Файл: 38. 02. 03 Операционная деятельность в логистике. Допустить к защите утверждаю.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации логистических процессов на предприятии
1.1 Основные принципы построения логистики в организации
1.2 Товарно-материальные запасы как составляющая логистического процесса
1.3 Опыт организаций зарубежных стран в построении и регулировании логистических процессов
1.4 Теоретический подход к оценке эффективности логистической деятельности
2. Анализ и оценка логистической деятельности предприятия ООО «АПЕКС-ЭНЕРГО»
2.1 Общая характеристика ООО «Апекс-Энерго»
2.2 Анализ эффективности логистической деятельности предприятия ООО «Апекс-Энерго»
3. Совершенствование логистической деятельности предприятия ООО «АПЕКС-ЭНЕРГО»
3.1 Пути и методы совершенствования логистической системы предприятия ООО «Апекс-Энерго»
1) анализировать эффективность работы системы доставки, в зависимости от различных характеристик ее возможностей и входящих в нее структурных элементов, значениях потребностей в доставке и способов организации управления данной системой доставки;
2) рассчитывать оптимальный уровень возможностей системы доставки;
3) определять рациональные технологии организации процесса доставки;
4) учитывать логистические и конкурентные требования к процессу доставки со стороны конечных потребителей.
Подход к снижению затрат на определенном уровне так же объясняется базовой концепцией логистики. Компания может рационализировать свою хозяйственную деятельность путем оптимизации потоковых процессов. Дополнительно к этому, данная дисциплина охватывает все стадии воспроизводства: снабжение, производство, сбыт, транспортировка и хранение. Поэтому здесь стоит привести сравнение двух различных подходу к рассмотрению издержек.
Изолированный подход к учету издержек гласит, что для снижения издержек на предприятии в целом, надо снижать их на каждой отдельной стадии производительного процесса. Но данный подход имеет один основной недостаток – он может проводить к проблемам в производстве. Стремление к минимизации издержек на каждом отдельном этапе вызовет несогласованность и приведет к снижению качества продукции. Например, если компания будет пытаться экономить на отделе распределения продукции, то этот отдел не сможет выполнять поставленные перед собой задачи, а именно не сможет реализовывать необходимый объем продукции. Если отдел закупок будет экономить на сырье и комплектующих, то в лучшем случае снизится качество, а в худшем встанет производство.
В логистическом же подходе компания пытается найти оптимальное сочетание всех издержек: издержек на снабжение, производство, распределение, хранение и транспортировку [1]. В реальном производстве именно такой подход приведет и к экономии, и к удовлетворению потребности клиентов компании.
Помимо этого, осуществляется трансформация подходов к ведению бизнеса. В первую очередь это переход от функций к процессам. Это происходит из-за того, что функциональный подход прежде всего нацелен на использование ресурсов, а не создание конечного продукта. Во-вторых, происходит сдвиг основного внимания с прибыли к повышению эффективности. Это значит, что KPI’s (Key Performance Indicators) топ- менеджеров и линейных менеджеров нацелены на сокращение затрат. Как было уже написано выше – это одно из решений доступных в текущих условиях рынка.
И в заключение, сейчас происходит сдвиг от запасов к информации. Этого становится возможным с появлением новых технологий и устройств. Информация о сбыте в режиме реального времени значительно снижает необходимость в прогнозах и снижает затраты на хранение, и управление складскими запасами. Например, в российском подразделении MetroCash&Carry используется продвинутая система прогнозирования спроса на продукцию, на предсказаниях которой выстраивается взаимодействие с поставщиками и обосновываются операционные решения в компании. Однако данная система, несмотря на постоянные улучшения, не может полностью сгладить все пики и просадки в спросе на различную продукцию. В результате чего появляются лишние запасы на складах, со сроком нахождения там больше, чем 1 год. Это касается в основном дорогого алкоголя и табачной категории. Вследствие чего компания несет многомиллионные издержки на хранение данной продукции. Если бы Metro Cash&Carry не основывала свои закупочные решения на прогнозах, а на оперативных ответах изменению спроса, такая ситуация вообще не случилась бы.
