Файл: 1. Предмет и метод отрасли конституционного права. 3 Конституционноправовые отношения. 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 355

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предмет и метод отрасли конституционного права.

Источники российского конституционного права.

Конституционное развитие России (характеристика Конституций РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 г.).

Понятие и сущность, юридические свойства Конституции Российской Федерации..

Высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.

Процедура внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.

Конституционный контроль, как особая форма правовой охраны Конституции.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации.

Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие и элементы.

Референдум: понятие и виды.

Приобретение российского гражданства: общий и упрощенный порядок. Прекращение российского гражданства.

Гражданство детей в Российской Федерации.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев. Право политического убежища. Понятие «беженец» применяется к лицу, которое: 1) не является гражданином Российской Федерации; 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства – вне страны своего прежнего обычного места жительства); 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений; 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.В отличие от беженца, вынужденный переселенец, – как правило, гражданин Российской Федерации, по тем же основаниям вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта.Вынужденным переселенцем признается также иностранный гражданин (или лицо без гражданства), постоянно проживающий на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменивший место жительства в ее пределах по указанным выше основаниям. Закон определил и некоторые иные основания признания лица вынужденным переселенцем.Установленные рассматриваемыми Законами порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания (за рубежом

Правовое положение лиц без гражданства и иностранцев в России.

Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации.

Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.

Государственная защита прав и свобод граждан.

Понятие и принципы избирательного права.

Избирательный процесс и его основные стадии.

Предметы ведения Российской Федерации.

Конституционный статус субъекта Российской Федерации.

Порядок разграничения предметов ведения и полномочий в Российской Федерации.

Порядок принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

Правовое положение главы государства в Российской Федерации: функции Президента Российской Федерации.

Прекращение полномочий Президента Российской Федерации. Процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности.

Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики.

Полномочия Президента Российской Федерации как гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Вспомогательные государственные органы при Президенте Российской Федерации

Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти в Российской Федерации.

Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации. 102 Статья 116 Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.Во всех случаях прекращения полномочий Правительства оно по поручению Президента продолжает действовать до создания нового Правительства.Заместители Председателя Правительства и министры также могут подать в отставку. Она принимается Президентом, уведомлять Государственную Думу не требуется. Президент назначает на место ушедших в отставку новых членов Правительства. Полномочия и акты Правительства Российской Федерации. Правительство РФ - орган исп. власти общей компетенции.Полномочия Правительства РФ:1) разрабатывает и представляет ГД на утверждение проект фед. бюджета, обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении.2) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.3) обеспечение проведения в РФ единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.4) осуществление управления фед. собственностью.5) обеспечение обороны страны, гос. безопасности, реализации внеш. политики РФ.6) обеспечение прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.А также иные полномочия, возложенные Конституцией РФ, ФЗ, указами Президента РФ.Акты Правительства РФ.Правительство РФ издает в рамках своей компетенции два вида актов: постановления и распоряжения

Система и структура федеральных органовисполнительной власти в Российской Федерации.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации.

Конституционный статус сенатора и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Общая характеристика органов исполнительной власти субъектов РФ.

Общая характеристика законодательных органов государственной власти субъектов РФ.

Конституционный статус судебной власти в России.

Общая характеристика демократических принципов правосудия.

Суды общей юрисдикции: система и полномочия.

Военные суды в РФ. Особенности задач и полномочия.

Принципы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации.



право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

право на благоприятную окружающую среду.

2. Социальное обеспечение - предоставление государством достаточных средств к существованию гражданам, полностью или частично лишенным возможности трудиться и получать доход от труда, а также помощи семье в связи с рождением и воспитанием детей.

Социальное обеспечение предусмотрено в случаях:

болезни; старости; инвалидности; потери кормильца; воспитания детей; иных установленных законом случаях.

Наиболее распространенный вид социального обеспечения - пенсионное: регулярная выплата гражданам части заработной платы по достижении определенного возраста, завершающего для многих рабочий период жизни. Пенсионный возраст в России установлен с 65 лет - дл мужчины и 60 - для женщины. Для некоторых категорий граждан (имевших опасные или иные особые условия труда) пенсионный возраст снижается на 5 - 10 лет.

Наиболее часто пособия на воспитание детей выдаются:

при беременности; после родов; при воспитании малолетнего (до 14 лет) ребенка.

Помимо указанных форм социальной поддержки, в России предусмотрена помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий.
Одним из главных способов охраны материнства является предоставление женщине отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком.

