Файл: 1. Предмет и метод отрасли конституционного права. 3 Конституционноправовые отношения. 4.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 336
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Предмет и метод отрасли конституционного права.
Источники российского конституционного права.
Конституционное развитие России (характеристика Конституций РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 г.).
Понятие и сущность, юридические свойства Конституции Российской Федерации..
Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.
Процедура внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.
Конституционный контроль, как особая форма правовой охраны Конституции.
Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и элементы.
Гражданство детей в Российской Федерации.
Правовое положение лиц без гражданства и иностранцев в России.
Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.
Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.
Государственная защита прав и свобод граждан.
Понятие и принципы избирательного права.
Избирательный процесс и его основные стадии.
Предметы ведения Российской Федерации.
Конституционный статус субъекта Российской Федерации.
Порядок разграничения предметов ведения и полномочий в Российской Федерации.
Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики.
Полномочия Президента Российской Федерации как гаранта прав и свобод человека и гражданина.
Вспомогательные государственные органы при Президенте Российской Федерации
Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации.
Система и структура федеральных органовисполнительной власти в Российской Федерации.
Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации.
Общая характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ.
Общая характеристика законодательных органов государственной власти субъектов РФ.
Конституционный статус судебной власти в России.
Общая характеристика демократических принципов правосудия.
Суды общей юрисдикции: система и полномочия.
Военные суды в РФ. Особенности задач и полномочия.
Принципы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации.
Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации.
Законодательный процесс представляет собой деятельность законодательного органа (парламента), связанную с принятием законопроекта к рассмотрению, его обсуждением, принятием и обнародованием закона.
Законодательный процесс представляет собой определенную последовательность действий, состоящую из ряда этапов, именуемых стадиями законодательного процесса. В конституционно-правовой литературе выделяют следующие стадии:
1. Внесение законопроекта (стадия реализации права законодательной инициативы) в Государственную Думу.
2. Предварительное рассмотрение законопроекта в комитетах и комиссиях Государственной Думы.
3. Рассмотрение законопроекта в Государственной Думе.
4. Принятие закона Государственной Думой.
5. Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации.
6. Подписание и обнародование (опубликование) принятого закона.
7. Вступление закона в силу.
Кроме того, выделяется еще особая стадия — преодоление разногласий между палатами Федерального Собрания, а также между парламентом и Президентом.
Начинается законодательный процесс с внесения законопроекта на рассмотрение парламента, т. е. с реализации права законодательной инициативы.
Правом законодательной инициативы в Российской Федерации обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Последние три субъекта обладают специфическим правом законодательной инициативы — они могут вносить законопроекты только по вопросам, отнесенным к их ведению.
Все законопроекты вносятся в Государственную Думу, при этом законопроекты
, связанные с расходами федерального бюджета (о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и т. п.), вносятся только при наличии заключения Правительства РФ.
После внесения в парламент законопроект включается в план законодательных работ, передается в одну из постоянных парламентских комитетов или специально созданную для работы над данным проектом комиссию. Сначала работа над проектом ведется в этих комитетах и комиссиях с приглашением специалистов. Законопроект готовится к обсуждению на пленарном заседании Государственной Думы. В этом состоит вторая стадия законодательного процесса. Третья стадия состоит в рассмотрении законопроекта на пленарном заседании палаты. Законопроект рассматривается в три чтения. В первом чтении обсуждается его концепция, соответствие Конституции РФ, его актуальность и социальная значимость. Во втором чтении обсуждаются и принимаются (отклоняются) поправки к законопроекту. В третьем чтении проект становится законом, если он будет одобрен большинством депутатов от общего их числа, т. е. наберет хотя бы 226 голосов. Третье чтение, таким образом, совпадает со стадией принятия закона.
Принятый закон в течение пяти дней передается в Совет Федерации. Совет Федерации должен рассмотреть данный закон в течение четырнадцати дней. Если в этом периоде закон не был рассмотрен Советом Федерации, то он считается одобренным этой палатой и передается Президенту для подписания. В то же время согласно ст. 106 обязательному рассмотрению Советом Федерации подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации; войны и мира.
Совет Федерации может вернуть закон в Государственную Думу со своими замечаниями. Возникшие разногласия между палатами могут быть преодолены либо созданием согласительной комиссий из представителей обеих палат, которая вырабатывает приемлемый для обеих палат вариант текста, либо Государственная Дума может вновь принять закон в первоначальной редакции большинством в две трети голосов. Тогда закон считается принятым и направляется на подпись Президенту РФ — это уже следующая стадия законодательного процесса.
