. 15 Модель «7С»

4 Экспертные методы в стратегическом выборе

1 Разработка стратегических альтернатив

2 Выбор стратегии

3 Оценка альтернативных стратегий

4 Экспертные методы в стратегическом выборе

Основные разделы комплексного стратегического плана:



Вместе с тем быстрые изменения задач, решений, приоритетов, присущих экономической деятельности, приводят к плохим результатам, снижению конкурентоспособности предприятий.

Решение этих проблем с теоретической точки зрения отражено в современной концепции стратегического менеджмента.

Сформулируем характерные черты, которые присущие современной концепции стратегического менеджмента.

Первая черта базируется на определенном объединении системного, ситуационного и целевого подходов к деятельности предприятия, что трактуется как открытая социально-экономическая система. Использование только одной из указанных основ не дает возможности достичь нужных результатов - развития предприятия в долгосрочной перспективе.

Другая - ориентирует на изучение условий, в которых функционирует предприятие. Это позволяет создавать адекватные этим условиям системы стратегического управления, которые будут отличаться одна от другой в зависимости от особенностей предприятия и характеристик внешней среды.

Третья - концентрирует внимание на необходимости сбора и применения баз стратегической информации. Анализ, интерпретация и использование информации для принятия стратегических решений позволяет определить содержание и последовательность действий относительно изменений на предприятии в результате уменьшения неопределенности ситуации.

Четвертая - позволяет прогнозировать последствия принимаемых решений, которые влияют на ситуацию путем соответствующего распределения ресурсов, установления эффективных связей и формирования стратегического поведения персонала.

Пята - предусматривает применение определенных инструментов и методов развития предприятия (целей, «дерева целей», стратегий, «стратегического набора», стратегических планов и программ, стратегического контроля и тому подобное).

Следовательно, стратегическое управление - многоплановый, формально-поведенческий управленческий процесс, который помогает формулировать и реализовывать эффективные стратегии, оказывающие содействие балансированию отношений между организацией, включая ее отдельные части, и внешней средой, а также достижению установленных целей.

Иными словами, стратегическое управление является фундаментом общего подхода к управлению всей компанией.


Изучение немалого зарубежного и не достаточно значительного отечественного опыта свободного организационного развития показывает, что:

- в наши дни у организаций, которые строят свое функционирование в соответствии с определенной стратегией, и у организаций, которые не имеют стратегий, шансы выжить практично одинаковые;


- в современном хаотически изменяющемся организационном окружении концепция стратегического управления не является освобождением и не гарантирует успешного организационного развития, хотя и привносить в управление организацией определенную целесообразность;

- в организациях, которые не имеют четко сформулированной стратегии функционирования, развитие имеет эволюционный характер, тогда как в управляемых организациях с соответствующим стратегическим планом, такое развитие происходит революционно;

- успех присущ организациям, чьи стратегии нацелены на активное использование их внутреннего потенциала для изменения внешнего окружения, а не простого приспособления к нему;

-ни разработка стратегии, ни эффективная ее реализация, ни успешные организационные изменения невозможны, если в организации нет функционирующего механизма обучения и управления организационным знанием.

Большинство организаций, которые на протяжении продолжительного времени сохранили сове положение и успешно функционирую, не имея стратегического плана, придерживаются принципа поддержки динамического равновесия со своим окружением. Этот тип организационного развития называют эволюционным.

Изменения, которые происходят в таких организациях, всегда согласовываются с общим направлением изменений в их окружении.


2 Необходимость стратегического планирования на предприятии

Ключевую роль в решении стратегических задач организации играет стратегическое планирование, под которым понимается процесс разработки и поддержания стратегического равновесия между целями и возможностями организации в изменяющихся рыночных условиях. Цель стратегического планирования — определить наиболее перспективные направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание. За рубежом этот термин был введен, чтобы отличить данное понятие от долгосрочного планирования и отразить отличие планирования, осуществляемого на уровне управления организацией в целом или ее самостоятельных хозяйственных единиц, от планирования на более низких уровнях управления. Стратегическое планирование является составной частью более широкого понятия «стратегическое управление». В управлении обычно выделяют четыре его обобщенные функции – планирование, организацию, мотивацию и контроль. В каждой из них,
когда речь идет о стратегическом управлении, в большей или меньшей степени представлена стратегическая ориентация. Но в наибольшей степени это касается планирования, в котором выделяют особый его вид – стратегическое планирование.

