Файл: 38. 02. 03 Операционная деятельность в логистике. Допустить к защите утверждаю.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации логистических процессов на предприятии
1.1 Основные принципы построения логистики в организации
1.2 Товарно-материальные запасы как составляющая логистического процесса
1.3 Опыт организаций зарубежных стран в построении и регулировании логистических процессов
1.4 Теоретический подход к оценке эффективности логистической деятельности
2. Анализ и оценка логистической деятельности предприятия ООО «АПЕКС-ЭНЕРГО»
2.1 Общая характеристика ООО «Апекс-Энерго»
2.2 Анализ эффективности логистической деятельности предприятия ООО «Апекс-Энерго»
3. Совершенствование логистической деятельности предприятия ООО «АПЕКС-ЭНЕРГО»
3.1 Пути и методы совершенствования логистической системы предприятия ООО «Апекс-Энерго»
Саркисов С. В. под логистикой понимает процесс планирования, организации и контроля за движением материальных потоков, их складированием и хранением; предоставление соответствующей информации о всех этапах их продвижения от места отправления и до места назначения с целью обеспечения качественного удовлетворения запросов клиентуры [1].
Как видим - трактовка довольно широка и многопланова.
Понятие «логистическая деятельность» используется зачастую как синоним слова «логистика». Всю совокупность рассматриваемых определений логистики можно объединить в две группы: Первая группа определений трактует логистику как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения.
Вторая группа определений рассматривает логистику как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных и информационных потоков.
Резюмируя, можно предложить более краткое определение логистики. Логистика – наука об организации, планировании, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Выделяют несколько комплексных логистических функций:
1. Базисные - снабжение, производство и сбыт.
2. Ключевые - управление закупками, транспортирование, управление запасами, ценообразование, распределение и пр.
3. Поддерживающие - складирование, грузопереработка, возвратные функции, сервис и обеспечение запчастями, информационная ЭВМ-поддержка и пр.
В отечественной научной литературе периодически дают более широкую трактовку понятия логистики, в которой объект управления воспринимается более обобщённо, не ограничиваясь материальным потоком.
Логистический процесс подразделяется на две подсистемы: информационную проанализировав и материальную. Сам процесс преимущественно начинается еще до формирования материальных потоков, а именно со сбора информации и ее обработки, что является составной и обязательной частью планирования, которое должно предварять начало реализации логистических процессов, связанных с непосредственным движением материальных потоков.
Информационная подсистема позволяет своевременно организовать различные вспомогательные действия, в том числе разные расчеты, сбор и обработка информации, переговоры, заключение договоров, принятие управленческих решений и тому подобное.
Материальная подсистема включает транспортировку грузов, складирование, разгрузку-загрузку товаров, комплектование грузовых и транспортных единиц, сортировочно-упаковочные работы и так далее.
При организации цепи поставок сначала в логистическом процессе участвует информационная подсистема, которая должна обеспечить согласование всех условий и параметров движения будущего материального потока. В некоторых случаях параллельно с информационным (или же с небольшим запаздыванием) начинает движение и финансовый поток. После согласования необходимых условий включается материальный поток, идущий по цепи поставок.
Очевидно, что в случае нарушения или приостановки информационного потока, организация материального потока также становится практически невозможной.
Когда распределение, транспортировка грузов закончены, то тогда идет только сбор данных и соответственно анализ состояния цен, поведения на рынке клиентуры и оценка экономической ситуации.
Вернемся все же к общему понятию логистики. Логистический процесс делится на различные этапы:
-логистику снабжения,
-внутрипроизводственную,
-сбытовую.
Снабжение – это обеспечение предприятия материальными ресурсами для поддержания производства. Здесь большое внимание уделено построению цепей снабжения. В логистике, цепь – это звенья системы, выделенные по потокам, с целью обеспечения работы определенных функций и процессов. На этапе снабжения можно реально много сэкономить. Например, менеджер холдинга Nissan Карлос Гон выявил факт превышения закупочных цен на 15- 20% выше среднерыночных, количество поставщиков он тоже сократил ровно в 2 раза до 7000 с 14000.И добился серьезного сокращения затрат.
Внутрипроизводственная логистика – это способ организации производства на предприятии. Существует множество методологий и подходов выстраивания.
Но их все объединяет похожая цель – минимизация издержек при создании непрерывно-поточного производства. Поточное производство – это прогрессивная форма организации производительного процесса, которая основывается на согласованности действий основных и вспомогательных операций. И только при равенстве производительности на всех линиях получается непрерывно-поточное производство. Если компания следует этой цели- то она сильно экономит на времени и издержках на хранение незавершенного производства между этапами.
Сбытовая логистика- последний этап цепи, она подразумевает построение каналов поставок и каналов распределения.
Существует несколько основных цепей распределения:
-продажа через посредников, которые бы полностью выкупали товар и приобретали полное право собственности;
-через посредников, которые бы приобретали неполное право собственности;
-через собственные структуры и других посредников, которые не приобретают права собственности на товары.
Логистическая деятельность различных субъектов хозяйствования обычно воспринимается как практическая реализация не только комплексных логистических функций, но и простых логистических операций.
Под логистическим процессом понимают организованную во времени последовательность логистических операций, выполняемых в рамках конкретной организации.
Далее представим, что относится к логистическим процессам, в виде рисунка 1.1.
Рисунок 1.1 – Логистические процессы
Логистические процессы имеют несколько различных характеристик. В частности они могут выделяться на основе анализа различных технологических режимов, а также средств технического обеспечения, трудовых и материальных затрат [1].