Другими гарантиями прав матери являются:

льготы работающей матери, имеющей малолетних детей;

выплата пособий по государственному страхованию на ребенка до полутора лет;

выплата денежной компенсации на ребенка, не достигшего 3-летнег возраста;

выплата иных денежных помещений;

запрет уволить беременную женщину с работы;

запрет мужу без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака в' время беременности жены и в течение года после рождения ребенка;

Важной гарантией прав ребенка является конституционная норма о том, что родители обязаны заботиться о своих детях до достижения ими 18-летнего возраста, и прав родителей в старости - совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.


Прогрессивным положением новой российской Конституции стало сохранение права на бесплатную медицинскую помощью в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Также в Российской Федерации осуществляется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физкультуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Каждый человек в РФ имеет право на жилище.
  1. 1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   44

Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.


Конституционные обязанности человека и гражданина – выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения.

Конституционные обязанности закреплены в главе 2 Конституции РФ – "Права и свободы человека и гражданина".
В части 2 статьи 6 установлен принцип равенства обязанностей: "Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ".

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:

Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2).

Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).

Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3).

Получение основного общего образования (статья 43, часть 4).

Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3).

Уплата налогов и сборов (статья 57).

Охрана природы и окружающей среды (статья 58).

Защита Отечества (статья 59).

Соблюдение Конституции РФ и законов РФ

Согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах.

Уважение прав и свобод других лиц

Согласно части 3 статьи 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Исполнение данных обязанностей регулируется Семейным кодексом РФ (главы 12–17).

Получение основного общего образования

Согласно части 4 статьи 43 Конституции РФ, каждый гражданин обязан получить основное общее образование, а родителей или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования.


Забота о памятниках истории и культуры

Согласно части 3 стать 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Уплата налогов и сборов

Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Охрана природы и окружающей среды

Согласно ст. 58 Конституции РФ, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Защита Отечества

Согласно ст.59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.

Граждане, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской.
  1. Конституционное право граждан на защиту своих прав.


Право граждан на самозащиту является конституционным правом, т.к. закреплено и гарантировано Конституцией. Данное право выражается в том, что «каждый может защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Однако конкретный процедурный порядок осуществления права на самозащиту законодательством не установлен, также не определен и перечень способов самозащиты.

КП на самозащиту предполагает целый ряд активных действий граждан по выбору средств охраны и защиты своих прав в рамках закона:

обращение в уполномоченные органы власти;

получение информации о действиях, нарушающих права и свободы, объединение в целях защиты своих прав.

При осуществлении права на самозащиту ее способы не должны выходить за пределы нормативных предписаний (в том числе и моральных), хотя они и были направлены на защиту действительного права, но тем не менее относятся к самоуправству.

Учитывая, что юридические возможности должны гарантироваться нормами права, то право на самозащиту представляет собой конституционный правовой институт, где нормы конституции – это юридическая база для развития и совершенствования законодательства.

Конституционное право граждан на самозащиту, помимо позитивного понимания права, также может рассматриваться и в качестве субъективного права.


Многоаспектность конституционного права на самозащиту формирует следующее его содержание:

Конституция хотя и не содержит понятия "право на самозащиту", но наука КП использует его как соответствующее содержанию ч. 2 ст. 45 Конституции, которая признает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

При этом основными в структуре права на самозащиту считаются следующие правомочия:

беспрепятственно осуществлять любую разрешенную или допускаемую государством правомерную деятельность по самозащите нарушенных прав, свобод;

требовать от всех других лиц прекращения актов поведения, препятствующих правомерной деятельности субъекта;

обращаться в уполномоченные органы власти в случае создания препятствий;

пользоваться "иммунитетом неприкосновенности" на самостоятельную правозащитную деятельность, не превышающую установленных законом пределов.

Право на самозащиту не только обеспечивает реализацию других прав, но и само гарантируется и охраняется государством.

Право на самозащиту взаимосвязано с другими конституционными правами тем:

является средством, обеспечивающим их реализацию;

само право на самозащиту осуществляется посредством реализации других конституционных прав и свобод.

Конституционные нормы являются определяющими и диктуют, в каком направлении следует развиваться законодательству других отраслей (конституционное право граждан на самозащиту особо влияет на гражданское, уголовное, административное, трудовое законодательство).

Под правом на самозащиту подразумеваются способы защиты прав, которые не предполагают обращение за помощью ни к административным, ни к судебным государственным органам. Здесь имеются в виду ситуации, когда защита прав осуществляется гражданами самостоятельно или с помощью структур гражданского общества. К таким структурам можно отнести общественные организации и объединения, в том числе профсоюзы, а также неинституционализированные инициативные группы и СМИ. Они реализуют данное право, используя различные средства, допустимые в соответствии с действующим законодательством: собрания, митинги, демонстрации, пикетирования, забастовки, направленные на привлечение общественного внимания и мобилизацию общественного мнения для отстаивания определенных интересов и защиты нарушенных прав.