Интерес к стратегическому управлению был обусловлен следующими причинами:

  1. Осознание того, что любая организация является открытой системой и что главные источники успеха организации находятся во внешней среде.

  2. В условиях обострения конкурентной борьбы стратегическая ориентация деятельности организации является одним из решающих факторов ее выживания и процветания. Стратегическое планирование позволяет адекватным образом отреагировать на факторы неопределенности и риска, присущие внешней среде.

  3. Поскольку будущее предсказать практически невозможно и экстраполяция, используемая в долгосрочном планировании, не работает, необходимо использовать сценарный, ситуационный подходы, хорошо вписывающиеся в идеологию стратегического управления.

  4. Для того чтобы организация наилучшим образом реагировала на воздействие внешней среды, ее система управления должна обладать адаптационными способностями.

Термин «стратегическое планирование» пришел к нам в 70-е годы в переводных книгах западных специалистов. В плановой практике тех лет в нашей стране использовался термин «долгосрочное перспективное планирование». Между этими двумя понятиями существовало принципиальное различие. Так, главной идеей, парадигмой, лежащей в основе разработки долгосрочных планов, было: «Сегодня лучше, чем было вчера, а завтра будет лучше, чем сегодня» и отрицалась какая-либо неопределенность. Отсюда ведущий принцип планирования — разработка плановых заданий «от достигнутого», часто в рамках имеющихся ресурсных возможностей путем простой экстраполяции, причем чем больше наращивали выпуск той или иной продукции, тем было лучше. При этом априори считалось, что внешняя среда практически меняться не будет. Акцент делался на анализ внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе все, что организация может определить на основе анализа своих внутренних возможностей, это то, какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она понесет. Но объем производства и величина издержек не дают ответа на вопрос о том, насколько созданный продукт будет принят рынком, который в то время в традиционном понимании в нашей стране отсутствовал. Какое количество будет куплено и по какой цене, определяет именно рынок. Такие вопросы в условиях нерыночной экономики и не ставились.


Стратегический план, характеризующий деятельность организаций, работающих в рыночных условиях, использует другую парадигму: «Завтрашний день необязательно будет лучше сегодняшнего». И если ситуационный анализ обнаружил падение спроса на какую-то продукцию, даже при наличии необходимых ресурсов руководство данного предприятия не будет наращивать объемы ее выпуска, а скорее выберет стратегии уменьшения выпуска или переключения на выпуск другой продукции. Таким образом, простая экстраполяция на будущее из прошлого, исходя из изученных тенденций развития, использовавшаяся ранее в долгосрочном планировании, не годится. В основу разработки стратегического плана ложится анализ перспектив развития организации при определенных предположениях об изменении внешней среды, в которой она функционирует. Важнейшим элементом этого анализа является определение позиции организации в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции. На основе такого анализа цели развития организации, формируются отдельные направления производственно-хозяйственной деятельности (отдельных бизнесов) и выбираются стратегии достижения целей.

Если долгосрочный и годовой планы организации предполагают планированием выбранных направлений развития организации, то в рамках стратегического планирования решаются вопросы о том, какие новые направления следует развивать, а какие из существующих ликвидировать. Стратегическое планирование направлено на адаптацию деятельности организации к постоянно меняющимся условиям внешней среды и на извлечение выгод из новых возможностей.

Однако стратегическое планирование не может дать полной, исчерпывающей картины будущего. Формируемая им картина будущего — это не детальное описание внешнего и внутреннего положения организации, а, скорее, его сценарное описание, носящее вероятностный характер. Очевидно, что даже несовершенное описание будущего несравненно лучше, чем его отсутствие. В целом стратегическое планирование — это симбиоз интуиции и искусства высшего руководства организации по постановке и достижению стратегических целей, опирающийся на владение конкретными методами предпланового анализа и разработки стратегических планов.

При осуществлении стратегического планирования зачастую основной упор делается на разработку стратегического плана. На самом же деле важнейшей его составляющей является также реализация стратегического плана. А это предполагает в первую очередь создание организационной (корпоративной) культуры,