Файл: 1. Предмет и метод отрасли конституционного права. 3 Конституционноправовые отношения. 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 314

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предмет и метод отрасли конституционного права.

Источники российского конституционного права.

Конституционное развитие России (характеристика Конституций РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 г.).

Понятие и сущность, юридические свойства Конституции Российской Федерации..

Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.

Процедура внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.

Конституционный контроль, как особая форма правовой охраны Конституции.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.

Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и элементы.

Референдум: понятие и виды.

Приобретение российского гражданства: общий и упрощенный порядок. Прекращение российского гражданства.

Гражданство детей в Российской Федерации.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Право политического убежища. Понятие «беженец» применяется к лицу, которое: 1) не является гражданином Российской Федерации; 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства – вне страны своего прежнего обычного места жительства); 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.В отличие от беженца, вынужденный переселенец, – как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта.Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем.Установленные рассматриваемыми Законами порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания (за рубежом

Правовое положение лиц без гражданства и иностранцев в России.

Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.

Государственная защита прав и свобод граждан.

Понятие и принципы избирательного права.

Избирательный процесс и его основные стадии.

Предметы ведения Российской Федерации.

Конституционный статус субъекта Российской Федерации.

Порядок разграничения предметов ведения и полномочий в Российской Федерации.

Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

Правовое положение главы государства в Российской Федерации: функции Президента Российской Федерации.

Прекращение полномочий Президента Российской Федерации. Процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности.

Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики.

Полномочия Президента Российской Федерации как гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Вспомогательные государственные органы при Президенте Российской Федерации

Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти в Российской Федерации.

Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации. 102 Статья 116 Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.Во всех случаях прекращения полномочий Правительства оно по поручению Президента продолжает действовать до создания нового Правительства.Заместители Председателя Правительства и министры также могут подать в отставку. Она принимается Президентом, уведомлять Государственную Думу не требуется. Президент назначает на место ушедших в отставку новых членов Правительства. Полномочия и акты Правительства Российской Федерации. Правительство РФ - орган исп. власти общей компетенции.Полномочия Правительства РФ:1) разрабатывает и представляет ГД на утверждение проект фед. бюджета, обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении.2) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.3) обеспечение проведения в РФ единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.4) осуществление управления фед. собственностью.5) обеспечение обороны страны, гос. безопасности, реализации внеш. политики РФ.6) обеспечение прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.А также иные полномочия, возложенные Конституцией РФ, ФЗ, указами Президента РФ.Акты Правительства РФ.Правительство РФ издает в рамках своей компетенции два вида актов: постановления и распоряжения

Система и структура федеральных органовисполнительной власти в Российской Федерации.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Конституционный статус сенатора и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Общая характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ.

Общая характеристика законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

Конституционный статус судебной власти в России.

Общая характеристика демократических принципов правосудия.

Суды общей юрисдикции: система и полномочия.

Военные суды в РФ. Особенности задач и полномочия.

Принципы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации.


Оглавление

1. Предмет и метод отрасли конституционного права. 3

2. Конституционно-правовые отношения. 4

1)ПО СТЕПЕНИ ОБЩНОСТИ 4

2) ПО ФАКТОРУ СУЩЕСТВОВАНИЯ 5

3) ПО ЮРИДИЧЕСКОМУ ЗНАЧЕНИЮ 5

4)ПО ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВИЯ 5

3. Источники российского конституционного права. 6

4. Конституция Российской Федерации 1993 г. Общая характеристика. 7

1)ПО СПОСОБУ ПРИНЯТИЯ 7

2)ПО СПОСОБУ ИЗМЕНЕНИЯ 7

3)ПО СООТВЕТСТВИЮ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ 7

5. Конституционное развитие России (характеристика Конституций РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 г.). 8

6. Понятие и сущность, юридические свойства Конституции Российской Федерации.. 11

7. Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации. 13

8. Прямое действие норм Конституции Российской Федерации. 14

9. Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации 14

10. Процедура внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. 16

11. Конституционный контроль, как особая форма правовой охраны Конституции. 18

12. Порядок формирования Конституционного Суда РФ. Правовой статус судьи Конституционного Суда РФ. 20

13. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации. 21

14. Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и элементы. 23

15. Политические основы конституционного строя Российской Федерации. 24

16. Социально-гуманистические основы конституционного строя Российской Федерации. 25

17. Референдум: понятие и виды. 26

19. Приобретение российского гражданства: общий и упрощенный порядок. Прекращение российского гражданства. 31

20. Гражданство детей в Российской Федерации. 34

21. Государственные органы по делам о гражданстве. 36

22. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Право политического убежища. 38

23. Правовое положение лиц без гражданства и иностранцев в России. 41

24. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации. 42

25. Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. 45

26. Политические права граждан в Российской Федерации. 47

27. Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. 49

28. Социальные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. 50

29. Конституционные обязанности граждан Российской Федерации. 52

30. Конституционное право граждан на защиту своих прав. 53

31. Государственная защита прав и свобод граждан. 55

32. Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 57

33. Понятие и принципы избирательного права. 58

34. Понятие и виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. 59

35. Избирательный процесс и его основные стадии. 61

36. Суверенитет и государственные символы Российской Федерации. 62

37. Предметы ведения Российской Федерации. 67

38. Виды субъектов в Российской Федерации. 68

39. Конституционный статус субъекта Российской Федерации. 70

40. Порядок разграничения предметов ведения и полномочий в Российской Федерации. 73

41. Особенности конституционного статуса Республик в составе Российской Федерации. 74

42. Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации. 75

43. Правовое положение главы государства в Российской Федерации: функции Президента Российской Федерации. 78

44. Порядок избрания и вступления в должность Президента Российской Федерации. 80

45. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации. Процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности. 80

46. Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики. 83

47. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере обороны и безопасности страны. 84

48. Полномочия Президента Российской Федерации как гаранта прав и свобод человека и гражданина. 86

49. Акты Президента Российской Федерации: понятия и виды. 88

50. Вспомогательные государственные органы при Президенте Российской Федерации 89

51. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации. 92

52. Правительство Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти в Российской Федерации. 95

53. Порядок формирования Правительства Российской Федерации. 97

54. Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации. 98

55. Полномочия и акты Правительства Российской Федерации. 99

56. Система и структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации. 101

57. Конституционно-правовой статус российского парламента. 101

58. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 103

59. Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 104

60. Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации. 108

61. Конституционный статус сенатора и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 111

62. Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, их структура и функции. 113

63. Общая характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ. 116

64. Общая характеристика законодательных органов государственной власти субъектов РФ. 120

65. Конституционный статус судебной власти в России. 122

66. Конституционные принципы правосудия в Российской Федерации.. 123

67. Общая характеристика демократических принципов правосудия. 125

68. Судебная система Российской Федерации. 125

69. Конституционно-правовой статус судей в Российской Федерации. 127

70. Суды общей юрисдикции: система и полномочия. 130

71. Арбитражные суды: система и полномочия. 131

72. Военные суды в РФ. Особенности задач и полномочия. 133

73. Правовой статус Прокуратуры Российской Федерации. 134

74. Принципы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации. 136

75. Конституционные основы местного самоуправления. 138

76. Понятие, принципы, гарантии прав местного управления. 140



  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44

Предмет и метод отрасли конституционного права.


КП – одна из отраслей системы права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, то есть общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах.

КП РФ как отрасль российского права – совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяются организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему гос. власти и систему местного самоуправления. Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято называть предметом.

Предмет КП – общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права:

Основы конституционного строя, закреп. в Гл.1 Конст. РФ «Основы конституционного строя», т.е. общие основы функционирования всей политической системы;

Отношения между человеком и государством, т.е. основы правового статуса членов общества, положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также права, свободы и обязанности человека и гражданина (Гл.2 Конст. РФ «Права и свободы человека и гражданина»);

Отношения между Федерацией и ее субъектами (Гл. 3 Конст. РФ «Федеративное устройство»);

Механизм управления социальными процессами – основные принципы системы органов государственной власти и системы органов МСУ (Главы 4, 5, 6, 7. 8 Конституции РФ).

К предметам КП нужно также отнести сущность и формы власти народа; основы правового положения личности; гос. устройство; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов гос власти; система, порядок формирования, принципы организации и механизм деятельности органов местного самоуправления; регулирование всей сферы отношений, связанных с законодательными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Детальное регулирование деятельности органов исполнительной и судебной власти относится к предмету иных отраслей права.


Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст.58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»). В конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для определения полномочий государственных органов (например, ст.34 Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности»). В конституционном праве применяется и метод запрещения (например, ст.50 Конституции РФ: «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление»).

Обязывание и запрещение как методы конституционно-правового регулирования осуществляются на основе субординации, т.е. юридического воздействия на основе властно-императивных начал. Метод дозволения осуществляется на основе координации. Этот метод регулирования заключается в том, что субъектам конституционных правоотношений предоставляются права на собственные активные действия в пределах закона.
  1. Конституционно-правовые отношения.


Конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Следует отличать конституционные общественные отношения от конституционных правоотношений. Последние общественные отношения уже урегулированы нормами кп. К-п отношения можно разделить по:

1)ПО СТЕПЕНИ ОБЩНОСТИ

Общие конституционные п/о или правовые состояния (гражданство)

Конкретные п/о, возникающие при совершении конкретных действий потенциально возможными субъектами (выход из гражданства)

2) ПО ФАКТОРУ СУЩЕСТВОВАНИЯ

Статические – постоянные, не обусловленные фактором времени существования. Они возникают с введением соответствующих конституционно-правовых норм, созданием гос-ва, объявлением формы их устройства, проявления, образованием органов го.власти и тд.

Динамические – возникают в результате действий участников совершения действий и достижений определенных целей п/о прекращается.


3) ПО ЮРИДИЧЕСКОМУ ЗНАЧЕНИЮ

Материальные- примером таких отношений могут быть те, которые вытекают из положений президента рф как главы гос-ва, гаранта конституции и основных прав и свобод человека и гражданина, а также верховного главнокомандующего вооруженными силами рф.

Процессуальные – примером таких отношений являются процедуры, связанные с принятием фс определенных законов большинством голосов парламентариев и федеральных конституционных законов квалифицированным большинством в 2/3 в думе и ¾ в совете федерации.

4)ПО ВРЕМЕНИ ДЕЙСТВИЯ

постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные возникают в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением оно прекращается.

Возникновению конкретного КПО на базе правовой нормы предшествует юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Регулируемые конституцией общественные отношения являются объектом (предметом) конституционного регулирования. Кроме юридических фактов необходимы еще субъекты, которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.

Субъекты к-п отношений:

1.Рф как государство (всегда выступает в лице органов гос.власти)

2.Многонациональный народ рф

3.Национальные и иные меньшинства

4.Физ.лица: гражданские, иностранные граждане, лица с двойным и более гражданством, лица без гражданства

5.Юр.лица (политические партии)

6.Органы публичной власти

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44