Президент в течение четырнадцати дней может подписать и обнародовать закон или вернуть его в Государственную Думу со своими замечаниями. В последнем случае считается, что Президент отклонил закон, т. е. наложил вето.
Вето Президента носит отлагательный характер — оно может быть преодолено путем повторного голосования по закону в его первоначальной редакции большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае Президент РФ в течение семи дней должен подписать и обнародовать закон. Но для преодоления разногласий может быть образована согласительная комиссия из представителей обеих палат и Президента РФ.
Подписанный Президентом РФ федеральный закон публикуется и вступает в силу в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", что уже было рассмотрено ранее.
- 1 ... 32 33 34 35 36 37 38 39 ... 44
Конституционный статус сенатора и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Сенаторы - лица, названные в КРФ и в ФЗ о порядке формирования СФ, уполномоченные осуществлять в этой палате законодательные и иные полномочия, ими могут быть:
представитель
Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, если им принято решение об осуществлении полномочий сенатора РФ
представитель РФ, назначенный Президентом РФ.
Депутат ГД - избранный в соответствии с ФЗ о выборах депутатов ГД представитель народа, уполномоченный осуществлять в ГД законодательные и иные полномочия.
Срок полномочий сенаторов от РФ составляет 6 лет, из них не более 7 могут быть назначены пожизненно + пожизненно становится сенатором бывший Президент РФ.
Срок полномочий депутата ГД начинается со дня избрания его депутатом Думы и прекращается со дня начала работы Думы нового созыва.
Ситуации досрочного прекращения полномочий сенаторов и депутатов ГД:
письменное заявление с/д ГД о сложении своих полномочий;
избрание с/д ГД депутатом ЗОГВ или ОМСУ, ВДЛ иного ОГВ или ОМСУ
назначение с/д ГД на иную госдолжность РФ/субъекта, поступление с/д ГД на гос. или муницип. службу
участия с/д ГД в управлении хозяйственным обществом или иной КО, пребывание в которых невозможно без специального личного волеизъявления + участвовать в работе общего собрания как высшего органа управления ХО
осуществлять предпринимательскую или другую оплачиваемую деятельность, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, не финансируемой иностранными источниками
вхождения с/д ГД в состав органов управления, попечительских/наблюдательных советов иностранных НКО/НеПравО и действующих на территории РФ их структурных подразделений
счета/вклады/хранения денег и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами РФ, владения/пользования иностранными финансовыми инструментами с/д ГД, их супругами и несовершеннолетними детьми;
утраты с/д ГД гражданства РФ или приобретения гражданства иностранного государства
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении с/д ГД/ решения суда об ограничении их дееспособности/признании их недееспособными
признания с/д ГД безвестно отсутствующими/умершими на основании решения суда
+ полномочия депутата ГД прекращаются досрочно:
в связи с роспуском ГД
трехкратным отказом палаты утвердить кандидатуру Председателя Правительства, предлагаемую/отклонение кандидатур более одной трети должностей членов Правительства РФ, представленных Председателем Правительства на утверждение Думы
дважды выражение недоверия и отказ в доверии Правительству РФ
в случае выхода депутата по личному заявлению из состава фракции, в которой он состоит
несоблюдения требований о декларировании доходов, имущества и счетов, в том числе за границей
Депутаты и сенаторы не вправе получать в связи с осуществлением полномочий не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения от ФЛ и ЮЛ.
Парламентарии также не могут выезжать в связи с осуществлением полномочий за пределы территории РФ за счет средств ФЛ и ЮЛ, за исключением служебных командировок.
Существуют морально-этические требования к депутатам и сенаторам.
Ответственность за их нарушение устанавливается регламентами палат ФС.
Сенатор РФ, депутат ГД имеют удостоверения, являющиеся основными документами, подтверждающими их личность и полномочия, и нагрудные знаки. Удостоверение дает право беспрепятственно посещать ОГВ/ОМСУ, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать воинские части, организации независимо от форм собственности, бюджета, из которого они финансируются, либо имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей, либо имеющие в качестве учредителей ОГВ/ОМСУ.
-
Система органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, их структура и функции.
В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации системы государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субьектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом. В отсутствие необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ. Субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать дату прямых выборов органов государственной власти на основе принятия собственных постановлений.