Состав логистического процесса включает в себя, как правило, следующие базовые составляющие:
- подсистема, охватывающая движение материальных потоков в различной форме;
- подсистема, охватывающая информационное обеспечение.
Первоначальным звеном, запускающим логистический процесс на предприятии, в большинстве случаев являются операции построения планов и организации закупочной деятельности.
Исследователями чаще всего рассматриваются несколько групп для объектов закупок, которые могут быть сформированы следующим образом:
– сырье и исходные материалы;
– подлежащие обработке полуфабрикаты;
– готовые узлы, а также соответствующие им комплектующие детали, используемые при сборке готовых изделий на предприятиях, производящих выпуск конечной продукции;
– специализированные узлы и сборочные единицы;
– топливо и энергия в различном состоянии, а также в различных вариантах передачи [14].
Выстраивание правильных отношений с поставщиками является важным составным элементом логистического процесса. Партнёрские отношения с поставщиками позволяют не только сократить определённые виды издержек, связанных с движением материального и сопутствующих потоков, но и принципиально увеличить добавленную стоимость во всей организуемой цепи поставок.
Можно сформулировать следующие принципы, которые позволяют формировать деловые и взаимовыгодные отношения с поставщиками:
– поставщиков необходимо рассматривать, как лучших клиентов фирмы и обращаться с ними соответствующим образом;
– формировать собственную потребность в закупке товарно-материальных ценностей заранее и информировать поставщиков о существующих потребностях;
– стараться получить информацию о состоянии дел поставщика-партнёра, согласовывать с ним наиболее объёмные операции;
– при возникновении проблем у поставщика можно проявлять инициативу и предлагать потенциальную помощь;
– всегда стараться выполнять принятые на себя обязательства по контракту с поставщиками, за исключением случаев действия обстоятельств непреодолимой силы.
При организации взаимодействия с поставщиками необходимо учитывать, что их количество должно быть с одной стороны достаточно ограниченным, чтобы можно было контролировать взаимоотношения с каждым из них, а с другой стороны и не чрезмерно малым, чтобы не возникало зависимости от единственного поставщика или группы взаимосвязанных поставщиков.
В обычной ситуации полезным для организации логистических процессов является выстраивание долгосрочных отношений.
Главными составляющими логистической деятельности является совокупность рассмотренных процессов, объединённых во времени и в пространстве, а также своевременная координация действий всех структурных подразделений по логистическим функциям. Кроме того, жизненно важным может быть интегрирование различных организаций в общей цепочке поставок. Комплекс услуг по перемещению и размещению товаров является результатом логистической деятельности на торговом предприятии.
Чем эффективнее выстроен процесс снабжения и сбыта, тем выше конкурентоспособность. Все очень индивидуально и зависит от структуры материальных потребностей и построения процесса. Не смотря на то, что каждая организация может иметь уникальную структуру материальных потребностей, составные элементы этих потребностей могут быть следующие:
- сырье и материалы, предназначенные для использования при производстве готовой продукции;
- полуфабрикаты;
- готовые изделия;
- сборочные узлы;
- топливо и также энергия [35].
Выстраивание правильных отношений с поставщиками является важным составным элементом логистического процесса. Партнёрские отношения с поставщиками позволяют не только сократить определённые виды издержек, связанных с движением материального и сопутствующих потоков, но и принципиально увеличить добавленную стоимость во всей организуемой цепи поставок.
При организации взаимодействия с поставщиками необходимо учитывать, что их количество должно быть с одной стороны достаточно ограниченным, чтобы можно было контролировать взаимоотношения с каждым из них, а с другой стороны и не чрезмерно малым, чтобы не возникало зависимости от единственного поставщика или группы взаимосвязанных поставщиков.
В логистике существуют правила без выполнения, которых становится бесполезно пытаться внедрять какие-то инициативы или экономить на издержках. Эти правила называются 8R - от слова «правильный-верный»:
а) нужный продукт (right product);
б) нужное количество (right quantity); в) в нужном состоянии (right condition);
г) в правильном месте (right place);
д) в нужное время (right time);
е) за правильную стоимость (right cost);
ж) правильному покупателю (right customer);
з) правильная персонификация (right personification).
После появления концепции Omni-channel- одноканальность (персонифицированный подход), суть которой заключается в группировании всех цепей и источников поставок для обеспечения сравнительно лёгкого перехода между ними покупателя: телекоммуникации, интернет-магазин или шопинг. Данный подход – это обеспечение клиентов приятным опытом, с целью показать, как и где покупать. В этом и заключается разница по сравнению с Multi-channel (мультиканальность), где не происходит такого слияния, и каналы сбыта существуют раздельно. Так же ключевое отличие заключается в том, что многоканальная система предполагает создание как можно более широкой сети сбыта для обеспечения наиболее широкого охвата целевой аудитории. А для оценки выполнения условий данного подхода в зарубежных компаниях часто используют показатель SRL (логистика сервисного отклика) [3]. Этот характеризует степень координации операций, необходимых для оказания услуг самым эффективным образом с точки зрения минимизации общих затрат и удовлетворения потребности клиентов.
Логистическую деятельность предприятия анализируют как правило в целом: как фактическое выполнение сложных логистических функций, так и элементарных логистических операций.
Основной задачей закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в сырье с лучшей экономической эффективностью. Достижение этой задачи напрямую зависит от определения самых важных задачи при разработке стратегии торгово-закупочной деятельности компании: [26]:
- обеспечение бесперебойной работы предприятия напрямую зависит от эффективного удовлетворения материальных и комплектующих потребностей;