На эффективности может сказываться и система производства, которых есть 2 типа: выталкивающая и вытягивающая. В случае выталкивающей системы, материальные ресурсы подаются с одной стадии на другую в соответствии с графиком производства. В случае вытягивающей системы подача материалов осуществляется по мере востребования.
Таким образом, оценка эффективности функционирования логистической системы может быть получена с учётом эффекта по снижению совокупных затрат, связанных с движением материального потока, который эта система даёт на всей длине цепи поставок конечной продукции. Расчёт оценки эффективности можно выполнять за счёт сопоставления текущих логистических издержек с логистическими издержками предыдущего периода при соответствующем размере самого материального потока или же при сравнении с аналогичными издержками конкурирующих компаний.
2. Анализ и оценка логистической деятельности предприятия ООО «АПЕКС-ЭНЕРГО»
2.1 Общая характеристика ООО «Апекс-Энерго»
ООО «Апекс-Энерго» было основано в Ярославле в 2010 году. За несколько лет работы ООО «Апекс-Энерго» освоило Российский рынок, и в настоящее время компания работает по всей России, а также на рынках ближнего зарубежья. Продукция компании реализуется через широкую дистрибутивную сеть во многих регионах России и странах бывшего СНГ.
Сейчас партнерами ООО «Апекс-Энерго» является ряд ведущих поставщиков электрооборудования в России.
Административная и хозяйственная деятельности предприятия направлена на достижение главных целей: функционирование предприятия в рыночных условиях и получение прибыли на основе максимального использования трудовых ресурсов с гарантией мотивации и стимулирования труда, внедрения эффективных технологий.
Организационная структура компании представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Организационная структура ООО «Апекс-Энерго»
Отдел бухгалтерии формирует финансовую отчетность, ведет бухгалтерский и налоговый учет производственной деятельности предприятия. В сферу ее ответственности входит учет материалов, сырья и готовой продукции, взаимодействие с поставщиками и покупателями сырья и услуг, учет движения денежных средств, как на расчетном счете, так и в кассе, производит расчет оплаты труда и контролирует расчеты с персоналом, формирует и сдает отчетность в контролирующие органы и органы статистики
Отдел логистики обеспечивает приобретение материалов, доставку продукции до покупателя, прием заказов и держит финансовый отчет перед бухгалтерией. Административно-хозяйственный состоит из инженерного и технического персонала. Данный отдел обеспечивает текущую функциональность предприятия, обеспечивает бесперебойную работу оборудования и уборку помещений и подведомственной территории
Структура организации ООО «Апекс-Энерго» является линейно- функциональной. Выбор данной функциональной структуры обусловлен, с одной стороны, четким разделением всех полномочий в фирме, а, с другой стороны, приспособлением организации к нуждам особых потребителей и к особенностям различных регионов в которых работает данная фирма. Т.е линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные — консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ.
2.2 Анализ эффективности логистической деятельности предприятия ООО «Апекс-Энерго»
Логистические системы по масштабу деятельности подразделяются на макро - и микрологистические.
На макроуровне в логистике решаются ряд вопросов междисциплинарного характера:
1) прогнозирование спроса и предложения продукции (услуг) при стратегическом планировании деятельности логистической системы;
2) анализ моделей логистических систем для обеспечения устойчивости ее функционирования;
3) комплексная оптимизация транспортировки и распределения продукции в целях обоснования и создания складских сетей (систем);
4) оптимизация технических средств и технологических процессов на базе современных информационных технологий.
При функционировании макрологистической системы, в состав которой входят несколько стран, приходится решать глобальные проблемы, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных отношений: различиями в законодательстве в области внешнеэкономической деятельности.
Объектом исследования здесь является инфраструктура экономики региона, страны или группы стран.
Микрологистические системы представляют собой подсистемы (или структурные составляющие) макрологистических систем.
Отсюда, объектом исследования в микросистемах является инфраструктура и техническое оснащение производства и логистические потоки.
Следует заметить, что в макросистемах, а также сложных логистических системах производственно-транспортных или транспортно-сбытовых системах сталкиваются интересы как самих предприятий, так и государств или регионов, т.к. конечной целью хозяйствующих субъектов является максимизация прибыли, а государств или регионов – решение социальных, экологических, военных и других проблем.
Основой взаимосвязей между отдельными микросистемами являются товарно-денежные отношения, базирующиеся на спросе на выпускаемую ими продукцию и ее рыночную цену. Границы микросистемы определяются циклом обращения средств производства (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Границы логистической системы на основе цикла обращения средств производства
Закупленные средства производства поступают в виде потока (сырьевые ресурсы, запчасти, комплектующие) в логистическую систему, где складируются, обрабатываются. Этот материальный поток (готовая продукция) тоже складируется и далее покидает логистическую систему - отправляется потребителю за плату
Внутри каждой микросистемы также действуют подсистемы, но их взаимодействия основаны на бестоварных отношениях, т.е. Поставщик - Закупка Потребитель – Складирование – Обработка – Складирование – Реализация - Финансы Управление логистической системой - это связи между отдельными подразделениями внутри предприятий, работающие на единый экономический результат.
На рисунке 2.3 представлена система подразделений предприятия, образующих микрологистическую систему, и движение логистических потоков по обеспечению ее функционирования.
Рисунок 2.3 – Схема микрологистической системы и логистические потоки, обеспечивающие ее работу
Немаловажным при работе логистической системы являются используемые в ней логистические цепи (рисунки 2.4 и 2.5).
Рисунок 2.4 – Логистическая цепь средней сложности
Рисунок 2.5 – Сложная логистическая цепь
Логистические цепи поставок имеют разные степени сложности и подразделяются на:
1. Простые. Включают в себя две стороны: продавца и покупателя (производителя и потребителя), между которыми заключен прямой договор поставки. Перемещение материального ресурса в данной случае может осуществлять любая из сторон договора поставки.
2. Средней сложности. В этой цепи уже задействован посредник, например, компания-перевозчик, осуществляющая доставку продукции от производителя до потребителя.
3. Сложная (расширенная). В сложных цепях посредников может быть несколько.
Кроме перевозчиков и складских комплектов в качестве логистических посредников могут выступать логисты-операторы (экспедиторы), организации, несущие функцию по погрузочно-разгрузочным работам, финансовые структуры и т.д.
Логистическая система обладает множеством свойств, представленных в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Свойства логистических систем
Свойство | Характеристика |
Целостность | Логистическая система является системой взаимодействующих между собой элементов |
Делимость | В зависимости от поставленной цели или решаемых задач можно осуществлять разделение/замену логистической системы:
виде готовой продукции из логистической системы |
Сложность | Взаимодействие между элементами логистической системы обеспечивается сложной системой управления, которая функционирует в условиях влияния большого числа стохастических внутренних и внешних факторов |
Изменчивость | Параметры элементов логистической системы в результате воздействия внешней среды и внутренних изменений в самой системе могут меняться |
Связность | Между элементами ЛС существуют тесные взаимосвязи, которые способствуют выполнению поставленных перед нею задач, основанные на договорах в макрологистических логистических системах и внутрипроизводственных отношениях в микрологистических логистических системах |
Организованность | Элементы логистической системы и связи между ними упорядочены соответствующим образом в форме одной определенной одной или нескольких организаций в зависимости от вида логистической системы |
Случайность | Поведение логистической системы в конкретных условиях невозможно предсказать в связи с большим числом случайностей в поведении и самой системы и ее внешней среды |
Адаптивность | Способность логистической системы изменяться структурно и поведенчески в зависимости от внутренних и внешних факторов |
Интегрированность | Логистическая система обладает качествами, не свойственными ни одному из ее элементов в отдельности |
Оптимальность | Логистическая система способна выполнять все свои функции, обеспечивая минимум экономических затрат |